Больше рецензий

Amatik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2018 г. 09:57

1K

5

Мне всегда интересна психология человека и интересно узнавать новое, даже через художественную литературу. Этот рассказ Мопассана был упомянут в "Сновидении" Тилье, и как мне было не прочесть что-то о расстройстве психики у классика французской литературы?
Рассказ преподносится как дневниковые записи молодого человека, который с каждым днем все больше сходит с ума. Я склонна верить, что описываемые в произведении события мы видим глазами больного шизофренией, но я не психиатр, утверждать не буду. Мужчина верит, что в его доме поселился невидимое существо, которое выпивает из бутылок воду, дает ему указания и влияет на его эмоциональное состояние. Меняя обстановку, герой рассказа чувствует себя хорошо, но стоит ему вернуться домой - все возвращается на круги своя. С каждым абзацем, с каждой записью сумасшествие нарастает и приближается логическая развязка.
Название рассказа объясняет сам автор (или переводчик?) как "Слово «Le Horla» принято понимать как «Le hors là», то есть «внешнее», «находящееся за пределами действительности», «потустороннее» (другими словами, то фантастическое, что окружает героя повести).". Интересно, есть люди, прочитавшие произведение, и поверившие, что у молодого человека была не душевная болезнь, а контакт с потусторонними силами?

Комментарии


Есть такие)


внесу свои пять копеек и скажу, что мне вообще показалось, что то был контакт не с потусторонними силами, а с внеземными.


Конечно, это беспощадное, в духе Мопассана, поэтапное описание погружения в безумие. К тому же, он переделывал этот рассказ не единожды. Мало того, это писалось под влиянием собственной болезни: сифилис в то время нормально не лечился и постепенно разрушал мозг больных (так было, например, с Врубелем, так было с Лениным). Через несколько лет после опубликования "Орля" Мопассана не стало, и именно эта болезнь, приведшая к сумасшествию, его доконала. Так что он прекрасно знал, о чем пишет, не понаслышке. Это своего рода "Дневник сумасшедшего". Причем сумасшедшим герой предстает нам с первых же страниц: его экзальтированное, приподнятое настроение в начальном эпизоде выглядит очень подозрительно, и дальше этот контрастирующий перепад в сторону смятения, депрессии, а потом и вовсе различных симптомов навязчивых состояний только подчеркивает его диагноз.
Но сказать, что это просто медицинский рассказ, облеченный в художественную форму, конечно, нельзя. Это была некая попытка показать через психоз одного представителя общества проблему всего современного Мопассану общества в целом (и сейчас всё только усугубляется с каждым годом из-за обилия информационных атак на сознание людей). Это, так сказать, предтеча "Джокера-2019". Поэтому я считаю, что орля — это не только так называемые "эгрегоры", энергоинформационные паразиты, для которых тогда еще не придумали названия и решили оставить мопассановский термин "орля" (или хорла). Это еще и доппельгангер, тот самый "черный человек", Тень, теневой двойник человека (этот феномен также часто описывается в мировой литературе, симптомы в чем-то похожи). В общем, произведение это гораздо сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Уж точно не "простая страшилка", не "ужастик на ночь" и не "исповедь умалишенного".