Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2018 г. 08:37

1K

5

Крайне любопытная книга. Российские издатели сочли ее слишком неисторической и не стали издавать ее в серии ‘Historia Rossica’, запихнув в другую серию. Что ж, в чем-то они, вероятно, правы, однако, пожалуй, это одна из лучших книг по истории сталинского периода, что я читал (возможно, этот список пока просто слишком мал).

Катерина Кларк живо, без нудности и бесплодного теоретизирования (зато с нужным и уместным) рассказывает о том, как советская культурная жизнь существовала в приливах и отливах, а то и в условиях радикальной смены течений на самом верху властной пирамиды. Кларк пытается отстоять тезис, что советская культура несмотря на сталинские установки к концу 30-х не стала менее европейской, а, вероятно, даже более оной, чем в 20-е. Тезис, положа руку на сердце, надуманный, ибо непонятно – зачем это доказывать, какой из этого будет вывод? Однако само повествование о меняющемся отношении к миру и самим себе поразительно захватывает.

DeadHerzog отлично изложил содержание и основные вопросы книги, поэтому разрешите мне говорить только о впечатлениях и отвлекаться.

Кларк рассказывает нам о 30-х через взаимодействие советских интеллектуалов (Эренбурга, Кольцова, Эйзенштейна и Третьякова) с иностранными попутчиками, союзниками и всеми прочими. Советская сторона этими акторами не исчерпывается, однако почти все передается через призму их восприятия и судеб. Про Третьякова до этой книги я вообще не знал, с его наследием сталкиваться не приходилось, увы.

Итак, Кларк прослеживает эволюцию (или инволюцию?) советской культуры от демократической версии времен первой пятилетки через попытку добиться еще большего рывка через иерархизацию в начале 30-х к новому романтизму и академизму конца этого десятилетия. История, как ни крути, печальная, ибо это вполне очевидно эпоха несбывшихся надежд, когда устремления советских интеллектуалов сделать из Москвы новую столицу мира, хотя бы в плане культурной гегемонии, наткнулась на съеживающуюся реальность.

Характерно, что все описанные процессы сжатия горизонтов не были одинаково глубокими. Не все жители страны Советов заметили этот переход от пролетарской версии восприятия мира к народной и советско-патриотической. Гайдар, насколько можно судить по его произведениям, пытался делать вид, что ничего этого просто не происходит. А Симонов в своих куда более поздних произведениях, когда СССР опять пытался открыться миру и стать центром хотя бы части света, поражается таким, как Бастрюков, оседлавшим волну и думавшим, что с мировой революцией покончено, а большинство коммунистов оказалось предателями. А Шолохов что-то почувствовал, сделав своего Нагульнова малость комическим персонажем, снизив пафос его мечты о мировой революции.

Но, так или иначе, тот краткий миг, когда СССР казался светочем в мире, погружающемся в пучину национализмов и различных фашизмов, быстро прошел, несмотря на самоотверженные усилия интеллектуалов превратить его во что-то большее. И тут встает вопрос, на который у меня нет ответа. Всегда, почти всегда шаблонный ответ состоит в том, что Сталин прикрутил гайки ради воплощения в жизнь своего видения социализма. Однако же все не было так просто – ведь именно при Сталине политика менялась совершенно радикально – от первой пятилетки с ее уравнительным задором через возвращение специалистов к стабилизации конца 30-х. Он сам прошел через радикально левый эксперимент к большому террору и стабильности. Что это было?

После книги Кларк очень захотелось перечитать Испанский дневник Кольцова (который достаточно подробно разбирается Кларк в связи с советским участием и культурным влиянием в Гражданской войне в Испании), стоящая, настоящая книга. И, как у нас часто бывает, книга о еще одном упущенном шансе.

P.S. Какой удивительно динамичной была жизнь этих людей, сколько направлений успело смениться за эти десять лет! И вот что интересно - были ли запаздывающие произведения, которые начинали делать по канонам, бывшим в моде, а доделывали, когда мода радикально менялась? Ведь и дома, и романы - вещи не столь быстрого приготовления.

P.P.S. Что заставляет отечественных издателей портить обложки? Какое отношение имеет Василий Блаженный к сталинской культуре? Оригинальная обложка ниже:

картинка red_star

Спасибо DeadHerzog за наводку

Комментарии


Как вариант - путь Сталина= путь Наполеона, только Сталин на зигзаге от революции победил, а Наполеон в итоге порабощён и изолирован.


Аналогия прямая и напрашивающаяся, но разве Наполеон был склонен к таким зигзагам во внутренней политике?


Во внутренней политике ему не нужны были такие зигзаги, ибо у него не было особой российской специфики предельного разнообразия постоктябрьских политических течений.
+ Возвращению к консервативно- патриотическому курсу способствовало семинаристское прошлое Иосифа Виссарионовича... (полагаю)


Надо бы и про Наполеона почитать, однако же во Франции после революции тоже было полным полно течений. Вы в том смысле, что к моменту утверждения Наполеона они потеряли влияние?


Да, взаимно уничтожили друг друга.
А для И. В. Сталина разнообразные правые и левые уклоны сохраняли актуальность вплоть до ледоруба, а то и дальше...


По Наполеону могу посоветовать Тюлара. Лаконично, сдержанно, максимально непредвзято и по-научному основательно.


Спасибо!


Как это ты меня таким экспертом выставил, а?! Я даже себя зауважал немного. ) Приятно было.


Давай-давай, уважай. После твоей рецензии действительно трудно что-то написать. Посмотрим, смогу ли я что-то полезное сформулировать по "Витринам великого эксперимента".


Ну, вряд ли будет хуже чем у меня - мой отзыв там довольно сумбурный, а вот с Кларк действительно получился. Только ты ж вроде не собирался Витрины читать?


Купил из жадности - Озон писал, что остался последний экземпляр, я и дрогнул. Теперь придется читать (я почти половину уже и прочел). Занятно, как отличаются подходы к почти одной теме.


Да, слабоват наш дон Леонид, да и политик известный...


Желание объять необъятное - слабость простительная.


Да я ж без претензий... Наоборот, будет интересно узнать твое мнение.


А ты ТББ перечитал?


Несколько секунд тупо пялился в монитор, пытаясь сообразить, что это за аббревиатура. Потом дошло. Это ты из-за цитаты? Не, она у меня со школы в голове застряла, теперь уже по-видимому навсегда. Я много фраз из Стругацких помню. Не просочиться бы в канализацию, вот в таком аксепте, звали его Полуэкт и тому подобное.


Не самый худший вариант индоктринации.


А чем еще в школе заниматься?


Как-то классе в 10-м ездил я на областную олимпиаду (2000 или начало 2001). Автобус из нашего райцентра шел в Тамбов часа 2, и вот то ли туда, то ли обратно, но заспорил я с одним парнем из другой школы кто больше книг фантастических читал. Всем вокруг это страшно надоело, но каждый из нас всё выискивал в памяти всяких Лестерев дель Реев и Джеков Чалкеров (а ты говоришь Стругацкие). Увы, никуда эту фигню из памяти не деть.


А чего бы не говорить? Идеальный ответ на любой вопрос. Тебя спрашивают, сколько времени - ты уверенно говоришь : Стругацкие. У тебя спрашивают дорогу, ты отмахиваешься - Стругацкие! У тебя требуют - когда мы поженимся? Ты гордо отвечаешь: Стругацкие!
У нас были споры, у кого больше книг, кто больше биографий прочитал и кто сыграл в большее количество компьютерных игр. Школота такая школота.