С поэзией замечательного русского поэта Семена Надсона я был знаком еще с университетской скамьи, и вот впервые выдался удобный случай приобрести один из его стихотворных сборников. Найти его книги можно практически в любом книжном магазине, но мне хотелось, чтобы Надсон в моей коллекции появился в особом одеянии. Кто бы что ни говорил о важности содержания книг, но не меньшую роль играет при покупке того или иного издания и его внешний вид, в частности, если речь идет о сборнике стихов. Особенно радуют глаз книголюба, конечно же, небольшие, карманные книги, которые всегда можно прихватить с собой и прочитать в свободное время. Стихи я вспоминаю и когда стою в очередях или ожидаю кого-то или чего-то. Например, стоишь ты такой в очереди в магазине, а в голове проносится: "Каждый пред Богом наг, жалок, наг и убог/ в каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог", или, к примеру, "Ни о чем не нужно говорить, Ничему не следует учить, и печальна так и хороша темная звериная душа". Ну и так далее, в таком духе. Подобное вспоминание стихотворений помогает не забывать их, да и время ожидания быстрее и приятнее проходит.
Но вернемся к Надсону. Приобретенный мной сборник хоть и не миниатюрный, но тоже довольно милый и изящный. О том, что к тебе попало нечто особенное, ты ощущаешь сразу, как только берешь в руки антикварную книгу. Если вам когда-либо доводилось держать в руках огнестрельное оружие, то скажу вам, что это очень схожее чувство. Когда ты берешь пистолет/револьвер/ружье первое, что ты чувствуешь - это приятная тяжесть. И даже если это маленький женский карманный пистолетик, он имеет такой нешуточный вес. Так же дела обстоят и с антикварной книгой. Она тяжелая, так как была изготовлена из качественной бумаги, ее переплет только добавляет веса, плюс ко всему свои граммы в общую копилку прибавляют и картонные портреты писателей. Вот, как выглядит обложка и титульный лист книги:
Книга была издана в 1895 году. Тогда прошло всего 8 лет со дня смерти поэта, а это, как отмечается на титульном листе, уже 13-ое (!) издание его стихотворений. В свое время Надсон был одним из самых популярнейших поэтов. Злые языки писали о том, что его терпят и издают только из жалости, однако всеобщая любовь и почитание говорили в пользу обратного: Надсона действительно уважали и ценили. О поэте уже написана одна замечательная рецензия читателем boservas -ом, но, если честно я удивился, что на целом сайте есть всего только один отзыв. Порадовал и стих, сочиненный в связи с творчеством Надсона.
Если нужно было бы в нескольких словах охарактеризовать творчество поэта, то первое, что приходит на ум - это одиночество, грусть, и как ни странно, безграничное желание жить. Поэт с детства не отличался сильным здоровьем, и с годами оно только ухудшалось. Масла в огонь подлило и то, что он вынужден был служить. Весь этот казарменный быт был ему не только чужд, но и пагубно сказался на его и без того слабом здоровье. Однако, что самое интересное, Надсон был смелым и волевым человеком. Нежность и отвага в нем органически сочетались, и когда я читал его биографию, то просто не мог не сравнить его с другим моим любимым русским автором, Всеволодом Гаршиным. Он тоже был крайне чутким человеком, но в то же время Гаршин прошел через войну и всегда готов был прийти на помощь людям. Благо Надсон не повторил судьбу Гаршина и прожил до своего смертного часа.
Данное издание мне понравилось еще и тем, что в начале книги примерно более ста страниц посвящены жизни Надсона. Читатель, таким образом, знакомится не только с творчеством поэта, но и узнает многое о его жизни. Понравившихся стихотворений очень много. Но мне бы хотелось выделить два из них. Первое - это "В толпе". Еще со времен Пушкина и Лермонтова мы знаем разделение между "поэтом и толпой", или, если угодно, между "поэтом и чернью". Надсон призывает не ставить эту жирную черту, он говорит следующее:
Не презирай толпы: пускай она порою
Пуста и мелочна, бездушна и слепа,
Но есть мгновенья, когда перед тобою
Не жалкая раба с продажною душою,
А божество – толпа, титан – толпа!..
Ты к ней несправедлив: в часы ее страданий,
Не шел ты к ней страдать.... Певец ее и сын,
Ты убегал ее проклятий и рыданий,
Ты издали любил, ты чувствовал один!...
Приди же слиться с ней; не упускай мгновенья,
Когда болезненно–отзывчива она,
Когда от пошлых дел и пошлого забвенья
Утратой тяжкою она потрясена!..
Согласитесь, что это совершенно иной взгляд на привычное сравнение. Кем бы был поэт без этой "черни"? Кто бы его слушал, кто бы любил, если бы не эти люди? Да, временами толпа тупа, злобна и опасна, но ведь толпа состоит из тех же людей, из нас с вами. Надсон в этом плане перешагнул рубеж, разделающий поэта от "толпы".
Второе стихотворение, которое я бы хотел выделить - это "Верь, - говорят они, - мучительны сомненья!". В этом стихотворении есть строки, которые смело могли бы стать гимном атеизма и науки. Вот они:
«Верь, - говорят они, - мучительны сомненья!
С предвечных тайн не снять покровов роковых,
Не озарить лучом желанного решенья
Гнетущих разум наш вопросов мировых!»
Нет, - верьте вы, слепцы, трусливые душою!..
Из страха истины себе я не солгу,
За вашей жалкою я не пойду толпою -
И там, где должен знать, - я верить не могу!..
"И там, где должен знать, - я верить не могу!", - эти строки мне особенно понравились. Как он метко сказал?! Между тем, неверующим человеком Надсона нельзя назвать. Он часто упоминает Бога не только в своих письмах, но и в стихотворениях. Однако его желание в первую очередь познать, а не слепо верить, не может не вызывать уважения. Вот, что он говорит далее:
Я знать хочу, к чему с лазури небосвода
Льёт солнце свет и жизнь в волнах своих лучей,
Кем создана она - могучая природа, -
Твердыни гор её и глубь её морей;
Я знать хочу, к чему я создан сам в природе,
С душой, скучающей бесцельным бытиём,
С теплом любви в душе, с стремлением к свободе,
С сознаньем сил своих и с мыслящим умом!
К строкам поэта просто нечего добавить. Лишь его фотографию, ну и музыку под тему.