Больше рецензий
15 декабря 2018 г. 21:17
1K
1 Жизнь слишком коротка, чтобы помнить обиды, отсекай лишнее и живи, не оглядываясь
РецензияДаже не знаю, что сказать. Боюсь прозвучать не в унисон с большинством читателей. Точнее, не боюсь. Не хочу быть в унисоне. Считаю своим долгом высказать мнение. Своё мнение, без оглядок на чужие.
Я люблю Армению, и у меня есть и всегда было несколько армян -- друзей и добрых знакомых. Азербайджанцев, напротив, не встречал близко почему-то ни одного. Так сложилось. И было бы естественным отнестись к этой книге с сочувствием.
Однако, нет. Книга мне активно не понравилась.
Наринэ Абгарян явно предполагала сделать книгу антивоенной. Но получилась ли она таковой?
Попробуем исследовать вопрос как можно более объективно.
Начал читать с воодушевлением. Что ни рассказ, то эмоциональное описание страданий хороших мирных людей от неизвестно за что свалившейся на них войны. Если бы рассказов было полдюжины, я оценил бы книгу очень высоко. Но там их несколько десятков, и в каждом одна сторона описана объёмно и доброжелательно, другая -- плоско и одной только чёрной краской. Никаких полутонов. Никаких сомнений.
Специально дочитал до конца, надеялся найти хоть одного азербайджанца, который не зверь. Тщетно.
Книга напоминает советские кинохроники военных лет. Ничего человеческого в противнике нет и быть не может. Ему не свойственно ни трудолюбие, ни умение вести хозяйство, ни справедливость, ни сострадание, ни даже, чёрт возьми, любовь к собственному народу:
На подступах к деревне, на самой кромке небольшой лощины, наткнулись на черные от гари, искореженные трупы. Времени отличать своих от чужих не было, потому забрали всех – своих похоронят, чужих тоже – та сторона особого интереса к своим погибшим не выказывала, сгинули, и ладно.
Единственная присущая ему черта -- безмерная и бессмысленная жестокость. Если это не пропаганда, то что?
Что интересно, такую же книгу можно написать и взглянув с противоположной стороны. Вот факт, от которого не уйдёшь:
Население Нагорно-Карабахской Республики по данным переписи 2005 года составляет 137 737 человек (для сравнения в 1995 году — 126,4 тыс. человек[2]), из них
• армян — 137 380 человек (99,74 %)
• русских — 171 человек (0,1 %)
• греков — 22 человека (0,02 %)
• украинцев — 21 человек (0,02 %)
• грузин — 12 человек (0,01 %)
• азербайджанцев — 6 человек (0,005 %)
• представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %)
Данные я взял из Википедии.
Обратите внимание на количество азербайджанцев: 6 человек. Не 60, не 600 и не 6000, а именно шесть человек! А до всех событий азербайджанцев на этой территории было несколько десятков тысяч! Только не спрашивайте меня, куда они все подевались и почему.
Ну и давайте, что ли, опишем их судьбу в симметричной книге. Послужат обе эти работы делу укрепления мира и взаимопонимания? Нет, не послужат.
Остаётся признать, что автор противоречит своим же словам, которые я вынес в заголовок.
Правда, в книге слова о прощении относятся к своим, к армянам. Разумеется, Наринэ Абгарян не первая такая: в своё время в Библии десять заповедей относились только к евреям. Хотя напрямую там об этом и не сказано, но отношение к египтянам было совсем другим -- и одобрялось.
Ну и Наринэ Абгарян продолжает ту же славную древнюю традицию.
Нет, это что угодно, но ни в коем случае не антивоенная книга. Даже и не убеждайте меня!
Это книга, которую вполне можно объявить экстремистской, разжигающей национальную, религиозную, и ещё какая там бывает, рознь. Если уж у нас материалы каких-нибудь безвредных свидетелей Иеговы считаются экстремистскими, то что сказать об этой книге?
"Дальше жить" напомнила мне откровенно подстрекательскую книгу Г.Боброва "Эпоха мертворождённых". Ту я оценил в 1 балл из 10. Этой щедро даю вдвое больше.
Теперь я знаю, что Наринэ Абгарян может писать также и книги, сильно отличные от "Манюни". Что ж, автор должен обладать разнообразными талантами.
«Жизнь всегда побеждает смерть»
Так сказала мудрая армянская бабушка, по-армянски -- тата. По прочтении этой книги хочется спросить: кто же кого в конце концов побеждает в этой фразе?..
=========
Спасибо Penelopa2 за расширение моего кругозора :)
Комментарии
Видимо, объективно вы правы. Но.
Я думаю, что пройдет еще много лет, когда армяне и азербайджанцы смогут объективно рассказать о той войне. А пока нет смысла ждать от них всепрощенческого подхода. Тем более симметричного взгляда на историю с каждой стороны.
Как в свое время Леонид Филатов писал о послевоенном поколении
Как же мы теперь объясним горьким пацанятам своим,
Что не убивали детей братья по фамилии Гримм?!
...
Детям не поставишь в вину, что они играют в "войну"
И под словом "немец" всегда подразумевают страну...
Не сомневаюсь, что армяне с азербайджанцами не помирятся, пока не решится проблема Нагорного Карабаха (Арцаха). А она не решится никогда. Точно так же мы теперь на века, если не навеки отделены от Украины Крымом, а от японцев -- островами.
Но это не повод писать подрывную пропаганду.
вай вай, азерботы и их вечное « ниразу в жизни азербайджанца в глаза не виедэл мамай клянус да»
Адекватные люди всегда могут объективно оценивать ситуацию. В СССР не было ни одной семьи, где кто-нибудь не погиб бы на войне. Но кто ненавидел немцев как нацию? Кто-нибудь " из принципа"не читал детям сказки Братьев Гримм? Отказываюсь понимать Филатова.
Филатов писал о детях военного и первого послевоенного поколения.Если вы полагаете, что эти дети правильно различали понятие народ и государство, боюсь, что вы ошибаетесь. Вспомните фильм "Подранки" и историю Вальки Гандина.
Что дети многое не понимают - не секрет. Сама в школьном возрасте была уверена, что Фриц=фашист. Тем большая ответственность ложится на взрослых, чтобы доходчиво объяснить подрастающему поколению, что не народы начинают войны, а грязные политики. И вздохи-охи автора приведенного выше стиха "как же мы объясним" не к месту. Надо, надо объяснять! Ведь то, что умный, интеллигентный взрослый , к примеру вы или sq (или средних лет армянин либо азербайджанец с двумя высшими), поймет и так, подросток 17-ти лет не увидит. И станет пушечным мясом, марионеткой в руках нечистоплотных политиков. И жертв будет не меньше, как вроде бы хотелось автору обсуждаемой книги, а наоборот, больше. В общем, своим замечанием стремилась не столько оспорить ваш комментарий, сколько выразить солидарность с sq. Книга целиком и полностью подходит под статью "разжигание межнациональной розни", даже если у автора и не было сознательного намерения этого добиться.
У автора совершенно точно не было сознательного намерения. Она бесхитростно высказала стандартную идею любого народа: рознь разжигают только "чужие". "Свои" всегда стеной стоят за мир, и факты для подтверждения этой простой идеи подбираются легко и просто.
Ну, раз бесхитростно, то это конечно "не считается". И изымать тиражи из печати и сажать читателей книги за "хранение экстремистской литературы" не надо. Лично мне повезло общаться не "с простыми и бесхитростными людьми", а с людьми умными и мудрыми. Как и у вас, у меня много хороших знакомых армян - прекрасный, трудолюбивый, доброжелательный народ. А азербайджанцев в кругу знакомых как-то меньше всегда было. Но довелось году в 2014-м стоять в очереди за продуктами с одним знакомым азербайджанцем - немолодым человеком, очень культурным и образованным. Перед нами стояла армянка и задерживала очередь, т.к. набирала большое количество продуктов. Я отпустила в ее адрес шпильку:"Да... наши женщины столько не кушают "(армянка была полнненькая). Мой спутник укоризненно заметил: "Зачем вы так? Наверное, у нее большая семья, детей надо кормить. " Но я продолжала язвить: "Ну да. Армянам надо много солдат растить, чтобы было кому с азербайджанцами воевать..." ( Не скрою, подначивала я его специально, чтобы поглядеть на реакцию.) Он грустно вздохнул: "Разве простые люди развязали эту войну? Простые люди лишь пострадали - как армяне, так и азербайджанцы. Это все политики. А ни я, ни эта женщина не воюем."
Ни к чему такие разговоры...
Раз вы так полагаете - предлагаю удалить мой комментарий, я не против. (Я этого сделать не могу технически.)
Я тоже не могу по той же причине :)
Ну и зачем вы это все говорили? Посмотрели на реакцию? Удовлетворили любопытство?
Оглядываясь назад (теперь капельку поумнев) я понимаю, что мой исследовательский интерес был неуместен и некорректен. Но сдержанный и спокойный ответ моего собеседника произвел на меня тогда сильное впечатление.
Ох разжигаете. :-)
Это Наринэ Абгарян разжигает...
Малые народы не могут разжигать - могут разжигать только большие по отношению к малым. Так что тут гандикап, и он не в вашу пользу. :-)
Разве?
А я думал, это именно малые народы хотят ото всех отмежеваться и дрейфовать под своим маленьким, но гордым флагом в прекрасное будущее.
Так или иначе, я как раз продвигаю мысль, что оба народа, о которых в данном случае идёт речь, одинаково хороши. Одни выгнали "врагов" из Баку и Сумгаита и заодно разрушили кладбище в Нахичевани, которое было в списке ЮНЕСКО. Другие выгнали "врагов" из Нагорного Карабаха.
Мой-то большой народ как раз и заморозил прямое военное столкновение этих двух малых :)
У вашего большого народа судьба платить и каяться. Это такая вот планида у больших народов.
А что отмежеваться - да, хотят. Но чтоб им весь путь розами усыпали, за их "маленькость".
Я тоже сейчас Абгарян читал, правда другую книгу. Там азербайджанцы хорошие есть (хотя и немного). Но перекосов в книге все равно хватает, из-за этого рука не поднялась положительную оценку поставить.
Лучше бы она вообще не касалась этой темы...