10 октября 2024 г., 07:00
91K
С ума сойти: гид по психическим расстройствам в художественной литературе
Сегодня, 10 октября, Всемирный день психического здоровья. Предлагаем вместе отметить этот важный и требующий особого внимания праздник, рассмотрев различных книжных героев сквозь призму их вероятных ментальным проблем. Так что, если вам интересно, кто из героев страдал инфантильным расстройством личности, что стало причиной развития посттравматического стрессового расстройства у главной героини «Моей темной Ванессы» и почему Печорин — антисоциальный психопат, то наш сегодняшний материал к вашим услугам.
Маленький дисклеймер перед началом чтения: эта статья не про навешивание ярлыков, не про попытку стигматизировать психические расстройства и не про постановку диагноза. Это лишь вольные фантазии человека, который увлекается психологией и стремится немного развлечь читателей этого книжного ресурса.
1. Люси Мур — «Три любви» Арчибальд Кронин (зависимое расстройство личности)
Главная героиня романа «Три любви» — идеальный кандидат для постановки диагноза «зависимое расстройство личности», пусть даже клиническая картина несколько отличается от стандартных симптомов. Но обо всём по порядку.
Одним из ключевых признаков зависимого расстройства является абсолютно размытое чувство своих собственных и чужих границ. Человек как бы сливается со своим близким и значимым окружением, живет, подстраиваясь под их нужды и потребности, полностью игнорируя свои собственные.
Поэтому главный девиз Люси Мур — сделай счастливыми своих близких даже вопреки их собственной воле! Причини добро, так сказать. И совсем не важно, что по этому поводу думают муж и сын: Люси-то виднее, как будет лучше.
Она буквально душит родных своей любовью, это не просто забота и поддержка, это полный тотальный контроль над их жизнью. Такой вот маленький тиран и деспот.
Но со стороны такой человек может производить самое благоприятное впечатление. Любящая жена и мать, поддерживающая семейный уют в доме, всегда накормит, утешит, поддержит и окружит заботой и лаской.
Но эта семейная идиллия быстро разрушилась, когда муж Люси Фрэнк начал высказывать свое собственное мнение и принимать такие решения, которые полностью противоречили мировоззрению самой Люси. И ее деспотичные повадки в отношении мужа стали проявляться всё чаще и чаще, а главной целью стало добиться полного единодушия с мужем по всем важным для нее вопросам.
Ранним воскресным утром она будит сонного супруга, чтобы вместе отправиться в церковь, несмотря на полное отсутствие какого-либо энтузиазма с его стороны. Зовет в гости кузину Фрэнка, которую он явно не желает видеть в своем доме, ведь Люси знает, что это на пользу всем и с родственниками обязательно нужно поддерживать общение!
Люди с зависимым расстройством личности не могут существовать в одиночестве: им важно, чтобы рядом обязательно был тот, кто либо спасет их самих, либо кого они будут спасать сами. Но такие отношения заранее обречены на провал, так как оба партнера будут травмированы и сломлены.
Однажды Фрэнк не выдерживает и задает вопрос своей жене: «Ты считаешь меня своей собственностью? — хмуро спросил он. — Считаешь себя моим сторожем? Если бы ты любила всемогущего Бога, то захотела бы заковать Его в цепи!»
Затем эта удушающая любовь Люси переходит на их сына Питера, и главная героиня проявляет чудеса родительской самоотверженности во имя будущего своего ребенка. Но эта тяга к самопожертвованию у людей с зависимым расстройством личности приобретает весьма болезненный характер — стоит вспомнить, как Люси пошла вырывать зуб у дантиста без анестезии, чтобы только сэкономить еще немножко денег на учебу сына.
Истероид или циклоид: разбираемся в психотипах на примерах книжных героев
В психологии широко распространена типология личности Психотипы описывают особенности каждого типа личности, исходя из преобладающих в характере и поведении черт и признаков. Предлагаем вам сегодня окунуться в мир психоанализа вместе с известными книжными персонажами и разобраться, кто есть кто в классификации психотипов. Читать дальше
С годами деспотичный характер любви Люси только набирает обороты, проявляя себя всё более ярко и пугающе. Она стремится подчинить жизнь сына своим представлениям о счастье, едва не разрушив его отношения с любимой девушкой.
А каждый раз, когда Питер пытается отстоять свою собственную точку зрения, она начинает играть в жертву — мол, я для тебя стольким пожертвовала, а ты вот как со мной!
Это весьма типично для страдающих от зависимого расстройства: если значимый близкий отдаляется или разрывает отношения, их болезненное стремление к полному слиянию становится практически невыносимым, растет уровень тревоги, теряется смысл жизни, и всё заслоняет невыносимая душевная боль.
Им проще выносить токсичные отношения и страдать во имя близких, чем искать свой собственный путь в жизни.
Но Люси Мур, как я уже говорила ранее, не совсем вписывается в клиническую картину человека с зависимым расстройством личности. Обычно речь идет о ярко выраженной неуверенности в себе, боязни принимать решения и высказывать собственное мнение, поиск одобрения среди окружающих.
Однако у любой медали есть две стороны: неуверенность в себе и несамостоятельность могут превратиться в деспотизм и контроль, если личность обладает ярко выраженными чертами абьюзера и высоким уровнем внутренней агрессии.
А вот что всегда остается у «зависимого» человека, так это полное отсутствие личных границ, постоянное нарушение чужих границ, отсутствие собственных желаний и стремлений, отсутствие здорового эгоизма и отречение от всех радостей жизни во имя другого при полном игнорировании себя.
Поэтому, хоть Люси Мур и может показаться стойким оловянным солдатиком снаружи, она очень хрупкая и ранимая внутри.
В чём заключается психотерапия зависимого расстройства личности? Это всегда про переключение внимания с других на самого себя. Человек должен познакомиться с самим собой: кто я, что мне нравится, а что нет, в чём мои сильные и слабые стороны, каковы мои цели и задачи, что мне нужно для счастья и гармонии?
И только ответив на эти вопросы и избавившись от внутренних оков, можно наконец-то стать свободной, счастливой и гармоничной личностью.
2. Григорий Печорин — «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов (антисоциальное расстройство личности)
Мне всегда казалась странной романтизация Григория Печорина, которого некоторые считают непонятым, отвергнутым страдальцем, уставшим от пошлости и бессмысленности человеческого существования, разочарованным самой жизнью.
Но лично мне «Герой нашего времени» всегда представлялся просто жестоким и черствым эгоистом с полным отсутствием обычных человеческих чувств вроде эмпатии — настоящее зло во плоти. С такими людьми опасно находиться рядом и заводить какие-либо отношения — это разрушит вашу психику, а возможно, и всю жизнь.
Григорий Печорин идеально отвечает всем критериям антисоциального расстройства личности и представляет большую угрозу для окружающего его общества.
Для таких людей просто-напросто не существуют никакие морально-нравственные нормы, любые социальные ограничения не имеют никакой силы над ними, ведь они не способны испытывать обычные человеческие чувства. Поэтому они не в силах осознать, какую боль и страдания причиняют другим людям своими эгоистичными и жестокими поступками.
Бэла, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч — каждый из них, встретившись с Печориным, испивает свою чашу горести и отчаяния. «Герой нашего времени» не способен искренне и глубоко привязываться к людям, он всегда будто бы отстранен и погружен в себя.
Его глубоко эгоистичные помыслы стоят на первом месте, он так стремится избежать столкновения со своей внутренней пустотой, что готов поддаться первому импульсивному порыву в надежде поразвлечься и позабавиться. Украсть коня, украсть юную девушку из родительского дома, влюбить в себя княжну, чтобы потом разбить ее сердце и вызвать ревность другого ее поклонника, хладнокровно застрелить противника на дуэли — всё годится для удовлетворения внутренней потребности Печорина чувствовать себя всевластным и исключительным.
Личность с антисоциальным расстройством личности склонна ко лжи и обману, особенно если они приведут ее к нужной цели. Печорин не стесняется лгать в лицо Грушницкому и обманывать княжну Мэри — никаких угрызений совести, будьте уверены! Наоборот, в своем дневнике Григорий с гордостью заявляет: «Я лгал; но мне хотелось его побесить», «Я внутренно хохотал… он стал еще доверчивее прежнего; я не хочу вынуждать у него признаний, я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, и тут-то я буду наслаждаться…».
Герои нашего времени: Печорин и другие абьюзеры в литературе
Фигура Печорина натолкнула меня на мысль: есть ли еще абьюзеры в литературе? Ответ нашелся моментально — полно! Не знаешь даже, с какой стороны браться. Поэтому традиционно от меня для вас небольшой и субъективный ТОП литературных абьюзеров. Всё исключительно по мнению меня и только меня (и немного современных тенденций, призывающих ко всеобщему психолого-психическому здоровью). Читать дальше
Несмотря на практически полное отсутствие самых обычных человеческих чувств, люди с антисоциальным расстройством очень хорошо распознают их в других людях, что делает их прекрасными манипуляторами.
Григорий Печорин умело создает нужное впечатление о себе в обществе и умеет надеть подходящую маску. Он может выглядеть потерянным страдальцем, бравым офицером, пылким возлюбленным или искренним другом, не являясь таковым на самом деле. Однако все маски мгновенно сбрасываются, когда он достигает своей цели.
И это может быть очень болезненным для окружающих. Например, Максим Максимыч отчаянно ищущий встречи со старым другом спустя несколько лет, сталкивается с откровенно холодным и равнодушным приемом со стороны Печорина, который с ледяной вежливостью жмет ему руку и ведет формальный разговор без какого-либо намека на дружеское участие и радушие. Это ли не одно из самых больших разочарований в жизни пожилого штабс-капитана?
Таким, как Печорин, никого не жаль, они равнодушны и холодны к окружающим, их не терзают угрызения совести и чувство вины, когда они причиняют боль другим. Ледяная глыба — лучший эпитет, подходящий для таких людей.
Они не способны поддерживать стабильные эмоциональные связи с другими людьми, не способны выполнять свои собственные обещания и нести ответственность за свои поступки.
Вот, например, «Герой нашего времени» изо всех пытается оправдаться в своих дневниковых записях, выставляя себя жертвой людского общества:
«Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
И это еще одна отличительная особенность для антисоциального расстройства личности. Такие люди совершенно безответственны, не способны к самокритике и склонны винить в собственных прегрешениях «злую судьбу, которой всегда было угодно приводить его к развязке чужих драм и превращать его в непременного участника завершающего действия трагедии, играть роль топора в руках судьбы».
Что касается лечения антисоциального расстройства, то здесь дела обстоят не слишком радужно. Долгое время в психиатрии считалось, что это расстройство является хроническим и не поддается устойчивой ремиссии.
Однако современная психотерапия значительно расширила свои возможности, и при инициативе и искреннем желании самого пациента вполне возможно достичь значительных улучшений состояния. Для этого используется комбинации различных психотропных препаратов и методик психотерапии.
3. Жоан Маду — «Триумфальная арка» Эрих Ремарк (истерическое расстройство личности)
Я никогда не могла понять, что главный герой «Триумфальной арки» , такая цельная и глубокая личность, с богатым внутренним миром, добрым сердцем и невероятными способностями в хирургии, мог найти в довольно вульгарной и пошлой бесталанной актрисульке.
Конечно, всему виной одиночество: именно это чувство и связало между собой двух таких непохожих друг на друга людей — вот уж точно «лед и пламень»...
Жоан Маду — классический пример истерического расстройства личности, главными характерными особенностями которого являются эмоциональная нестабильность, склонность к драматизму, преувеличениям и театральности.
Помните первую встречу Жоан и Равика? Жоан, только что потерявшая своего любовника, бредет среди холодной ноябрьской ночи в поисках лекарства от своей душевной боли. Оказавшись на мосту, она всерьез задумывается о роковом шаге вперед, который унесет все ее печали и горести.
Однако, встретив подходящего мужчину (то бишь, нашего главного героя), она тут же соглашается пойти с ним и бросается в объятия, сулящие ей спасение от одиночества и тоски на эту холодную ночь.
Как вам такой переход от отчаяния и безнадежности к ночи любви с первым попавшимся мужчиной? Импульсивность и горячность — неизменные спутники Жоан Маду, ставшие ее визитной карточкой на протяжении всего повествования.
Она очень легкомысленна и не задумываясь бросается в омут с головой. Ее вечно раздирают противоречивые чувства и эмоции, которые мгновенно сменяют друг друга, словно по мановению волшебной палочки. Она быстро забывает, из-за чего только недавно находилась в тоске и отчаянии, и тут же погружается в бурный водоворот веселья и жизнерадостности. Она живет моментом, не задумываясь о будущем и о последствиях своих импульсивных поступков.
Речь девушки очень насыщена драматизмом и всевозможными преувеличениями — и это один из способов привлечь к себе внимание и выделиться из толпы, что очень важно для людей с истерическим расстройством личности.
«Это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен. Я была настолько несчастна — вся, полностью, — что через неделю мое горе иссякло. Несчастны были мои волосы, мое тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что весь мир перестал для меня существовать. А когда ничего больше не существует, несчастье перестает быть несчастьем. Ведь нет ничего, с чем можно его сравнить. И остается одна опустошенность. А потом всё проходит и постепенно оживаешь».
Еще одна важная черта в характере Жоан — это неспособность к глубоким серьезным чувствам и выстраиванию гармоничных и стабильных отношений. Вспомните, как быстро она забыла о своем умершем любовнике. Да, она признается Равику, что уже давно разлюбила его, но разве это любовь?
Несомненно, Жоан и Равика связывали более глубокие и серьезные отношения, нежели в предыдущих интрижках актрисы. Но именно это ее напугало и заставило сбежать, совершив самое настоящее вероломное предательство.
Истерическое расстройство заставляет людей искать как можно более эмоциональные и нестабильные отношения, полные ссор, скандалов, бурных примирений и сцен ревности. Именно это и пыталась проделать Жоан, когда изменила ему и растоптала его чувства.
Психология измены: разбираемся в причинах неверности на примере книжных героев
Далеко не все любовные и брачные союзы выдерживают проверку временем. А еще частенько в отношения двоих может влезать кто-то третий. Кто-то видит в измене возможность вновь ощутить влюбленность и пережить заново страсть и сумасшедшие чувства, кто-то оправдывает себя ошибками и предательством своего партнера, а для кого-то это способ смириться с несбывшимися мечтами. Давайте попробуем разобраться в причинах этого явления на примере книжных героев и выявим 14 причин для измен. Читать дальше
Их роман — словно яркая вспышка света посреди непроглядной тьмы. Но с наступлением утра чары рассеиваются и остается лишь мучительная смесь из недоверия, сожалений, страхов и сомнений. И никакой ответственности и обязательств.
Кроме того, истероиды очень большое внимание уделяют собственной внешности — и Жоан не является здесь исключением. Она красива, эффектна, любит наряжаться и производить впечатление. Каждая интрижка — еще одно подтверждение ее внешней привлекательности, что очень важно для нее.
Некоторые люди с подобным расстройством личности склонны вступать в разнообразные интимные отношения, иногда с несколькими партнерами одновременно. Так, Жоан, став содержанкой богатого актера, приглашает Равика занять место приходящего любовника. И ее это нисколько не смущает и не кажется пошлым и вульгарным.
Когда же главный герой отказывается продолжать отношения с ней в таком ключе, у девушки вновь включаются демонстративные, вычурные и театральные формы поведения. Она преследует Равика, устраивает ему сцены, упрекает в отсутствии чувств, пытается манипулировать и произносит полные драматизма и поэзии пламенные речи о любви. Эмоциональный накал достигает своего максимума.
Жоан не гнушается и откровенной лжи — истероиды часто прибегают к этому инструменту для достижения собственных эгоистичных целей. Поэтому она в панике звонит Равику и рассказывает об угрозах со стороны своего нового любовника, пытаясь вызвать сочувствие и желание ее защитить, которые легко трансформируется в романтические чувства.
Финал истории любви Равика и Жоан отличается высоким уровнем трагедии, драматизма и романтики — сама Жоан наверняка оценила бы это.
Был ли у Жоан шанс построить крепкие и стабильные отношения с любимым человеком? Да, но только при условии прохождения весьма длительной психотерапии, в которой упор был бы сделан на психодинамическую и гештальт-терапию. Кроме того, очень важны поддержка и помощь со стороны близких людей, ведь истерическое расстройство зачастую мешает увидеть себя настоящего, без налета театральщины и излишней драмы.
4. Ванесса Уайт — «Моя темная Ванесса» Кейт Элизабет Рассел (посттравматическое стрессовое расстройство)
Посттравматическое стрессовое расстройство развивается после столкновения человека с потенциально травмирующим событием: насилие, стихийное бедствие, смерть, авария или другое событие. При этом люди с подобным расстройством зачастую имеют довольно широкий спектр симптомов и нарушений психического здоровья: от проявлений клинической депрессии до симптоматики тревожных расстройств, также велик риск возникновения опасных зависимостей, в том числе от психоактивных веществ.
Таким травмирующим событием для главной героини «Моей темной Ванессы» становится ее роман с сорокалетним учителем литературы. Самое ужасное в этой ситуации, что уже в сознательном возрасте, будучи взрослой женщиной, Ванесса Уайт не понимает, что на самом деле их роман — не нечто прекрасное и возвышенное, не настоящая любовь, а самое настоящее преступление — совращение малолетнего ребенка.
К сожалению, всё произошедшее с ней в пятнадцатилетнем возрасте очень сильно повлияло на будущее девушки: она испытывает апатию, тревогу, не может включиться в нормальную повседневную деятельность и устроить свою жизнь, у нее нет друзей и близких, ее гложет одиночество. Несмотря на свой талант, с помощью которого она могла бы заявить о себе в мире литературы, она работает на низкооплачиваемой отупляющей работе. Единственное, что хотя бы отчасти скрашивает убогость ее существования — алкоголь и запрещенные вещества.
Таким образом влияет на людей посттравматическое стрессовое расстройство: они полностью теряют контроль над своей жизнью, если не работают со своей травмой и не посещают психотерапевта.
Еще одним важным симптомом расстройства являются неотступные, вновь и вновь повторяющиеся воспоминания о травмирующем опыте, крайне навязчивые и вызывающие чувство тревоги, ужаса или тошноты.
«Иногда мне кажется, что именно это я и делаю всякий раз, как звоню ему и пишу: пытаюсь настигнуть его, как призрак, затащить в прошлое, прошу снова рассказать мне, что произошло. Заставить меня понять это раз и навсегда. Потому что я застряла».
Ванесса постоянно возвращается в своих воспоминаниях к истории их отношений с профессором Стрейном, снова и снова переживает все события, включая свой первый сексуальный опыт. И, как по мне, именно он и стал главным моментом зарождения психологической травмы главной героини.
Профессор Стрейн — умелый и ловкий манипулятор, который мастерски опутывает Ванессу свой паутиной: он выделяет ее среди других учеников, поощряет ее попытки писать стихи, дает книги из собственной библиотеки, делает комплименты, останавливается побеседовать, часто дает высказываться на уроках. И всё это выглядит довольно безобидным, пока он не предпринимает первую провокацию, делая ей комплимент по поводу волос.
С каждым разом провокации становятся всё более откровенными, и профессор убеждается, что верно наметил себе жертву.
Ванесса действительно идеально подходит на роль жертвы в такого рода преследованиях: она неуверенна в себе, одинока, у нее нет близких друзей и доверительных отношений с родителями, она постоянно тревожится, не любит себя, считает себя некрасивой и странной, хотя она на самом деле очень умная и чуткая девочка, наделенная талантами.
Любовь как болезнь: 5 историй нездоровых любовных отношений у книжных героев
Любовь — это всегда боль? Нет, есть речь идет о настоящей любви, в которой оба партнера счастливы. Но о таких отношениях не очень-то интересно читать, не правда ли? Поэтому писатели чаще всего пишут о нездоровых любовных отношениях, в которых больно всем. Вспомним самые яркие примеры таких отношений из известных романов. Читать дальше
«Дело было не только в том, что мои стихи никуда не годились, и не в том, что я не могла выбрать место для занятий, не выбившись предварительно из сил. Это было более темное чувство — страх, что со мной что-то не так и я никогда не смогу стать нормальной».
Сцена первой интимной близости между профессором и Ванессой как нельзя лучше демонстрирует истинную подоплеку их отношений: он — преследователь, она — жертва. Хитрый и проницательный Стрейн и тут прибегает к низкой и гадкой манипуляции: он заставляет девочку верить, будто всё произошло с ее согласия. Но толку задавать вопрос о ее желаниях и чувствах, если все они полностью игнорируются в самом процессе? Спросить у другого, как хочет он, и всё равно сделать всё, как хочешь ты сам — это подлая и низкая махинация.
А теперь представьте, как себя чувствовала 15-летняя девочка после такого грубого, болезненного и унизительного первого раза? Но у нее уже выработался внутренний запрет на агрессию в отношении «возлюбленного», поэтому Ванесса прячется от суровой правды за красивыми возвышенными словами любви, на которые Стрейн явно не скупится.
Потому что легче жить в иллюзиях и вспоминать свою травму как историю великой любви, нежели набраться смелости и признаться, чем это было на самом деле.
Однако такой защитный механизм может лишь на время ослабить непроходящую душевную боль, а вот симптомы посттравматического стрессового расстройства останутся с Ванессой еще очень надолго.
И при всём этом она еще постоянно чувствовала СВОЮ вину перед Стрейном! Якобы он бедный-несчастный не устоял перед ее обольстительностью и соблазнительностью, и он рисковал ради нее всем — карьерой, положением в обществе, а она такая неблагодарная, еще смеет его мучить своими упреками и нежеланием доставить ему удовольствие!
— Я его мучила, — говорю я. — Вряд ли вы понимаете, какую большую роль я во всём этом сыграла. Из-за меня вся его жизнь превратилась в ад.
— Он был взрослым мужчиной, а вам было пятнадцать лет, — говорит она. — Какие такие муки вы могли ему причинить?
На секунду я лишаюсь дара речи, не могу придумать другого ответа, кроме как: «Я вошла в его класс. Я существовала. Я родилась.
А где-то глубоко внутри бурлят злость, ненависть, страдание, отвращение и разочарование.
Но Ванесса необыкновенно сильная и цельная личность, и эти годы сексуального и психологического насилия всё-таки не смогли взять над ней верх окончательно и бесповоротно. Главный секрет ее «выздоровления» — это, несомненно, психотерапия. Один из самых эффективных подходов основан на когнитивно-поведенческой терапии, в рамках которой люди учатся работать со своими эмоциями и экологично выражать их, корректируя свои автоматические мысли.
5. Энтони Патч — «Прекрасные и проклятые» Фрэнсис Скотт Фицджеральд (инфантильное расстройство личности)
Главный герой романа «Прекрасные и проклятые» , 25-летний наследник огромного состояния Энтони Патч, в самом начале повествования может показаться читателю весьма симпатичным и многообещающим молодым человеком. Помимо миловидной внешности и хорошего образования, Энтони может похвастаться довольно умными и ироничными высказываниями на тему искусства, литературы, театра, религии и политики. Наш герой имеет далеко идущие планы на будущее, море обаяния и возможность заниматься тем, к чему душа ляжет, ведь его семья весьма обеспечена.
Сам Энтони о своих перспективах на будущее рассуждает так:
«…он считал, что наступит день, и он совершит какое-нибудь тонкое и негромкое дело, которое должным образом оценят избранные, а потом, пройдя остаток жизненной дороги, присоединится к не самым ярким звездам в туманной неопределенности небес, на полпути между бессмертием и смертью. А пока время для этого усилия еще не наступило, он будет просто Энтони Патчем — не портретом человека вообще, а живой развивающейся личностью, не лишенной некоторого упрямства и презрительности к окружающим, даже достаточно своевольной личностью, которая, сознавая, что чести не существует, все же хранит ее и, понимая всю призрачность мужества, все же рискует быть отважной».
И вот, мы всё ждем и ждем, когда же наконец многообещающий молодой джентльмен что-то сделает. Ну хоть что-то разумное, полезное или приносящее доход, в конце концов. Ну хоть самую малость. Но, как говорится, оставь надежду всяк сюда входящий: главный герой не способен ни на какой взрослый и ответственный поступок.
Диагноз Энтони Патча — инфантильное расстройство личности, которое характеризуется следующими симптомами: уход от ответственности, очень нестабильное настроение со вспышками ярости и гнева, завышенная самооценка, низкий уровень эмпатии и любовь к неоправданному риску.
О главном герое можно однозначно сказать, что в картине его мира материальное явно одерживает победу над духовным: чрезмерная озабоченность внешним видом, желание порисоваться за счет псевдоинтеллектуальных высказываний, отсутствие саморефлексии, глубоких чувств, переживаний, размышлений. Все его мысли вертятся вокруг денег, которые он не в силах заработать, — ведь для этого нужно уметь брать на себя ответственность и быть последовательным в достижении своих целей.
Но такое чувство, будто у Энтони напрочь отсутствует рациональная, «взрослая» часть личности, которая отвечает за постановку целей и задач, планирование деятельности, решение проблемных вопросов и критическое мышление.
Шизофреник и социопат: психические расстройства известных книжных героев
Сейчас никого не удивить страдающим от панических атак следователем в полицейском детективе или главной героиней романа, которая борется с синдромом навязчивых действий (более известным как обсессивно-компульсивное расстройство). Но это всё касается современной литературы, а что же было в те времена, когда слова «психотерапия» и «антидепрессанты» вселяли в неискушенных в вопросах психологии людей (коих было большинство) страх и ужас? Читать дальше
О критическом мышлении вообще отдельная речь: Патч совершенно не способен к самокритике, не умеет признавать собственные ошибки и постоянно перекладывает свою ответственность на окружающих. Он не способен самостоятельно справиться со своей жизнью.
Конечно же, беззаботно порхающий по жизни наш красавец и жену нашел под стать себе. Глория Патч — сама красота и изящество, прекрасное и утонченное создание, отличающееся гордостью, своеволием и силой характера. Но это лишь очаровательная внешняя оболочка, а внутри она такая же пустая, как ее муж. Но надо признать, что Глория не в пример Энтони более самостоятельная и решительная и иногда готова предпринять смелые шаги.
Их главная общая черта характера — абсолютная инертность и пассивность, которые зачастую доходят до абсурда. Они размышляют о будущем, строят грандиозные планы и пытаются претворить их в жизнь, но их попытки настолько вялые и безжизненные, что терпят поражение уже с самых первых минут.
Поэтому Энтони не становится писателем, не становится успешным маклером на Уолл-стрит, а прожигает свою жизнь впустую на алкогольных вечеринках, за которыми неизменно следуют опустошение и разочарование.
Его жизнь абсолютно пуста и никчемна, он никогда не узнает, что такое счастье, любовь, семья, работа, хобби, друзья, саморазвитие, творчество, духовность, мораль и принципы. Не узнает, что вся жизнь не сводится к внешней составляющей в виде денег, нарядов, алкоголя и посиделок в барах.
Низкий уровень эмоционального интеллекта, безалаберность, избегание ответственности и склонность к риску и зависимостям никогда не позволят людям, страдающим от инфантильного расстройства личности, выйти за рамки своей узкой зоны комфорта, грозящей полным саморазрушением.
Неужели нет выхода из этого бесконечного порочного круга? Энтони и Глория вполне могли бы сладить с собственной жизнью и обрести гармонию внутри себя, если бы вместо очередной вечеринки отправились бы на прием к психотерапевту, владеющему комплексным терапевтическим подходом с обязательной проработкой детско-родительских отношений. Но это безумно трудная и кропотливая работа, и я очень сомневаюсь, что главный герой «Прекрасных и проклятых» смог бы справиться с ней и не бросить всё на полпути, как он это обычно и делал.
«Он впустую растратил лучшие годы в стремлении только плыть по течению и мечтать; ни один из плывущих по течению не миновал своего мальстрёма, никому еще не удавалось вдоволь намечтаться без того, чтоб его грезы не слились в фантастический кошмар рефлексии и сожалений».
Текст: колумнист Софья Петрова
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 41
Показать все
Люси пошла вырывать зуб у дантиста без анестезии, чтобы только сэкономить еще немножко денег на учебу сына.
В этой истории с зубом (из романа Кронина "Три любви") есть ещё один важный нюанс. Гордыня не позволила Люси обратиться за медицинской помощью в бесплатное лечебное учреждение, где пришлось бы заплатить только за анестезию. И это была бы та же сумма, которую она отдала в платной клинике, удаляя зуб без анестезии. Но героине всегда важно было пускать пыль в глаза, создавать фальшивый фасад и кому-то что-то доказывать. И она предпочла терпеть боль, так как поход к бесплатному врачу казался ей унизительным. На мой взгляд, Люси очень уж похожа на скрытого нарцисса, который всегда прячется под маской жертвы и ищет виноватых. И, кстати, около 5% скрытых нарциссов являются инвертированными, то есть пришедшими в нарциссизм из созависимости. Но не буду клеить ярлыки.)
Ludmila888, А Вы могли бы расшифровать (в крайнес случае написать так, чтобы было понятно и Вам), как нарциссизм связан с жертвенностью и поиском виноватых , что такое интровертированный нарцисс и из какой созависимости он пришел ?
oandrey, Нарциссизм никак не связан с жертвенностью. Но важно не путать грандиозных нарциссов со скрытыми. Скрытый нарцисс носит маску жертвы и изображает из себя несправедливо обиженного, у которого все кругом виноваты, кроме него самого.
Более подробно о созависимости можете и сами почитать. Созависимая жертва грандиозного нарцисса (человека с нарциссическим расстройством личности), долго находясь в этих токсичных отношениях, имеет реальный шанс превратиться в особую разновидность скрытого нарциссизма – нарцисс инвертированный. Это и называется – прийти из созависимости в нарциссизм. И тут нельзя не вспомнить о том, что укушенная вампиром жертва заражается вампиризмом и сама превращается в вампира (читайте - нарцисса). Но у Люси, по-моему, другой случай, так как в отношениях с нарциссом-абьюзером она не была. Она больше похожа на обычного скрытого нарцисса.
NeillyDefrauds, Да, согласна. А нарциссы ведь и являются абьюзерами. Как грандиозные (открытые), так и скрытые (уязвимые). Но скрытого нарцисса гораздо сложнее распознать.
Ludmila888, Не знаю) я в таких тонкостях не специалист) но мне в этой женщине, судя по описаниям, прежде всего увиделся абьюзер) ужас, если есть такой член семьи
Ludmila888, как хорошо вы сказали про "скрытый нарциссизм"! Я с такими в жизни встречалась. С любителями принести себя в жертву: "Я вся такая белая и пушистая! Жизнь отдам за счастье других! А то, что быть осчастливленным никто не хочет, и меня никто не просит приносить себя в жертву - это их вина! Ах, никто меня не любит и не ценит (хнык-хнык-хнык)"...
Надеюсь, я вас правильно поняла? ))
Ludmila888, вы, видимо, специалист. Я даже и не любитель. Просто, наблюдаю жизнь со стороны ))
Поняла, что человек просто любит приносить себя в жертву после вопроса сына (не моего)) "И кому все это надо? Кто-то просил устраивать праздник?"
А так я просто видела, что никто ее не ценит, а она делает, делает, делает. Не важно что. Мне было ее так жалко!
вы, видимо, специалист.
Нет, я любитель. Просто увлекаюсь психологией.)
Кстати, по одному приведенному факту нельзя ещё ни о чём судить и делать выводы о Вашей знакомой. Слишком мало этого. Человек должен соответствовать большинству диагностических критериев расстройства (в данном случае – скрытого нарциссизма). Причём все эти признаки должны быть тотальными (проявляться во всех сферах жизни) и стабильными (наблюдаться очень продолжительное время). Вот у Люси всё это достаточно хорошо прослеживалось. Через все её три любви (к мужу, сыну и Богу) прошли все соответствующие симптомы, лишь по-разному проявляясь в зависимости от объекта любви. И мне кажется, что на скрытого нарцисса она очень похожа. Но это лишь моё субъективное мнение, я ни на чём не настаиваю.
Ludmila888, мне кажется, что прой любители более осведомлены. Они не зацикливаются на догмах и продолжают учиться.
Спасибо вам, что затронули такую интересную тему.
Ludmila888, Увидеть-то можно. Но толку, если это член семьи, родитель например. Порвать отношения можно, конечно, но это слишком много дальнейших поломок за собой несет. Приходится лавировать :(
Я же просил самой объяснить, что Вы сказать то хотели .. если писали , то , наверно , что-то да хотели , не просто же, наверно, прятались за кучей высоколобых слов. А Вы, как по шаблону
о созависимости можете и сами почитать
Неужели вам, действительно , самой сказать нечего , кроме
И тут нельзя не вспомнить о том, что укушенная вампиром жертва заражается вампиризмом и сама превращается в вампира (читайте - нарцисса).
Неужели , действительно , настолько все запущено ?
Ludmila888, Ну да, ну да .
А вед такая простая и незатейливая просьба была вначале "а теперь всё тоже своими словами". И так ожидаемо обмаралась . ))
Ludmila888, ну, справедливости ради , агрессия вполне себе активная. Призываю не путать валенок с яичницей , и нарциссизм с комплексами.
А по поводу всего остального; нелепостей адреса , троллей и прочей лабуды.... чиста ради интереса прицепился. Свои соображения были,
но уже отцепляюсь, обещаю не прискипаться больше
Иногда комментарии интересно читать, чем саму статью, но тут два варианта были интересными ) Спасибо всем, кто выше оставил свой текст ))
Ludmila888, (^_^) - вспомнил что-то из журналов, которые видел в детстве ) Идеально подходит для выражения моего лица сейчас )))
Суицид, психбольница, любовь. «Вероника решает умереть» Пауло Коэльо
Гебефреническая шизофрения. "Защита Лужина" Набоков
Я уж молчу о "Множественные умы Билли Миллигана" Дэниел Киз
Любой герой, в любом литературном произведении - чуть-чуть не того. В лучшем случае. В худшем.... не надо и к доктору ходить.
А вообще хороший Психиатр любому из книжки или жизни способен найти патологии и поставить диагноз))
Зачем я читал эту статью?
Эта статья навсегда убила во мне охоту читать книги?
Если все эти герои психически больные люди то и не стоит себя с ними ассоциировать.
Ну, а с другой стороны, что психиатры этим хотят сказать? Каким тогда герой должен быть на самом деле?
Если он винит окружающих в своих проблемах то это не значит, что в этом виноват сам герой, люди с которыми общались герои этих книг тоже не ангелы, так что тогда надо тогда блаженно любить всех и быть послушным ограниченным рабом? Только такой герой может быть психически нормальным?
Ох, да! Печорин - всегда, еще со школы, ненавидела его. И искренне не понимала, почему мои одноклассницы по нему тащатся. Был даже неприятный эпизод с учительницей литературы (ей тогда было 24 или 25, только после вуза, но при этом она категорически не принимала никаких других точек зрения, кроме тех ,которые считаются общепринятыми). Так вот, я высказалась на уроке, что думаю про Печорина - что он холодный и бесчувственный негодяй. За что получила 2. Обидненько.
Про Ванессу тоже соглашусь - очень тяжело было читать эту книгу, у меня прям зубы скрежетали.
Левиафан Марина, Я его тогда жалела
Но кумиры появились - из других книг и в институте
А кстати, я в старших классах сама была немножко Печориным. Читала под влиянием экранизации.
Левиафан Марина, В эфире "Секрет на миллион"! Рассказываю то, что не знает никто.
Диана Лунит - мой нынешний псевдоним стихов и прозы
В детстве мои псевдонимы были:
Мариетта - для фантастических комиксов
Алëна Печорина - для юмористических и психоделических комиксов
Хорошо что оговорились в начале статьи о ярлыках.
А то и правда, их так легко развесить..
Про Печорина согласен. Жутковатый человечек.
Но и романтизм тут есть. Не менее жуткий.
Это ведь альтер эго Лермонтова и некая художественная мелодия условности и бунта.
Ещё Уальд сказал: определить человека, значит его ограничить.
А так, назвал Печорина - нарциссом, и словно положил его в кармашек, где можно легко его пинать и брать на ладошку. И не только его.
Жизнь сложнее..
Беда в том.. что это наша поспешная эмоциональность мышления.
Мы часто не знаем, что чувствуют такие люди; муки совести? Вина?
Может у них это на ином уровне полыхает.
Так раньше думали, что у людей в коме, нет жизни души, холодок пустоты.
Ан нет. Есть жизнь, но другая.
Из художки ещё можно вспомнить:
Лолита - Гумберт.
Сильвия Плат - Под стеклянным колпаком.
Кизи - Пролетая над гнездом кукушки.
Воннегут - Бойня номер 5.
Карлсон (быть может у малыша - шизофрения)
Саша Соколов - Школа для дураков.
Кобо Абэ - Человек ящик. Чужое лицо.
Есенин - Чёрный человек.
laonov, Шизофрения не у Малыша, Карлсон - это взрослый, умственно отсталый человек.
Полядова Арина, Боюсь, что Карлсон - не умственно отсталый человек, а совершенно нормальный (в смысле: психически вменяемый) негодяй, наглый эксплуататор, который пользуется одиночеством Сванте Свантесона (именно так звучит настоящее имя Малыша) в своих эгоистических целях. И где-то я читал, что наша переводчица Лилиана Зиновьевна Лунгина, подарившая русским читателям всех линдгреновских персонажей, Карлсона ещё "облагородила", то есть, получается, в оригинале он ещё хуже. Не знаю, зачем шведской писательнице понадобился такой отвратительный персонаж.
MihTimak, – Карлсон, смотри, на нас какие-то люди ярлыки вешают, говорят – мы больные и отвратительные!
– О-о-о, брат, это жулики!
Полядова Арина, У "Лаонова" она...