Больше рецензий

9 ноября 2018 г. 17:50

867

3.5

Читать эту книгу было, прямо скажем, нелегко. Когда-то мне посоветовал её преподаватель по философии. Он сказал, что, на его взгляд, это лучшее исследование ренессансного типа мышления. А я довольно долго, дойдя уже до середины книги, не могла понять, чем же она так хороша. Теперь, по прочтении, я могу примерно объяснить, в чём заключается её сложность, поскольку книга действительно сложная и философичная. Это такое философско-искусствоведческое исследование, я бы сказала.
Первым делом читатель сразу обращает внимание на то, что до середины книги о Леонардо да Винчи не идёт и речи. Автор говорит о разных писателях (Фиренцуола, Кастильоне), теоретиках искусства (Альберти), философах (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино), лишь изредка касаясь Леонардо. И вот, узнаёшь подробно о философских идеях Возрождения, читаешь пересказ "Придворного" Кастильоне, и непонятно, к чему всё это? Также повествование как следует приправлено комментариями советских и зарубежных исследователей Возрождения. В общем, оригинальность работы самого Л. Баткина долгое время неясна. Потом появляется наконец авторская концепция "варьета" ("разнообразие"), через которую Л. Баткин планирует объяснить феномен Возрождения и личности Леонардо да Винчи в частности. Варьета становится как бы краеугольным камнем всего исследования. Он последовательно обнаруживает примеры варьета в трудах разных деятелей Возрождения, и всё это довольно утомительно. Встаёт вопрос: когда же мы уже, наконец, перейдём к Леонардо?
Кстати, книга начинается с довольно интересной "затравки": Л. Баткин, прежде чем приступить непосредственно к исследованию, сперва объясняет феномен Возрождения. Для этого он приводит точки зрения других учёных, которые бывают иногда очень забавны. Например, в начале XX века, ещё до революции, было в ходу такое осуждающее, морализаторское отношение к Ренессансу, как к эпохе разложения нравов и упадку христианской культуры. Есть также и другое мнение, что Возрождения как бы и не существовало, это условное обозначение определённого исторического отрезка. Л. Баткин, конечно, ни с тем, ни с другим не согласен и пытается объяснить Возрождение через отрыв от Средневековья; в первую очередь, как особый тип мышления, как нечто уникальное и неповторимое (то есть итальянское Возрождение нельзя сравнить с тем, что, например, называется расцветом культуры и может быть пережито, таким образом, в любом обществе). Таким образом, Ренессанс в данной работе рассматривается именно как феномен, и автор предлагает для этого обратиться к "спиралевидному" повествованию.
Именно ввиду такого повествовательного метода книгу и сложно читать. Как-то всё кажется не связанным между собой... А на самом деле, Л. Баткин представляет каждый отрывок книги, каждую главу в виде спирали. Она всё больше закручивается вокруг понятия варьета, и каждый последующий виток обусловлен предыдущим. То есть связь есть, но она не так легко уловима, как если бы повествование было линейным. И вот, наконец, мы доходим до второй части книги, где центральное место занимает личность Леонардо да Винчи.
Это действительно интересный взгляд на Леонардо и он может стать прекрасным дополнением к глубокому изучению его биографии. Это такой нетривиальный, я бы сказала, очерк. И к тому же, в нём предлагается большое количество дополнительной литературы (которая по ходу дела ещё и анализируется автором). Л. Баткин составляет известный треугольник Высокого Возрождения: Леонардо-Рафаэль-Микеланджело. Как и в моей схеме, Рафаэль, по мнению автора, является "золотой серединой" Ренессанса. Он - его воплощение. Леонардо и Микеланджело же можно рассматривать как два антипода, что Л. Баткин и делает, очерчивая особенности личности обоих художников. Конечно, Леонардо уделяется наибольшее внимание, ведь он предмет исследования. Как и во введении, где разбираются разные определения понятия Ренессанс, автор приводит множество мнений о том, кем же был Леонардо да Винчи. Тут они тоже варьируются от смешных (бездельник и содомит) до очень необычных (психоаналитическая интерпретация Фрейдом детства Леонардо). Что касается "содомита", то тут стоит выразить уважение Л. Баткину, не побоявшемуся коснуться темы предположительной гомосексуальности Леонардо; автор считает, что при фундаментальном изучении любой исторической личности никакими, даже спорными, моментами её биографии пренебрегать нельзя. Меня это порадовало, поскольку я не раз замечала, что в русскоязычных научных работах зачастую такие "пикантные" темы попадают в раздел необязательных сплетен, и их стараются опустить (натыкалась на подобное в связи с изучением Пруста и Оскара Уайльда), например.
Так что "Леонардо да Винчи" - это такая больше созерцательная, требующая соавторства читателя работа. Это и не строгое исследование, и не набор фактов, и не последовательная биография. Это попытка погружения в феномен итальянского Ренессанса с помощью понимания личности одной из его центральных фигур, Леонардо да Винчи.