
Опубликовано: 8 августа 2024 г., 07:00 Обновлено: 8 августа 2024 г., 07:00
77K
Падение на дно «Ямы»: 10 фактов о проституции в повести Куприна
Многие читатели проходили в рамках школьной программы лиричные произведения «Гранатовый браслет» , «Олеся» или «Поединок» — драму о беспросветном существовании офицеров и солдат в окраинных гарнизонах Российской империи. После того как в печати прогремел его «Поединок», вызвавший много споров и обсуждений в читательской среде и у критиков, Куприн некоторое время сосредоточился на небольших рассказах, публикуемых издательствами и журналами тем охотнее, что у автора уже было имя и известность. И в то же время писатель вынашивал идею романа, некоторые главы которого уже были набросаны штрихами в других его произведениях (публичный дом в «Штабс-капитан Рыбников») или черновиках («Нищие»). Так постепенно оформился замысел романа (повести) «Яма» — реалистичного описания публичных домов и их обитательниц.
о любвиТема сама по себе была не нова, несмотря на некоторое кокетство репортера Платонова — альтер-эго самого писателя в «Яме»: «Но наши русские художники слова — самые совестливые и самые искренние во всем мире художники — почему-то до сих пор обходили проституцию и публичный дом. Почему? Право, мне трудно ответить на это. Может быть, по брезгливости, по малодушию, из-за боязни прослыть порнографическим писателем, наконец просто из страха, что наша кумовская критика отожествит художественную работу писателя с его личной жизнью и пойдет копаться в его грязном белье. Или, может быть, у них не хватает ни времени, ни самоотверженности, ни самообладания вникнуть с головой в эту жизнь и подсмотреть ее близко-близко, без предубеждения, без громких фраз, без овечьей жалости, во всей ее чудовищной простоте и будничной деловитости. Ах, какая бы это получилась громадная, потрясающая и правдивая книга».
Собирать материал для «Ямы» Куприн начал еще в 90-х годах XVIII века. В письмах к своему другу Ф. Д. Батюшкову писатель просил отправить ему книгу З. Воронцовой «Записки певицы из шантана» и официальные правила для женщин, живущих в публичных домах. А главное, он пристально наблюдал нравы и быт домов терпимости.
Куприн следовал своему правилу «Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтоб сразу было видно, что ты знаешь, в сапожном деле не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши». Он побывал во множестве «ям» в крупных городах Российской империи — в Киеве, Одессе, Петербурге, и в результате своих исследований написал почти документальное произведение. Например, журналист «Киевских вестей» после того, как прочел повесть Куприна, узнал многих «живых киевлян» на страницах «Ямы». После просмотра двух экранизаций и совместных чтений повести в книжном клубе, я заинтересовалась событиями и фактами, на которых основан сюжет «Ямы».
1. Первая часть была опубликована в 1909 году, как раз накануне готовящегося Всероссийского съезда по борьбе с торговлей женщинами, который прошел в 1910 году и был организован Российским обществом защиты женщин. В работе съезда участвовали более тысячи делегатов от женских и общественных организаций. Одним из докладчиков был академик Владимир Бехтерев с лекцией по половому вопросу. «Проституцию защищают во имя гигиены, во имя защиты честных женщин от покушений со стороны мужчин и так далее. Но на самом деле она только способствовала изнеженности и развращенности мужчин, подавила нормальные отношения у молодежи... и направила всю половую жизнь нашего общества на позорный и дурной путь». В это время в России горячо дискутировали об общественном статусе проституток, и Куприн, что называется, попал в яблочко со своим реалистичным повествованием о нравах, царящих в публичных домах.
2. Последнее десятилетие ХІХ века в Киеве ознаменовалось строительным бумом, пик которого пришелся на 1890–1914 годы. В город хлынул поток строителей, инженеров, сезонных рабочих, а за ними потянулись сотни девушек из разных городов и деревень для удовлетворения спроса приезжих на развлечения. Спрос на дешевую и быструю любовь не успевал за предложением. Проституция была объявлена «терпимою», т.е. дозволенной в строго регламентированных формах, отсюда и пошло название борделей.
3. В 1844 году министерством внутренних дел были утверждены «Правила содержательницам борделей», в которых регламентировалось множество нюансов «торговли» и устроения «заведений». Например, богобоязненные чиновники запретили принимать посетителей «по воскресным и праздничным дням до окончания обедни, а также в Страстную неделю», а также украшать интерьер публичных домов «портретами царственных особ». Содержательницами борделей могли стать только «благонадежные женщины от 30 до 60 лет», которые подвергались «строгой ответственности за доведение живущих у нее девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением». На страницах «Ямы» Куприн подробно рассказывает о множестве правил и требований, которым подчинялись Анна Марковна и ее «девки».
4. Проституция считалась официальной профессией, и публичные дома облагались налогом, в правилах упоминался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке заведения и 1/4 — проститутке. Полученные от клиентов деньги девицы отдавали хозяйке или экономке, а взамен получали специальные марки или чеки. В конце каждого месяца марки снова обменивались на «живые» деньги, а из общей выручки хозяйка удерживала расходы на содержание, одежду, белье, еду и штат прислуги, обеспечивающий функционирование заведения. Зачастую после всех подсчетов на руки проститутки получали крохи и вынуждены были жить в вечных долгах, не имея возможности копить на жизнь за пределами борделя.
5. Открыто зазывать прохожих в публичные дома запрещалось, поэтому на входе в бордели вешали красные фонари, следуя амстердамской традиции, когда яркими красными светильниками отмечали места, где может весело провести время заезжий матрос или ищущий утех горожанин, дабы не перепутать вертепы с домами благонравных горожан, расположенными по соседству.
Маркиз де Сад — праотец садизма, революционер и философ
284 года назад родился французский аристократ, писатель и философ Донасьен Альфонс Франсуа маркиз де Сад . Его личность ассоциируется с жуткими мифами, а фамилия дала название форме полового извращения. Читать дальше
6. Многие девушки попадали в «заведения» через особых поставщиков, «нянек» (торговки живым товаром) и «маккавеев» (мужчины-поставщики). В «Яме» много персонажей, вызывающих наиболее сильное отвращение и гнев, и одним из таких стал Горизонт — предприимчивый делец, исправно снабжающий публичные дома будущими «сотрудницами» и поставивший свое прибыльное дело с поистине купеческим размахом. Будущих жриц любви уговаривали на улицах, подкупали, спаивали, искали среди сирот, а иногда и похищали силой. В борделях таким «горизонтам» платили от 20 до 300 рублей за каждую девушку, на цену влияли возраст, внешность, покладистый характер, особые умения и навыки (образование, знание языков и хороших манер). В 1880-х годах Киев стал перевалочным пунктом для поставщиков, переправлявших свой товар из Галиции в Польшу, в гаремы и притоны Турции.
7. Проститутки представляли отдельный слой общества — так называемые разрядные (или реестровые) женщины. Если женщина хотела или была вынуждена зарабатывать на жизнь торговлей своим телом, государство не чинило ей препятствий, но требовало постановки на учет в полиции, где будущая жрица любви сдавала паспорт в обмен на «желтый билет», который официально подтверждал, что женщина больше не относится к категории «порядочных» и в будущем имеет право на единственный способ заработка — продажу своих сексуальных услуг. По закону проститутка могла вернуть себе паспорт, но на практике это было сложно осуществить, и падение на дно ямы можно было лишь замедлить.
История «спасения» Лихониным девицы Любки и вызволения ее желтого билета в процессе торга с Эммой Эдуардовной явно не придумана Куприным: тщательный подсчет расходов на содержание Любки, последующий визит к Кербешу, чтобы получить паспорт, — всё это доказывает, как малы были шансы неграмотных в большинстве девиц на жизнь после публичного дома. Единицы вырывались из замкнутого круга и превращались чаще всего в содержательниц таких же борделей. Но для этого нужно было избежать смерти в пьяных разборках, от рук клиентов-садистов и от «нехороших» болезней.
8. Одной из причин легализации проституции стала чудовищно возросшая заболеваемость венерическими инфекциями, главной из которых был сифилис. По некоторым данным, к 1910 году около половины проституток были заражены этой болезнью, а к началу Первой мировой войны это число увеличилось до 76%.
Учитывая специфические методы лечения, большинство заболевших женщин не доживало до зрелого возраста, о чём, видимо, была отлично осведомлена и одна из героинь «Ямы» — Женька, которая, узнав о том, что больна, не предприняла попыток излечиться, и в обиде, озлоблении и отчаянии приняла решение заразить как можно больше клиентов, пока ее болезнь не выявит очередной обязательный медосмотр. «…этих двуногих подлецов я нарочно заражаю и заражаю каждый вечер человек по десяти, по пятнадцати. Пускай они гниют, пускай переносят сифилис на своих жен, любовниц, матерей, да, да, и на матерей, и на отцов, и на гувернанток, и даже хоть на прабабушек. Пускай они пропадут все, честные подлецы!»
В глубине души Женька решилась на самоубийство еще до того, как полезла в петлю в уборной дома Анны Марковны, отказавшись от лечения, которое было едва ли не страшнее смерти. В то время сифилис лечили впрыскиванием растворов ртути и мышьяком в порошках. Больные, находившиеся на лечении в клиниках, мучительно переносили такую терапию, а для приостановки болезни требовалось пережить 25–30 сеансов лечения отравляющими веществами. Эффективные методы лечения сифилиса стали применяться с середины 1940-х гг., когда начали использовать препараты пенициллина.
9. Историческая подоплека размещения квартала красных фонарей в районе Ямской улицы в Киеве такова: до 1885 года бордели располагались на Подоле, на Крещатике и в районе Латинского квартала. Они благополучно существовали в центре города, пока гражданский губернатор Гудыма-Левкович не решил навестить одно из заведений, где и умер в объятиях одной из куртизанок, не выдержав чрезмерно страстных утех. Разразился скандал, по городу поползли сплетни, общественность была возмущена неприкрытым развратом власть имущих. Генерал-губернатор Киева Дрентельн приказал истребить притоны, а их обитательниц выселить на окраину.
Пока думали, куда определить представительниц древнейшей профессии, в дело вмешались жители Ямской улицы, решившие, что размещение у них борделей привлечет посетителей и денежный поток, увеличит стоимость жилья и обеспечит доход владельцам с аренды их недвижимости. «Теперь, — пишет писатель, — вместо буйных Ямков осталась мирная, будничная окраина, в которой живут огородники, канатники, татары, свиноводы и мясники с ближайших боен». Скоропостижную гибель Ямы Куприн придумал ради завершения истории этого злачного района.
В действительности Яму никто не разорил, и она не исчезла сама по себе. После революции 1905–1907 годов бордели вновь расползлись по всему Киеву, и Ямская просто не выдержала возросшей конкуренции, постепенно превратившись в улицу, на которой располагались самые дешевые третьесортные заведения для невзыскательных посетителей.
10. Ямская упомянута Александром Вертинским в его воспоминаниях «Дорогой длинною…». Перед Первой мировой войной артист посетил одно из заведений Ямы: «Однажды Жорж Зенченко повел меня на Ямскую улицу, где были расположены дома терпимости. …<Открыла нам дверь хозяйка, старая, жирная и рыхлая, с огромным животом, с глубокими бороздами на лице, наштукатуренная до того, что с лица ее сыпалась пудра…> Все пороки и грехи мира отражались на ее лице. Было часов семь вечера. В маленьком вонючем зальце было полутемно. Горела только керосиновая лампа с розовым стеклянным абажуром. За фортепьяно сидел тапер, слепой старик с исступленным лицом и мертвыми костяшками пальцев, скрюченных подагрой, играл какой‑то “макабр”. А на диване вокруг него сидели девицы. У них были неподвижные лица-маски, точно всё на свете уже перестало их интересовать».
О проституции писали
, , и с позиций гуманистических, реалистических. Но почему же именно повесть Куприна стала «горячей новостью», скандализовала российское читающее общество и вызвала столь неоднозначную и сильную реакцию критиков и блюстителей общественной нравственности, заклеймивших произведение как «порнографию»?Куприн написал свою историю в репортерской манере, оперируя статистикой, фактами и подробно перечисляя правила содержания публичных домов; совместил, казалось бы, несовместимое: сухие цифры расходов и доходов, обыденность внутреннего устройства «заведений» и трагические судьбы героинь и их клиентов; деловитость в описании поставщика живого товара Горизонта с пафосом и благородными порывами своего Пигмалиона (так и хочется написать пигмея) Лихонина. Именно контраст пафосных речей Лихонина, вдумчивого монолога Платонова и будничности «производственных» нюансов в домах Треппеля и Анны Марковны, обслуживающих представителей всех слоев общества, вызвал такой резонанс и шквал критики после публикации первой части «Ямы».
«…ужасны будничные, привычные мелочи, эти деловые, дневные, коммерческие расчеты, эта тысячелетняя наука любовного обхождения, этот прозаический обиход, устоявшийся веками. В этих незаметных пустяках совершенно растворяются такие чувства, как обида, унижение, стыд. Остается сухая профессия, контракт, договор, почти что честная торговлишка, ни хуже, ни лучше какой-нибудь бакалейной торговли. Понимаете ли, господа, в этом-то весь и ужас, что нет никакого ужаса! Мещанские будни — и только».
А ведь Куприн, приверженный традициям реализма, не сделал ничего экстраординарного, он просто описал действительность в художественной форме: на момент создания «Ямы» проституция в Российской империи была уже легализована несколько десятков лет. Автора обвиняли в безнравственности и чрезмерном натурализме, читателям показалось неприемлемым и неприличным авторское отношение к проституткам — сочувственное и без осуждения. Куприн, скорее, оправдывал героинь своей повести, подробно объясняя, какими путями женщины попадали в публичные дома и на улицы. Негодование и осуждение читателей и критиков вызвали строки, в которых говорится о тех, кто посещает проституток: «... почтенные столпы общества в золотых очках, и молодожены, и влюбленные женихи, и почтенные профессоры с громкими именами, и воры, и убийцы, и либеральные адвокаты, и строгие блюстители нравственности — педагоги, и передовые писатели — авторы горячих, страстных статей о женском равноправии...»
Реакция общественности на публикацию «Ямы» очень ярко иллюстрирует ханжество и двуличие «порядочных» людей и их отношения к проституции: никто не одобряет это социальное зло, но все вкушают от его грешных плодов.
Куприн был оглушен количеством негативных статей на недописанную еще книгу после публикации первой части. Болезненно реагируя на отзывы, он прервал работу над второй и третьей частями повести. Через силу дописывая историю обитателей заведения Анны Марковны, Куприн всё же завершил работу над произведением, и в 1915 году была опубликована третья, заключительная часть «Ямы», после чего писатель ответил критикам: «Во всяком случае, я твердо верю, что свое дело я сделал. Проституция — это еще более страшное зло, чем война, мор и так далее. Война пройдет, но проституция живет веками».
Текст: колумнист LiveLib Юлия Лебедева
Фото: кадры из сериала «Куприн», 2014 год
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 43
Показать все

Жуткое и страшное произведение. Полностью переворачивает взгляд на мир. И еще больше ужасает то, что профессия носит название древней и похоже, что вечной.

Перфилова Екатерина, в каждой профессии есть свои плюсы и минусы... в мире проституции многие работают вынужденно, но многие от души, им это нравится...
пока будет спрос - будет и такая профессия...
а спрос будет всегда, ведь похоть иногда даже сильнее голода...)

Kultmanyak, Не правда. Это фантазии мужчин. Еще поверю, что куртизанки работают «от души» . А женщины принимающие по несколько клиентов в день, явно не красавцев, точно не чистоплотных, ущербных, со своими тараканами и психологическими проблемами вряд ли терзают свое тело, зарабатывают кучу хронических болезней и терпят унижения из-за «нравится».

Перфилова Екатерина, так это работа, они же за нее получают бабло... у каждой работы свои особенности - если эти женщины терпят такие нюансы, значит их все устраивает... они же не идут работать уборщицами и доярками... они хотят денег и ради денег предоставляют свое тело оптом и в розницу...
и получается многим это нравиться как обычная работа, чтоб копить на старость...
зайдите в любой эро чат или в объявления про знакомства, там много таких якобы несчастных предлагают себя...)
так что мужские фантазии это одно... а реальность другое... повторю - я много знаю лично тех кто с душой занимается проституцией... их туда никто не тянет, никто не заставляет этим заниматься... добровольно...

Kultmanyak, Перечитайте Куприна. Там подробно расписано за какие деньги они «трудятся», как попадают, почему не идут на другие работы и что врут клиентам. Там, кстати, есть и добровольные девушки, которые по глупости попали, а вырваться не могут.
Удивительные женщины вам говорили, что им нравится обслуживать по 10-15 человек в день потных, вонючих мужиков каждый со своей придурью.
Вот к сожалению такие мужские фантазии, что нравится, сами захотели , могут пойти найти другую работу и порождают этот вид рабовладения. Но, что говорить, Куприн вывернул эту тему на изнанку лучше меня и уж если его критиковали, то вряд ли кто-то сделает это лучше.

Перфилова Екатерина, ну вы сравнили!!!_ сто лет назад может так и было, а сейчас все по другому - нет плана, нет принуждения, сама выбирай клиента и цену ставь, процент отдала сутенеру и охране и все, хочешь одного клиента в день, хочешь 10
тут бордель описан из прошлого
а мы говорим про сейчас... век компьютерный - кто то в чате сидит, кто то в реале, но все по личному выбору...
сейчас не отнимают паспорта, не загоняют в барак, не заставляют обслуживать по сто человек, цивилизованно все - шлюхи со справками , что здоровы и тд и тп
Куприн - гений и его проза супер, но это отголосок прошлого...
современным проституткам нет смысла сочувствовать - это их выбор...
опустившиеся стоят на трассе, есть и такое, но это наркоманки и алкашки , дешёвая такса...
и их никто не заставляет по 10 человек - на дозу насосала и все, свободна...
вы хотя бы изучили этот вопрос, прежде чем спорить)
вернитесь в настоящее)

Kultmanyak, Вот-вот. Куприн именно с такими критиками и столкнулся. Клиенты видят веселых, красивых, ухоженных девушек в нарядной одежде, которые врут клиентам создавая красивые истории. Все цивилизовано на их взгляд и девушки рады такой жизни.
А он вывернул изнанку. Показал, что это несчастные, больные, поставленные в безысходные обстоятельства женщины не могущие изменить ситуацию. С ним были категорически не согласны. Так как признать правду от Куприна означало признать себя похотливым безнравственным человеком участвующем в работорговле.
Куприн как раз и показал дорожку, как обычные девочки становятся наркоманками и алкашками и четко показал, что виной тому не девушки, не работорговцы, не хозяйки салона, а обычные мужчины, которые считают себя добропорядочными гражданами. Вот именно это и вызвало такой резонанс. Добропорядочные граждане не захотели признать себя ответственными за искореженные судьбы. И ваши комментарии яркий тому пример.

Перфилова Екатерина, То есть если девочка решила работать шлюхой, то виновата не она, а мужчины??)))))
Блин, вы сделали моя день!!! Хохочем всем коллективом, включая женщин!!)))
Это такой сказочный бред Ая гаснет, что он тянет на гениальность!!)))
То есть Чикатило не виноват , что он маньяк, а виноваты беспечные дети гуляющие рядом???
Прекратите читать перед сном книги по феминизму - вы запутались...
И тут ясно одно - если человек на хочет вступить в дерьмо, то он его обходит... С проституцией то же самое - не хотели бы такие быть, не стали бы... Работы хватает... Не нужно оправдывать шлх, если они добровольно стали шлюхами...

Kultmanyak, Никто не оправдывает и не обвиняет. Вам пишут, что Куприн прямо указал, что трагедия этих женщин незрелое общество. Речь не идет о том нравится/не нравится. Речь о том, что общество только на словах современное, прогрессивное и благородное, а на деле древнее, не желающее совершенствоваться в духовном плане.
Вы про перепехнуться за деньги, а Куприн про пороки. Речь об одном и том же, только кто-то смотрит на ситуацию в личном потребительском плане, а кто-то общественно морально-нравственном. А статья как раз о том, что у потребителей Куприн вызвал волну негатива.

Перфилова Екатерина, Куприн гений и его мнение имеет вес... И ч на говорю что нет трагических ситуаций в девчат ставших продажными... Но это меньшинство, а большинство работает от души, так сказать понимая что это всего лишь работа...
То что к этому относятся потребительски виновато не общество, а сами шлюхи, предлагая себя как товар, они и стали товаром... Стрижка есть, массаж, почему бы и секс не превратить в товар??? Зарубежном это легализовано ведь - налоги, больничные, пенсии... Все как положено..
Жалеть проституток Куприна частично можно - современных жалеть не имеет смысла ..
Осознанный выбор..ю

Kultmanyak, Ну если вы спокойно отнесетесь к тому, что кто-то из ваших близких, например ваша мать или дочь ради удовольствия за деньги для души будет еще и больничные с пенсией получать трудясь на этом поприще если вдруг им захочется подработать, и для вас это не будет трагедией, то тогда я с вами согласна. И мне сложно спорить о легализации с человеком который спокойно отреагирует на такую работу своих близких женщин.
А вот если вы в ужас приходите только от одной мысли, что ваша жена по выходным захочет подработать предлагая себя, то "Яма" как раз про такое вот лицемерие.

Перфилова Екатерина, каждый делает свой выбор и как можно на него повлиять??? кто может что то запретить взрослому человеку?? если моя предполагаемая дочь и ваша станет шлюхой, то как это можно изменить, если это будет ее выбор???
это на жену можно повлиять, а на дочь как???
и представьте у всех шлюх есть родные и они как то живут с этим , если конечно в курсе...
и многих проституток есть дети...
и что тут такого?? такая работа, такой выбор...
и мораль тут простая - лицемерие как раз в таких комментариях как у вас... сплошная демагогия и пустые фразы... а мир вокруг не поменялся через какие бы розовые очки вы на него не смотрели бы...)

Перфилова Екатерина, Разница между условиями жизни и работы проституток времен Куприна и нашего времени примерно такая же, как между условиями, в которых трудились рабочие в начале 20 века и сейчас...
Кстати, в советское время женщин на занятие проституцией тоже общество толкало?
И еще один вопрос: знаете ли вы, сколько в среднем зарабатывает современная проститутка в Москве или Питере?

Перфилова Екатерина, Вы правы, но лишь частично. Потому что мне, например, не раз доводилось слышать от "трассовских" дам: "Ага, прям щас всё брошу и побегу полы мыть в магазине. Делать мне больше нечего. Да я здесь за пару вечеров зарабатываю, как продавщица супермаркета в месяц. И здесь я захотела вышла на работу, не захотела - не вышла. И начальства никакого. Главное ментам отстёгивать, а востальном я сама себе хозяйка. ". Так что особо не стоит жалеть сегодняшних "жриц любви". Многие из них не только не захотят поменять свою профессию, а ещё и плюнут Вам в лицо, если Вы попытаетесь мешать им зарабатывать деньги с помощью их "древнейшей" профессии. При чём плюнут искренне, с душой))

NeillyDefrauds, а как же!!! не просто так спорю ведь... а именно на твердом фундаменте обладания реальной информации из первых рук, то есть от самих проституток...


AndrejGorovenko, Частая ошибка. 19-й век — это 1800-е годы; 18-й — 1700-е.
Обама или его спичрайтер вон тоже лопухнулся, перепутав в 21-м веке "прошлый век" с девятнадцатым.

часто работаю в районе Ямской улицы (не на ней, а рядом, в округе) и дышу воздухом былого разврата... сейчас проститутки стоят в других местах... со многими я был знаком, хорошие девчонки... мы зависали с ними, без секса, просто поболтать, пива выпить - в основном это были студентки таким образом зарабатывающие... но были точки ближе к трассе - там уже стоял конченный контингент - в основном наркоманки и алкашки, работающие только ртом...
так что в любую эпоху похоть будет иметь свою цену и популярность..

Kultmanyak, Вот интересно.
Вроде вы не глупый мужчина, но порой.. совершенно теряете чувство вкуса.
Вы же не в подьезде общаетесь и не с корешем в баре..
Тут вроде как литературный сайт.
P.s. минусанул вас не я.

laonov, а что литература уже совсем оторвалась от реальности и витает в облаках???)
у вас тоже комментарий, где вы пишите что вращались в среде шлюх и сутенеров... это ведь реальная история??? и у меня реальная...
так чего вы боитесь, что в литературе наступит коллапс без романтики??)
пост про проституток и я, кажется, написал именно про них из личного опыта...
что вас смутило?? фраза про оральный секс?? или про студенток???
очень интересно узнать)
кстати, я вам тоже не минусовал, но пока по минусах в здешних комментах вы лидируете... а вроде бы и не писали как в подъезде или с корешами в баре)
что же у вас не так, мой дорогой кореш сутенеров?)

Kultmanyak, Всему своё место. И стиль.
Это закон не только хорошей литературы, но и воспитанного человека.
В своём комменте я не углублялся в фривольные подробности.
И не называл женщин, конченными и шлюхами.
Это несчастные женщины и я пару раз вступался за них.
Были те, кто не считал их за людей, высокомерно думая, что он выше них. Что они второй сорт

laonov, я никогда не считал их не людьми... но если они действительно опустились и стали конченными шлюхами, то как их иначе можно назвать???
вы же не назовете например Чикатило жертвой обстоятельств??? он конченая мразь и по другому не назовешь...
с таким подходом как у вас можно и Гитлера оправдать - мол, бедный художник, которого не поняли...
вы конечно моралист, но это все слова..
при вас купили девушку а вы этому почему не помешали?? в доле были от прибыли?? или то что вы почти расплакались от этого делает вас лучше чем я??? мы все твари и не нужно пытаться показать себя ангелами... я не пытаюсь, вы колотите пустые понты и от этого выглядите еще нелепее и жалко...
простите за резкость, но это тоже правда
минусуйте..)

Kultmanyak, Мы с вами говорим на разных языках. Совсем.
Вы смешиваете понятия как школьник.
Ещё и Гитлера приплели..
Одно дело, обозначить болезнь и рану и отделить её от человека, не смешивая, и не пользуясь ярлыками, распиная человека, в душе прежде всего.
Понятно, что порой можно и эмоционально что то ляпнуть.
Все мы люди.
Повторюсь. Всему место и время.
Если вы этого не понимаете, мне вас искренне жаль.
Слова формируют чувства.
Если называть человека тварью, пестовать в себе эту ноту отношения, он таким и будет. По крайней мере в вашей душе.
За всех людей, что они твари, не говорите. Говорите за себя.
Всё с вами ясно.
Удачи вам.

laonov, ну, слава богу, что это последний от вас коммент... пафос местами хорошо, но у вас он зашкаливает...
да, я признаю себя тварью, ибо совершал плохие поступки и не раскаиваюсь за них...
а вы почему боитесь это признать??? вы же сами написали чтоб были близки с этим миром... верно??? вы были или сутенером или охранником или не знаю еще кем... ибо нельзя быть близко к этому миру и не испачкаться в нем... вот и весь расклад... чем вы лучше других???

Kultmanyak, Мы не имеем право осуждать. Тем более,если пользуемся услугами (и даже если не пользуемся). Нужно быть благодарным и уважать. Презирая других мы презираем себя. Есть люди (как мужчины, так и женщины) с высокой половой конституцией, есть с низкой, но это не значит, что кто-то хуже, кто- то лучше

LookerProsecuted, осуждать и уважать - разные системы оценивания и они имеют место быть в разных ситуациях... если у вас все ровно в душе и сознании и вы не разделяете свои эмоции на ненависть или любовь, то возможно , вы робот...)
я не пользуюсь услугами наркодиллеров, но я разве я должен их при этом уважать??? я откровенно порадуюсь если кого то из них схватят и накажут, вплоть до высшей меры!!!

Kultmanyak, вы сравниваете наркодиллеров с проститутками? Серьёзно? Для вас это в одной плоскости? Наркозависимость - это бесконтрольное влечение. Услугами дев можно пользоваться не всегда, наркотики не оставляют выбора. Женщины не заставляют нас с ними спать, даже наоборот, за них нужно ещё побороться, на них нужно накопить, а доза - это другое, это реальная болезнь. Секс - это удовольствие и здоровье. У меня есть знакомые, кто не отказывается от встреч с коммерческой основой, но при этом они работают медсёстрами, официантками, репетиторами по химии и английскому. Разные истории. Есть девушки кто в салонах массажных работают параллельно с основной важной работой, за которую просто недостойно платят. Это сложная тема. Не будем. Пусть каждый останется при своём.

LookerProsecuted, и кстати, почему вы решили что я осуждаю эту профессию?? какая фраза послужила основой для подобного утверждения???

Kultmanyak, осуждение улавливается в вашем комментарии. Перечитайте через год. Вы пока это не чувствуете и не осознаёте. Вы имеете право и на осуждение и непринятие. Это ваше право. Его никто не забирает.

Тяжелая тема, актуальная по сей день. На мой взгляд лучше раскрыта у Боборыкина "Жертва вечерняя" и Амфитеатрова в дилогии "Марья Лусьева", где описываются отечественная шоу-секс-индустрия, потом западная. Причем западная гораздо мерзопакостнее, как и всё у них там. Полное разложение морали на западе, продажность, цинизм, разврат, извращения, начались не сейчас ...

Надо же - автор умудрился написать статью о легендарной купринской "Яме", которая на уровне самой "Ямы"! Это произведение ответило на вопрос "Кто виноват?" Не на вопрос "Что делать?" Общество взбесилось от того, что по Куприну меньше всего вина так называемых "жриц любви". А еще я вспомнила современную скандинавскую страну, в которой по закону преследуют покупателей секс-услуг, а не продавцов. Оригинальный подход привел к тому, что покупатели за услугами наведываются в соседнюю страну. Информация к размышлению...
Спасибо за интересную статью.
Как же жалко Женьку из повести.
И до сих пор помнится посвящение Куприна.
И.. реакция Толстого.
Люблю Толстого, но это было двуличие с его стороны.
У Чехова есть рассказ на эту тему. Забыл названик. Там такой дзен тихого и чистого снега в конце, в переулочке тёмном..
У Мопассана поскандальней. Но мощно. Там матрос переспал с девушкой и потом увидел фото мамы этой девушки на столике.
Это была его 1 жена..
Он по полу катался от отчаяния случившегося..
В пору юности меня занесло в плохую компанию, близко познакомился с этим миром и сутенёрами.
Всё по Куприну и даже хардкорней.
Многого насмотрелся, даже при мне покупали девушку, с которой я весело шутил и пил вино .
Не забуду её глаза, когда уходила в ад, и когда вернулась и грустно, на миг, прильнула к моему плечу..
Сердце разрывалось..
Кстати, образ Платонова в повести чудесный.
Отсылает к пещере Платона. Яма.. наша жизнь.
laonov, Очень сомневаюсь, что у вас сердце разрывалось. Очень часто в ваших комментариях о своей личной жизни много развесистой клюквы. Извините за нелестный отзыв в ваш адрес.
laonov, Очень красиво и интересно прокомментировали !!!
А Ваше "Сердце разрывалось.." даже меня развеселило и подняло настроение, потому что напомнило старое высказывание:
"На улице накрапывал дождь, и тихий ветер лениво шевелил мокрые осенние листья. Я е*ал тебя и плакал."
Огромное спасибо Вам за Ваш комментарий !