Пражское кладбище
Умберто Эко - это один из тех немногих писателей, книги которого я "распробовала" не сразу. Лет 10 назад мне в руки попался "Маятник Фуко", в котором я не осилила до конца даже первую главу. Казалось бы крест. Но "Имя Розы", а теперь и "Пражское кладбище" сказали свое весомое слово в пользу Эко.
В центре повествования - Протоколы сионских мудрецов, массонский заговор в Праге XIX века. Эта тема не дает покоя многим людям и сегодня, не смог пройти мимо нее и Умберто Эко. Главный герой романа - Симонини, едва различимая фигура в тени механизмов истории, но одновременно и движущий механизм истории. Как так, спросите вы? Это живое воплощении всех теорий заговоров, наглядный пример способа восприятия мира, в котором вину надо свалить на кого-то попавшегося под руку. Симонини - это единственный вымышленный герой повести, собирательный образ, олицетворяющий эпоху; все же его "коллеги" по роману существовали в реальной жизни. Но вымышленный Симонини, в цилиндре и пелерине, стоящий в тени, едва ли не более реален, чем остальные персонажи.
Несомненно, вызывает уважение работа, которую Эко выполнял перед написанием каждого из своих романов. Панорама Европы XIX века представлена аутентичными персонажами и событиями, которые серьезно повлияли на судьбу континента, что лично на меня произвело определенное впечатление. Все это дополнено отличным описанием общественных настроений того времени.
Читая книгу чувствуешь невольное искушение позицией "недвижимого двигателя", которую занимает Симомнини. В этой макиавеллистической концепции воплощена воистину дьявольская попытка создания человеческих деяний в соответсвии с личными предпочтениями. И конечно же сваливание вины на другого. Ведь если ты воспитан в лоне католической церкви, так легко обвинить во всех смертных грехах евреев, которые помимо воли Господа Бога приговорили к смерти Иисуса из Назарета. Сейчас достаточно толики фантазии, чтобы из ничего создать теорию мирового заговора. Хотя и не до конца из ничего - ведь памфлет Мориса Жоли, в свою очередь, содержит плагиат из романов Эжена Сю «Тайны одного народа» (об иезуитах) и «Парижские тайны». Причём масонскую программу, которую Сю приписал иезуитам, в свою очередь придумал Дюма. Не так ли? ;)
Наверное, именно так в целом выглядит история литературы - неустанное дописывание за кем-то и использование чужих идей. Разница заключается только в том, что "обычная" литература не испытывает амбиций по поводу влияния на судьбы мира, ее задача - задержать то, может незаметно испариться из этого мира и донести это до будущих поколений читателей. А история Симонини говорит нам о том, насколько опасным может быть дословное воплощение этой идеи в реальной жизни. То, что еще вчера было плодом воображения, сегодня может воплотиться в жизнь. Ведь кто-то легко может преднамеренно создать свою историю не романом, а объективно существующим элементом реальности, причем не обязательно белым и пушистым. Так можно разбудить демонов, дремлющих в темных уголках человеческого сознания, которые в реальном мире станут никчемным олицетворением нашего зла и слабости.
Симонини и ему подобные имели широкое поле деятельности в конце XIX века, когда голодные массы начали атаковать города в поисках лучшей жизни. Опасности, рожденные их разочарованием и бедность, становились причинами все более острых социальных конфликтов. Это использовали с каждым годом все более и более многочисленные побратимы Раскольникова, которые, веря в свое большинство и игнорируя моральность, возжелали "взвалить" на свои плечи ответственность за судьбы народов. Мне кажется, что "Пражское кладбище" - идеально иллюстрирует этот момент в истории, когда сила печатного слова имела такое влияние, что могла легко изменить судьбу мира и решить, быть или не быть целому народу. Мир литературной фикции начал диктовать свои правила в реальной жизни. Но проблема в том, что каждый может фикцию интерпретировать по своему. Всегда найдутся охотники предложить радикальную версию популярных взглядов.
Для меня "Пражское кладбище" - это в первую очередь роман о силе манипуляции, которая позволяет управлять взглядами не только отдельных личностей, но и целых сообществ людей культурных, творческих, образованных. Эко великолепно описал историю возникновения знаменитых Протоколов сионских мудрецов, которые оказали значительное влияние на отношеник всей Европы к еврейскому народу, показал механизм зарождения и функционирования антисемитизма и шовинизма. Но антисемитизм - это лишь пример, ведь описанные в книге инструменты могут с таким же успехом быть применены относительно любой другой идеологии. Нам временами кажется, что сегодня ни один образованный человек не может серьезно относиться к подобным теориям мировых заговоров, но в каждой из эпох находятся сумасшедшие уникумы, которые могут развернуть теорию заговора в свою пользу. Так, как в XIX века сделал это Симонини, а в ХХ - Гитлер.
Ну и помните, сам Эко в послесловии к книге говорит о том, что хотя Симонини - полностью вымышленный персонаж, он до сих пор среди нас. И, на мой взгляд, это - ключевая мысль всей книги.
P.S. Ну и приятность) Симонини был гурманом, так что в книге есть несколько интересных кулинарных рецептов. Приятного ;)