Больше рецензий

4 декабря 2018 г. 22:40

233

4 «— Пройти тысячу километров в один конец и промазать на какие-то пятьдесят-сто метров... Не выложишь мины на фарватер, и считай — все зря!»

картинка JohnMalcovich
Герой Советского Союза Василий Иванович Минаков

«— Командир! Я же не все бомбы сбросил...
— Как так?
— Поставил на электро-сбрасыватель не всю серию, а аварийно не продублировал...
— Спишь, что ли, штурман?
— Давно не бомбил, все разведка, разведка...»

Взгляд на воздушную разведку глазами самих разведчиков. Словно желая поддержать миф о том, что воздушная разведка это одно сплошное баловство, автор книги приводит пару комичных примеров. О том, как штурман одного из экипажей разведчиков, чтобы не прилететь с пустыми руками, сделал два фотоснимка моста, расположенного в районе Сочи, у Мацесты. Проявив снимки, фотограмметристы обнаружили мост. Зная, что этот экипаж должен был лететь до Балаклавы, решили, что все-таки долетели и до Балаклавы. На снимках появилась надпись: «Построен мост в районе Балаклавы...». Но на самом деле разведчикам приходилось совсем не сладко. У них почти все как у пикирующих бомбардировщиков, только бомб нет. А это значит, что немцы могут спокойно обстреливать наш самолет, когда он на боевом курсе. В эти минуты маневр исключен. Нельзя отвернуть ни на градус, если не хочешь промазать: самолет не пушка, нацеливается всем корпусом, не стволом. То же — на курсе фотографирования, при плановой съемке. Направление менять нельзя. Можно попробовать поменять высоту, но до определенных пределов, которые еще надо предварительно выяснить. Нужно составлять таблицы, определять маневры для того, чтобы избегать попаданий немецких зенитчиков. Волнообразный полет может спасти самолет от попадания и обеспечить качество снимков. Хотя, качеством снимков начальство редко остается довольно. «— А ваши снимки Ялты, Минаков, — как открытки, которые до войны продавали в курортных киосках...» - эта фраза может звучать, порой, как заезженная пластинка. А ведь для того, чтобы получить эту открытку, надо преодолеть трижды заградительный огонь вражеских зенитных батарей, сделать три захода на цель и, по возможности, выпустить три пары эрэсов по цели. Очень хороши были для разведки самолеты Ил-4. Обладая высокими летно-тактическими характеристиками, они давали возможность в течение короткого срока обследовать значительные участки поверхности моря, немедленно сообщать подробные сведения об обстановке в заданном районе и обнаруженных целях, а во многих случаях и принимать экстренные меры к срыву замыслов противника: вылетающие на разведку машины вооружались бомбами и реактивными снарядами. Плохо только, что задания постоянно были очень разными и разведчикам временами необходимо было тренироваться накануне боевого вылета, чтобы вспомнить навыки, например, поражения цели реактивными снарядами. А еще приходилось выполнять роль низко-летящих торпедоносцев, которые боевые операции проводят большей частью при низкой облачности, рискуя зацепить крылом воду. Бывает, что мина зависает на замке и ее невозможно сбросить в воздухе. Зато, при касании шасси земли, она отрывается и падает под хвост самолета.
Разведчики также занимаются постановкой мин. Причем, поставив мины, обязательно необходимо как следует пошуметь в соседнем районе, чтобы немцы не догадались о цели прилета нашего самолета и не закрыли заминированный район для плавания. Часто сбрасывалось несколько манекенов-»парашютистов» — имитация десанта для дезориентации противника.
СПРАВКА: мины бывают парашютные и беспарашютные, донные и якорные. Якорные контактные мины ставятся с различным углублением, это затрудняет противнику траление и делает заграждения более надежными. Донные неконтактные имеют различную кратность и сроки взрыва. Мина может пролежать на дне десять, пятнадцать, двадцать и более суток и лишь затем, прийти в боевое положение. Или над миной — магнитного действия — проходит десять, пятнадцать кораблей, а одиннадцатый или, к примеру, шестнадцатый подрывается.
Обычно минные постановки выполнялись экипажами, в составе которых были наиболее подготовленные, опытные штурманы. Ставить мины требовалось ночью и только с ходу, имея лишь координаты точки, где нужно освободиться от груза, — ограниченный участок морской акватории, как правило, лишенный ориентиров и хорошо защищенный средствами противовоздушной обороны противника!
Минирование Керченского пролива с воздуха значительно облегчило действия наших наземных войск. На минах, выставленных полком, подорвалось несколько десантных кораблей. Противник был морально подавлен. По данным разведки, имели место случаи отказа гитлеровских моряков от рейсов из Крыма на Таманский полуостров.