Больше рецензий

23 ноября 2018 г. 03:57

1K

4

But I can’t see New York
as I’m circling down
through white cloud
falling out...

картинка ClaudineSemblance

Иногда мне снится тысячетонная дымящаяся груда человеческой плоти и расплавленной стали, где смешались человек и камень, компьютеры и оторванные руки, лифты и обожженные ноги, верующие и атеисты, огонь и кровь… А потом это проходит. А потом возвращается снова: я вижу стены с впечатавшимися в них глазами, расколотые стеклами черепа, распотрошенные туловища на факсах, мозги, вытекающие на копиры. Бог создал и это тоже.

Книгу прочитала за ночь. Очень неоднозначные чувства остались. Были главы, которые душу наизненку выворачивали, а были такие, которые хотелось зевая перелистнуть. 11 сентября и по сей день животрепещущая и резонансная тема, шокирующая трагедия масштабностью и немыслимостью сравнимая разве что с Титаником. Узнав о романе Windows on the World, да еще и за авторством Бегбедера, мимо пройти,естественно, не могла, так как уже очень давно планировала познакомиться с этим писателем. О чем ни чуть не пожалела. Книга очень хороша, хоть и не без оговорок.

Что ПОНРАВИЛОСЬ:

1. Главы от лица Картью и его сыновей (особенно последние)
Без трагического пафоса, без спикуляций на тему "этождеточки!" (старший еще и помужественней отца оказался), без показного надрыва. Но честно и до дрожи, до шевелящихся на голове волос, по-настоящему. Сцена, когда они кричат и машут в камеру наблюдения и их изображение транслируется на уже пустой пост охраны, до сих пор перед глазами стоит... Я ее буквально увидела, когда читала. Потому что это один из самых больших моих страхов - в обезумевшем отчаиньи звать и не дозваться, понять, что пропала последняя надежда, никто не слышит, никто не придет. Как удар под дых.

2. Рассуждения Бегбедера об Америке
Ее геополитической позиции, мировой гигимонии, о навязывании посредством СМИ и культуры своего образа жизни как идеального, о демонстрации превосходства по поводу и без, о повсеместном вмешательстве и ,как следствие, провокации ненависти в свой адрес. При этом, автор не скатывается в обвинительный тон, мол, сами напросились. Наоборот. Бегбедер Америку любит (это же "американцы освободили Францию от фашизма" в благодарность за помощь в обретении независимомти) Тем ни менее, в своих мыслях о причинах теракта Бегбедер старается быть объективным и справедливым. На мой взгляд, сам факт того что этой болезненной, острой и такой скользкой теме нашлось место в книге об 11 сентября, уже сильно выделяет ее среди прочих подобных книг.

3.

Спасатели так и не добрались до нас. Вы не видели нас по телевизору. Никто не фотографировал наши лица. Все, что вы знаете о нас, – это растрепанные фигуры, карабкающиеся по фасаду, тела, бросающиеся в пустоту, руки, машущие белыми тряпками в эфире, словно обрывками облаков. Оглушительный звук падающих тел в документальном фильме братьев Ноде. Единственная лента о трагедии – произведение двух французов.
Но они не показали падающие человеческие куски, фонтаны крови, сплавленные воедино сталь, пластик и плоть. Вы не ощущали запаха горящих проводов, запаха короткого замыкания в 100 000 вольт. Вы не слышали звериных криков – таких, словно режут свиней, словно живьем разделывают телят, только это были не телята, а человеческие тела, способные умолять.

... Я видела крушение башен в прямом эфире. Уже тогда, в 2001, будучи восьмилетним ребенком, я понимала, что там внутри были люди, и что скорее всего все до одного они погибли, и это очень, очень, очень страшно... Позже я видела не один документальный фильм про ВТЦ, читала материалы, находила фотографии (да, Бегбедер чертовски прав - катастрофы притягивают нас отвратительной магнитической силой), но только 17 лет спустя, в 4 часа ночи читая эти строки, я наконец ОСОЗНАЛА ... Мое эмоциональное состояние в тот момент,наверно, было близко к шоковой прострации. Книгу пришлось на несколько минут отложить. Это теперь одно из сильнейших впечатлений из всего моего читательского опыта.

О том, что НЕ ПОНРАВИЛОСЬ:

1. Главы от лица автора, как ни странно
Бесконечная мастурбация собственного эго, упоение самобичеванием, а-ля ну да, я озабоченный бабник, хреновый муж и отец и понимаю, что старость меня ждет одинокая. Однако, от этого логичнгого и неутешительного вывода все равно тянет невыносимым бахвальством. Дабы обосновать свои взгляды на жизнь, Бегбедер выводит целую теорию о том, когда и как мачизм заменил мужчинам настоящую мужественность, желание быть главой семьи, растить и воспитывать своих детей. Гедонизм, возведенный в культ, влечет за собой неизбежное отвратительное последствие - хроническую инфантильность. А там, где нет зрелости души и разума, никогда не будет ни истинных чувств, которые не исчезнут через преслоутые 3 года, ни прочных отношений, ни счастливой семьи. И далее, по цепочке, одно поколение калечит другое, заставляя с детства смотреть на свое *лядство, лишая образца здоровых отношений между мужчиной и женщиной и понимания, как и на чем эти отношения строятся.
Во всем этом, конечно, есть немалая доля горькой истины( Но во время чтения меня не покидала мысль - "А это точно из этой книги?" Неужели, взявшись за такую архитяжелую и сложнейшую тему как крупнейший теракт в истории человечества, аж 45% повествования надо посвятить этому самооправдательному эксгибиционизму?

2. Персонаж Картью, с которым автор себя ассоциирует, у меня тоже большой симпатии не вызывает. Ну вот не близки мне такие герои, что поделать. Посему чувствую, что творчество Бегбедера это, скорее всего, не мое (но 99 франков все равно прочитаю).

3. (это скорее просто небольшой несуразный минус) Влюбленные трейдеры
Не, ну серьезно?? Слава Богу, я не знаю, о чем люди думают в последнии минуты жизни, осозновая что они последнии,.. и все же, мне кажется, что не о сексе. Яро трахающаяся парочка, изрыгающая сальности, в помещении где в буквальном смысле плавятся пол стены и потолок, а сплощной, едкий, черный дым разъедает кожу, слизистые и внутренности - это какой-то лютый кич нездорового воображения, или крайне неуместный в данном случае стеб. А могла бы быть шикарнейшая сцена.

ИТОГ:
Чуть больше событий непосредственно 11 сентября, персонажей и их развития + меньше копаний автора в своей личности и белье, и книга была бы великолепна.

Странное чувство – видеть все издалека, с расстояния неминуемой гибели. Насколько прекраснее становится мир, когда вас в нем почти уже нет! Я знаю, что буду помнить об этом, даже когда у меня больше не будет памяти. Потому что после нашей смерти другие будут помнить за нас.