Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 декабря 2018 г. 18:19

805

3.5

Роман «Смерть Иезавели» (Death of Jezebel) впервые издан на русском языке в серии «Золотой век английского детектива». Вышел он в сборнике вместе с ранее издававшимся произведением Брэнд «Внезапно у себя дома» (Suddenly at His Residence), которое здесь почему-то назвали «В кругу семьи». Переменой названий вызывается ложная надежда, что перевели два новых романа, а не один. Я сначала так и подумала (аннотации к классическим детективам не читаю во избежание спойлеров).

«Внезапно у себя дома» это третья книга в серии об инспекторе Кокрилле, а «Смерть Иезавели» – четвертая. Читать можно в любом порядке, о предыдущих расследованиях только вскользь упоминается.

В романе «Смерть Иезавели» все вращается вокруг неоднозначной фигуры – актрисы Изабель Дрю. Ее многие за глаза осуждают за свободную жизнь и расчетливость. Но тем не менее хотят оказаться в ее компании на разных тусовках. Погреться в лучах чужой славы и отхватить свой кусок пирога.

Общая ненависть к Изабель в актерских кругах активизируется после случая самоубийства одного из парней. Он увидел свою невесту Перпетую на домашней вечеринке у Изабель в компании актера и въехал из-за этого на машине в стену. Все винили Изабель и Перпетую в смерти «славного парня, храброго солдата». Это могло сыграть роль в дальнейших событиях.

Как следует из названия, Изабель станет жертвой убийства, а использование слова «Иезавель» по отношению к ней намекает на возможный религиозный мотив. Кто-то не выдержал «испорченности» Изабель и решил покончить с ней. Позже для несведущих Брэнд объяснит, что вся сцена убийства отсылает к истории Иезавели. Разыгрываемое в Элизиум-холле представление натолкнуло убийцу на эту мысль.

Изабель должна была сидеть в башне, пока рыцари в доспехах в количестве одиннадцати человек внизу выполняют построения. После по сценарию она выглядывает из окна башни и произносит речь, когда рыцари займут нужные позиции. На представлении Изабель свалилась из окна башни. Ее убили буквально перед падением. И это преступление из разряда «невозможных». Потому что задний выход находился под наблюдением, а спереди сидели зрители. Преступление каким-то образом совершено прямо на сцене, но никто ничего не видел.

Кокрилл и местный инспектор предложат разные версии случившегося, одна другой причудливее. Напряжение будет поддерживаться за счет угрозы другим персонажам. Число подозреваемых сократится до нескольких человек. Всплывут новые факты, повернутся под другим углом старые. Кокрилл как и всегда бесцветный незаметный персонаж. Расследует методом наблюдения и открытого подслушивания. На него никто никогда не обращает внимания.

Улики и важные мелочи по всем правилам разложены для читателей. Кое-что понятно сразу, а что-то остается загадкой до конца. Авторы «Золотого века» не занимались болтологией – если какая-то сцена написана и детали озвучены, то это имеет значение. Но что к чему не поймешь, пока не расскажут. Это талант старых мастеров детектива.

Финальное объяснение изобретательно с технической точки зрения. В остальном мотив бредоват. Но вообще это произведение сильно устарело в некоторых вещах. Из-за чего угроза одному из персонажей выглядит смехотворно, потому что ну не может он быть убитым никак. Соответственно, в концовке финт с ним тоже не срабатывает. Хотя действующие лица описаны убедительно, несмотря на стереотипную подачу.

В целом это роман на один раз и только для любителей классических детективов. Для любителей копаться в деталях, сверять разные мелочи и подмечать несоответствия. Потому что остальных может утомить эта возня с версиями и прогонами по сто раз одного и того же.

Не лучшее у Брэнд. «Зеленый – цвет опасности» и «Внезапно у себя дома» мне понравились больше.