
Опубликовано: 6 февраля 2025 г., 09:22 Обновлено: 6 февраля 2025 г., 09:24
1K
"ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ ХОАКИНА МУРЬЕТЫ".
Первая советская рок - опера.
Время столь быстротечно, что иногда возникает непреодолимое желание не просто нажать на тормоз, а вернуться туда, где "трава была зеленее, сахар был слаще и дорога жизни казалась бесконечной". А для чего? Не для того же, что б просто повздыхать об ушедшем. Нет. Для того, чтобы оттуда вновь взглянуть на день сегодняшний, на то, что осталось незыблемым, краеугольным, на то, что забывать не следует, уж настолько оно значимо и талантливо. А, потому, достаю с полки тот двойник, что в 1978 году "убил наповал" не только меня, но и всю нашу страну. Эффект её выпуска был столь огромен, что до сих пор запись эта может считаться эпохальной в истории развития отечественной рок музыки. Но сначала, конечно, история её появления.
Кантата Пабло Неруды "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года", как вспоминал Марк Захаров, была им выбрана ещё в 1974 году для адаптации на сцене Ленкома. Конечно, имя коммуниста, антифашиста, лауреата Нобелевской премии, чилийского поэта Пабло Неруды было в то время пропуском для даже вольной интерпретации, а, значит, фантазия режиссёра увела оригинал в сторону рок действа, которое в те годы было ещё авангардной новацией не только в театре, но и в музыке.
Оригинальный текст Неруды повествует о национальном герое "воре и разбойнике" Хоакине Мурьетте, ставший символом мщения и смерти, которая же, в конечном итоге, сама за ним и приходит. Голова же разбойника становится предметом зрелища. Но был ли на самом деле такоё герой? Не есть ли это лишь фольклорный персонаж, выдуманный бедным народом? Ответ вряд ли будет однозначным. Тем не менее, идея была великолепна, Павел Грушко адаптировал кантату к театральной постановке, где она получила название "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты". Алексей Рыбников написал великолепную музыку и начались репетиции, но... Но спектакль 11 раз (!!!) запрещали. Это можно понять, ведь разброс идей и образов огромен и непривычен для культуры Советского Союза. Темы насилия, обогащения, любви и смерти так ярки, что совершенно не вписываются в "моральный облик строителя коммунизма". Фривольные строки более подходили для кабака, чем для советского театра, контрасты были во всём, а сам Хоакин ведь не был революционером, а мстил убийцам и насильникам. Постановка Марка Захарова вызвала огромный интерес у публики и шквал официальной критики. Можно назвать чудом, что его тогда не закрыли совсем.
Ног большинство людей нашей огромной страны ведь не могли увидеть этот спектакль.
Но большинство людей о нём мало что знали.
Да и вообще какая музыка была в 1976 году?
Какую музыку вы слышали по радио и телевидению?
Какую музыку вы могли свободно купить в магазинах "Мелодии"?
Конечно, разнообразную, но очень далёкую от "тлетворного западного рока".
Потому и каждая выходившая запись воспринималась нами на "ура".
Первые зонг – оперы в СССР были написаны А. Журбиным и сыграны ВИА "Поющие гитары". "Орфей и Эвридика" выпустили лишь в 1980 году, а до этого ничего в этом жанре в магазинах не было. Потому и запись этой рок – оперы можно считать первой ласточкой, ставшей необычайно популярной. И уж можно назвать чудом запись пластинки, которая в 1978 году была выпущена. Группа "Аракс" уже тогда считалась культовой и запись эта уже только этим могла считаться прогрессивной. Но и замечательные голоса Трофимова и Рождественской были так безукоризненны, что все остальные исполнители этих ролей просто меркнут в сравнении. Именно эта пластинка и стала для большинства меломанов страны первым знакомством с этим произведением. А роль Смерти здесь получилась столь яркой и запоминающейся, что добавило в сюжет изрядную долю демонизма, свойственную лишь фильмам ужасов и всегда привлекающим внимание. Но ведь, в конечном итоге, именно она и празднует победу над человеческими страстями и несбывшимися мечтами. Наверное, это философское восприятие и есть главная мысль.
Сюжет.
Он достаточно прост. Простые желания простых и бедных людей заработать себе на скромное жилище подталкивают их к поездке в Калифорнию мыть золото. А далее, пожалуй, я пересказывать не буду, не отнимать же удовольствие самим окунуться в эту захватывающую и смертельную историю, где Звезда и Смерть правят людьми. И Хоакин становится на путь мщения лишь тогда, когда у него отняли самое для него дорогое в жизни – любовь. Потому он не убийца, а мститель. Потому и духом он близок к нам. Но над всем этим царствует смерть.
Послушать: https://vk.com/music/album/-2000051933_8051933_fa15c4e13509f1abeb
Экранизация.
Через 6 лет после премьеры в 1982 году Владимир Грамматиков снял одноимённый фильм. Думаю, что многим он известен, а потому лишь упомяну, что режиссёр стремился как можно точнее передать оригинальный сюжет и его не изменял. Это и есть большой плюс. Главная роль досталась Андрею Харитонову, актеру, уже снискавшему славу, за исполнение Артура Бертона (Феличе Ривареса) в фильме "Овод" режиссера Николая Мащенко. Сколько женских сердец рыдало над романтическим образом далёкого героя, так великолепно исполненным на экране, не подозревая об огромной разнице между благородным кинообразом и реальным историческим героем... Так что "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" стала первым в нашей стране воплощением литературной основы сразу в трёх формах: театральный спектакль, музыкальная аудио рок – опера и кинофильм.
Посмотреть: https://vkvideo.ru/video-37492055_456248921
Так кто же он был, реальный исторический персонаж Хоакин Мурьета - противоречивый герой времён калифорнийской золотой лихорадки? Был ли он разбойником? Был ли он национальным героем? Думаю, что это не так уж и принципиально, ведь его имя за прошедшее время обросло множеством народных легенд, где уже невозможно правду отделить от вымысла. А потому и воспринимается этот образ уже иначе и всегда, наверное, не только для меня, будет оставаться символом первой отечественной рок – оперы, которая до сих пор слушается и смотрится великолепно, да ещё и заставляет задуматься о важных вопросах жизни и смерти, которая всегда одерживает победу. Увы, это закон жизни.
Комментарии 5
Показать все

Сдаётся мне, что это ближе к формату дзен-блога (не ведёте? почему? а если да, то дайте ссылку).
"Хоакин" - до сих пор одна из моих любимых пластинок (давно уже в mp3). Юнону и Авось я люблю меньше по той причине, что звук на ней то пять минут еле-пищащей тишины, то орёт, так что соседи в стену колотят - и сидишь на звукорегулировке, вместо того чтобы просто слушать. Хоакин свободен от этих недостатков. Да и куплеты смерти - в детстве только их бы и слушала - такие они циничные, насмешливые:
Для всех проезд бесплатный
На корабле моём
А за проезд обратный
Мы платы не берём
Обратного не будет
Там где причалишь ты
Твой пыл земной остудит
Дыханье темноты-ыыыы
А "Орфей и Эвридика" ... пытался кто-нибудь полностью это прослушать? может быть оскорблю фанатов этой зонг-оперы, но действительно классная ария там только у Харона (о, божечки, опять "куплеты смерти") . А сама опера лично мне нравится только в сильно урезанном виде, где оставили основные вехи сюжета и лучшие партии, а весь "шум за сценой" вырезали (выходила такая версия на врезной гибкой пластиночке- приложению к какому-то журналу). Надо будет пополнить ею мою музыкальную коллекцию, спасибо за напоминание. Вот будет стоять на виртуальной полочке вместе с другими - фонотека в стадии оформления и формирования. Знаю, это процесс бесконечный, но пока ей и года нет - бурлит и перестраивается всё время. Потому на этой полке (а всего их шесть и остальные забиты сильнее) альбомов пока маловато:
В левом верхнем углу и стоят как раз Юнона и Хоакин (обожаю Рыбникова)

vuker_vuker, В Дзене ничего не веду и не планирую, мне достаточно своей странички в ВК.
У Журбина были ещё и "Алые паруса", которая вышла только в 1983 году, хотя была записана ещё в середине 70-х. Мелодии там великолепны и стилистически это зонг опера. Потому и "Хоакин" является первой отечественной рок постановкой.
Фонотеку, конечно, каждый подбирает под себя, моя давно ломится сотнями альбомов ( не в мр 3) от барокко до авангарда. Спасибо Вам за позитивный отклик.
Да, гибкая пластиночка - это журнал "Кругозор".

S. Vadim, Да я в принципе знала, что это "Кругозор", но к тому времени когда держала пластинку в руках, самого журнала уже не было в наличии. Как мне казалось, его и выписывали только для того, чтобы пластинки из него вырезать )).
Моя фонотека тоже не так уж мала, но дома постоянно дети всех возрастов - техника не переживает не только времени, но и липких дерзких ручонок, а развивать их надо, поэтому дублирующая цифровая фонотека - то что надо для потребительских нужд. И конечно, не только в mp3, но записи с пластинки 80х нет смысла тянуть в более качественные форматы, имхо.
Алые паруса, - помню "слуханула" и не зашло, как и КиШевский Тодд. Но я противная, мне с первого раза почти ничего не нравится. Первенство Хоакина, кстати, я не оспаривала. Мне было бы интереснее ваше личное мнение об Орфее. Слушали?

vuker_vuker, "Орфея" услышал ещё в 76 на катушке, привезённой с Ленинграда, а вот "Паруса" долго не мог достать целиком. Лишь когда "Мелодия" выпустила. Формат же записей, каждый подбирает в соответствии со своим слухом и предпочтениями. Много друзей виниломанов, чьи коллекции пересчитываются в большом количестве нулей не только числом, но и деньгами. Иногда слушает определённый первопресс на соответствующем аппарате и доставляет это удовольствие не только в общении единомышленников, но и в прикосновении к оригиналу.
Как-то запало: "Забияки, у которых руки чешутся на Трехпалого посмотрят и потешатся..."))