Больше рецензий
29 ноября 2018 г. 11:54
334
5
РецензияСразу хочу обратить внимание, что этот текст не о том, почему женщинам мало прав, и почему они из-за этого идут в феминистки. Так же речь не пойдет о сексистском отношении: кому быть, а кому не быть в обществе. Не будет разделения на «хороший» и «плохой» в зависимости от пола. Этот текст о понимании и принадлежности женщины к политическому. Политическому не в понимании госуправления, а в понимании «общности». О том, как так получилось, что вопрос женского в обществе всегда вызывал дискуссии, и почему женское коллективное бессознательное было и продолжает быть. Сколько бы не говорили о равенстве полов. Хиллари Клинтон впервые стала номинанткой одной из двух ведущих партий в президенты Америки. Тереза Мей на днях официально назначена на должность премьер-министра в Британии, Вирджиния Раджи избрана в меры Рима в Италии. И это только самое нашумевшее за последние месяцы. Но, это не много. По последним данным ООН лишь 10 % от общего числа мировых лидеров — женщины. Среди них — 7 глав правительств и 11 президентов (правда, монархи здесь не учтены). А ведь интересно же, что в мире, где женщины и мужчины равны, подобные новости вызывают горячайшие обсуждения и внимание. Когда же на высшие государственные должности назначают мужчину – ажиотажа в новостях только потому, что «кто-то» мужского пола — нет. Так перестало ли общество быть патриархальным? И о какой равности мужчин и женщин сегодня говорят политики, которые в большинстве своём– мужчины? Как психолог, я могу утверждать, что в мире существуют четко определённые особенности того, как мы выбираем профессию и как мы её осуществляем. Гендерные особенности очень влияют на этот выбор. Мир не первый век полон мифов и стереотипов относительно «мужского» и «женского». Условно давно распределено, какими должны быть (казаться) мужчина и женщина. Эта норма досталась нам как филогенетическое коллективное наследство, и мы напрочь отказываемся признавать, что «быть» и «казаться» — не одно и то же. Поступки совершает та наша часть, которую мы называем «быть», а критерием оценки этих поступков по-прежнему остается «казаться». И вот здесь, наверное, мужчинам все-таки повезло больше. Если они не застрахованы от неумения определить: «казаться» или «быть», то женщины помимо этого еще решают и тему равенства. И задаются другим вопросом: быть равной или казаться равной? Или и то и другое? Тема «равенства» в современном обществе набирает обороты. В большинстве случаев люди понимают «устранение различий» и «равенство» как одинаковое явление. На самом деле эта всевозрастающая тенденция к «уничтожению различий» тесно связана с пониманием и переживанием равенства, и тем, как оно развивалось в наиболее передовых индустриальных обществах. Например, в религиозном контексте равенство между мужчиной и женщиной означает, что все мы обладаем одной и той же человеко-божеской субстанцией, что все мы едины. Но параллельно с этим религия утверждает, что каждый из нас является уникальной сущностью, космосом в себе. Такое равенство имело значение также в философии западного Просвещения. Оно означало (наиболее ясно это сформулировал Кант), что никакой человек не может быть средством для целей другого человека. Все люди равны. Позже социалистическое общество решило, что равенство – это когда обязательно нужно говорить об отмене эксплуатации. Независимо от того, жестока она или «человечна».
Придя в политику в условиях современной культуры, женщина часто не понимает, перед какой дилеммой она оказывается. Она приходит во власть, где она пытается казаться быть равной (и от неё этого ждут), но оказывается совершенно бессильной перед тем женским коллективным бессознательным, которое было и досталось ей как канон. Конфликты, которые порождаются от того, что психика не в состоянии справится с таким количеством напряжения, трактуются тем, что «женщинам не место в политике». Сегодняшняя культура даёт женщине право выбора. Она дает женщине возможность быть с этим выбором, справляться с ним. Это сложно. Справляться – это осознавать, принимать и знать, что делать с последствиями. Сегодня женщина выбирает. Быть избранной или избирать. Выбирает молчать или говорить о своих правах. Выбирает туфли или кеды. Выбирает быть во власти или в семье. Казаться быть похожей на мужчину или продолжать оставаться быть женщиной. Именно в наличии такого выбора и состоит искать суть равенства.