Больше рецензий

31 октября 2018 г. 14:07

375

5

Эту рецензию я посвящаю прелестной Geranie, деликатность которой не позволила ей не разделить со мной удовольствие и радость от чтения этой книги.
Лесков написал удивительно нежную, ласкающую душу книгу. Чистота – редкое качество, а в литературе и вовсе не благоденствующее. Читателю интереснее динамичное и лакомое, балансирующее на границе запретного, а то и вовсе сваливающееся за нее. Можно ли осуждать жадного до впечатлений читателя? Да кто мы ему такие, чтобы осуждать. Стоит ли читать Лескова, чтобы перезагрузить свои душевные рецепторы? Стоит. Но сначала ему придется довериться.
Это был едва ли не единственный опыт, когда читать Лескова было не больно. Точнее, боль была не доминирующим, а сопутствующим впечатлением. Главное – это огромная любовь, с которой автор смотрит в житейский микроскоп. И в ее луче мы с удивлением видим, что карикатурность и утрированность персонажей – не помеха для большого впечатления, ведь они могут быть написаны как живые, остро чувствующие люди, страдания и радости которых заслуживают не только внимания, но и сопереживания.
Книгу часто обвиняют в неровности. Но разве не в этом вся прелесть хроники? Жизнь не линейна, и повествование о ней нелинейно. Люди ошибаются, упорствуют в заблуждениях, ищут правильный путь – или не ищут. Что-то из этого восхищает, что-то отталкивает. Лесков просто показывает, как все бывает в отдельно взятой местности при определенном наборе персонажей. И делает это очень хорошо.
Есть два момента, которые делают сопереживание крайне острым, а впечатления болезненными. Первое – это непримиримость жизненных правд персонажей. Каждый из них по-своему хороший человек и борется за то, во что верит. И эта борьба, заранее обреченная на провал, огорчает до безобразия. Туберозов со своим религиозным мировоззрением не может победить учителя Варнаву, который опирается на объективные знания о мире и природе. Искренность и рациональность Туберозова не могут победить бюрократическую руководящую машину. И нет такой искренности, которая бы пробилась через косность и зашоренность простых людей, которые за всем видят подвох и истолковывают ситуацию самым неожиданным и извращенным способом. Собственно, каждый там мыслит в силу своей зашоренности, получая плачевные и разочаровывающие результаты.
В неравной борьбе мировоззрений жертвами порой становятся самые случайные люди. Примечательным полем битвы стал Алиоша Лялин, сын бакалейщика, за душу которого борются духовенство и учитель.
Действие первое

Сколь я, однако, угадчив! Алиоша Лялин выпорон отцом за свое вольнодумное рассуждение и, плача под лозами, объявил, что сему вопросу и последующему ответу научил его учитель Препотенский.

Действие второе

Этот глупый, но язвительный негодяй научил ожесточенного лозами Алиошу Лялина спросить у Захарии: «Правда ли, что пьяный человек скот?»

Действие третье

Старый бакалейщик Лялин вновь выдрал сына лозами и за сим вслед взял его совсем из училища в лавку, сказав, что «здесь не училище, а разврат содомский».

В сущности, это с избытком иллюстрирует развитие любых событий в описанном Лесковым камерном мирке – система работает по замкнутому циклу, выдавая на выхлопе только бессмысленные страдания.
Второе – это трагическая перспектива. Ведь каждый читающий в целом представляет, что будет в конце – точно так же, как мы в целом осознаем, что вечности остаются только миллионные доли трудов человека и находок его души. Но знать загодя, что ни взлеты, ни падения персонажей не найдут достойной компенсации ни сейчас, ни в будущем – это горько. Но даже это рассеивается на фоне ровного ясного сияния нежности, которым наполнена каждая страница романа. Романа, в котором из противоречий и разрозненностей рождается удивительная и светлая гармония.