Опубликовано: 27 ноября 2024 г., 07:00 Обновлено: 27 ноября 2024 г., 07:00

11K

Осторожно, проклято! Мистические и трагические случаи на съемках таинственных романов

120 понравилось 8 комментариев 49 добавить в избранное

«Что за чертовщина!» — именно такие мысли возникают, когда речь заходит о романах, которые мы сегодня обсудим в контексте их экранизаций. Эти произведения, полные тайн и порой пугающие, часто оказывали странное воздействие на съемочные группы при попытках перенести их на экран. Кинематографисты, как правило, люди суеверные, и это не случайно. История создания некоторых фильмов до сих пор вызывает у многих мурашки по коже, как будто они действительно прокляты. Сегодня мы расскажем о мистических случаях на съемках российских и зарубежных фильмов, от которых кровь стынет в жилах.

Экранизации «Мастера и Маргариты»
картинка Arlett
Начать хочется, пожалуй, с самого известного произведения Булгакова«Мастера и Маргариты» . Сама по себе история создания книги уже полна печальными происшествиями. А сюжет романа, вдохновленный германским мистицизмом и иудо-христианскими легендами, до сих пор поражает воображение.

В мире искусства существует убеждение, что работа над экранизацией романа «Мастер и Маргарита» может быть связана с различными неприятностями. И это неудивительно, ведь история знает множество случаев, когда такие попытки заканчивались неудачами и даже трагедией. Многие режиссеры, как в России, так и за ее пределами, хотели воплотить на экране последний роман Булгакова. Это был сложный, но потенциально успешный проект, учитывая популярность книги и обширное поле для творчества. Однако многие режиссеры отказались от этой идеи. Среди них были Ролан Быков, Эльдар Рязанов, Игорь Таланкин, Элем Климов и даже Роман Полански. Некоторые объясняли свой отказ финансовыми или юридическими проблемами, но большинство объяснений были довольно туманными.

Среди тех, кто хотел снять фильм по «Мастеру и Маргарите», был кинорежиссер Владимир Наумов. Елена Булгакова, жена писателя, поддерживала эту идею. Но пока Наумов искал способы реализации проекта, Елена ушла из жизни. Как рассказывал сам режиссер, отказаться от идеи экранизации он решил после странного сна. Однажды ночью ему приснилась Елена, которая извинилась перед ним и сказала, что фильм нельзя снимать. Наумов решил, что спорить с потусторонними силами бесполезно, и отказался от своей идеи.

В 1994 году российский режиссер Юрий Кара завершил работу над своей версией экранизации, и это стало началом череды испытаний. Съемки проходили непросто: то погода подводила, то дорогостоящие спецэффекты не удавались. Однако Кара всё же сумел довести дело до конца. После окончания съемок фильм долгое время оставался в подвешенном состоянии. Режиссер пытался разрешить разногласия с продюсерами, а затем столкнулся с претензиями со стороны потомков Елены Булгаковой. В 2006 году картина была представлена на Московском кинофестивале, но до широкой аудитории она дошла лишь в 2011 году, спустя 17 лет после создания. И то не в полном объеме: зрители увидели фильм длительностью 2 часа 5 минут, тогда как режиссерская версия длилась более 3 часов. Кто и зачем так безжалостно урезал работу Кары, неизвестно.

Одной из самых удачных и знаменитых стала экранизация в виде сериала, выпущенная в 2005 году. Его снял российский режиссер Владимир Бортко. Я очень люблю эту экранизацию и считаю идеальным решением создать не фильм, а именно сериал. Роман богат на события в разных временных линиях, в нём присутствует довольно много персонажей, каждый из которых со своей историей. Благодаря удлиненному хронометражу удалось показать большинство сюжетных линий, сохранив местами практически построчный текст автора. Но именно в экранизации Бортко мистика достигла своего апогея.

o-o.jpeg «Мастер и Маргарита»: 9 ключей, которые помогут лучше понять великий роман
Откуда черпал вдохновение Булгаков для «Мастера и Маргариты»? И почему многие моменты так и не были до конца исследованы. Читать дальше

Прежде всего, стоит отметить, что состав актеров, задействованных в сериале, оказался совсем не таким, как предполагал режиссер. Многие из тех, к кому изначально обращался режиссер, сначала выражали согласие, но затем отказывались от участия в проекте. Например, роль Берлиоза должен был сыграть Александр Калягин, но его настигли два неожиданных инфаркта. Владимир Машков очень хотел сыграть Мастера, но незадолго до начала съемок попал в серьезную автомобильную аварию. В итоге были привлечены так называемые «запасные» актеры. Несмотря на все эти трудности, режиссер был полон энтузиазма и сумел собрать прекрасный актерский состав, который многие считают практически идеальным.

Бортко, как и многие другие, не верил в мистику, но ходили слухи, что перед началом съемок он вызвал священника на съемочную площадку, чтобы тот всё освятил. Как говорится, «береженого Бог бережет». Осторожность режиссера можно понять — в дополнение ко всем проблемам и задержкам, прямо перед началом съемок к нему подошел странный человек и сказал: «У вас ничего не получится». Актеры смеялись над суевериями коллег и рассказывали, что часто шутили над мистическими совпадениями во время съемок — мол, проклятие «Мастера и Маргариты» действует! Но всё это закончилось совсем не смешно. Снимавшихся в фильме словно преследовал злой рок.

Александр Галибин, исполнивший роль Мастера, во время съемок тяжело заболел, а сразу после окончания работы над сериалом попал в аварию: его автомобиль развернуло и вынесло на встречную полосу. Только чудом никто не погиб. Олег Басилашвили, сыгравший Воланда, прямо на съемках потерял голос, причем без видимой причины. Актер был в отличном настроении, участвовал во множестве спектаклей, но именно во время исполнения роли Воланда вдруг начал хрипеть и замолчал посреди монолога. Оказалось, у Басилашвили произошло кровоизлияние в голосовую связку. Несколько месяцев актеру пришлось молчать и терпеть болезненное лечение.

На этом несчастья не закончились: не прошло и десяти лет после выхода сериала, как уже 18 актеров ушли из жизни. Среди них были как люди в возрасте, так и довольно молодые. Например, Владиславу Галкину, сыгравшему поэта Бездомного, было всего 38 лет.

«Вий», реж. Александр Птушко (1967)
картинка Arlett
Начнем с того, что автор произведения Николай Васильевич Гоголь — сам по себе личность загадочная. Даже его смерть окутана тайнами и слухами. Писатель панически боялся быть похороненным заживо, и его паранойя достигла апогея на закате жизни. Он практически не спал, опасаясь впасть в летаргический сон. В своем завещании Гоголь настойчиво просил не хоронить его тело до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Существует мнение, что во время модернизации монастырского кладбища, на котором писатель нашел свой последний приют, гроб вскрывали в сумерках при небольшом количестве свидетелей. Очевидцы рассказывали, что тело Николая Васильевича лежало в гробу в неестественной позе, а обивка крышки была изодрана в клочья. Эта история заставляет любого здравомыслящего человека содрогнуться. Но так как фотографии не были сделаны, а письменных показаний никто не давал, большинство историков считают это просто мистификацией.

Но вернемся к экранизации повести «Вий». Еще на этапе проб на роль Панночки многие актрисы ощущали странное недомогание и заболевали. В итоге от участия в проекте отказались Жанна Болотова, Светлана Коркошко, Ёла Санько и Ада Роговцева, посчитав роль проклятой. Однако молодая актриса Александра Завьялова решила не упускать такой шанс и продолжила съемки, несмотря на плохое самочувствие. Ей пришлось лежать в гробу, и, возможно, духи не простили ей этого кощунства, насылая на актрису беды. Например, когда ей нанесли грим, имитирующий трупный, ей стало очень плохо. У Завьяловой начались странные приступы, из-за которых съемки приходилось постоянно останавливать. В итоге муж актрисы потребовал снять ее с роли. После съемок жизнь Завьяловой пошла под откос: ее почти перестали снимать в кино, муж подал на развод, из-за неудач она даже попала в психиатрическую больницу. А скончалась она от ножевого ранения, которое нанес ей собственный сын в состоянии алкогольного опьянения.

В итоге на роль Панночки была выбрана спортсменка-комсомолка-красавица Наталья Варлей. В отличие от своих предшественниц, Варлей не испытывала проблем со здоровьем и не чувствовала ничего необычного. К тому же, к радости режиссера, она была в прекрасной физической форме и не боялась гробов. Однако за свою смелость актриса чуть не поплатилась жизнью. Во время съемок сцены полета в гробу у Варлей закружилась голова, а страховочный механизм подвел, и она упала с высоты аж в 15 метров! К счастью, Леонид Куравлев успел ее подхватить, и трагедии удалось избежать. После этих съемок карьера Натальи пошла на спад. Она снялась еще в нескольких фильмах, но повторить успех «Кавказской пленницы» и «Вия» ей не удалось. К тому же, личная жизнь актрисы также не сложилась, несмотря на ее популярность.

Помимо главной героини, почти вся съемочная группа столкнулась с серьезными проблемами со здоровьем, и это оставило после себя недобрую славу вокруг фильма «Вий». А спустя два года после выхода фильма на экраны не стало оператора Федора Проворова. Он, как и режиссер Александр Птушко, не дожил до своего дня рождения всего месяц. Также роль сотника в этом фильме стала последней для актера Алексея Глазырина. Не повезло и Николаю Кутузову, который сыграл ведьму. Из-за суеверий женщины отказывались играть эту роль, поэтому назначен был мужчина. Актер никогда не злоупотреблял алкоголем, но во время работы над фильмом он словно потерял контроль над собой — часто уходил в запой и срывал съемки. К тому же церковь Пресвятой Богородицы, в которой проходили съемки, в феврале 2006 года сгорела дотла. Как тут не поверить в мистику?!

«Ночной» и «Дневной Дозор», реж. Тимур Бекмамбетов (2004–2005)
картинка Arlett
Сергей Лукьяненко , автор серии книг «Дозоры» , — один из самых известных и успешных современных русских писателей, работающих в жанрах фэнтези и фантастики. Его книги стали бестселлерами в 90-е годы, завоевав сердца и умы нескольких поколений читателей. Я всегда говорила, что книги Лукьяненко оказали на меня огромное влияние в подростковом возрасте, заставив задуматься в том числе о природе добра и зла. Даже сейчас, спустя 15 лет после их выхода, я иногда перечитываю эти произведения.

Экранизация Тимура Бекмамбетова вышла достаточно вольной. Создатели фильма довольно сильно изменили сценарий, смешав события из разных частей серии, поменяв местами сюжетные линии, добавив новых персонажей и другую развязку. Не смотря на это, принято считать, что фильмы хорошо передали дух произведений Лукьяненко, и если рассматривать их в некотором отрыве от книг, то вышли очень даже неплохими. Более того, они на удивление хорошо прошли в прокате за рубежом, особенно в США.

Во время съемок этой фэнтезийной истории произошло несколько трагических событий. Особенно тяжело пришлось актрисе Анне Дубовской, которая воплотила образ вампирши Ларисы в первой части. Работа над фильмом потребовала от Анны больших физических и моральных усилий. Ее героиня получила ожог лица от дневного света, и кожа вампирши начала разрушаться. Каждый день актрисе приходилось проводить несколько часов в кресле гримера, где ей наносили довольно сложный и болезненный грим. Кроме того, линза в правом глазу вызвала в итоге острый конъюнктивит.

Анна Дубовская была не единственной, кто столкнулся с трудностями на съемках «Дозора». Николай Оляпин, сыгравший инквизитора в обеих частях фильма, постоянно испытывал боли во время съемок. Он думал, что это обострение гастрита, которым страдал много лет, но позже выяснилось, что боли были вызваны хроническим заболеванием сердца. Актер умер от обширного инфаркта, ему было 68 лет. Продюсер Юрий Айзеншпис, сыгравший яркую эпизодическую роль в «Дневном дозоре», также умер от инфаркта миокарда. Он не дожил до премьеры всего три месяца и скончался в возрасте 60 лет. Известный актер Валерий Золотухин исполнил роль вампира в «Дозорах», чей сын погибает в конце второй части. Через год после выхода фильма Валерий потерял своего родного сына: барабанщик группы «Мертвые дельфины» Сергей Золотухин покончил с собой в возрасте 27 лет. Сам актер умер от опухоли головного мозга в 2013 году.

Далее я решила рассмотреть и зарубежные фильмы, которые были сняты в условиях, когда на съемочной площадке происходили трагические и загадочные события. Приготовьтесь, будет страшно.

«Волшебник страны Оз», реж. Виктор Флеминг и Кинг Видор (1939)
картинка Arlett
Но начну я совсем не со страшной картины, а с детской сказки. Экранизация «Волшебника страны Оз» американского писателя Лаймена Фрэнка Баума была ответом студии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) на коммерческий успех «Белоснежки и семи гномов» от Disney. Фильм моментально стал кассовым хитом, а актриса Джуди Гарленд, исполнившая роль Дороти, в 1940 году получила за него Молодежную награду Академии («детский Оскар»).

Несмотря на то, что фильм имел огромный успех у зрителей, на съемочной площадке не обошлось без происшествий. Первый серьезный инцидент произошел с Маргарет Гамильтон, исполнявшей роль Злой Ведьмы Запада. Чтобы сцена с ее «таянием» выглядела максимально реалистично, под длинную мантию ведьмы положили сухой лед, а в полу сделали люк. Однако во время одного из дублей что-то пошло не так, и Гамильтон получила ожоги третьей степени. Ситуация осложнялась еще и тем, что в ее гриме содержалась медь, при попадании которой на открытую рану актриса могла серьезно отравиться. Пока Маргарет Гамильтон восстанавливалась в больнице, сцену пытались переснять с дублершей, которая тоже получила ожоги. В итоге режиссер решил отказаться от этого эффектного эпизода.

Нелегкий путь прошел актер Бадди Эбсен, который должен был исполнить роль Железного человека. Чтобы создать реалистичный металлический образ, гримеры использовали токсичный алюминиевый порошок. Однако это привело к тому, что Бадди оказался в больнице с отеком легких. Хотя он выжил, проблемы с дыханием остались с ним на всю жизнь. Когда стало очевидно, что Эбсен не сможет продолжать работу, его заменил Джек Хейли. Алюминиевый порошок был смешан с другими ингредиентами, чтобы создать массу, которую нельзя было случайно вдохнуть, хотя она всё еще оставалась опасной.

Проблемы с костюмами и гримом возникали не только у Ведьмы и Железного человека. Рэй Болджер, который играл Страшилу, в течение полугода после съемок не мог избавиться от остатков сетчатого грима на лице. А костюм Льва, который носил актер Берт Лар, был сшит из настоящей шкуры животного. В нём было очень жарко, и после съемок его приходилось тщательно сушить.

Нелегко пришлось и актрисе Джуди Гарлэнд, исполнявшей роль Дороти. На момент съемок ей было 16 лет, и чтобы она выглядела более похожей на ребенка, ее посадили на строгую диету и заставляли носить утягивающую одежду. Спустя много лет после выхода фильма Гарлэнд рассказала в интервью, что ей также давали наркотики, чтобы она могла сниматься по 72 часа подряд.

Даже пес, игравший Тото, пострадал. Во время битвы с солдатами Злой Ведьмы Запада он вывихнул лапку, и его пришлось заменить для некоторых сцен.

Однако, если предыдущие инциденты можно объяснить плохими условиями на съемочной площадке и несоблюдением мер безопасности, то следующая история уже совсем из другой оперы. Один из актеров, исполнявший роль гнома-жевуна в фильме, покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Он повесился прямо на съемочной площадке, когда работал над своим персонажем. Актеры и оператор не заметили его тело, и оно попало в финальную версию фильма. Создатели фильма отрицают эту информацию и утверждают, что на съемках действительно погиб сотрудник сцены, который запутался в тросах. Они также заявили, что фигура висельника на заднем плане — это просто часть декораций, которая случайно попала в кадр. Узнать правду мы уже, конечно, вряд ли когда-либо сможем.

«Изгоняющий дьявола», реж. Уильям Фридкин (1973)
картинка Arlett
«Изгоняющий дьявола» — один из самых скандальных фильмов ужасов в истории кинематографа. Многие, включая известных проповедников того времени, были убеждены, что просмотр этого фильма может привести к тому, что демоны завладеют душой зрителя. Это убеждение подкреплялось многочисленными случаями, когда зрители испытывали тошноту или теряли сознание во время просмотра.

Фильм был снят по одноименному роману Уильяма Питера Блэтти , который утверждал, что часть истории основана на реальных событиях. В центре сюжета — история о том, как известная актриса начинает беспокоиться о странном поведении своей дочери. Психиатры подозревают психическое расстройство, но священник уверен, что девочка одержима дьяволом.

Создание этого культового фильма ужасов также было отмечено рядом странных происшествий и смертей. Первоначально планировалось, что съемки продлятся 85 дней, но из-за пожара, в котором сгорел почти весь реквизит, процесс затянулся. Последние сцены должны были сниматься в Ираке, где находилась маленькая статуя демона Пазузу, но прошло 224 дня, прежде чем американская съемочная группа добралась до места съемок. Известно также, что вышеупомянутый пожар произошел из-за того, что голубь влетел в электрощиток. Уже тогда религиозные участники проекта стали думать, что раз символ Божьего Духа (голубь) попытался уничтожить съемочную площадку, то фильм точно снимать не стоит. Но это было не самое странное. Оказалось, что огонь не затронул только лишь одну декорацию на площадке — комнату Риган, девочки, одержимой демоном. Даже не суеверные кинематографисты начали задумываться о том, что сам дьявол присутствует на площадке.

По меньшей мере шесть человек умерли либо во время производства фильма, либо после его выхода. Джек МакГоуран, сыгравший Бёрка Деннингса, скончался от осложнений после гриппа примерно за месяц до выхода фильма. Василики Маляру умерла по естественным причинам вскоре после окончания съемок в роли матери отца Карраса. Еще во время производства скончались ночной сторож и техник холодильного оборудования.

Актеры и создатели фильма уже вовсю считали, что фильм проклят, и это проклятие распространяется не только на них, но и на их близких. Брат Макса Фон Зюдова, исполнившего роль отца Карраса, и бабушка Линды Блэр, сыгравшей одержимую девочку Риган, также скончались во время производства фильма. Актеры вспоминали, что на съемочную площадку несколько раз приходил священник для благословения проекта.

Более того, фильм связан с серийным убийцей. В нём в роли медицинского работника появляется Пол Бейтсон, который позже в 1977 году был осужден за убийство кинокритика Эддисона Веррилла. После ареста Бейтсон признался еще в девяти убийствах.

«Ворон», реж. Алекс Пройас (1994)
картинка Arlett
«Памяти Брэндона Ли. Без тебя очень грустно. С любовью, Джеймс».
Если вы не знаете, почему Джеймс О’Барр оставил это посвящение на юбилейном переиздании своего культового графического романа «Ворон», то вам, вероятно, неизвестно о трагедии, которая произошла во время съемок одноименного фильма в 1993 году. Вы, возможно, недоумеваете, ведь «Ворон» — это не книга, а по факту комикс. Однако я считаю, что иногда и комиксы, особенно такие качественные, созданные полностью вручную на бумаге тушью, могут занять свое место на литературном Олимпе.

Еще до завершения съемок фильма трагически скончался исполнитель главной роли Брэндон Ли, сын знаменитого актера Брюса Ли, который также погиб молодым во время съемок. Смерть Брюса Ли в свое время также была окружена мистическими слухами. Несмотря на свой успех и высокие гонорары, актер часто испытывал депрессию и предсказывал, что не доживет до 33 лет. В июне 1973 года с крыши дома семьи Ли в Гонконге упал зеркальный человечек, который, по мнению Брюса, защищал его от злых духов. Всего через месяц актер и спортсмен внезапно скончался от аневризмы головного мозга, немного не дожив до своего 33-летия.

Что касается Брэндона, то некоторые поклонники предполагали, что с актерской династией расправились якудза. Другие же верили в мистический сюжет фильма «Ворон». В начале картины банда преступников врывается в дом влюбленных Эрика и Шелли в канун их свадьбы. Невесту изнасиловали, жениха избили, а затем обоих жестоко убили. Спустя год дух молодого мужчины восстает из мертвых и отправляется на поиски убийц, чтобы отомстить. 28-летний Брэндон Ли, как и его персонаж, погиб накануне помолвки со своей девушкой Элизой Хаттон. На съемках он получил ранение в живот из-за того, что из револьвера вылетела заглушка, которая повредила его позвоночник. Он потерял много крови, и его не успели спасти. Врачи говорили, что если бы он выжил, то остался бы парализованным на всю жизнь.

Совсем недавно вышла новая экранизация культового комикса. Слава богу, на съемках никто не погиб, а создатели фильма утверждают, что никаких мистических происшествий во время съемок замечено не было.

Действительно ли прокляты вышеупомянутые книги и их экранизации? Этого никто не знает и никогда не узнает. Кто-то верит в силу рока и вмешательство нечистых сил. А кто-то считает, что это всего лишь стечение обстоятельств и произойти может всякое. А когда что-то подобное происходит во время мистических фильмов, то это тут же становится достоянием общественности и обрастает слухами и выдумками. А как считаете вы?

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

120 понравилось 49 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 8

Спасибо. Интересно и мрачно :)
Интересно, чем провинилась десткая сказка?

Очень жалко Брендона Ли(((( хороший актёр..ему бы ещё жить и сниматься, играть))) эх..

Это же надо было додуматься сшить костюм из настоящей львиной шкуры...

Простите мне мое занудство, но снимают не романы, а экранизации романов.

притянуто за уши

Мистика потому и мистика, что нельзя на 100% быть уверенным, но подозрения и сомнения всегда имеют быть.

Спасибо !

После – не значит вследствие. Натягивание на глобус явное. В Мастере и Маргарите и Дневном дозоре снимался примерно миллион актёров, так что неудивительно, что кто-то с годами умер. Люди смертны, знаете ли. В том числе внезапно.

Другие статьи

Понятно
На нашем сайте используются cookie-файлы, в том числе сервисов веб-аналитики. Используя сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных при помощи cookie-файлов. Подробнее об обработке персональных данных вы можете узнать в Политике конфиденциальности