1 сентября 2024 г., 07:43
757
Обсуждаем "Собор Парижской Богоматери"
Друзья!
В августе в рамках моба "1001 книга, которую нужно прочитать" мы читали книгу
Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери
Прочитало книгу 6 человек.
Средний балл - 4,5!
Давайте обсудим прочитанное!
Общая картинка по оценкам и рецензиям ТУТ
Приятного обсуждения :)
Читайте также
Комментарии 12
Показать все
Всем привет!
Я читала книгу в 2019, когда свежа ещё была боль от того, что Собор так пострадал от пожара. Ведь главный герой этого романа - Собор. Вот мои тогдашние впечатления:
В предисловии автор размышляет о том, что однажды обнаружил начертанное по-гречески на стене собора Нотр-Дам-де-Пари слово «рок», а позже, через несколько лет надпись эту затёрли.
Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; в свою очередь исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор.
Грустно сейчас читать эти слова Виктора Гюго из 1831 года, ибо как раз нам и довелось жить в эти предсказанные им времена. И хотя Собор не совсем исчез, но безвозвратно утрачено его многовековое состояние, и он уже никогда не будет таким, как прежде.
Поэтому, читая этот роман о Соборе, о том, каким он был мощным столпом, символом, основанием жизни Парижа и Франции в XV-м веке, невольно переживаешь не только о роковой судьбе героев - Эсмеральды, Квазимодо, Клода Фролло, сестры Гудулы, но и о роковой судьбе Собора. И пусть мы не парижане, но с катастрофой, постигшей Собор, и мы чувствуем, что утратили нечто из вечных ценностей.
В романе потрясающая кульминационная сцена, когда чернь штурмует дубовые кованые железом двери Собора, а глухой звонарь Квазимодо в одиночку защищает его от роковой стихии разрушения. Он бросает сверху на толпу тяжёлые балки и направляет по желобам расплавленный свинец на их обезумевшие головы. Ох, не к добру эта сцена с огнём на соборе…
Было интересно читать главу с описанием Парижа с высоты птичьего полёта. Описание и поэтическое, и рациональное одновременно, особенно после книги Эдвард Резерфорд - Париж , где тоже описываются кварталы, улицы Парижа в разные времена. После Гюго можно смело читать любой роман Дюма или любой другой исторический роман, где действие происходит в Париже, и получать удовольствие от узнавания мест действия.
Остров Сите, похожий на черепаху с мостами, перекинутыми на оба берега Сены, Латинский квартал, Лувр, Гревская площадь, Нельская башня, Сент-Жерменское предместье –мы видели всё это с высоты башен собора Нотр-Дам-де-Пари в лучах утренней и вечерней зари.
Действие романа происходит во вполне ограниченный промежуток времени с января по июль 1482 года, во времена Людовика XI, хитрого скупого короля, ещё одного знаменитого, после Филиппа Августа, собирателя французских земель, победившего могущественного, амбициозного, богатейшего герцога Бургундского Карла Смелого. Сам король со своими одиозными приспешниками Тристаном Отшельником и брадобреем Оливье Дьяволом, тоже появится на страницах романа, в трагикомической сцене в покоях Бастилии. И даже будет шутка про взятие народом голыми руками крепостных стен.
Роман структурно очень гармонично построен, поэтому не утомляет, яркие колоритные сцены перемежаются с серьёзными описаниями и размышлениями о Соборе, о Париже, о структуре управления городом, об архитектуре и книгопечатании, о текущей политической обстановке во Франции.
Кроме штурма Собора, запоминающимися эпизодами романа будет представление мистерии во Дворце Правосудия, которое плавно переходит в вакханалию избрания папы шутов. А ещё незабываемо живописное описание Двора Чудес - обиталища парижских нищих и бродяг.
Где-то там, в XV -м веке, рядом с Собором Парижской Богоматери, навсегда остались:
нежная грациозная плясунья Эсмеральда;
постигший все науки, но не познавший истину Клод Фролло;
дикий страшный глухой горбун Квазимодо, неоглохший душой, преданный собору звонарь;
беспечный школяр-гуляка Жеан Мельник;
капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, красавец, грубиян, солдафонская душа;
совсем не геройский философ-поэт Пьер Гренгуар;
грешная исстрадавшаяся фанатичная сестра Гудула.
Ох, так уже сейчас затаскан этот роман, особенно после мюзикла. Квазимодо и Эсмеральду школьники знают по мультфильму, где, разумеется, сюжет искажен до неузнаваемости. А ведь это произведение - одна из визитных карточек романтика Виктора Гюго. Описание Собора, на первый взгляд, совершенно выпадает из общего стиля романа, словно скопировано из научно-популярной книги, но именно Собор становится основной сценой произошедших трагедий. Персонажи не глупы, но цепь событий подчинена Року. Слабый человек не может противостоять судьбе, он запутывается в ее случайностях и хитросплетениях. Те, кто хочет Добра, могут совершить наибольшее Зло, привести своих любимых к смерти. Ну, а толпой так легко манипулировать...
Здравствуйте! Не могу понять где проходят голосования за книги на каждый месяц. Ткните носом, пожалуйста! Например, где было голосование за эту книгу и за сентябрьские чтения.
Спасибо!
Я Лена, Добрый, на доску объявлений подпишитесь, там все оглашается)
Я Лена, Голосование открывается 20-го числа каждого месяца, на кирпич - 20-го в последний месяц сезона (раз в три месяца). Чтобы не пропустить, надо подписаться на Доску объявлений группы доска объявлений
За Собор парижской богоматери голосовали тут - постоянный моб 1001 книга. Уведомления также приходят 20-го числа каждого месяца, если подписаться
OlgaZadvornova, Мне уже стыдно, но все равно не вижу голосования. Вроде весной по-другому было- мне приходило уведомление, что начинается голосование за авторов и книги, и это было в другой теме, кажется. Ох, ладно… Буду разбираться. Спасибо, что откликнулись.
Собор Парижской Богоматери понравился невероятно, несмотря на то, что эмоционально я пострадала, за практически всех героев: как-то слишком глубоко получилось погрузиться в историю. Больше всего сердечко болело за Квазимодо и жестокость общества по отношению к нему с самого детства. Каждый эпизод с его участием просто на разрыв. Поэтому рассуждения автора о зодчестве и прочих темах спасали меня при прослушивании книги: благодаря им можно было немного восстановить расшатанное моральное состояние.
Меня Гюго долгое время отпугивал объемом произведений, хотя, как чаще всего складывается у меня в подобных случаях, зря. Теперь он в списке "хочу прочитать" на ближайшее будущее
Признаюсь, мне было достаточно сложно продираться сквозь первую треть книги, представляющую собой то описание Парижа «с высоты птичьего полёта», то авторские рассуждения о соотношении судеб архитектуры и книги в Средневековье, то экскурсы в историю. И только примерно к середине стал вырисовываться сюжетный стержень. И вот тогда стало по-настоящему интересно. Поскольку события разворачиваются в Париже XV века, то совершенно логично, что в картине мира средневекового человека и общества находится собор. И потому главным героем в романе является Собор: именно с ним связаны судьбы и его архидьякона Клода Фролло, и звонаря Квазимодо, и юной танцовщицы Эсмеральды, любимицы народа, воплощении его талантливости и силы духа. Роман очень многослойный. Если брать мелодраматическую составляющую, то автор рассказывает о проснувшейся в коварном, бесчеловечном аскете Фролло любви-страсти к Эсмеральде, о безжалостном преследовании им девушки, о трепетном отношении к ней уродливого, но сохранившего трепетную душу Квазимодо, пытающегося спасти юную цыганку от казни. Но это и исторический роман, повествующий о мировоззрении и идеалах Средневековья, о трусливом Людовике XI, страшащемся народного бунта, о жизни простого народа. Есть здесь и черты готического романа, «романа тайн», раскрывающихся к финалу (история сестры Гудулы - затворницы с Гревской площади). Любопытный персонаж Пьер Гренгуар, в образе которого просматривается известный французский поэт Франсуа Вийон. Позабавила увлеченность Гренгуара козочкой Эсмеральды:).
Роман я слушала в очень интеллигентной начитке Вячеслава Герасимова.
Lika_Veresk, "Пьер Гренгуар, в образе которого просматривается известный французский поэт Франсуа Вийон..." Это Ваше личное мнение или где-то Вы об этом прочитали? Если не трудно, поясните, что общего Вы там углядели? Вийон известен своей криминальной биографией, никакой козочкой никогда не увлекался, был довольно жесток. Какой факт или черта характера Вас натолкнули на это сопоставление?
N_V_Madigozhina, Когда я училась на филфаке, нам в лекции так объяснял преподаватель, имея в виду, конечно, не интерес к козочке, а репутацию поэта-гуляки, нарушающего нормы "добропорядочного" общества, внутреннее бунтарство, связь с деклассированными элементами и т.п.
Lika_Veresk, Понятно. Но поэтов - гуляк всегда было очень много!))) На мой взгляд, общего между Ф. и Г. только то, что обоим угрожала виселица... Гренгуар милашка вообще-то... он случайно попал к "деклассированным", трудно представить, чтобы он мог кого-нибудь убить, правда? Да и власть имущие не знали Гренгуара и не боялись его. Вийон же был знаменит не только как автор баллад. А здесь тот же Феб показался Эсмеральде более мужественным, чем Гренгуар. В присутствии Франсуа ни одна женщина не предпочла бы другого, исходя из критерия мужественности... Ну да ладно, здесь речь не о нем.
Всем привет! :)
В своё время осталась от книги в восторге.
Книга великолепна. Очень необычные герои, причем практически все!
Квазимодо всю дорогу только жалко. Больше особых чувств он у меня не вызвал.
Эсмеральда для меня лично выступила какой-то дурочкой, которой не понятен смысл любви и кроме красивой оболочки она ничего больше не видит.
Феб - наглый, хитрый, самовлюбленный кретин.
Клод Фролло, наверное, чуть ли единственный герой, который мне в итоге понравился, не смотря на то, что местами поведение его было отвратительно.
Вообще, всё чтение создавалось впечатление, что люди того времени безумно глупы (за некоторым исключением), малодушны и грешны.
Книга безусловно на твердую 5-ку - истинная литература для души и для мозгов!