Древние загадки, легендарные предания, романтические путешествия, полные опасностей и отваги – кого из нас не интересовали подобные истории. Белорусский автор, исследователь загадок Древнего мира Юрий Тимахович (помимо этого издания его перу также принадлежат обширный труд «Персидские цари», энциклопедический справочник «350 великих. Краткое жизнеописание великих правителей и полководцев древности», «Сципионы. Знаменитые полководцы Рима» и др.) обращается как раз к одной из таких в своём небольшом беллетризованном исследовании.
Семирамида – это имя у многих на слуху. Царица, которая вошла в историю древней Ассирии как женщина, единолично правившая целым государством – абсолютный нонсенс для того времени. Впрочем, об этой легендарной царице известно немногое. Летописцы Греции Ктесий и Диодор, Армении - Мовсеса Хоренаци, Ассирии и Урарту посвящают ей скупые строчки, которые, однако, сильно противоречат друг другу. Ю. Тимахович постарался сложить все свидетельства воедино и представить на суд зрителя свою версию биографии легендарной правительницы. Но это приводит к тому, что автор сам попадает в расставленную собой ловушку.
Мифы и реальность, правда и вымысел – кажется, всё перемешалось в этой книге. Автор идёт вслед за древними утверждениями о том, будто легендарные «висячие сады» Вавилона принадлежат именно ей. Утверждает об этом уже в аннотации, явно игнорируя тот факт, что уже в прошлом веке было доказано – приписываемые Семирамиде (Шаммурат) сады возникли на 200 лет позднее, построенные Навуходоносором II (605—562 до н. э.). Вообще искать в этой книге некой исторической правды или достоверности – дело неблагодарное. И дело не в художественной выдумке, а в уже упомянутом разночтении различных древних свидетельств. Стараясь ничего не пропустить (ведь известно о ней совсем немного), Ю. Тимахович слепо доверяет всем собранным сведениям, а иногда и вовсе приписывает Семирамиде и её эпохе то, что произойдёт в совсем иную эпоху. Будь то строительство великой Башни Вавилона, уже упомянутых садов, знаменитого канала, который снабжал столицу питьевой водой, крепостных сооружений в Армении и многого другого. Не совсем верно и то, как погибла сама Семирамида, поскольку правила она, как известно, и после окончания регентства, хоть её имя и упоминается в глиняных табличках всё реже и реже. Легенду об этом, как и многие другие данные для своей книги автор скопировал у русского исследователя начала 20 века Вл. Череванского и его книги "Исчезнувшее царство" (Эпоха Семирамиды), также подверженного подобным недостаткам.
Не совсем понятна и возрастная аудитории читателей. Простой и незамысловатый стиль, явный уклон в сторону легенд, да и сам приключенческий характер повествования говорят о том, что книга предназначается старшим школьникам. Впрочем, чрезмерное обилие любовных сцен вносит некоторое подозрение. Видимо стараясь подчеркнуть невероятную красоту и привлекательность юной Шаммурат, автор постоянно обращает внимание на то, как страстно и с вожделением смотрят на неё вельможи и военачальники, знатные лица и даже сами правители. А всю первую половину книги (52 страницы) девушка только и делает, что с завидным постоянством «отдаёт дань богине любви» то одному, то второму, то третьему… Причём делает она это не по долгу или принуждению и даже не по любви. Лично у меня сложилось некоторое подозрение относительно озабоченности самого автора.
Книгу можно вполне прочитать для того, чтобы скоротать свободный вечер, только воспринимать её нужно лишь как приключенческую повесть, не ища в ней исторической достоверности.