Можно сказать, что вся эта книга - о воспитании способности к усилиям.
Переход от "педагогики требовательности" к той "метапедагогике", о которой пишет Дмитрий Морозов, связан не с повышением меры благодушия в отношении детей; он ожидает от взрослых размышлений, решений, изобретений, моральных усилий, хитроумных способов и поводов для сотрудничества с детьми.
Автор книги - организатор общины "Китеж" для семей с приёмными детьми в Калужской области. Сообщество таких семей и ребят с детдомовским прошлым предельно обнажает многие проблемы, которые в обычных семьях воспринимаются размыто - как само собой сложившиеся обстоятельства. Но всё же различия заключаются скорее в остроте, чем в сущности проблем, надежд и забот.
Родители всё равно остаются центральными фигурами воспитания, но только влияние на ребёнка оказывают не их назидания и придирки, а сам образ жизни. Такова одна из ряда выделенных "аксиом" в книге Д.В. Морозова: "Чем мы наполним пространство внутри нашего события, тем и наполнится Образ мира ребёнка. Особенно рекомендую оптимизм, умение осознавать свои потребности и желания, ставить цели и находить силы и средства для их достижения, бодрость и сознательность, умение оборачивать неприятности в источник опыта… И ещё: взаимодействие, а не лекция или наставление - самый эффективный способ передачи ваших ценностей вашему ребёнку. Ребёнок верит практике, то есть жизни, но не верит словам".
Можно сказать, что вся эта книга - о воспитании способности к усилиям.
Переход от "педагогики требовательности" к той "метапедагогике", о которой пишет Дмитрий Морозов, связан не…
Душа неуничтожима, как легендарный град Китеж. Но дети-сироты - совершенно особые дети. Они прошли через боль, разочарование, страх. Отзовётся ли душа ребёнка, которого попытались усыновить? Что надо знать, чтобы благородный поступок стал шагом к семейному счастью и не принёс боль разочарования?
Книга Дмитрия Морозова рассказывает об истории создания и многолетнем опыте жизни посёлка Китеж в Калужской области, созданного семьями с приёмными детьми.
В книге содержатся конкретные советы родителям, разбор примеров из жизни приёмных семей, теоретические обобщения, важные для гармоничной жизни приёмной семьи.
Первое издание вышло в 2008 году; второе дополнено наблюдениями и размышлениями автора над прошедшими пятнадцатью годами жизни посёлков Китеж и Орион, а также советами тем, кто намеревается создавать новые сообщества единомышленников.
Автор книги надеется, что история Китежа позволит родителям и педагогам не только лучше понять внутренний мир детей-сирот, но и найти свой путь к счастью и самореализации.
Душа неуничтожима, как легендарный град Китеж. Но дети-сироты - совершенно особые дети. Они прошли через боль, разочарование, страх. Отзовётся ли душа ребёнка, которого попытались…
Как научить ребёнка письму, не отбив у него желания писать, симпатии к письменным занятиям? Как соединить при этом труд руки с трудом ума и воображения, с атмосферой душевного общения?
Эта маленькая книжка — ключ к решению таких забот.
Её автор, Лидия Константиновна Филякина — известная московская учительница, создатель «Семейки» — уникальной школы, в которой детей учили их собственные родители. Опираясь на открытия и разработки психолога Е. Е. Шулешко и театральных педагогов А. П. Ершовой и В. М. Букатова, она создала свой авторский вариант увлекательного для детей и взрослых способа обучения грамоте, который назвала системой ИНОВО — интуитивно-образного возрождения в обучении.
2-е издание, дополненное
Как научить ребёнка письму, не отбив у него желания писать, симпатии к письменным занятиям? Как соединить при этом труд руки с трудом ума и воображения, с атмосферой душевного…
В этой книге внимательно рассматриваются две темы: привычная, практическая — как воспитатель или учитель может помочь детям в группе или классе сдружиться между собой, — и общепедагогическая, менее привычно звучащая — как, формируя дружеское сообщество детей, можно за счёт этого решать любые здравые педагогические задачи воспитания и обучения.
Эти две темы связывает обсуждение социо-игровых методов ведения занятий, тонкостей налаживания взаимодействия в малых группах, закономерностей формирования детских привычек и умений.
Автор книги — Евгений Евгеньевич Шулешко (1931—2006) — выдающийся педагогический исследователь, философ, психолог, создатель удивительно успешной практики дошкольного и начального образования, охватывающего период с 5 до 11 лет. Пособие составлено на основе его книги «Понимание грамотности».
В этой книге внимательно рассматриваются две темы: привычная, практическая — как воспитатель или учитель может помочь детям в группе или классе сдружиться между собой, — и…
Вперед, за сокровищами и приключениями!
Йо-хо-хо! Это будет опасное путешествие!
Перед вами один из самых захватывающих романов знаменитого шотландского писателя, поэта и путешественника Роберта Льюиса Стивенсона. Когда-то отважный пират Флинт зарыл на далеком острове бесценные сокровища. Теперь команда смельчаков собирается найти заветный сундук, воспользовавшись картой Флинта. Но во время плавания выясняется, что на корабль проникла банда отъявленных головорезов, которые тоже охотятся за кладом.
Благородство и великодушие противостоят в романе злу, насилию и коварству. Повествование ведется от лица мальчика Джима, поэтому читать книгу детям вдвойне интересно – с головой погружаясь в сюжет, они ассоциируют себя с образом главного героя.
В серию «Классика для школьников» включены лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы, входящие в школьную программу с 1 по 11 класс и в списки дошкольного чтения. Книги в твердом переплете сделают знакомство с литературой легким и увлекательным.
Серия, которая не ударит по семейному бюджету и поможет юному читателю расти нравственно и интеллектуально!
Вперед, за сокровищами и приключениями!
Йо-хо-хо! Это будет опасное путешествие!
Перед вами один из самых захватывающих романов знаменитого шотландского писателя, поэта и…
Автор этой книги утверждает, что ход воспитания детей в новом веке будет в решающей степени зависеть не от программ и методик, но и не просто от «личности учителя», а от системы поддержки личности педагога, его профессиональных интересов и инициатив.
«Основа будущего развития школы — поддержка спонтанных воспитательных очагов», — так определила выдающийся киевский учёный и педагог В.Н. Зоц ключ к здравой педагогике массовой школы.
Как, за счёт чего превратить самозарождающиеся инициативы и усилия учителей из эмоциональных порывов энтузиастов (которые могут в любой момент оборваться из-за усталости, непонятости, неизбежной конфликтности любых нововведений) в устойчивые традиции, если угодно — в «структурные единицы» живых моделей организации образования?
Такова суть вопроса и тема этой книги, обращённой к учителям, организаторам образования, и, в особенности, к студентам и преподавателям педагогических вузов.
Автор этой книги утверждает, что ход воспитания детей в новом веке будет в решающей степени зависеть не от программ и методик, но и не просто от «личности учителя», а от системы…
Как известно, лучший отдых — это смена занятий. Математика тоже может оказаться и серьёзным делом, и отдыхом одновременно. Книга Л. К. Филякиной нацелена на то, чтобы послужить не РАЗвлечением, а скорее ЗАвлечением в математику. В каждом разделе книги можно не просто считать, но и, считая, играть — вдвоём, втроём или в командах: взрослый заводит игру, а дети подхватывают.
Свой подход к делу Лидия Филякина назвала «Интуитивно-образным возрождением в образовании». Она предлагает папам и мамам, бабушкам и дедушкам и, конечно, учителям вернуться к математике вместе со своими детьми, внуками и учениками — и вернуться так, чтобы это всем доставило и удовольствие от разгаданной загадки, и улыбку, и радость успеха. Задания этой книги протягивают ниточку от первых встреч с числами ко всему дальнейшему освоению математики, стараются сделать эти встречи запоминающимися, яркими и умными.
Как известно, лучший отдых — это смена занятий. Математика тоже может оказаться и серьёзным делом, и отдыхом одновременно. Книга Л. К. Филякиной нацелена на то, чтобы послужить не…
Эта книжка — помощница тем ребятам, у которых плохая механическая память. В каждом разделе книжки можно не просто считать, но и, считая, играть — вдвоём, втроём или в командах: взрослый заводит игру, а дети подхватывают.
Игровой счёт в сотне постепенно запоминается назубок, так что в дальнейшей школьной жизни детям не приходится задумываться при сложении и вычитании любых чисел.
Эта книга – одна из четырёх в серии «Математические вариации». Другие три книги: «Считайка для малышей. Игровой счёт в десятке», «Живые уравнения», «Как запомнить таблицу умножения».
Эта книжка — помощница тем ребятам, у которых плохая механическая память. В каждом разделе книжки можно не просто считать, но и, считая, играть — вдвоём, втроём или в командах:…
Книга рассказывает о Джулии Робинсон (1919–1985) — одной из самых известных женщин-математиков в США. Биография Джулии написана её сестрой, Констанцией Рид, писателем, автором научно-популярных книг. Перевод на русский язык и российская редакция книги осуществлены акад. РАН Ю. В. Матиясевичем — чьё решение в 1970 году десятой проблемы Гильберта опиралось на результаты предшествовавших работ Джулии Робинсон.
Книга рассказывает о Джулии Робинсон (1919–1985) — одной из самых известных женщин-математиков в США. Биография Джулии написана её сестрой, Констанцией Рид, писателем, автором…
Предлагаемая книга — не учебник по математике и не энциклопедия. Это путешествие в удивительный мир магических квадратов. Книга построена в форме диалогов, которые моделируют процесс познания. Забавные персонажи удивляются и сомневаются: задают вопросы и вместе с читателем ищут на них ответы.
Книга рассчитана на средний школьный возраст, она заинтересует любителей математических развлечений и порадует ведущих математических кружков и дополнительных занятий по математике.
Предлагаемая книга — не учебник по математике и не энциклопедия. Это путешествие в удивительный мир магических квадратов. Книга построена в форме диалогов, которые моделируют…
Этот словарь составлен не из определений, а из уточнений, размышлений, объяснений, предостережений, подсказок. Ведь все мы — и родители, и дети — настолько различаемся, что в интимном деле воспитания не может быть универсальных рецептов. Но такой словарь помогает увидеть, что происходит в сознании детей, найти свой собственный путь в хитросплетении межличностных отношений, чтобы дать ребёнку стимул к развитию, уберечь себя и его от необдуманных поступков и сохранить гармонию отношений в семье.
«Словарь для родителей» — одна из частей трилогии Дмитрия Морозова «Разбить стёкла теплицы».
«Когда-то, в начале 1990-х годов, я, как и двадцать (тогда) моих соратников, создали в Калужской области терапевтическое сообщество «Китеж» и взяли в свои семьи приёмных детей. С тех пор я живу и развиваюсь вместе с детьми, не пытаясь построить теорию, — просто стремлюсь понять детей и измениться таким образом, чтобы стать понятным для них.
У нас, «китежан», накопился тридцатилетний коллективный опыт путешествий по «стране детского сознания», который я и попытался представить в этом словаре в концентрированном виде. Мы прошли немного дальше обычного по этому пути и, возможно, наш опыт позволит другим родителям, в обычных семьях, избежать некоторых ошибок, ненужной боли, потери любви и доверия своих детей.»
Дмитрий Морозов
Этот словарь составлен не из определений, а из уточнений, размышлений, объяснений, предостережений, подсказок. Ведь все мы — и родители, и дети — настолько различаемся, что в…
Действие повести Юрия Бондарева (1924 – 2020) "Батальоны просят огня" разворачиваются на Украине в 1943 году.
Два батальона 85-го стрелкового полка должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка для последующего развития наступления дивизии. Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме, завязав бой, подать сигнал дивизии "просим огня", после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику. Но во время наступления командующий армией отдает приказ перебросить дивизионную артиллерию на другое направление, а "…батальонам держаться насмерть своими огневыми средствами".
Напрасно батальоны, начав неравный бой в немецком тылу, просили огня! Был ли приказ командования, обрекший людей на верную гибель, ошибкой или военным маневром, приближающим великую победу?
Действие повести Юрия Бондарева (1924 – 2020) "Батальоны просят огня" разворачиваются на Украине в 1943 году.
Два батальона 85-го стрелкового полка должны форсировать Днепр,…
Юрий Васильевич Бондарев (1924–2020) – русский советский писатель,
сценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. В 1942 году, будучи курсантом пехотного училища, был направлен под Сталинград. Прошел всю войну, несколько раз был ранен, награжден медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда" и другими многочисленными наградами. Стихи, а потом и прозу Юрий Бондарев начал писать еще в военном училище, куда был направлен на учебу сразу
после войны. Действие романа "Горячий снег" (1969) разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основу сюжета легли реальные исторические события – попытка немецкой группы армий "Дон" фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию Паулюса. Сражение, описанное в романе, решило исход всей Сталинградской битвы.Автор рассказывает о последних днях Сталинградской битвы, о людях,вставших насмерть на пути фашистов,рвущихся к окруженной группировкеПаулюса.
Юрий Васильевич Бондарев (1924–2020) – русский советский писатель,
сценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. В 1942 году, будучи курсантом пехотного…
Эпиграф книги – известная фраза Р. Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Эта идея и пронизывает всю книгу. Все известные живые организмы на Земле устроены принципально одинаково. Как любят животные? Как они знакомятся? Какими качествами обладают победители любовных треугольников? Кто и как из родителей ухаживает за потомством? Если вам интересно узнать ответы на эти вопросы, то книга Галины Негрук для вас.
Уникальность стиля автора – в сочетании профессионализма, чувства юмора и читательской и зрительской эрудиции. Благодаря этим особенностям книга о животных читается как захватывающий роман о жизни вообще.
Эпиграф книги – известная фраза Р. Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Эта идея и пронизывает всю книгу. Все известные живые организмы на Земле устроены принципально…
«В воспитании всё зависит не от методов, а от личности педагога», «учитель 2023_Берштейн_обложка_1_большаявоспитывает только собственной личностью» — кто из нас не слышал подобных сентенций (на самом деле, далеко не бесспорных)?
Тот, кто их провозглашает, обычно тем победоносно и удовлетворяется — мол, не о чем дальше и говорить.
Но что означает для самого учителя согласие с таким выводом?
Автор этой книги преподавал историю в школе, руководил подростковым клубом, возглавлял детскую театральную студию, а потом много лет продолжал общаться со своими взрослеющими учениками. Его необычайный учебник педагогической профессии создавался несколько десятилетий. Контрапункт о «воспитательном значении личности учителя» (традиционно сводимый к восклицательному знаку и дальнейшим фигурам умолчания) Анатолий Берштейн разворачивает в огромную картину сложных и драматических противоречий, увлекательных впечатлений, воодушевляющих и удручающих событий.
Четыре части такого учебника педагогики — четыре книги разных лет написания. «Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии» — собрание педагогических зарисовок об учителе и его учениках, дневниковые записи «по горячим следам». Вторая книга («Оставайтесь после уроков») рассказывает о двадцатилетнем общении и дружбе с бывшими учениками. Третья книга заостряет темы второй: что происходит, когда отношения с одним из бывших учеников из разряда дружественных переходят в категорию родственных.
В четвёртая части автор подводит своего рода идейные итоги «введения в специальность», формулирует наиболее очевидные, с его точки зрения, советы и рекомендации.
«В воспитании всё зависит не от методов, а от личности педагога», «учитель 2023_Берштейн_обложка_1_большаявоспитывает только собственной личностью» — кто из нас не слышал подобных…
Педагогика поддержки обращена к развитию уникальности ребёнка, к закреплению его авторского отношения к жизни, к поддержке его самостоятельности и взросления. На её основе ищут способы преодоления тех проблем, которые мешают ребёнку сохранить своё человеческое достоинство или самостоятельно достигать желаемых результатов в учёбе и жизни.
В работе многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая: чьи ориентиры существенно другие, чем у обучения и воспитания. Но так ведь и движется история открытий в образовании. То, что совершалось выдающимися учителями в меру их личной интуиции, энергии, самоотверженности, вдохновения - получает более прочную и общедоступную основу за счёт ясных способов понимания ситуаций, новых методов и тактик взаимодействия с детьми, смены организационных правил и перемены в общественных ожиданиях.
Такова тема этой книги: она о том, что происходило в образовании всегда - и о том, как это вечное начало педагогики может приобретать большую ясность, доступность, результативность, признание.
В первой книге рассказывается о месте педагогики поддержки в профессиональной жизни учителя и о четырёх её ключевых тактиках: поддержки, помощи, содействия, взаимодействия.
Педагогика поддержки обращена к развитию уникальности ребёнка, к закреплению его авторского отношения к жизни, к поддержке его самостоятельности и взросления. На её основе ищут…
Педагогика поддержки обращена к развитию уникальности ребёнка, к закреплению его авторского отношения к жизни, к поддержке его самостоятельности и взросления. На её основе ищут способы преодоления тех проблем, которые мешают ребёнку сохранить своё человеческое достоинство или самостоятельно достигать желаемых результатов в учёбе и жизни.
В работе многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая: чьи ориентиры существенно другие, чем у обучения и воспитания. Но так ведь и движется история открытий в образовании. То, что совершалось выдающимися учителями в меру их личной интуиции, энергии, самоотверженности, вдохновения - получает более прочную и общедоступную основу за счёт ясных способов понимания ситуаций, новых методов и тактик взаимодействия с детьми, смены организационных правил и перемены в общественных ожиданиях.
Такова тема этой книги: она о том, что происходило в образовании всегда - и о том, как это вечное начало педагогики может приобретать большую ясность, доступность, результативность, признание.
Во второй книге подробно представлены конкретные модели организации профессиональной работы в духе педагогики поддержки: в школе, в дополнительном образовании, в помощи выпускникам детских домов, в ходе повышения квалификации.
Педагогика поддержки обращена к развитию уникальности ребёнка, к закреплению его авторского отношения к жизни, к поддержке его самостоятельности и взросления. На её основе ищут…
Повезло ребёнку, учитель которого, готовясь к уроку, думает, как бы заманить ученика в круг читателей, как превратить встречу с книгой в удовольствие: "Чтобы литература не превратилась в отвратительную "литру", одно упоминание о которой вызывает нервную дрожь". Учитель, помнящий, что на каждом этапе урока должно быть меньше его и "больше их", любящих загадки, нуждающихся в общении, читающих не только классиков, но и прекрасных современников, - какая находка для ребёнка!
Книга "Только не литра! Что делать с литературой в школе?" написана именно таким учителем. И хотя воспроизводить чужой опыт, как считает Юлия Петрачкова, - дело иногда неуспешное, читатель-коллега точно найдёт на страницах книги много полезного для работы и обязательно подзарядится творческой энергией. И откроет тайну - кто же такой Джулиан Серж?
Повезло ребёнку, учитель которого, готовясь к уроку, думает, как бы заманить ученика в круг читателей, как превратить встречу с книгой в удовольствие: "Чтобы литература не…
Ответы на главные вопросы от лидеров украинских и петербургских альтернативных школ и образовательных проектов.
Многим людям сегодня важно внимательно выслушать инициаторов общественно-педагогических проектов, дать возможность рассказать им о себе теми словами, которыми они сами привыкли описывать смысл и суть своей деятельности.
В эту книгу собраны интервью 2019 года лидеров петербургских и украинских новаторских школ и проектов. На самые характерные родительские вопросы отвечают основатели нескольких школ знаменитых, с многолетней биографией и многими учениками, и организаторы школ небольших, незадолго до того организовавшихся.
Ответы на главные вопросы от лидеров украинских и петербургских альтернативных школ и образовательных проектов.
Многим людям сегодня важно внимательно выслушать инициаторов…
Этот сборник составлен на основе книги Е. Е. Шулешко "Понимание грамотности" и посвящён двум сторонам его педагогической практики, опыт которых значим для большинства детских садов.
Первая часть раскрывает модель организации неформальной системы самообразования педагогов через их встречи на рабочих местах и совместные наблюдения за жизнью детей, вторая часть - общую логику планирования дошкольных занятий через проектирование событий детской жизни; при этом предполагается, что в каждом из событий должны быть переплетены различные роды и виды деятельностей так, чтобы в итоге ни один особенно значимый род занятий не был забыт.
В совокупности две части книги дают объёмное видение того, что должно находиться в центре внимания при управленческом, организационном, психологическом обеспечении работы воспитателей с детьми.
Этот сборник составлен на основе книги Е. Е. Шулешко "Понимание грамотности" и посвящён двум сторонам его педагогической практики, опыт которых значим для большинства детских…