В романе "Соленая Падь" С.Залыгин точно так же не ограничивается изображениями событий гражданской войны в Сибири, в нем думы нашего современника о революции и народе, о новом обществе и новой личности, рожденных революцией, думы о судьбе человеческой и судьбе народной.
В богатом сибирском селе Соленая Падь "вдруг воспрянули из веков, из далеких-далеких времен" дымные, неприметные до сих пор кузни: в них ковалось оружие для крестьян, восставших против Колчака.
На деревянных столбах крыльца главного революционного штаба сверху донизу наклеены воззвания. Они затем будут приведены в романе Сергея Залыгина "Соленая Падь" во всей живой неповторимости, и в них зазвучит голос времени, обыденный, деловой или патетический, умиротворяющий или зловещий. Но тут же, возвышенно и просто, как о кузнях, воспрянувших из веков, будет сказано:
"Никто не боялся чьих-то слов, все мыслимое было уже произнесено: торжественность обещаний, беспомощность призывов, бесчеловечность угроз потеряли и настоящее и былое свое значение".
Обобщенность и величавость в сочетании с конкретным и бытовым обнаруживается в стилистике романа с первых же страниц. И эти документы, и эти скупые, чуть-чуть приподнятые пояснения к ним, и слухи пестрые, подчас невероятные и распространяющиеся с непонятной быстротой, служат автору своеобразным камертоном, по которому он выверяет каждый последующий эпизод повествования.
В романе "Соленая Падь" С.Залыгин точно так же не ограничивается изображениями событий гражданской войны в Сибири, в нем думы нашего современника о революции и народе, о новом…
Комментарии
Исаак Гольдберг - Поэма о фарфоровой чашке