Больше рецензий
30 сентября 2018 г. 23:00
1K
1 Шлак
РецензияКогда-то Вероника Рот оканчивала курсы писательского мастерства. По-моему, ей пора пройти их еще раз. Эта книга похожа на неудачную пробу пера человека, который впервые решил что-нибудь написать, но не знает, за что ухватиться: и космос запихать хочется, и магию, и политику, и фэнтези, и прыщавых подростков! А в итоге получаются "Звездные войны" под кислотой.
Место действия: какая-то унылая солнечная система, в которой всё живое пронизывает Ток, списанный с Силы из "Звездных войн". Вот вам первое и единственное определение Тока, которое приводит Вероника Рот в своем Бестселлере:
"Ток струится сквозь тело каждого живого существа и пронизывает галактику, связывая всех воедино".
Теперь загуглим первую же цитату про Силу:
"Сила — это <...> поле, создаваемое всеми живыми существами. Она окружает и пронизывает нас. Она связывает Вселенную воедино".
Как тебе такое, Оби-Ван?
Ну ладно, это ещё не страшно: любой так или иначе стал бы подражать Звездным Войнам, пытаясь написать свою космическую сагу.
Ток у нас тут как бы дает супер-дары всем жителям солнечной системы и позволяет им видеть будущее, убивать прикосновением, успокаивать прикосновением, читать чужие воспоминания, не чувствовать физической боли, бегать по потолку и т.д. и т.п. Как именно Ток дает эти дары — не объясняется (возможно, в результате сования двух пальцев в розетку, но это не точно). Действие книженции разворачивается на периферийной планете Туве, за право владения которой грызутся два народа — добрые тувенцы и злые шотеты.
Стандартный набор действующих героев: 1) Девушка-шотетка Кайра, дар которой заключается в том, что она постоянно испытывает менструальные боли и может заставить других людей испытывать их одним лишь своим прикосновением (характер боли тут никак не уточняется, просто боль и всё тут). Про внешность и характер Кайры вам надо уяснить лишь одно: она, да-да, не такая как все.
"Мне прекрасно известно, как я выгляжу. Черты моего лица нельзя назвать мягкими или приятными. В общем, моя внешность — не такая, как у других, обыкновенных людей".
Воистину исчерпывающее описание! Кайра по ходу дела красит волосы синим и наносит себе татуировки — ну, всё как любит наша Вероника Рот.
2) Второй главный персонаж — парень-тувенец Акос, который — О ЧУДО! — не испытывает боли от прикосновений Кайры!! Короче говоря, опять у нас имеются два дивергента, между которыми неминуемо начинает происходить вот это:
"Я множество раз мечтала увидеть Акоса обнаженным, может быть, однажды и самой его раздеть, хотя бы отчасти сократив расстояние, разделявшее нас".
А вот так звучат комплименты из их уст:
"— Ты похож на тишину, — с трепетным почтением в голосе произнесла она. Акос удивился. Что она имела в виду?"
3) Кроме Кайры и Акоса в книге есть еще куча картонных фигур с однообразными именами: Ризек, Йорек, Сузао Кузар, Вас Кузар, Оуса, Ори, Сифа, Сизи, Пизи, Мизи, Нори, Шизи... На всех этих героев мне было настолько же наплевать, настолько это было автору, когда она придумывала им имена. Второстепенные персонажи здесь не более чем декорация для двух главных, о них тут даже пренебрежительно говорят во множественном числе: "Давай сходим на праздник, только ты и я, безо всяких Ризеков" или "Наверное, ему придется убивать всяких шотетских Сузао Кузаров".
События: а события тут вертятся вокруг главной героини, которая хочет А̶к̶о̶с̶а̶ свергнуть своего брата-тирана Резека. Все её планы по свержению звучат примерно так: "Мы с повстанцами ворвемся в дом и убьем Резека", "Я прихожу на арену и убиваю Резека", "Мы зайдем в дом и убьем Резека", "Я подойду и убью Резека", "Давайте уже убивать Резека". Естественно, ни один из этих "планов" не срабатывает, И ОБ ЭТОМ ВСЯ КНИГА. Вот реально. Серьезно. Там больше нет Н И Ч Е Г О. Вам обещали космос? А фиг вам, а не космос. Вот как он тут описан:
"Перед Акосом предстала прозрачная панель. А за ней — космос. Звезды, планеты..."
ВСЁ. Звезды, планеты. Отлично, космос описан, можно теперь приступить к описанию более важных вещей, например:
"Кайра вернулась в ванную. Склонившись к зеркалу, выдавила прыщик на подбородке, взяла полотенце и легкими похлопывающими движениями обсушила лицо".
По сюжету мне больше нечего сказать, поэтому давайте не будем отвлекать Кайру от борьбы с акне и поговорим о стиле. Тем более что он еще хуже чем сюжет!
Стиль: ужасный, сухой, местами скатывающийся в детский лепет. Как будто это не готовая книга, а какой-то левый черновик, который случайно утек в сеть. Приведу несколько цитат, которые дают полное представление о том, каким примитивным языком написана книга:
"Его звали Дакс Фалдан. А табличка на двери гласила: "Доктор Дакс Фалдан". Врач попросил меня называть его Даксом, но я использовала только официальное "доктор Фалдан".
А можно еще пару раз повторить? Как-как его звали? А то я с первых пяти раз не поняла.
"Оуса протянул руку к выключателю и зажег свет.
Айджа завопил. Сизи ахнула. Акос окаменел".
Пользователь Ohioisonfire помер от скуки.
***
Книга кишит неуклюжими неологизмами, которые автор навыдумывала в попытке создать подобие своей вселенной со своими языками и культурами. С первых же страниц безо всяких объяснений на вас будут сыпаться кухлянки, ледоцветы, тихоцветы, ковыль-травы, солефруты, изилы, мызили, кизилы, токодары, токотечение, ток-ножи, ток-ложки, токотарелки, тококровати, токоподушки, тококорабли, токодеревья, токопланеты. Оформление у книги, кстати, очень добротное, даже закладка с ток-ножом прилагается. Но кроме оформления ничего хорошего тут ровным счетом нет!
В книге чередуются главы Кайры, написанные от первого лица, и в гораздо меньшем соотношении — главы Акоса, написанные от третьего лица. Я такой странной комбинации нигде еще не встречала. Вероника Рот уже пробовала экспериментировать с повествованием от мужского и женского POV, и вышло это ужасно: как будто историю рассказывает один и тот же персонаж. Если вы читали "Эллигента" и разочаровались, то имейте в виду, что "Знак" ещё хуже. Смотрю на раздел с Благодарностями автора в конце и не могу поверить, что столько упоминаемых ею людей — редакторов, корректоров, пиарщиков, друзей, членов семьи, читали этот шлак, и никто, НИКТО из них не сказал, что издавать такое просто нельзя!
На одной из страниц "романа" Акос говорит Ризеку: "Пожри моего дерьма". Вот и Вероника Рот всей этой книгой как бы предлагает нам пожрать дерьма. В конфетной обертке.
P.S. Книга заканчивается посвящением "всем женщинам, которые страдают от хронических болей" и "девочкам-подросткам, удивительным, замечательным, окрыляющим". Но знаете, мне кажется, и женщины, и девочки заслужили книг получше.
Комментарии
Мне конечно понравилась история, но Ваш отзыв понравился ещё больше)))