Опубликовано: 30 января 2019 г., 22:51 Обновлено: 5 октября 2019 г., 07:34
1K
Что вы знаете про Индонезию?

Республика Индонезия — государство в Юго-Восточной Азии. Население по оценочным данным на начало 2018 года — более 266 миллионов человек, территория — 1 919 440 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает четвёртое место в мире по численности населения и четырнадцатое по территории.
Столица — Джакарта. Государственный язык — индонезийский. Название «Индонезия» является составным и происходит от топонима «Индия» (лат. Indus) в сочетании с производным от греческого слова «несос» (греч. νῆσος — остров), означая буквально «Островная Индия».
Расположена на островах Малайского архипелага и западной части острова Новая Гвинея. Омывается водами Тихого и Индийского океанов. Является крупнейшим островным государством в мире. Значительная часть островов относится к Зондским, которые в свою очередь подразделяются на Большие Зондские и Малые Зондские острова. К Большим Зондским относятся самые крупные острова Индонезии — Ява, Суматра, Сулавеси и Калимантан (на последнем, помимо индонезийской территории, находятся часть территории Малайзии и государство Бруней-Даруссалам). Имеет сухопутную границу с Малайзией (на острове Калимантан), Папуа — Новой Гвинеей (на острове Новая Гвинея) и Восточным Тимором (на острове Тимор).
Около 88 % населения исповедует ислам, что делает Индонезию страной с самым большим мусульманским населением в мире.
Независимость страны провозглашена 17 августа 1945 года. В 1942—1945 годах она находилась под японской оккупацией, а до того была колониальным владением Нидерландов, которые начали её освоение в первой половине XVII века и объединили бо́льшую часть территории современной Индонезии под своей властью к началу XX века.
К Индонезии относятся: Суматра, Ява, Калимантан (Борнео), Сулавеси, Бали, Ломбок, Сумбава, Флорес, Тимор, Комодо, Ринча, Адонара, Солор.
Между Бали и Ломбоком находится линия Уоллеса, образующая биогеографическую границу между Азией и континентом Австралия. Остров Комодо известен своими комодскими варанами, самыми крупными чешуйчатыми. На острове Флорес были обнаружены останки низкорослого вида людей, названного в честь острова человеком флоресским.
Что вы знаете об Индонезии? Бывали ли там? Читали о ней, смотрели фильмы, знакомы с музыкой? Есть ли какие-нибудь сувениры оттуда? Какие программы смотрели?
Комментарии 27
Показать все

Собрала подборку книг, действие которых происходит на территории Индонезии.
Ну и читала о ней кое-что, конечно...

Индонезийская музыка на протяжении своей истории постоянно находилась под влиянием соседних стран: Индии, Китая и Камбоджи. Кроме того, колонисты из Европы также преображали культуру страны. Под их влияние попадали и индонезийские песни. Но фольклор сохранял свою самобытность. Народные индонезийские песни стали появляться ещё на заре цивилизации и относятся к быту сельского населения. Во время работы крестьяне затягивали напевы, переходившие потом из поколения в поколение. Стоит сказать, что индонезийская музыка сохранила в себе традиции хорового пения и многоголосия. Подобный формат сохранился и по сей день. Обычно индонезийские песни исполняются под аккомпанемент традиционных инструментов. Среди них стоит отметить продольную флейту сулинг, двусторонний барабан генданг и другие.
Современная индонезийская музыка представлена как фольклорными, так и эстрадными коллективами. Влияние Китая, Южной Кореи, Индии и других соседних стран чувствуется в стиле исполнителей и мотивах. При этом популярная индонезийская музыка сохраняет самобытные черты. Сегодня в стране образовался целый большой пласт артистов, работающих в жанре Indo-pop. Одна из самых популярных групп, относящихся к этому направлению, это Peterpan. Кроме того, в стране развивается клубная индонезийская музыка, представленная ремиксами на популярные композиции и электронными вариациями на традиционные напевы.

Из Википедии:
Краката́y (индон. Krakatau) — действующий вулкан в Индонезии, расположенный на Малайском архипелаге в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра.
Площадь островов 10,5 км². Высота нынешнего вулкана 813 м. До извержения 1883 года вулкан был значительно выше и представлял собой один большой остров. Однако мощнейшее извержение 1883 года разрушило остров и вулкан.
Статья в Википедии
The Scream.jpg
Эдвард Мунк
Крик. 1893
Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см
Национальная галерея, Осло
«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона.
В 2003 году группа астрономов выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв, сила которого многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Статья в Википедии

О, а я как раз на днях читала интересную статью про то, как парень поехал учиться в Индонезию. В статье, конечно, много подробностей про извилистые пути образования, но есть и интересные факты про современную культуру, например, о том, как сложно подружиться с местными, насколько важна для индонезийцев еда и что такое дангдут :)

Пантеон в мифологии Индонезии
Алахатала
Алахатала (восходит к арабскому «Алла та алла») — верховное божество, демиург у манусела (остров Серам). Алахатала в облике большого человека, излучающего сияние, восседает на вершине невидимой девятиступенчатой круглой горы Оха, которая возвышается над одной из самых высоких гор острова Муркеле. На нижних ярусах горы располагаются солнце и луна, а также многочисленные добрые духи.
Все существующее в мире Алахатала создал из собственных плевков. Создавая первых людей, он дал им шесть заповедей: не прелюбодействовать, не красть, не убивать, не лгать, не перечить родителям и не давать ложных клятв. Каждого человека он наделил двумя душами. Одна из них (эфанаа) постоянно находится в теле человека и выглядит как прозрачная фигурка с крыльями, а другая (акара) остаётся у Алахатала. После смерти человека эфанаа отправляется к нему, встречая на пути различные препятствия, сложность которых зависит от того, насколько человек при жизни соблюдал заповеди.
Амей авинг
Амей авинг — бог нижнего мира (нижнего яруса пятислойного космоса) у кенья и каянов (о. Калимантан). Амей авинг считался отцом звёзд и лунных фаз, по некоторым мифам, также и людей, которых он создал из коры мирового древа.
Нижний мир во всём подобен земному, отличаясь от него лишь необычайным изобилием. Там выращивают все растения, которые из него прорастают на землю (в том числе рис). Видимо в связи с этим, Амей авинг — покровитель земледелия. Ему приносят жертвы во время праздников урожая и жатвы.
Батара Гуру
Батара Гуру — в индуистской мифологии балийцев, яванцев, малайцев и некоторых других народов Западной Индонезии и Малайзии — одно из главных божеств. Батара Гуру отождествлялся с верховным божеством Шивой. Он выступал как демиург, прародитель богов и людей. По яванской мифологической традиции, Батара Гуру (под именем Хьянг Маникмайя) произошёл от бога Санг Хьянг Тунггала из субстанции света. В яванских средневековых мифах он - отец божества Батара Кала. Батара Гуру создал первых людей. У балийцев в этой функции он выступает как Батара Гуру Сакти, который вместе с божеством Батара Брама (или Брахмой) вылепил людей из глины и путём медитации оживил их. Хотя Батара Брама соперничал с ним в этом, первенство принадлежало Батара Гуру.
Батара Гуру считается учителем божественного закона и "великим риши" (небесным аскетом). В средневековых мифах Батара Гуру считался сакральным родоначальником священнического сословия и покровитель брахманов.
Батара Кала
Батара Кала — божество-разрушитель, устрашающее проявление Шивы. Батара Кала был правителем подземного мира тьмы, предводителем злых духов (бута). По балийскому мифу, он был великаном, выросший из попавшей на землю спермы Шивы. Его представляли как всемогущего демона, повергшего в смятение богов. Шива послал его в нижний мир.
Батара Кала создал Ибу Пертиви, женское хтоническое божество плодоносящих животворных сил земли.
Согласно мифам яванцев, Батара Кала родился из пламени в центре океана. В яванских средневековых мифах он выступает также как сын Батара Гуру, посылаемый им (под именем Калавиджайя) на землю с целью испытания аскетов (риши).
Мифологема Батара Кала восходит к образу демона инициации, который преследует юношей, проходящих обряд посвящения.
Бораспанти ни Тано
Бораспанти ни Тано — богиня земли. Бораспанти ни Тано считалась покровительницей дома и полевых работ. При молитвах её имя произносилось первым до Мула Джади и божественной триады. По представлениям батаков, Бораспанти ни Тано обычно принимала облик ящерицы.
Ве Ньилитимо
Ве Ньилитимо ("лик влажного муссона") — в доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси — богиня. Ве Ньилитимо была дочерью бога нижнего мира Гурурисэллэнга, посланная им на землю. Она поднялась из пучины моря в золотом паланкине, сверкающем молниями, в сопровождении пяти знатных спутниц. Ве Ньилитимо стала женой Батара Гуру и отдала своих спутниц ему в наложницы. Впоследствии вместе с Батара Гуру она поднялась на небо и воцарилась на половине неба.
Гурурисэллэнг
Гурурисэллэнг — бог нижнего, подводного мира. Согласно преданиям, Гурурисэллэнг совместно с богом Топалланрове, правителем верхнего мира (неба), сотворил землю в среднем мире. После акта творения, Гурурисэллэнг послал на землю свою прекрасную дочь Ве Ньилитимо, которая стала женой Батара Гуру, сына повелителя неба. Впоследствии она вместе с Батара Гуру поднялась на небеса.
Дева
Дева — верховное божество. Согласно народным представлениям, каждый год Дева оплодотворял дождём богиню земли Ниту, которую сам же сотворил. Первые люди были созданы Дева из земли. Он считался их отцом, а Ниту — матерью. Именно люди подняли Дева, который вначале лежал на Ниту.
Исследователи считают, что, несмотря на индуистское происхождение имени, Дева имеет глубоко местные корни. Он представляет собой результат трансформации небесного или солнечного божества, партнёра земли по сакральному браку, в высшее божество.
Деви сри (Нини Пантун, Ибу, Пади)
Деви сри — богиня плодородия и красоты. Согласно преданиям, Дева сри являлась супругой Санг Хьянг Висну, который соответствовал индуистскому Вишну. Дева сри была известна прежде всего как божество земледелия, родоначальница и покровительница рисоводства, "мать риса", порождающая и охраняющая рисовые всходы. Эта богиня выступала также под именами Нини Пантун, Ибу, Пади.
Дочерью Девы сри была богиня Деви Мелантинг — покровительница семян, садов, рынков.
Джата
Джата — женское божество. Джата являлась извечным хтоническим божеством, имеющим змееобразный облик. Она правила нижним подводным миром, вход в который находился в глубоком омуте на мировой реке. Подданные Джатты были человекообразны, пока находились в нижнем мире. Когда они поднимались в средний мир (земля), то принимали облик крокодила.
Согласно преданиям, земля, созданная Махаталой, лежала в мировом океане между хвостом и головой Джатты и опиралась на её горб. По другим версиям, Джатта обвила землю и кусает собственный хвост.
Ибу Пертиви
Ибу Пертиви ("мать-земля") —богиня. Согласно преданиям, Ибу Пертиви является женским хтоническим божеством плодоносящих животворных сил земли. Считается, ипостасью Деви Сри. По балийскому космогоническому мифу, Ибу Пертиви создал бог Батара Кала, она в свою очередь родила Бому. В балийско-индуистской мифологии Шива, воплощённый в стихии огня (как Брама), образует через пар воду (олицетворение Вишну), которая оплодотворяет землю (олицетворение Ибу Пертиви).
Ит Матроми
Ит Матроми ("наш господин") — верховное божество. Согласно преданиям, Ит Матроми — аморфен, всевидящ и всезнающ. Он обитает в верхних ярусах неба. Ит Матроми не вмешивается в дела людей и не служит объектом почитания. Иногда его отождествляли с Упулере.
Исследователи считают, что образ имеет позднее происхождение. После распространения христианства Ит Матроми стал отождествляться с Иисусом Христом.
Комбенги
Комбенги — бог ночи и смерти. Согласно преданиям, Комбенги по поручению Лай создал из камня первых людей. Он обманом вдохнул в них ветер вместо бессмертного дыхания Лай. С тех пор люди смертны, так как заключенный в бренные тела ветер стремится вырваться из них.
Комбенги считался проводником душ умерших в страну мёртвых.
Латуре Дане
Латуре Дане — бог нижнего мира.
Согласно преданиям, Латуре Дане был братом-близнецом Ловаланги, бога верхнего мира. По одной версии, божественные близнецы появились из мирового древа Тороа. По другой, их матерью была прародительница богов и людей - Инада Самадуло Хэси.
Латуре Дане считался источником болезней, смерти, непогоды и землетрясений. Таким образом, он являлся антагонистом Ловаланги, который считался источником жизни и добра. Священными цветами Латуре Дане были красный и чёрный, а символами - змея, луна и тьма.
По одному из мифов, Латуре Дане был рождён без головы, а Ловаланги - без нижней части тела, так что только вместе они составляли единое целое.
Леравулан
Леравулан ("солнце-луна") — у народа ламахолот (Восточная Индонезия) - высшее божество. Согласно народным представлениям, Леравулан являлся источником и началом всего сущего. Он создал богиню земли Тана Экен, всплывшую по его повелению из-под воды, и на ней первых людей. Леравулан повелел людям воевать и ходить на охоту за головами, для того чтобы черепа приносились ему в жертву.
Некоторые исследователи считают, что миф об Леравулане генетически связан с сюжетом, который характерен для племенных верований Восточной Индонезии - о небесном или солнечном боге, вступающем в священный брак с хтонической богиней. При этом уточняется, что трансформация образа Леравулана от небесного божества до демиурга произошла, скорее всего, как под влиянием мировых религий (христианства и ислама), так и в силу внутреннего развития общества народа ламахолот.
Ловаланги
Ловаланги — бог верхнего мира. Согласно преданиям, Ловаланги был братом-близнецом Латуре Дане, бога нижнего мира. По одной версии, божественные близнецы появились из мирового древа Тороа. По другой, их матерью была прародительница богов и людей — Инада Самадуло Хэси.
Ловаланги считался источником жизни и добра, покровителем людей. Таким образом, он являлся антагонистом Ловаланги, который считался источником болезней и смерти. Священными цветами Ловаланги были жёлтый и золотой, а символами - птица, солнце и свет. Ему были присущи черты тотемического божества - птицы-носорога или петуха. Он также изображался в виде фантастической птицы. Наряду с духами предков Ловаланги являлся главным объектом культа у ниасцев.
С распространением христианства (конец 19 века) имя Ловаланги стало применяться к Иисусу Христу.
Лумимуут (Эмпунг Луминуут)
Лумимуут (Эмпунг Луминуут) — богиня, прародительница богов и людей.
Согласно преданию, богиня Лумимуут чудесным образом появилась из большого камня, стоявшего посреди пустынной земли. Она зачала от западного ветра солнечного бога Тоара, но, родив сына, она рассталась с ним. Через некоторое время они встретились вновь и, не узнав друг друга, вступили в брак. К этому их побуждалабогиня-жрица Кареима, которая также произошла из камня. От этого брака произошли боги (в том числе Мунтуунту) и предки людей. Предки людей унаследовали от Лумимуут землю, разделённую на четыре части, что соответствовало четырём племенным делениям минахасов: тоумбулу, тонсеа, тонтембоан и тонтумарата.
Связанная с Лумимуут мифологема — одинокая богиня, самозарождающаяся из скалы или камня, её девственное зачатие с помощью ветра, последующий инцест с сыном — характерна для космогонических мифов Малайского архипелага (запад о-ва Флорес, юг о-ва Ниаса, север о-ва Калимантан, о. Минданао).
Мангалабулан
Мангалабулан — верховный бог. Согласно народным представлениям, Мангалабулан входит в триаду верховных богов вместе со своим братьями Батара Гуру и Сорипада. Они были созданы Мула Джади из яйца бабочки.
Мангалабулан считался эманацией Мула Джади в среднем мире - на земле. Он был злопамятен, мелочен и неопрятен.Местом жительства Мангалабулана являлось второе небо - Банджар Торуан (нижний город). В его функции входило следить за здоровьем людей, умножением скота и полевыми работами. Спутниками Мангалабулана были пегая лошадь и пятнистая собака.
По преданиям, сыном Мангалабулана был бог Туан Рума Ухир, который был мужем богини Сидеак Паруджар. Через свою дочь Сибору Сурантибонанг они являются первопредками людей.
Мулуа Сатене
Мулуа Сатене — богиня смерти. Мулуа Сатене являлась одной из триады божественных дев — вместе с Хаинувеле и Рабие. Согласно мифу, бог Тувале создал из цветка банана на вершине горы Нунусаку одновременно первых людей и богиню Мулуа Сатене, которая стала повелительницей людей. В наказание за убийство волшебной девы Хаинувеле богиня Мулуа Сатене осудила людей, заставив их пройти к ней сквозь девятиступенчатый спиралевидный лабиринт, который символизировал смерть. В конце лабиринта Мулуа Сатене прикосновением одной из рук убитой девушки превращала тех, кто прошёл через препятствие, в смертных людей. Тех, кто не прошел через лабиринт, она превращала в зверей и духов.
По представлениям вемале, суд Мулуа Сатене был последним звеном в цепи мифических событий. Он завершил установление существующего миропорядка. После суда богиня ушла от людей и стала повелительницей мёртвых на горе Салахуа (на юго-западе Серама). Считалось, что каждый раз, когда душа умершего добиралась до Мулуа Сатене, та рождала новое дитя.
Суд Мулуа Сатене воспроизводился в инициационных обрядах тайного союза Вапулане на Сераме.
Мунтуунту
Мунтуунту — верховное божество. Мунтуунту являлся правителем неба и богом солнца. Он считался одним из сыновей богини Лумимуут, которых они родила от брака с солнечным богом Тоаром.
Однако, судя по его эпитетам - Синиэма-интана ("создавший землю") и Эмпунг-ваиланвангко ("всемогущий бог"), Мунтуунту, по-видимому, аналогичен восточноиндонезийским небесным и солнечным богам-демиургам - Упулере и Алахатале.
Ндара (Индо-и-Тулади)
Ндара (Индо-и-Тулади) — богиня подземного мира. Под именем Индо-и-Тулади Ндара выступала как богиня земли и земледелия.
По одной версии мифа, Ндара несла землю на голове и руках. Считалось, что когда она чешется, то на земле происходят землетрясения. По другой версии, ее муж, могучий буйвол То-ара-Линдо ("тот, кто под землёй"), держал на себе землю.
Исследователи считают, что в образе Ндары соединены черты западноиндонезийского змееобразного божества подземного мира (Джата, Латуре Дане) и восточноиндонезийской богини земли (Дева).
Рабие
Рабие — богиня луны. Рабие считалась одной из триады божественных дев (Рабие, Хаинувеле и Мулуа Сатене}. Согласно преданию, Рабие вначале жила вместе с первыми людьми на земле. Когда она вступила в "мулуа" (брачный возрастной класс девушек), в неё влюбился солнечный бог Тувале. Он сделал девушке предложение, но родители Рабие не дали согласия на этот брак и вместо нее привели богу свинью. Тувале страшно разгневался и на следующий день похитил Рабие, утащив ее под землю. Вскоре она появилась на небе в виде луны, супруги Тувале.
Саверигадинг
Саверигадинг — эпический герой, со временем божество. Саверигадинг считался внуком Батара Гуру и Be Ньилитимо. По преданиям, Саверигадинг в молодости совершил далекие морские путешествия. Он посетил также небо и страну мёртвых (Валиала). В стране Чина, то есть в земле бугийцев, он находил принцессу Be Чудаи, на которой женился. После окончания земной жизни Саверигадинг вместе с женой отправился в нижний (подводный) мир. Там, он принял от Гурурисэллэнга престол и титул владыки океана (Опусамуда).
Санг Хьянг Тунггал (Тинтья)
Санг Хьянг Тунггал ("первоединый бог", Тинтья (балийск. "всемогущий", "изначальный") — высшее божество. Согласно преданиям, от Санг Хьянг Тунггала произошли главные боги-демиурги. Он выступал то как изначально существующее начало, то как сын Санг Хьянг Венанга, одного из полузабытых богов яванского пантеона. У балийцев Санг Хьянг Тунггал (Тинтья) изображался в виде обнажённого человека, источающего из тела языки пламени.
Санг Хьянг Тунггал иногда отождествлялся с Семаром.
Семар (Твален)
Семар (яван., Твален (балийск.)) — могущественный бог-демиург с чертами трикстера. Согласно мифам, Семар, под именем Хьянг Исмайя, являлся сыном Санг Хьянг Тунггала, братом и антиподом Батара Гуру (Шивы). Семар представлялся как носитель и воплощение темного, чувственного земного начала. Он был отцом богов, которые были непосредственно сопричастны смене жизни и смерти - бога любви Санг Хьянг Камаджайи и божества смерти Батара Ямадипати. В яванской традиции он являлся отцом солнечного бога Сурьи.
Позднее в народной мифологии Семар представал как сверхъестественное существо, которое было ниспослано на землю с миссией покровительства простым смертным, а также как воспитатель и советник потомков богов. Он имел уродливую внешность, символизирующую все несовершенства людей. Одним из его прозвищ было пандак ("карлик"). В этом облике Семар выступал как персонаж театра вайянг, где он был главой панакаванов (шутов-слуг).
Сидеак Паруджар
Сидеак Паруджар — богиня, создательница земли. Согласно преданиям, Сидеак Паруджар была дочерью верховного небесного бога Батара Гуру (по другим версиям - Мула Джади). Отец принуждал ее выйти замуж за ящерообразного бога Туан Рума Ухира, сына Мангалабулана. Под разными предлогами Сидеак Паруджар избегала этого брака. В конце концов она бежала из верхнего мира в безжизненный срединный мир, покрытый водой. Отец бросил ей с неба горсть земли, это действие потревожило змея Нага Падоху, повелителя нижнего мира и водной стихии. В завязавшейся борьбе Сидеак Паруджар вонзила свой меч в Нага Падоху и усмирила его, после чего сотворила землю из семнадцати горстей, брошенных ей отцом.
Через некоторое время Туан Рума Ухир изменил свой облик на человеческий, спустился на землю и женится на Сидеак Паруджар. От их брака родился первые люди. По мифу, Сидеак Паруджар с мужем убили голубя, сидящего в ветвях мирового древа, и в его желудке нашли семена культурных растений.
По другим версиям предания, Сидеак Паруджар после акта творения удалилась на луну.
Силеве Нацарата
Силеве Нацарата — богиня-трикстер, покровительница жречества, супруга Ловаланги. Согласно преданиям, сначала Силеве Нацарата не желала выходить замуж и даже устроила землетрясение верхнего мира. Но затем она передумала и создала для себя и мужа землю из комочков грязи с собственного тела. Из своего кольца богиня сотворила змею, поддерживающую землю. Впоследствии Силеве Нацарата научила людей делать идолов и поклоняться им.
Следует отметить, что поведение Силеве Нацарата было крайне противоречивым, с одной стороны она являлась помощницей людей и богов, но при этом она часто приносила им вред.
Силеве Нацарата изображалась и ритуально почиталась в виде янусообразного двуполого идола Аду Хэрэ.
Сорипада
Сорипада — один из триады верховных богов. Сорипада считался сыном Мула Джади. Он как и его старший брат Батара Гуру, появился на свет из яйца бабочки. По преданиям, Сорипада жил на втором небе в Банджар Тонгатонга (среднем городе).
Согласно народным представлениям, Сорипада являлся заступником людей перед Батара Гуру. Он обладал яростным и вспыльчивым характером. Его спутниками были белая лошадь и коричневый пёс.
Тамей Тингей
Тамей Тингей — бог верхнего мира. Согласно народным представлениям, Тамей Тингей восседал в верхнем ярусе космоса вместе со своей супругой - богиней Унианг Тенанган. Он определял ход жизни людей и следил за соблюдением адата.
Согласно космогоническим мифам, первоначально существовал большой камень, упавший с неба в воду. Черви точили его и из песка и экскрементов создали на нем землю. Затем на нее упала с неба рукоять меча (или щипцы) и выросло мировое дерево. Дерево оплодотворилось лианой, упавшей с неба. От этого союза родились первопредки - безрукие и безногие монстры, давшие начало божествам нижнего мира. Сам же верховный бог Тамей Тингей родился из листьев мирового древа. Он стал повелителем сонма добрых и злых духов, по его приказанию награждавших или каравших людей.
Топалланрове
Топалланрове ("творец") — бог-демиург. Согласно преданиям, Топалланрове являлся правителем верхнего мира (неба). Вместе с Гурурисэллэнгом он создал землю в среднем мире, послав туда своего сына Батара Гуру. У Топалланрове было девять детей, властвовавших над разными частями неба.
Тувале
Тувале — солнечный бог. Согласно преданиям, Тувале являлся людям в облике безобразного человека, покрытого сыпью. Исследователи считают, что первоначально он был персонификацией неба, который в соитии с землей создал мир. В дальнейшем Тувале представал только в роли творца людей и Мулуа Сатене, которых он создал из плодов и цветка банана.
В большинстве мифов Тувале выступал в качестве солнечного божества, похитителя и супруга лунной богини Рабие. Он постоянно преследовал ее на небе, а когда настигал, то начиналось полнолуние, символ их супружеского единения.
Тэзэ
Тэзэ - в мифологии риунгов острова Флорес (Восточная Индонезия) - богиня-прародительница людей, культурный герой. Согласно преданиям, Тэзэ создала сама себя посреди первозданной скалы в океане. На скале чудесным образом выросло дерево, лист с которого оплодотворил ее. От этого союза у Тэзэ родился сын Лена. Когда он вырос, она вышла замуж. Их потомки стали прародителями народа риунгов. Двоих из своих детей (Ракау и Руата) Лена убил, из их мяса и костей он создал культурные растения.
Упулере
Упулере ("господин солнце") - в мифах летийцев и бабарцев (Юго-Западные острова, Восточная Индонезия) - солнечный бог. Согласно преданию, Упулере ежегодно вступал в сакральный брак с богиней земли Упунусой. Считалось, что он спускался к ней через священное дерево (варингин), которое называлось Нуну. Упулере оплодотворял землю, растения, животных и людей. В честь этого события раз в семь лет устраивался оргиастический праздник "порка".
Упунуса
Упунуса - в мифологии летийцев и бабарцев (Юго-Западные острова, Восточная Индонезия) - богиня земли. Согласно преданию, ежегодно богиня Упунуса вступала в сакральный брак с богом солнца Упулере.
Хаинувеле
Хаинувеле ("стебелёк кокосового ореха") - в мифологии вемале острова Серам (Восточная Индонезия) - одна из триады божественных дев (Хаинувеле, Мулуа Сатене, Рабие).
Согласно мифу, один из перволюдей, живший в селении Таменесива (на вершине Нунусаку), Амета (букв. "чёрный") убил на охоте свинью, на клыке у которой висел первый в мире кокосовый орех. Амета посадил орех в землю и через шесть дней полез на выросшую из него пальму, чтобы достать цветы, но при этом порезался, и капля его крови попала на завязь цветка. Ещё через девять дней в этом цветке появилась маленькая девочка, названная Аметой Хаинувеле. Она обладала способностью создавать драгоценности.
Завистливые односельчане решили убить Хаинувеле. Однажды девять родов Тамене-сива в течение девяти ночей танцевали, двигаясь по девятивитковой спирали. В центр круга посадили Хаинувеле, чтобы она одаривала танцующих. В последнюю ночь люди столкнули Хаинувеле во время танца в яму и затоптали её.
Наутро Амета нашёл тело Хаинувеле и разрубил его пополам. Одну половину захоронил, а вторую рассек на мелкие куски и закопал их в разных местах. Из этих кусков вскоре выросли разнообразные корнеплоды и клубнеплоды, которые с тех пор люди употребляют в пищу.
Две руки Хаинувеле Амета понёс к Мулуа Сатене. Амета проклял людей и потребовал от Мулуа Сатене суда над ними. В наказание за убийство Хаинувеле Мулуа Сатене сделала людей смертными, а часть их превратила в зверей и духов.
Хаинувеле представляет собой особый тип культурного героя, чья деятельность знаменует собой конец мифологического и начало профанного периода. Решающим моментом в развитии мифа является гибель героя, в результате которой смертное существование заступает место бессмертия, принося с собой плодородие.
Шива-будда
Шива-будда - в мифологии о. Явы - синкретическое божество. Шива-будда сочетал в себе аспекты Шивы (Махагуру, Бхайравы) и Будды махаянического пантеона (Акшобхья и др.). Шива-будда занял одно из центральных мест в доисламской религии индонезийских государств Сингосари и Маджапахита (Ява, 18-15 вв.) и был связан с культом царя-бога и предков династии.
У яванцев в предысламское время (15-16 вв.)Шива-будда отождествлялся с Батара Гуру.

Боробудур — каменная энциклопедия буддизма
Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями, а причина, которая бы свидетельствовала о том, каким образом этот уникальный памятник оказался забытым, до сих пор остается загадкой.
После масштабной реставрации, проведенной в период 1975-1982 гг., Боробудур был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В программе "Мир наизнанку" Индонезии посвящен 5 сезон (2014 год, 22 выпуска)
Art_de_Vivre_do_herbaty, Это которая с Дмитрием Комаровым? «Світ навиворіть»?
sireniti, Да
Art_de_Vivre_do_herbaty, Я смотрела. Очень интересно.