Опубликовано: 2 июня 2024 г., 07:00 Обновлено: 2 июня 2024 г., 11:14

83K

Маркиз де Сад — праотец садизма, революционер и философ

284 года назад родился французский аристократ, писатель и философ Донасьен Альфонс Франсуа маркиз де Сад . Его личность ассоциируется с жуткими мифами, а фамилия дала название форме полового извращения.

«Никогда не причиняйте больше боли, чем хотели бы сами принять из чужих рук», — наставлял своих последователей французский аристократ, писатель и праотец садизма. За свою долгую жизнь он успел жениться, сесть в тюрьму и даже быть обезглавленным (правда, не смертельно).

Поколотил принца и стал солдатом

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился 2 июня 1740 года (всего на 15 лет позже другого скандально известного развратника Джакомо Казановы) в весьма благочестивой дворянской семье графа де Сада в Париже. Мать Донасьена была фрейлиной принцессы де Конде и мечтала, что у ее сына и принца де Конде, которые были примерно одного возраста, завяжутся теплые дружеские отношения. Но у мальчика были свои планы: он часто демонстрировал буйный нрав и однажды так сильно избил своего титулованного друга, что был с позором выгнан из дворца. Матери пришлось отправить его к дяде-аббату в надежде, что тот воспитает в мальчике смирение.

Аббат де Сад жил в старинном замке, спрятанном за массивными каменными стенами. Дядя и прислуга ни в чём не отказывали Донасьену, и мальчишка рос избалованным и дерзким. Больше всего он любил подвалы старого замка — там он мог оставаться часами и молча разглядывать холодные стены. В десять лет де Сада вернули в Париж и отправили получать образование в Иезуитском корпусе. Обучающий его священник Жак-Франсуа Амбле часто говорил о своем воспитаннике, что у того «страстный темперамент, который заставляет его жаждать удовольствий». В корпусе мальчика неоднократно подвергали наказаниям, особенно часто прибегая к порке.

В 14 лет де Сад поступил в училище кавалеристов в родном Париже, как и Джакомо Казанова. После окончания обучения юный Донасьен построил успешную карьеру: в 1757 году был произведен в корнеты карабинеров за заслуги в сражениях, а два года спустя — в капитаны кавалерии Бургонского полка. К этому времени он уже славился на всю столицу Франции, как любитель оргий.

«Я не нашел девочку уродиной»

Несмотря на сомнительную репутацию, де Сад удачно женился в 1763 году. Его женой стала Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. Единственные сведения, которыми располагают историки в отношении Рене, — это письмо, отправленное отцом де Сада своему брату аббату: «В воскресенье я посмотрел на маленькую девочку и не нашел ее уродиной. Хорошо сложена. Красивая шея, рука и кисть отличаются белизной, ничего отталкивающего. Характер покладист».

Впрочем, с супругой у него жизнь не задалась, и молодой повеса проводил большую часть времени в местных борделях. Известно об одном ребенке маркиза: в 1767 году у него родился сын Луи-Мари. Рождение первенца не помешало счастливому отцу привести в дом любовницу, о чём сразу же узнала жена.

Как маркиз пошел вразнос

Сразу по возвращении из армии, будучи молодым 19-летним развратником, де Сад совершил свое первое преступление, сильно подмочившее его репутацию: жестоко поступил с женщиной по имени Роза Келлер, которую нанял заниматься уборкой и стиркой. Приведя женщину в свой замок, он сорвал с нее одежду, швырнул несчастную на диван лицом вниз, связал ей ноги и руки и выпорол ее. Он также надрезал ей кожу и капал туда горячий воск. Келлер удалось освободиться и убежать через окно. Семья де Сада тогда замяла дело и маркиз вышел из тюрьмы под огромный залог.

Затем последовал еще один арест и ссылка на год в Нормандию за непристойные предложения и преследования молодой оперной певицы.

Впервые маркиз де Сад загремел в тюрьму надолго в 1772 году после того, как устроил развратную вечеринку со своим слугой Латуром и тремя девицами, не отягощенными моральными принципами. В ходе «мероприятия» он угощал дам конфетами с порошком из шпанской мушки — известным в те дни довольно опасным афродизиаком. Девушки сильно отравились и, обратившись в полицию, в подробностях рассказали о том, что происходило на закрытом «мероприятии». Маркиза и его слугу арестовали, а затем приговорили к смертной казни через обезглавливание и сожжение.

Приговор привели в исполнение спустя неделю… но без участия самого маркиза. Накануне он сбежал в Италию, прихватив с собой вышеупомянутого слугу и совращенную сестру жены. А для приведения приговора в действие, обезглавили и сожгли чучело. Такая казнь называлась in effigie, когда в отсутствие осужденного приходилось наказывать лишь его образ.

o-o.jpeg Memento mori: самые загадочные, трагичные и странные смерти писателей и поэтов
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/news/post/130633-memento-mori-samye-zagadochnye-tragichnye-i-strannye-smerti-pisatelej-i-poetov

Самые странные смерти, причиной которых стали зубочистка, глазные капли, курица со снегом, а также самые загадочные и трагические уходы из жизни, оставившие после себя невероятное сплетение противоречивых версий... Читать дальше

Устроив очередную «вечеринку», маркиз снова попал в тюрьму и снова бежал в 1773 году, что удивительно, не без помощи своей жены, которая надеялась, что теперь супруг точно образумится и будет сидеть тише воды, ниже травы в своем родовом поместье. Но маркиз и не думал останавливаться. Жена, забрав с собой слуг, сбежала из поместья, не выдержав того ужаса, который там творил де Сад. Приличного гражданина из маркиза так не вышло: он еще несколько раз совершал сексуальные преступления и сидел в тюрьме.

Пробуждение таланта

После очередного заключения и подробного изучения эзотерических и оккультных книг, маркиз ударился в написание пьес. Уже тогда его считали неисправимым, но сочинения с интересом читали. Однако даже в век Просвещения книги маркиза де Сада многие не хотели брать в руки. Свой первый и наиболее известный роман «120 дней Содома» автор признавал самой «грязной из всех рассказанных историй». Книга была написана в 1785 году, однако опубликовали ее только в 1904 году. Произведение сочли слишком непристойным и запретили продавать и печатать во многих странах мира, включая Великобританию, Австралию и страны Азии. Там, где она не запрещена, ее зачастую просто не берутся публиковать, так как сложно найти покупателя для такого жесткого, извращенного чтива.

После романа «120 дней Содома» де Сад написал повесть «Жюстина, или несчастья добродетели» (из нее потом вырастет роман), а вслед за ней — новеллу «Эжени де Франваль» .

После очередного заключения в Бастилии и принудительного лечения в психиатрической лечебнице в 1791 году де Сад, став свободным гражданином, заводит отношения с молодой актрисой Мари Констанс Ренель. Она оставалась его любовницей до конца жизни маркиза.

Париж был болен де Садом — его ненавидели и им восхищались, невозможно было оставаться равнодушным. Литературная карьера маркиза шла вверх огромными шагами. На большой сцене поставили драму «Граф Окстьерн, или Последствия распутства», написанную де Садом в Бастилии, а следом публике представили пьесу «Жан Лене, или Осада Бове».

o-o.jpeg Тяжелые обстоятельства: книги, написанные на войне, в борьбе с болезнью и тюрьмах
Как правило, это книги, состоящие из дневниковых записей или писем, книги-исповеди. Но бывает, что и в тюрьме рождаются блестящие романы, рассказы и стихотворения и даже научные труды. Читать дальше

Революционер
В 1789 году, когда во Франции бушевали народные беспорядки, маркиз подливал масла в огонь: кричал из окна камеры, что в Бастилии избивают арестантов и требовал прийти и освободить их.

После освобождения де Сад очень удачно примкнул к молодому революционному движению. Он был так предан делу Первой республики, что его семью и семью его жены не тронули, а всех родственников де Сада внесли в списки невиновных. Впрочем, соратники-революционеры недолюбливали маркиза из-за его аристократического происхождения.

С тех пор де Сад еще несколько раз отсидел в тюрьме, его вновь приговорили к смертной казни уже за революционную деятельность, но приговор так и не привели в исполнение из-за очередного государственного переворота.

Нищета и смерть
Де Сад потерял всё, что у него было: замок разрушили, жена добилась развода, и последние годы маркиза прошли в нищете и болезнях. Он за гроши работал в Версальском театре. В конце концов снова попал в лечебницу для душевнобольных. Единственный человек, который посещал его там — верная любовница Мари Констанс Ренель. В лечебнице де Сад продолжал писать и ставить свои пьесы для обитателей приюта до самой смерти. Скончался маркиз 2 декабря 1814 года от астмы. Ему было 74 года. Даже по нынешним меркам — срок немалый. Из этих лет в заключении (в тюрьмах и клинике) он провел 32 года.

«И после смерти мне не обрести покой…»

Де Сад завещал похоронить его в лесу, чтобы никто не мог найти его могилу. Однако местный священник распорядился похоронить старика на кладбище в Сен-Морис.
В 1818 году, через четыре года после смерти маркиза, кладбище, на котором он был захоронен, начали перестраивать и его могилу разрыли. Один из врачей шарантонской лечебницы забрал череп маркиза и передал для изучения Иоганну Шпурцхайму, специалисту в области френологии (псевдонаука, изучающая взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа). Ученые пытались найти на черепе де Сада признаки, объяснившие бы его склонность к разврату. Не нашли, зато череп потеряли. Сегодня в Музее человека в Париже можно увидеть гипсовый слепок, но где оригинал — тайна, покрытая мраком.

Философия и влияние

В своих книгах Донасьен де Сад не только описывал сексуальные оргии с элементами насилия, но и рассматривал определенные философские проблемы. Так маркиз считал нецелесообразным деление общества на дворянство, духовенство и третье сословие. По мнению де Сада, есть всего два сословия среди людей: рабы и хозяева.

Маркиз также одним из первых высказал вслух опасения о перенаселении планеты и предложил идею о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Позже аналогичные вопросы под впечатлением от высказываний де Сада поднимал Томас Мальтус .

Но лейтмотивом всех работ и образа жизни де Сада стало формирование революционного для его времени принципа «относительности морали», что означает полное отрицание норм нравственности и религии. Человек, по его мнению, становится собой, только освободившись от моральных догм. И это единственный путь к счастью и безграничному наслаждению.

Литературные работы де Сада повлияли на многих писателей и философов. Отчасти на его работах основаны выводы знаменитого Зигмунда Фрейда .

Всего перу маркиза де Сада принадлежат 14 романов, 6 исторических трудов, тексты которых утеряны, 2 эссе, 18 пьес и 9 политических памфлетов.

В память об эксцентричном философе и писателе снято более десятка фильмов и написано множество произведений других авторов.

Де Сад как персонаж художественных произведений:
1. Пьеса японского писателя Юкио Мисима «Маркиз де Сад»

2. Пьеса Петера Вайса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада»

3. Роман Дюкорне Рики «Дознание. Роман о маркизе де Саде»

4. Пьеса-фантазия Андрея Максимова «Маскарад маркиза де Сада»

5. Роман Джереми Рида «Когда опускается хлыст. Роман о маркизе де Саде»

Лучшие экранизации романов де Сада:

1. «Золотой век» (1930)
2. «Порок и добродетель» (1963)
3. «Жюстина, или Несчастья добродетели» (1969)
4. «Сало, или 120 дней Содома» (1975)
5. «Империя страсти» (1976)
6. «Музей восковых фигур» (1988)
7. «Рассекая волны» (1996)
8. «Маркиз де Сад» (2000)
9. «Перо маркиза де Сада» (2000)
10. «Безумие» (2005)

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина

В группу Новости Все обсуждения группы
119 понравилось

Читайте также

Комментарии 16

Никогда не причиняйте больше боли, чем хотели бы сами принять из чужих рук

Забавное и жуткое зеркальное отражение императива Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Не очень понимаю восторгов от де Сада и возведение его в ранг совершенно свободных людей, сбросившего с себя путы морали, религии и т.д.
Более закоплексованного и несвободного человека сложно себе представить, даже в плане секса, даже самого развратного.
Эх, в студенческие годы ещё и не такое проделывали.
Так порой человек, боящийся высоты или пауков, героически борется с собой и постоянно носит с собой паука или прыгает с высоты, при этом говоря, с энтузиазмом ребёнка, что освободился от них и не думает даже о них..
В творчестве де Сада, прелестно не дыхание свободы и разврат, философия ( они на уровне подросткового мышления и снов, жутких и прелестных снов) , но идеальный солипсизм доведённых до конца идей 'совершенной' свободы, по которой наивно томятся многие, не понимая, что она соприкасается с опаляющей пустотой и концом мира и человека.

А вообще, Де Сад прелестен тем, что Мисима написал чудесную пьесу о.. женской инфернальности: Маркиза де Сад, да фильм был чудесный снят: Перо маркиза де Сада, с очаровательной Кейт Уинслет.
Эх, зря Тургенев называл Достоевского, русским Де Садом.
А вот де Сад как пеосонаж Достоевского, вполне себе забавен.
Помесь Смердякова и пришибленного Ставрогина.

laonov,

поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

вообще-то это не Кант, а задолго до него. Очень задолго. И если начинать раскапывать через авраамические религии, то докопаемся и до Аристотеля

nancyka, Нашли к чему докопаться..
С такой логикой прямой и радостной линейки, можно легко докопаться до того, что и слова Христа, Достоевского, Пушкина, или идеи Моне, Рембрандта, были за долго до них в том или ином виде.
Всё дело в тональности проработки темы.
Именно эти слова не только известны за Кантом, но и развитие этой темы, Кантом.
Чёрный квадрат Малевича может нарисовать и школьник и идиот, но не каждый сможет развить эту тему как он, в своих работах других и в книге.

laonov, Это вы Канта школьнику и идиоту уподобили... Оригинальный подход :D

laonov, Проблема цитат в интеренете в том, что пользователи лепят их кому не попадя. Вы бы уж цитировали Канта, а не Евангелие от Матфея, если намерены демонстрировать свою начитанность

laonov,

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - золотые слова, золотое правило нравственности. Мне сразу вспомнилась фраза основателя школы Гиллеля: «То, что ненавистно тебе, не делай другим». А выводит он эти слова из книги Левит. Там вообще много всякого занятного написано в Хумаше)

Estee, Да, это так таинственно и чудесно, когда в разных веках, на разных концах земли, души людей озаряются сроднымм мыслями, но в разных дивных оттенках, словно человечество - одна семья, одна душа..

Хорошего вечера тебе, Эстер!

laonov,

Точно! Благослови Б-г тех, к кому такое залетает в голову и в особенности тех, кто по этим принципам живет) А то трындеть не мешки ворочать, как говорится. Это еще Моше Рабейну уяснил, когда ему пришлось позорно возвращаться за дубликатом скрижалей, которые он сам и расфигачил в праведном порыве (а может, и не в праведном, а может, и не сам, но это уже не суть))

И тебе хорошего времени суток, Саша!

Вот житуха у парня была. Я тоже так хочу.

Извращенец. И есть не мало людей, которые им восхищаются. Вот такое порочное человечество.

Milosferato, порочное человечество было всегда, с начала времен, и таковым и остается... это аксиома...

Видимо тот ещё затейник был))))
EkaterinaSharipova, Затейник, похититель, насильник...
Какая насыщенная жизненная программа

Почитать де Сада что ли... Вот с его творчеством ещё точно не сталкивался.

Он наслаждался своим пороком и оставил наследие

Другие статьи

119 понравилось 16 комментариев 62 добавить в избранное 3 поделиться