Больше рецензий
19 октября 2018 г. 17:28
586
0.5
РецензияЭта книга заинтересовала меня аннотацией, я ожидала мрачную историю в стиле нуар, происходящую в антиутопичном или постаппокалиптичном мире, но мои ожидания не оправдались. Произведение оказалось для меня полным разочарованием.
В послесловии к книге сказано, что автор черпал в русской литературе вдохновение и переосмыслил в своем произведении темы "маленького человека" и "миропорядка в будущем".
На мой взгляд, создать свою цельную историю повествования и раскрыть тему маленького человека в новом, изменившемся мире, у него не вышло, также, как и не вышло написать "русское" произведение с детективной остротой сюжета.
Если честно, то у меня даже язык не повернется сравнивать его книгу с произведениями русских классиков, в особенности, с Достоевским.
При прочтении у меня сложилось ощущение, что Гильермо Саккоманно вдохновившись русскими писателями, постарался взять идеи и атмосферу из нашей классики, добавил обязательные элементы, присущие стилистике жанра нуар, и решил, что будущая книга готова.
Но, результат оказался плачевным, произведению не хватает целостности и завершенности, у меня создалось ощущение, что автор собрал все наброски, а хорошенько поработать над ними и выстроить историю - поленился.
Мир в произведении скучен и не интересен, нас сразу ставят перед фактом и не дают объяснений о том, что привело к таким событиям. Погрузиться в эту атмосферу трагичного города будущего не возможно, он описан лишь обрывками фраз. Если в фильме можно вызвать интерес визуально - вкусной картинкой, то в книге у автора для выражения эмоций и передачи атмосферы имеется лишь язык повествования, и от него зависит, как мы увидим, насколько проникнемся и поймем нарисованный в книге мир и его героев.
В "Человеке из офиса" складывается лишь поверхностная картинка мира, от которой читателю ни холодно, ни жарко, мы просто не понимаем, что случилось, почему мир и люди в нем стали такими.
Также, совершенно не понятно, наличие в описании всех этих клонов, летучих мышей, бездомных, терактов и взрывов. Они не проясняют общую картину мира, не рассказывают о изменившемся городе ничего нового, но упоминание в эпизодах о них идет постоянное. Атмосферу они совершенно не дополнили, заменить клонов на бездомных собак, летучих мышей на ворон и воспринималось бы реалистичнее и страшнее, на мой взгляд.
Язык книги бедный, и в этом произведении, явно не дань минимализму. Можно написать красиво, не прибегая к вычурности фраз Льва Толстого или стихам Пушкина, но так, что каждая клеточка тела будет страдать, переживать или любить. Здесь этого нет, зато много описаний вертолетов, разрывающих летучих мышей, клонированных собак, рвущих тела бездомных, описание эротических сцен, в мягко говоря, совсем не литературном ключе, а грязно и пошло. Добавило ли это плюсов атмосфере - нет, скорее наоборот.
Мы видим в книге присущие жанру нуар маячки:
- Мрачную атмосфера города. Практически все действия в книге происходят в ночное время или темных помещениях.
- В истории постоянно упоминается много мест, где происходят незаконные или темные дела. Герой постоянно натыкается на банды, наркоманов или торгующих собой людей и извечные клоны собак на улицах, готовых порвать любого или питающихся умершими. Весь город забит опустившимися на самое дно отбросами общества, постоянно проходят военные патрули и облавы. Простому человеку опасно передвигаться по улицам, особенно в плохих районах.
- Депрессия и пессимизм пронизыают каждую страницу книги, а положительных героев в сюжете нет в принципе, нет ни одного просвета, все плохо.
- Под стать городу - герой произведения, опускающийся на дно и не гнушающийся замарать руки, пойти на убийство. Вот только проработать характер ему не потрудился автор
- Роковая женщина, также, якобы, присутствует. Но она не тянет на эту роль, совершенно.
Все исходные данные, которые жанр нуар предоставляет для реализации авторского замысла здесь есть, но связать в единую цепочку событий, сплести с судьбами и характерами персонажей в своей истории автор не смог. Все это выглядит чужеродными кусками: кусок нуара тут, кусок нуара там, а здесь мы добавим военный тоталитарный настрой, а сюда - антиутопию будущего с кислотными дождями, корпорациями и клонами животных, да и людей.
Про сюжет говорить здесь также особо нечего, жанр нуар подразумевает запутанность сюжета и его вторичность, на фоне характера главного героя и его жизни. Важна психологичность и переживание, которые испытывает герой. Произведение должно раскрывать вопрос о том, до какой черты дойдет главный герой, опуститься ли он на самое дно и сможет ли он подняться с него.
Но сюжет здесь линеен, запутанность создается только за счет постоянных разговоров человека из офиса со своим альтер-его мысленно. Диалогов здесь нет, все через восприятие главного героя и его мысли. Человек из офиса итак опустился на самое дно, если и не полностью в физическом смысле, то морально с первых страниц книги, рассуждать о том, что он может или не может еще совершенно не интересно. Его паранойя и мытарства выглядят как у человека с шизофренией в стадии обострения.
Сами герои книги прорисованы, мягко говоря, плохо, никакого характера, яркости и интересности в них нет. Главный герой - человек из офиса, не вызывает никаких чувств: ни сострадания, ни жалости, ни ненависти, ни даже стремлений понять его. Он маленький никчемный человечек, в котором от человека не осталось ничего, даже имени. На его фоне, другие люди вокруг: шеф, секретарша и сослуживец со своей подружкой, даже дети, которые показываются мельком, вызывают больше эмоций и симпатию.
Автор извратил понятия "маленького человека в жестоком мире", описанного классиками. Мы видим неудачника, который ничего в жизни не пытается сделать, все ему противно: работа, коллеги и босс, жена с детьми, он люто ненавидит все это. Но разве не сам он выбрал такую жизнь, а если сам выбрал, за что ненавидеть, можно только изменить, но для этого силы нужны... Он размышляет о том, какой этот мир гнилой и пронизанный лицемерием, но в конечном счете, сам выбирает именно такие способы выживания...
Он ищет способы почувствовать себя значимым, обрести силу и власть. Случайна интрижка и любовь, о которой так много он думает, всего лишь навязчивая мысль его больного воображения. Я думаю, в его чувствах есть лишь похоть и желание хотя бы перед кем-то быть не таким ничтожным и жалким, каким он есть на самом деле. Подчинить и обладать эту женщину, сделать ее зависимой, не перед босом, а перед ним самим, самоутвердиться, сбежав от старой жизни.
Все это еще больше показывает то, насколько сильно прогнил не мир вокруг, а он сам. Мир может быть ужасным, но еще более ужасен и уродлив человек, который в своей голове несет лишь мысли о ненависти, убийстве, уничтожающей ревности и собственной ничтожности в этом мире.
Девушка-секретарша уж точно не тянет на образ роковой женщины, любви всей жизни, которая внезапно пленила главного героя. Она скорее тянет на жертву обстоятельств в сложном мире, где приходится выживать.
Порадовали сослуживец и его девушка, они кажутся наиболее настоящими, живыми, сохранившими человечность.
Перед нами книга, наполненная жестокостью и депрессивностью, с элементами нуара, но совершенно пустая и не вызывающая эмоций по содержанию ни к героям, ни к событиям.
Пародия на русских классиков, которые даже в самых мрачных своих произведениях находили проблеск света, в которых хочется переживать за героев, возмущаться их поступками, спрашивать себя, как бы ты поступил на их месте. Можно ссылаться на нуар, как липкую тягучую атмосферу безнадежности, но этот жанр не отрицает того, что герой может подняться и выбраться со дна на котором оказался к свету.
Книга оставила неприятное ощущение грязи, после нее хочется принять душ и смыть с себя это мерзкое ощущение тягучей пустоты безразличия и жестокости.