Опубликовано: 22 ноября 2023 г., 07:00 Обновлено: 22 ноября 2023 г., 07:00

66K

Виктор Пелевин: манипулятор, трендсеттер и Джокер русской литературы

22 ноября отмечает День рождения (если отмечает) не самый титулованный, но самый известный, влиятельный, загадочный и читаемый писатель русскоязычного пространства; человек, который сделал буддизм национальной религией российской интеллигенции; автор, в существовании которого читатели периодически сомневаются, что не мешает им — нам ждать всякой новой его книги, читать, ругать, хвалить, обсуждать. Вспоминаем, за что мы любим Виктора Олеговича Пелевина.

Критики и культурологи могут надувать щеки, классифицируя раннего, позднего и раннепозднего Пелевина по категориям: фантаст, объяснитель, философ, брюзга; могут приплетать к месту и не к месту постмодернизм (будь он неладен). Но мы-то с вами знаем, что Виктор Олегович нисколько не изменился с самой «Онтологии детства» и «Жизни насекомых», за которые полюбили его (и «Generation P», за которые лично я сильно не полюбила). В нём намешано много больше того, что среднестатистический читатель, может принять и осмыслить.

Отчего читатель, стопицот раз изругавший пелевинские книги, продолжает ждать от них откровений в целом понятно: Виктора Олеговича, в силу странной аберрации, воспринимают как Солнце современной русской литературы. Не суть, что большую часть времени скрытое за тучами, такой уж у нас климат. Раз в год озарит сиянием очередного романа — мы и рады: есть кого честить на все корки в ближайшие одиннадцать месяцев. Двенадцатый традиционно посвятим догадкам, о чём будет следующая книга.

Смысловая насыщенность пелевинских текстов поразительна. С ходу, а тем более с лету разобраться в его построениях сложно. Это интеллектуальная проза. В лучшем из возможных вариантов, когда хочется разобраться, что имел в виду автор, говоря то, то и то. Еще один нюанс пелевинских книг — полилингвизм. Не только английский, о котором большинство современников представление имеют, но немецкий, французский, латынь. Кажется, еще итальянский, впрочем, могу путать с латынью. Испанского вроде бы не слышала. Но это уже очень немало, вы ж понимаете. И смотреть в текст, пытаясь уловить смысл до предложенного автором перевода, может стать отдельным удовольствием.

Той безумной радости абсолютного читательского узнавания, какая вспыхивает при встрече со «своим» писателем и книгой, никогда не возникало от него. Всегда стеклянная грань между. Иногда из толстого матового и почти непрозрачного, порой тоненького, воздушного. К финалу вдруг истаивающая ледышкой: была холодная твердость под протянутой рукой, а теперь исчезла, только на пальцах капли. Лизнешь — солоновато.

Живя в определенное время, адаптируешься к его характерным особенностям и перестаешь замечать их. Вроде так надо и так было всегда. Хотя не мной и давно замечено, что любой конец века характеризуется усилением внимания к разного рода эзотерике, а всякая середина — затуханием. Окончание связано бывает с пресыщенностью и всеобщим убеждением: «ничто не ново в подлунном мире» и «все новое — это хорошо забытое старое, поданное под острым соусом». А ко второму десятилетию глянь — свежая поросль и что-то, чего прежде никогда не было. Но то когда будет, а экзистенциальный кризис с тобой здесь и сейчас.

Пелевин явился на стыке даже не веков — тысячелетий, да еще во время перемен. Нет, конечно, вполне себе комфортное существование. Но обе тенденции — интерес к потустороннему и «ничего нового» — усилились в тот период необычайно. Он довел эзотерическую составляющую исканий мыслящего меньшинства до логического завершения, обрек в безупречную форму, изящно подал публике.
картинка Arlett
Главный манипулятор русской литературы может быть дивно романтичным, когда взгляд его обращается к предметам, заслуживающим почтительной нежности.

Кому-то может показаться, что Пелевин о том, как мировой капитал посредством социальных сетей управляет нами. А всё остальное финтифлюшки для придания дополнительной привлекательности (типа, эзотерикой роман, как кашу маслом, не испортишь).

Кто-то другой скажет, что в первую очередь Пелевин — социальная сатира, и будет не так уж неправ. Конечно сатира, да какая острая: работать не хотим, занимаемся ерундой, глупы, неразвиты, поверхностны, эгоистичны, склонны самоутверждаться за чужой счет. Куда смотрит правительство, куда катится этот мир? А мы вам ответим, куда катится — прямиком в Матрицу. Где к каждому из нас подключат трубки, подводящие физраствор и отводящие отходы жизнедеятельности, да и превратят наконец в тех, кем сами упорно стремимся стать — элементы питания с самовосполняемым ресурсом.

Кто-нибудь третий скажет, да бросьте вы, Пелевин — чистой воды игры разума, до которых Джокер русской литературы великий охотник и непревзойденный мастер.

С ним невозможно выделить что-то одно, что назначишь главным. Пелевин весь — избыточная роскошь гения, где безупречная четкость сочетается с разнообразием возможных трактовок; зрелая элегантность мастерства кипит молодым задором. Он совершенство, но об этом уже говорила, кажется. Итак, о чём Виктор Олегович как объект интереса? О том, что выход есть и он не там же, где вход, но путь к нему у каждого свой. О том, что идти своей дорогой всяко предпочтительнее, чем шагать строем. Что надежда не умирает даже последней. Даже и тогда, когда кажется, что умерла.

Что еще? Умение предвосхищать тенденции, чувствовать, что будет актуальным завтра и даже послезавтра, вводя в обиход уже сегодня. Оскар Уайльд, к примеру, был трендсеттером. Здесь можно вспомнить о зеленой гвоздике, которую вслед за ним вдели в петлицу все лондонские модники. К несчастью для писателя, слишком смелые прозрения опасны, открытое признание собственной гомосексуальности, опередившее настроения общественного бессознательного не на год, а на век, стало причиной его гибели. Это к тому, что у Пелевина по части трендсеттерства всё отлично. Потому и стал самым влиятельным в российской словесности лицом.

Эрудированность, умение виртуозно жонглировать понятиями, соединяя несоединимое с изяществом и непринужденностью ярмарочного факира, которые вдруг в один неуловимый миг ставят тебя перед лицом грозного мага и чародея. Да полно, скажешь тоже: Маг, погляди внимательнее, он и в самом деле с ярмарки, только деревенский простофиля, Ванька-дурачок, который продав корову, проигрывает деньги в наперстки. И ты готова уже согласиться: «Обозналась, Батенька, посыпаю голову пеплом». Поднимаешь глаза — на месте давешнего лоха вида сумрачного рыцарь в фиолетовых доспехах.

Всё потому, что он Джокер. Многолик, изменчив как ртуть, скользит, переливается холодным радужным сиянием. В руки не возьмешь, к сердцу не прижмешь («Такой пусечка, так бы и расцеловала» — это не про Пелевина) и вдыхать долго — опасно для здоровья. Но самая занятная игра, — скатывать в один шарик странного металла (кому доводилось в детстве разбивать градусник — поймет). И еще денежки. Медяха, побывавшая в контакте, сверкает дивным серебряным блеском. Почти как глюк, монетка из его нелюбимого большинством, но любимого мной «Смотрителя». С той же степенью ликвидности, когда игра окончена.
картинка Arlett
Он никогда не был агитатором, горланом, главарем из тех, кто «Взвейтесь!» да «Развейтесь!» То есть, последнее как раз к Виктору Олеговичу, хотя и не в значении «развиваться» (о знаменах каких-нибудь), а в смысле «развиваться» — займись собой, отбрось социально-навязанное, найди мудрого наставника, поднимай усердно крылья с продетыми в маховые перья гайками, и однажды твои куриные ноги вынесут тебя с птицефабрики.

Между читателем и героем Пелевина всегда дистанция. Допускаю, что есть люди, читающие книги ради наслаждения языком и стилем; есть, отдающие приоритет сюжету; есть, черпающие из них знания. Я примитивная эгоистка, ищу везде свое. В каждой ситуации, в поступках персонажей, в них самих. Герой может быть ребенком или стариком, воином, узником или купцом, животным, ангелом или демоном, вообще куском свиной кожи — не суть важно. Иногда происходит что-то, включающее радость абсолютного узнавания, и, пусть на мгновение, понимаешь: «это обо мне», сливаешься, наполняешься живой кровью. Парадокс, тебя становится не меньше, а больше после этого, ты оставил свой отпечаток, и другие, кто почувствует то же, будут забирать частичку тебя. И так прибудешь в мире.

С Виктором Олеговичем этого не получается. Его герои могут вызывать симпатию, уважение и восхищение; можешь думать о них: «Ну совершенно мое!» Но между тобой, читателем, и персонажем всегда остается промежуток ничейной полосы. Как два магнита, которые пытаешься сблизить одноименными полюсами: до определенной границы сходятся, а дальше никак. Всегда так, даже с лисичкой Ахули, даже с Шестипалым, которого люблю, кажется, столько, сколько живу (на самом деле нет, но это неважно).

Когда мы с пафосом возглашаем, что в исполнении такого-то автора готовы читать хоть расписание пригородных поездов, это неправда. Человека читают, пока он умеет быть интересным. Пелевин умеет, с размеренной неотвратимостью метронома, попадая своим единственным в год романом в резонанс ожиданиям миллионов читателей. И нам важны его умные шутки на злобу дня, нечувствительно перетекающие в разговор о вечном. Н-ну, потому что мы люди и нуждаемся не только в порции овса, засыпанного в кормушку, но и в том, чтобы время от времени поднять глаза к звездному небу. Не суть важно, какую форму разговор о нём примет, в какой ипостаси явится: дальневосточных эзотерических практик, мезоамериканских культов, шаманизма, каббалы, друидических мистерий, месмеризма или розенкрейцерства — всё одно под разными обертками, и у всего единый смысл. Кроме вещного мира есть сны о чём-то большем, и они единственное, что имеет значение.

В колоде Таро есть карта, которая называется «Маг» и имеет значения от «Чародей и Волшебник, Творец миров» до «аферист, мошенник». Срединная ипостась — «фокусник, престидижитатор». В этом качестве народно любимый писатель чаще всего и выступает. Он показывает свое шоу. Находясь всегда над зрителем.

А если чуть склонен при этом передергивать карту — он в своем праве, представление-то его. А если творит иногда, увлекшись, новый мир — радуйтесь, глупые. Это счастье — присутствовать при сотворении Мира.

Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская

В группу Новости Все обсуждения группы
80 понравилось

Комментарии 21

Я до него добралась в этом году. Вот буквально пару дней назад и не могу оторваться от «Чапаев и пустота», уже прикинула план что читать дальше. Воистину очень увлекает!

JulieBrun, советую поколение П , вообще я у него сам пока не так много прочитал, но из 3 книг ( ещё был ампир V , и омон ра) , эта единственная которую даже хочется перечитать , ( любопытно показана вся эта рекламная кухня, и какими способами людей пытаются ею зацепить даже на каком-то ассоциативном уровне, + автор прикольно всё это завязал вокруг темы с древним Вавилоном, есть пару Очень затянутых эпизодов , типа момента с че геварой, но в целом очень годно) . Всё остальное как то не зацепило особо, хотя Чапаев есть в планах).

Костров Влад, а я себе накидала план что и за какой книгой читать. Сейчас читаю "Т" там есть отсылки к книге "Чапаев и Пустота". И конечно же "Generation P" есть в планах. Мне прям пока вкатывает все)

Уж на что я люблю Пелевина, но эта статья слишком подобострастна

Соглашусь с комментарием выше, что в тексте сквозит подобострастие, но каждый волен высказывать своё мнение с той или иной эмоциональной окраской ) Для мне Пелевин стал одним из тех писателей, при встрече с которым возникла та самая «радость узнавания», упоминаемая в статье. Я надеюсь, что мы сможем знакомиться и получать удовольствие от его новых произведений ещё долгие годы.

Мне читать Пелевина было трудно. Не "зацепил". Но похлопать за глубокое знание мифологии могу. Пожалуй, это - основная причина, почему я всё-таки дочитала "Generation П". Редко книги не нон-фикшн жанра могут быть так точны.

Начинала знакомство с Пелевиным в апреле, с Чапаева и Пустоты.. он меня сразу зацепил, с тех пор и не могу перестать читать его книги. В них есть именно то, что я искала, начиная читать. Самый любимый писатель)
Большое спасибо за чудесную статью!

"Знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он часто не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал среди цветов".

Пелевин талантлив, спорен, неоднозначен, но обязателен к прочтению. Но будьте уверены, что осилив одну его книгу, вряд ли сможете его понять. Прочитал практически половину его книг, но до сих пор писатель остаётся загадкой.

Однотипный писака!

(и «Generation P», за которые лично я сильно не полюбила).

Почему-то буква "Р", хотя у Пелевина в названии книги стоит русская "пэ" - "Generation П".

Меня отталкивает агрессивный маркетинг, который продвигает писателя.
Когда прочитала пару его произведений, впечатлений как таковых не осталось.

Читающая Алёна, У Пелевина есть маркетинг? По-моему, он отсутствует как класс. Или я не замечаю его даже. Это как реклама мерседеса. Если она не креативная, то ее просто не замечаешь.

Скорее от Пелевина может оттолкнуть его популярность в массах. А что массовое, то обычно не очень.

Спиридонов Алексей, Тоже интересный момент! Отчасти согласна с вами.

Читающая Алёна, Я вот тоже немножко не поняла зачем такая агрессивная реклама. Недавно только из утюга не сыпались сообщения о его новой книге. У меня настроены рекомендации, так Пелевин и в них как-то попал, хотя я его не читаю (пыталась, но не заходит).

Читающая Алёна,

Это скорее блогеры и паблики хайпятся (получают просмотры) на его имени. Каждый год такая кутерьма , даже придумывали ложное интервью, Юра Борисов снимался 

devochka_dasha, В принципе, это нормально. Издательства хотят заработать, вот и выкручиваются как могут.

80 понравилось 21 комментарий 13 добавить в избранное 16 поделиться