Опубликовано: 18 ноября 2023 г., 07:00 Обновлено: 18 ноября 2023 г., 07:00
57K
Комедиограф интеллигенции: как фильмы Эльдара Рязанова отражали советскую реальность

«Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню», «Какая гадость эта ваша заливная рыба», «Приютили, подогрели, обобрали», «Мальчик и... еще мальчик», «Значит, хорошие сапоги. Надо брать», «Масик хочет водочки», «Я за машину родину продал!», «Тяните, счастливый вы наш», «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, на Шекспира?», «Тебя посодють. А ты не воруй!»
Попробуйте задать себе вопрос: «Сколько раз я видел/а фильмы Рязанова?» Вы ведь не удивитесь, если ответ будет: столько, сколько вам лет, если родились после 1976. Как минимум, ну, если не брать вариант просмотра от начальных до финальных титров. И это только главный новогодний фильм «Ирония судьбы или С легким паром», на который не на одном, так на другом канале непременно наткнешься, шинкуя салаты или наводя красоту перед походом в гости. Я начала цитатами из рязановских фильмов, которые пошли в народ и стали мемами, но на самом деле эти фразы только верхушка айсберга, и нарвавшись на повтор «Иронии судьбы», непременно процитируешь наизусть пару тройку реплик, опережая персонажей.
А ведь были еще «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Служебный роман», «Гараж», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Дорогая Елена Сергеевна». Каждый фильм Рязанова собирал многомиллионную зрительскую аудиторию, порождал моду на артистов, одежду, прически, мемы, а то и просто разбирался на цитаты.
Он снимал картины, становившиеся культовыми, он десятилетиями бессменно вел самую популярную в СССР передачу о кино «Кинопанораму», писал сценарии и книги, брал интервью, сочинял стихи и открывал таланты. 18 ноября Эльдару Александровичу исполнилось бы 96 лет, и ко дню его рождения я хочу поделиться с вами некоторыми фактами о нём, которые показались мне интересными.
1. Режиссером он стал случайно и за компанию. В юности Рязанов мечтал стать писателем, а поскольку его идеалом был Джек Лондон, то и писать собирался о путешествиях, для чего прежде нужно было сделаться моряком, окончив мореходное училище. Однако из Одесского ему не ответили, нужно было переждать год до следующей попытки поступления, в это время ему встретился приятель, который ехал подавать документы во ВГИК на экономический. Вместе с ним поехал Элик, которого экономика не привлекала, а для режиссерского факультета нужно было всего лишь предоставить тексты, которых у него было написано много.
2. Начинал как режиссер-документалист, и первый его фильм назывался «Остров Сахалин», как книга Антона Павловича Чехова и роман Эдуарда Веркина.
3. После фильма о слете студенческих самодеятельных коллективов «Веселые голоса» Иван Пырьев, директор Мосфильма, искавший постановщика новогоднего фильма, который может снимать музыкальные ленты, перебросил его на «Карнавальную ночь», которая прогремела на всю страну, на двадцать лет сделавшись главным новогодним фильмом.
4. Людмилу Гурченко, чьей блистательной карьере лента положила начало, забраковали из-за непрофессионализма оператора, испортившего ее пробы, и лишь чудесное стечение обстоятельств помогло ей всё-таки сыграть в «Карнавальной ночи».
5. Путь Рязанова в кино вовсе не был триумфальным: второй его фильм «Девушка без адреса» прошел почти незамеченным, а на третий, «Человек ниоткуда» о снежном человеке в советском обществе, дебют Анатолия Папанова, еще до выхода на экраны ополчилась пресса, и кинематографическое начальство запретило прокат, изъяв уже выпущенные копии.
6. Стихотворный текст «Гусарской баллады», в основу которой легли «Записки кавалерист-девицы» Н. А. Дуровой и стихотворная пьеса Гладкова «Давным-давно», в варианте киносценария примерно наполовину написан Рязановым, хотя его имя как сценариста не указано в титрах.
7. Фильм «Гусарская баллада» ввел в обращение целого фольклорного персонажа: жутко вульгарный герой анекдотов поручик Ржевский появился после фильма, до него рядом с Наташей Ростовой в скабрезных историях фигурировал безымянный гусар.
8. Фильм «Берегись автомобиля», который положил начало сценарному соавторству Рязанова-Брагинского, кинематографические чиновники обвиняли в несоветских методах. Напомню: герой угонял машины у барыг и спекулянтов, перечисляя деньги за проданные авто детским домам. На обсуждении картины функционеры вполне серьезно говорили: «Деточкин должен был написать о выявленных нарушениях в органы». Наверно, это тоже было бы смешно, но сильно иначе.
9. Смоктуновского, который отказывался сниматься, режиссер уговорил, пообещав ему «голливудские условия». И позже, когда во время съемок отсутствовал буфет или приходилось работать в ночную смену, в праздники и выходные, актер говорил: «Да, тяжело же приходится заокеанским товарищам!»
10. В 1969 году Рязанов начал снимать «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана. На роль Сирано просился Высоцкий, но режиссер видел в ней только Евтушенко, которого кинематографическое начальство запретило снимать и изъяло уже отснятый материал после стихотворения «Танки идут по Праге».
11. Пьеса «С новым годом!», из которой после вышел главный новогодний фильм страны, была написана Брагинским и Рязановым за 12 дней (для сравнения, «Сослуживцы», легшие в основу «Служебного романа» — за 22 дня), и с успехом шла на многих сценах в СССР и за рубежом, а первый фильм по ней сняли немцы. Пригласив на роль Нади французскую актрису.
12. Когда Эльдар Александрович попытался сделать по этой истории кинофильм, кинематографическое начальство ответило: «Нам не нужны фильмы об амурных похождениях пьяного врача». Тогда он обратился на телевидение, и там согласились. Так у нас появилась «Ирония судьбы».
13. На роль Жени Лукашина пробовался Андрей Миронов, который очень хотел сыграть интеллигентного положительного героя, но как ни мямлил он на пробах, как ни прятал харизму сердцееда за уродливыми очками и «ботанским» гримом, а «любовного волка», определение Рязанова, не спрячешь.
14. Для написания восьми песен «Иронии судьбы» были приглашены четыре ведущих советских кинокомпозитора, но все они, один за другим, заболевали или исчезали, в результате все восемь плюс основную тему пришлось делать одному Микаэлу Таривердиеву.
15. Во время съемок итальянской части «Невероятных приключений итальянцев в России» итальянская сторона совместного проекта создала такие невыносимые условия для работы, что Рязанов вынужден был объявить забастовку, отказавшись выходить из номера до тех пор, пока всё не исправят. Его ироничная дочь Ольга, оглядывая фигуру отца после возвращения, обронила: «Лучше бы ты объявил голодовку».
Впрочем, отец и сам знал за собой эту слабость, и так описал себя в автобиографическом стихотворении:
«Эльдар Александрович — из толстяков,
что рвутся худеть, но напрасно.
И если работа — удел дураков,
Рязанов — дурак первоклассный».
Что ж, современному российскому кино страшно не хватает таких «дураков». С днем рождения, Эльдар Рязанов, который на небесах! Мы любим вас и помним, и смотрим ваши фильмы!
Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская
Комментарии 25
Показать все

Да, талантлив был. И талантлив многогранно. Его поэзия сильна и трогательна одновременно.
Пусть мы живем в дому чужом,
но ведь и жизнь взята в аренду.
Когда-то, молодой пижон,
вбежал я в мир, как на арену.
Запрыгал бодро по ковру,
участник яркого парада.
Мешая факты и игру,
вокруг крутилась клоунада.
Не сразу понял, что и как.
Сгорали лица, чувства, даты…
И был я сам себе батрак,
у этой жизни арендатор.
К концу подходит договор,
кончаются рассрочки, льготы.
Жизнь – неуютный кредитор,
все время должен я по счету.
Живу и, стало быть, плачу́
неисчислимые налоги:
волненьем, горем, в крик кричу,
люблю, боюсь, не сплю в тревоге.
Но все равно не доплатил,
такая вышла незадача.
Хоть бьюсь я на пределе сил,
а в кассе вечно недостача.
Неравноправен наш контракт,
условия его кабальны,
его не выполнить никак
и жалко, что финал печальный.
И сокрушаться ни к чему…
Иным, что выйдут на арену,
вот так же жить в чужом дому —
платить, платить, платить аренду.


Roman_Meer, Я тоже весьма удивлена появлению статьи про кино на книжном сайте

Roman_Meer, Почему же автор ошиблась ? Драматургия Рязанова издается и у читателей популярна до сих пор.

Roman_Meer, Почему же автор ошиблась ? Драматургия Рязанова издается и у читателей популярна до сих пор.

Roman_Meer, Почему же автор ошиблась ? Драматургия Рязанова издается и у читателей популярна до сих пор.

Огромное спасибо за интересную статью про любимого режиссёра!
Только есть уточнение:
столько, сколько вам лет, если родились после 1976. Как минимум
За всё советское время с момента выхода на экраны Иронию судьбы на Новый год показали всего 5 раз. Так что достижением "сколько лет жил, столько и смотрел" могут похвастаться только те, кто родился после 1991.

Советские трагикомедии, но всегда с хорошим концом. Особенно тронули "Небеса обетованные", в конце такой оммаж Булгакову и его "Мастеру и Маргарите", только вместо коней паровоз, уносящийся в светлое загробное будущее. Герои у Рязанова, по большей части, советские "лишние люди", продолжающие традицию классической литературы середины XIX века... Так они и остались лишними. Как ни стараются пристроить их к современной "повесточке", они никак туда не укладываются - переделки-подделки бьют своей фальшью.

nancyka, "Небеса" смотреть невозможно. И герои Рязанова отнюдь не "лишние люди", наоборот. Да, у каждого есть своя неустроенность, нереализованность, но каждый его герой со своим местом в жизни.
А к современности они не имеют отношения потому, что советская система подразумевала, что ты получаешь деньги не за качество работы, а за сам ее факт, что и было так называемой стабильностью (в "Служебном романе" это отлично показано, Шура особенно хороша в этом смысле - ей даже и работать не надо!). Сейчас это ушло, к глубокому сожалению многих (и к радости многих других). Поэтому ремейк смотреть невозможно.

alwdis, Если вы что-то не можете смотреть, так ведь вас силком не заставляют.
у каждого есть своя неустроенность, нереализованность
Именно, "неустроенность" и "нереализованность" и указывают на то, что человек не смог найти свое место в жизни. И поэтому кто-то бросается в донкихотничесиво или пытается восстановить справедливость, кто-то родину продает, кто-то периодически напивается до состояния бессловесного груза. Ни таланты, ни образование, ни даже высокие должности им не помогают. Не находя возможности для самореализации, они цепляются за любовь, которая тоже едва ли их спасет, разве что создаст иллюзию ненадолго. Что до Шуры, то она как раз олицетворение бессмысленности советской системы, в которой пытаются существовать герои Рязанова. Шура вообще персонаж самый трагический: человек, наполненный жизненной энергией, которой нет достойного выхода, кроме имитации деятельности.
Отличное советское кино. На полки клали только действительно полную хрень. И танки в Праге - это хорошо. Они спасли чешских коммунистов от истребления недобитыми нацистами, финансируемых всегдашними спонсорами фашизма американцами.
Современный российский кинематограф после провала в помойную перестройку, вновь вышел на высокий уровень, во многом превосходит сейчас западный, отягощенный тамошними недугами и диктатом повесток агрессивных сообществ.
Sergej328, А вы у чешских коммунистов не интересовались, нужны ли были им такие спасители, как вы?
Your_Doctor, Чешские коммунисты говорили спасибо. Посмотрите "30 случаев майора Земана", 25 серию. Как недобитки процессы против коммунистов тогда инспирировали, детей их в школах травле подвергали. Так что ВСЁ ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛИ. Если их и можно в чем то упрекнуть, так это в том в чем и товарища Сталина: МАЛО РАССТРЕЛИВАЛИ. Либеральное отношение к врагам народа привело в итоге к трагедии: РЕСТАВРАЦИИ КАПИТАЛИЗМА.
Sergej328, Я историю по сериалам не изучаю. А такие поклонники расстрелов, как вы, обычно сами плохо заканчивают. Где-нибудь возле стенки...
Sergej328, Получается, когда запад снимает, что скажут, это "повесточка"; когда наш кинематограф работает на режим, то это "выход на новый уровень".
Armoricaking, А что же он должен работать против своего народа? Так уже было в конце восьмидесятых - девяностые, когда откровенные помои прозападные снимали.