Больше рецензий

26 августа 2018 г. 20:32

79

5

Сто лет – какое-то магическое число в мировой литературе.Череда женских образов, как бы выступающих один из-за другого. Вот деревенская девушка Анна – скорее Нюра, Нютка, вся как бы сама состоящая из молока и земли – того, что родит и кормит. Вот городская девушка Маша, так непохожая на женские образы из ранних стихов автора («Тюльпанша, надменная девочка, руки твои говорят о будущих муках – уж слишком тонки и сухи…», «Она была корабль, она жила на суше, на суше родилась и выросла и вдаль ей вовсе ни к чему, не бередите душу, она и так – корабль, легко ли ей в дому», «Она была олень… она ходила голая и нюхала сирень»). Какая там тюльпанша! Комсомолка, спортсменка, отличница – про «просто красавицу» уже не говорю.
Образы героинь ничуть не напоминают парадные портреты эпохи классицизма – тяжелый от масляной краски холст, литая медная рама. Скорей это наброски углем – беглые, на ходу, но точно схватывающие суть – подобные тем изображениям одноклассников, что рисовала в своих тетрадях Мария. И еще это напомнило мне денежки, которые сам делал в детстве: кладешь монету под листок, трешь тупым концом карандаша и постепенно на свет появляется оттиск либо «орла» либо решки – номинал в венке из колосьев или увитый лентами земной шар в тех же колосьях.
Судьбы героинь как бы перетекают одна в другую, существуя не последовательно, но вопреки иерархии лет – как бы одновременно, параллельно. Три жизни, как три жилы, сплетаются в одну единую вязанку-косицу, и внучке ничего не стоит вместо клавиатуры компьютера почувствовать под пальцами набухшие от молока сосцы коровьего вымени. И при этом – никакого кокетства или лукавства. Все – предельно искренне и естественно.
Одновременно, но не фоном, а некой сердцевиной, первоосновой всего перед читателем разворачивается история города: Ярмарка, Стрелка, радиолаборатория, Станкозавод, Автозавод. Город растет, изменяется, меняет имя. «Горький – это звучит гордо. Так казалось Маше, а что, - разве не так?». Помнится лет тридцать назад в стихотворении очень юной и страшно талантливой поэтэссы наткнулся на фразу (к счастью, не ставшую пророческой), дышавшую максимализмом и непримиримостью: «Кликуху, которую носит Нижний, с него уже не содрать». Содрали.
Далее – несколько цитат. Просто вслушайтесь.
«Не все умеют и не все хотят искать свои слова, когда есть готовые».
«Вот что это значит – «уповать» - упиваться надеждой и слезами, радостью и слезами».
«Большое наступательно, неотвратимо. Но оно нуждается в нас, оно неотделимо от нас, маленьких, в каждой маленькой истории. Для своей большой».