Больше лайфхаков
5 сентября 2020 г.
71
S.M.A.R.T. Goals
SMART-цели. SMART — это акроним пяти качеств: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Attainable (достижимый), Relevant (актуальный) и Time-bound (ограниченный по времени).
Вот как это работает.
S: КОНКРЕТНЫЙ
Вот шесть вопросов: кто, что, где, когда, какие, почему. Ответы на эти вопросы обеспечат вам короткий путь к формулированию четкой цели с измеримым результатом:
Кто: Кто принимает участие?
Что: Что желательно достичь?
Где: Где вы добьетесь цели?
Когда: Когда вы хотите этого добиться?
Какие: Какие требования и ограничения нужно иметь в виду?
Почему: Почему вы это делаете?
Приведем пример конкретной цели:
«16 мая я сделаю сильную 15-минутную презентацию для своего руководителя относительно прогресса в проекте Nexus».
Этот пример демонстрирует полное отсутствие всяческих неопределенностей. Когда закончится день 16 мая, вы узнаете, достигли вы цели или нет.
M: ИЗМЕРИМЫЙ
Второй аспект SMART-целеполагания — создание измеримых результатов на выходе. В какой-то момент вы пожелаете узнать (и в точности), что вы добились поставленной цели.
В качестве примера: «сделать презентацию» — не измеримый результат. С другой стороны, «сделать 15-минутную презентацию» — цель, которую можно измерить. Либо вы ее сделаете, либо нет.
Проявляйте исключительную конкретность в отношении своих целей. Нельзя просто заявить, что вы хотите «научиться выступать на публике». Вместо этого разработайте систему измерений, которая поможет оценивать успехи постоянно.
A: ДОСТИЖИМЫЙ
Убедитесь, что ваши цели достижимы. Пусть они несут в себе вызов, но также и возможность достичь их тяжелым трудом. Возьмем вышеуказанный пример. Не следует ставить краткосрочную цель — выступить на национальной конференции, если вы никогда ранее не выступали на публике. Лучше пусть цель будет сформулирована так: произнести замечательную речь перед небольшой аудиторией или на местном конкурсе на лучшего тамаду.
Теперь имейте в виду: это не значит, что не нужно ставить перед собой большие цели. Каждый раз, когда чего-то добьетесь, ставьте новую, более сложную цель. Постоянно расширяйте горизонты — не упускайте ничего, что, по вашему мнению, достижимо в вашей жизни. Возможно, через год или около того вы обнаружите, что добились таких успехов и можно уже говорить о национальной конференции.
R: АКТУАЛЬНЫЙ
Каждая цель должна обладать актуальностью в отношении ваших желаний. Ее не должны вам навязывать родители, супруги или друзья. Она должна отражать результаты, которых вы действительно желаете.
В том, чтобы предпринимать действия, должны быть заинтересованы именно вы. Когда цели подпитываются личными стремлениями, их проще добиваться изо дня в день.
T: ОГРАНИЧЕННЫЙ ВО ВРЕМЕНИ
Привяжите свои цели к конкретному временному графику. Лично я люблю ставить перед собой две цели: одну краткосрочную — на следующий месяц — и одну долгосрочную — на три месяца вперед. Постановка близких целей помогает постоянно держать их в уме, делая тем самым более достижимыми.
Цель не должна звучать как «Я произнесу речь». Она должна быть такой: «16 мая я сделаю сильную 15-минутную презентацию для своего руководителя».