Опубликовано: 16 октября 2022 г., 12:20 Обновлено: 16 октября 2022 г., 18:18
541
Обсуждаем творчество русских поэтов Серебряного века

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (начало XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Владимир Маяковский.
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно Серебряный век датируется 1890-ми годами — первым двадцатилетием XX века. Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.
Одни из самых известных представителей:
Полный список представителей можно посмотреть тут
Статья о поэзии серебряного века
Течения
Серебряный век очень резко выделяется на фоне всех остальных культурных явлений наличием множества течений. Все они очень разнились между собой, но по своей сути были родственны, так как происходили один из другого. Наиболее ярко выделялись символизм, акмеизм и футуризм. Чтобы понять, что несло в себе каждое из направлений, стоит углубиться в историю их возникновения.
Символизм
1890-е годы — 1910 год.
Каким было мировоззрение человека в то время? Он был уверен в себе благодаря знаниям. Теории Дарвина, позитивизм Огюста Конта, так называемый, европоцентризм, создавали твердую почву под ногами. Но в то же время началась эпоха великих открытий. Из-за этого европейский человек уже не мог почувствовать себя таким уверенным, каким был раньше. Новые изобретения и изменения привели к тому, что он стал чувствовать себя потерянным среди изобилия. И в этот момент приходит эпоха отрицания. Декаданство завладело умами культурной части населения. Тогда во Франции становятся популярными Малларме, Верлен и Рембо – первые поэты, которые осмелились найти иной способ отображения мира. Русские поэты уже очень скоро узнают об этих важнейших фигурах и начнут брать с них пример.
С этого момента и начинается символизм. Какую основную мысль несет в себе это направление? Поэты символисты утверждали, что с помощью символа можно исследовать окружающий мир. Конечно, на протяжении всей мировой истории все писатели и художники использовали символику. Но модернисты иначе смотрели на это явление. Символ для них – это указание на то, что находится за гранью человеческого понимания. Символисты считали, что рассудок и рационализм никогда не смогут помочь в постижении прекрасного мира искусства. Они стали концентрировать своё внимание на мистической составляющей собственных произведений.
Признаки:
Основная тема их творчества – религия.
Главными героями их произведений теперь становятся мученики или пророки.
Символизм отказывается от конкретного изображения действительности и содержания. Это скорее представление предметного мира с помощью символов.
Поэты-символисты держали дистанцию и не вмешивались в общественную и политическую жизнь общества.
Их главным девизом была фраза: «Мы привлекаем избранных», то есть они сознательно отталкивали читателей, чтобы не быть массовым явлением культуры.
К главным символистам относятся такие писатели, как:
Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус.
Эстетика символизма – это эстетика намека. Автор не изображает мир вещей, не выражает своего мнения, он лишь пишет о своих ассоциациях, которые связаны у него с тем или иным предметом. Именно поэтому символисты так ценили музыку. Ш. Бодлер рассматривал символизм, как единственно возможный способ отображения реальности.
Акмеизм
Акмеизм – самое загадочное явление Серебряного века. Берет свое начало в 1911 году. Но некоторые исследователи и филологи порой заявляют, что никакого акмеизма не было вовсе и он является своеобразным продолжением символизма. Но различия в этих направлениях все же есть. Акмеизм стал новым, более свежим течением и появился в тот момент, когда символизм начал изживать себя и в его среде назревал раскол. Молодые поэты, которые изначально хотели причислить себя к символистам, были разочарованы этим событием и решили создать новую группировку. В 1911 году Гумилев организовал «Цех поэтов», когда почувствовал, что имеет достаточно опыта и сил для того, чтобы обучать других. К нему присоединяется Городецкий. Вдвоем они хотят приобщить к себе как можно более «разношерстных» поэтов. В итоге так и произошло: «Цех» посещали Хлебников, Клюев и Бурлюк, из-под крыла Гумилева вышли такие писатели, как Мандельштам и Ахматова. Молодым поэтам нужна была профессиональная среда, и они получали её, когда присоединялись к сообществу «Цеха».
Акмеизм – красивое слово, которое переводится как «вершина» или «острие». Какие же основные различия между символизмом и акмеизмом?
Прежде всего, оно состоит в том, что произведения поэтов-акмеистов были проще и не несли в себе такого глубокого сакрального смысла, как у символистов. Тема религии была не настолько навязчива, тема мистики тоже отошла на второй план. Точнее, акмеисты писали о земном, но предлагали не забывать, что ирреальная сторона тоже существует.
Если символизм нес в себе идею непостижимой тайны, то акмеизм – это скорее загадка, над которой стоит подумать, и обязательно найдешь ответ.
Но акмеисты сильно поторопились, и течение просуществовало не так долго, как того хотели его участники. Уже в первые годы был написан манифест акмеизма, который, при всей своей насыщенности, не особо соответствовал действительности. Творчество поэтов «Цеха» не всегда несло в себе все идеи манифеста, и критики были очень недовольны этим фактом. А в 1914 году началась война, и акмеизм скоро забылся, так и не успев расцвести.
Футуризм
Футуризм не являлся цельной эстетической школой и включал в себя различные направления: кубофутуризм, эгофутуризм, мезонин поэзии и т.д. Его название происходит от английского слова «future», что в переводе означает «будущее». Давид Давидович Бурлюк – один из главных представителей, «отец футуризма», как он сам любил себя называть, ненавидел заимствования из языка и называл футуристов «будетлянами».
Признаки и особенности:
Футуристы, в отличие от других направлений, ориентировались на разные типы культуры. У поэта сформировалась новая роль, он одновременно становился разрушителем и творцом.
Футуризм, как явление авангардное, стремился эпатировать публику. Марсель Дюшан, который принес на выставку писсуар и назвал это собственным творением, изобразив на нем свою подпись, был первым, у кого получилось сделать такой скандальный выпад в сторону творческой интеллигенции.
Некоторые филологи утверждают, что акмеизм и футуризм – это не отдельные течения, а лишь реакция на то, что делали в своё время представители символизма. Ведь в стихотворениях многих символистов, к примеру, у Блока или Бальмонта, можно найти строки, которые звучат весьма авангардно.
Если символисты считали главным искусством музыку, то футуристы, прежде всего, ориентировались на живопись. Не зря многие из поэтов изначально были художниками, к примеру, Д. Бурлюк и его брат, Маяковский и Хлебников. Ведь искусство футуризма – это искусство изображения, слова изображались на плакатах или агитационных листах, чтобы публика могла видеть и запомнить основной посыл поэтов.
Футуристы предлагали окончательно забыть традиционное искусство. «Сбросить Пушкина с корабля современности» — их основной девиз. Маринетти также призывал «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Футуристы уделяли большее внимание не символике, а конкретно слову. Они пытались его видоизменить, иногда не самым понятным и эстетичным способом, чтобы задеть читателя. Их интересовала историческая основа слова, его фонетика. Это было нужно для того, чтобы слова буквально «выпирали» из текста.
На происхождение футуризма очень повлияла деятельность итальянских футуристов, в особенности, манифест Филиппо Томазо Маринетти, который был написан в 1910 году.
В 1910 году собирается группа из братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова и поэтессы Елены Гуро, которая, к сожалению, прожила очень короткую жизнь, но подавала большие надежды, как творец. Они назначают дом Давида Бурлюка местом для творчества и создают сборник «Садок судей». Напечатали его на самой дешевой бумаге (обоях) и пришли на знаменитые «среды» к В. Иванову. Весь вечер сидели довольно тихо, но ушли раньше, предварительно рассовав по карманам чужих пальто, те самые сборники. Именно с этого необычного происшествия, по сути, и начался русский футуризм.
В 1912 году создается «Пощечина общественному вкусу», которая шокировала читателей. Этот сборник наполовину состоял из стихов В. Хлебникова, чье творчество очень ценилось футуристами.
Футуристы призывали к созданию новых форм в искусстве. Основными мотивами их творчества были:
возвеличивание собственного «я»,
фанатичное поклонение войне и разрушениям,
презрение к буржуазии и слабой человеческой изнеженности.
Для них было важно привлечь к себе как можно больше внимания, и для этого футуристы были готовы на все. Они одевались в странную одежду, рисовали на лицах символы, развешивали плакаты и ходили так по городу, скандируя собственные произведения. Люди реагировали по-разному, кто-то восхищенно смотрел вслед, удивляясь смелости пришельцев, а кто-то мог наброситься с кулаками.
Имажинизм
Некоторые черты этого направления очень схожи с футуризмом. Термин впервые появился в среде английских поэтов Т. Элиота, У. Люьиса, Т. Хьюма, Э. Паунда и Р. Олдингтона. Они решили, что поэзия нуждается в большей образности («image» в переводе с английского значит «образ»). Они стремились создать новый поэтический язык, в котором нет места клишированным фразам. Русские поэты впервые узнали об имажинизме от Зинаиды Венгеровой, на тот момент, одной из самых знаменитых литературных критиков. В 1915 году вышла в свет её статья «Английские футуристы», и тогда молодые поэты задумались о том, что могли бы позаимствовать название у англичан, но при этом создать собственное течение. Тогда бывший футурист Владимир Шершневич в 1916 году пишет «Зеленую книгу», в которой впервые употребляет термин «имажинизм» и заявляет, что образ должен стоять выше содержания произведения.
Затем в 1919 году в журнале «Сирена» публикуют «Декларацию» ордена имажинистов. В ней были указаны основные правила и философские концепции этого движения.
Имажинизм, подобно сюрреалистическому движению во Франции, был самым организованным течением из всех существующих. Его участники часто проводили литературные вечера и встречи, публиковали большое количество сборников. Выпускали собственный журнал, который носил название «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Но, несмотря на такую сплоченность, поэты-имажинисты имели абсолютно разные взгляды на творчество. К примеру, поэзия Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича отличалась упадническими настроениями, личными переживаниями, пессимизмом. И в то же время, в их кругу был Сергей Есенин, для которого тема родины становится ключевой в творчестве. Отчасти, это был образ крестьянского мальчишки-простачка, который он сам себя придумал, чтобы стать популярнее. После революции Есенин и вовсе откажется от него, но здесь важен сам факт того, насколько разнородными были поэты этого течения, и как они подходили к созданию своих произведений.
Именно это различие в итоге привело к расколу имажинизма на две разные группы, а позже движение распалось вовсе. В их кругу на тот момент чаще стали возникать разного рода полемики и споры. Поэты противоречили друг другу, высказывая свои мысли, и не могли найти компромисс, который бы сгладил конфликт.
Эгофутуризм
Разновидность футуристического течения. Его название несет в себе основную идею («Эгофутуризм» переводится как «Я – будущее»). Его история началась с 1911 года, но этому направлению не удалось долго просуществовать. Игорь Северянин стал тем поэтом, который решил самостоятельно придумать собственное течение и воплотить свою идею с помощью творчества. В Петербурге он открывает кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм. В его сборнике «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» название течения прозвучало впервые.
Сам Северянин не составлял никаких манифестов и не писал творческую программу для собственного течения, он писал о нём так:
В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку «эго» и в скобках «вселенский»… Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и «заставками». 7. Разнообразие метров.
В 1912 году в том же Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к которой присоединились молодые и совсем неопытные Г. Иванов, Грааль-Арельский (С. Петров) и К. Олимпов. Лидером все ещё оставался Северянин. Собственно, из всех названных выше поэтов, он стал единственным, чье творчество до сих пор не забыто и активно изучается филологами.
Когда к течению эгофутуризма присоединился совсем ещё молодой Иван Игнатьев, создается «Интуитивная ассоциация эгофутуристов», куда вошли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Так они характеризовали движение эгофутуризма в своём манифесте: «Непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».
Многие произведения эгофутуристов служили не для чтения, а для исключительно зрительного восприятия текста, о чём предупреждали сами авторы в заметках к стихотворениям.
Моб бессрочный. Форма участия свободная.
Приятного общения!
Комментарии 50
Показать все

Для начала отмечусь с
, потому что как раз недавно купила бумажную книгу с её рассказами. Но если уж мы говорим здесь о поэзии, то не могу не вспомнить стихотворение-пародию "Перевод Пушкина на язык эгофутуристов" (1913), авторство которого приписывается ей.Зима! Пейзанин, экстазуя,
Ренувелирует шоссе,
И лошадь, снежность ренифлуя,
Ягуарный делает эссе.
Пропеллером лансуя в'али,
Снегомобиль рекордит дали,
Шофер рулит; он весь в бандо,
В люнетках, маске и манто.
Гарносит мальчик в акведуке:
Он усалазил пса на ски,
Мотором ставши от тоски,
Уж отжелировал он руки.
Ему суфрантный амюзман,
Вдали ж фенетрится маман.
Кстати, основателем этого литературного течения (эгофутуризма) был
.
InfinitePoint, Честно сказать, я подобное не понимаю. Воспринимаю как шутку, эксперимент,но меня не затрагивают такие стихи. У Цветаевой, например, ранние её стихи очень душевные и это мне близко. А вот когда она писала что-то с коверканием слов, что-то из себя изображая- это мешало восприятию и отталкивало. Наверное, нужно быть самому увлечённым поэтом, чтобы понимать необходимость экспериментов разных -истов.
В сентябре как раз читала 2 сборника поэзии Цветаевой, но в сборниках не было каких-либо предисловий, статей, поясняющих творчество поэтессы:
- сборник 1989г.
- сборник 2014г. О н понравился мне больше.

Чубаркина Наталья Михайловна, Конечно, это шутка, пародия на эгофутуристов, вспомним Северянина:
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!..
Что касается творчества Цветаевой, то на LiveLib есть большие специалисты по этой теме.

InfinitePoint, Спасибо! Я обязательно в своё время что-нибудь найду и почитаю. Творчество Северянина я очень плохо знаю, но именно это стихотворение действительно вызывает улыбку:)

Может быть, не все знают Дона Аминадо. В первой половине ХХ века эмигрант из России Аминад Петрович Шполянский (1888–1957), поэт-сатирик, печатавшийся под псевдонимом Дон-Аминадо, считался в Париже одним из лучших русских поэтов. Одним из способов преодоления постоянной тоски по Родине был для него диалог с русскими классиками, использование реминисценций едва ли не в каждом лирическом тексте. Если кому будет интересно, посмотрите мою рецензию на сборник " Парадоксы жизни" Дона Аминадо.
«Поздняя осень... грачи улетели...»
Лица угрюмы... сердца опустели...
В смысле наличности тоже мираж.
В общем, довольно привычный пейзаж.
Нет горизонтов. Ни точек. Ни далей.
Все говорят про цианистый калий.
Все говорят, что над бездной висят.
Просят до вторника хоть пятьдесят .
В другом стихотворении Дон-Аминадо так рисует свое поколение,
оставшееся без Родины, склонное в самобичеванию и слезливости: «На
склоне лет есть глупая привычка / Рыдать в жилет, / Что, в общем, жизнь
прошла, как пневматичка... / Была и нет! / Иль повторять, бессмысленно,
сквозь слезы, / Раз сто подряд: / “Как хороши, как свежи были розы...” /
Лет сто назад!»

N_V_Madigozhina, Да, это точно, не все знают Дона Аминадо. Спасибо, интересное знакомство.

С поэтами Серебряного века знакома весьма поверхностно, со школы их почти не помню. Сама читала пару лет назад сборники Максимилиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и др. - Лирика Серебряного века и Николай Гумилёв - Избранное .
В остальном встречала стихи поэтов в разных сборниках и по отдельности. Но не могу сказать, что какой-то из авторов меня сильно увлёк. Читать интересно и часто эмоционально, но не до глубины души.
Но представленные в комментариях выше шутливые стихи заинтересовали)
Символизм
1980 год – середина 19 века.
А это точно?

Недавно вспомнила Сашу Черного
Иронические, резкие, дерзкие стихи, жалящие наповал
Читаешь - смеешься.Дочитаешь - задумаешься
Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
Кряхтят на счетах жалкие копейки:
Покупка зонтика и дров пробила брешь,
А розовый капот из бумазейки
Бросает в пот склонившуюся плешь.
Над самой головой насвистывает чижик
(Хоть птичка божия не кушала с утра),
На блюдце киснет одинокий рыжик,
Но водка выпита до капельки вчера.
Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
В наплыве счастья полуоткрывши рот,
И кошка, мрачному предавшись пессимизму,
Трагичным голосом взволнованно орет.
Безбровая сестра в облезлой кацавейке
Насилует простуженный рояль,
А за стеной жиличка-белошвейка
Поет романс: «Пойми мою печаль»
Как не понять? В столовой тараканы,
Оставя черствый хлеб, задумались слегка,
В буфете дребезжат сочувственно стаканы,
И сырость капает слезами с потолка.
Или ехидная
Профиль тоньше камеи,
Глаза как спелые сливы,
Шея белее лилеи
И стан как у леди Годивы.
Деву с душою бездонной,
Как первая скрипка оркестра,
Недаром прозвали мадонной
Медички шестого семестра.
Пришел к мадонне филолог,
Фаддей Симеонович Смяткин.
Рассказ мой будет недолог:
Филолог влюбился по пятки.
Влюбился жестоко и сразу
В глаза ее, губы и уши,
Цедил за фразою фразу,
Томился, как рыба на суше.
Хотелось быть ее чашкой,
Братом ее или теткой,
Ее эмалевой пряжкой
И даже зубной ее щеткой!..
"Устали, Варвара Петровна?
О, как дрожат ваши ручки!"-
Шепнул филолог любовно,
А в сердце вонзились колючки.
"Устала. Вскрывала студента:
Труп был жирный и дряблый.
Холод... Сталь инструмента.
Руки, конечно, иззябли.
Потом у Калинкина моста
Смотрела своих венеричек.
Устала: их было до ста.
Что с вами? Вы ищете спичек?
Спички лежат на окошке.
Ну, вот. Вернулась обратно,
Вынула почки у кошки
И зашила ее аккуратно.
Затем мне с подругой достались
Препараты гнилой пуповины.
Потом... был скучный анализ:
Выделенье в моче мочевины...
Ах, я! Прошу извиненья:
Я роль хозяйки забыла -
Коллега! Возьмите варенья,-
Сама сегодня варила".
Фаддей Симеонович Смяткин
Сказал беззвучно: "Спасибо!"
А в горле ком кисло-сладкий
Бился, как в неводе рыба.
Не хотелось быть ее чашкой,
Ни братом ее и ни теткой,
Ни ее эмалевой пряжкой,
Ни зубной ее щеткой!
Смешно - да. Но какое-то послевкусие остается. И просто видишь эту наивную Варвару Петровну, увлеченную своим важным но малопочетным тогда делом и рискующую так и остаться одной-одинешенькой...
А любовь у Саши Черного вообще принимает разные формы
Ошибка
Это было в провинции, в страшной глуши.
Я имел для души
Дантистку с телом белее известки и мела,
А для тела —
Модистку с удивительно нежной душой.
Десять лет пролетело.
Теперь я большой:
Так мне горько и стыдно
И жестоко обидно:
Ах, зачем прозевал я в дантистке
Прекрасное тело,
А в модистке
Удивительно нежную душу!
Так всегда:
Десять лет надо скучно прожить,
Чтоб понять иногда,
Что водой можно жажду свою утолить,
А прекрасные розы — для носа.
О, я продал бы книги свои и жилет
(Весною они не нужны)И под свежим дыханьем весны
Купил бы билет
И поехал в провинцию, в страшную глушь:
Но, увы!
Ехидный рассудок уверенно каркает: Чушь!
Не спеши —
У дантистки твоей,
У модистки твоей
Нет ни тела уже, ни души.

InfinitePoint, У него есть и совсем простое про кота, этакая зарисовка с натуры. И тут кота никто не мучает, он просто живет своей кошачьей жизнью
Раньше всех проснулся кот,
Поднял рыжий хвост столбом,
Спинку выпятил горбом
И во весь кошачий рот
Как зевнет!
«Мур! умыться бы не грех…»
Вместо мыла — язычок,
Кот свернулся на бочок
И давай лизать свой мех!
Просто смех!
А умывшись, в кухню шмыг;
Скажет «здравствуйте» метле
И пошарит на столе:
Где вчерашний жирный сиг?
Съел бы вмиг!
Насмотрелся да во двор —
Зашипел на индюка,
Пролетел вдоль чердака
И, разрыв в помойке сор, —
На забор!…
В доме встали. Кот к окну:
«Мур! на ветке шесть ворон!»
Хвост забился, когти вон,
Смотрит кот наш в вышину —
На сосну.
Убежал, разинув рот…
Только к вечеру домой,
Весь в царапках, злой, хромой.
Долго точит когти кот
О комод…
Ночь. Кот тронет лапкой дверь,
Проберется в коридор
И сидит в углу, как вор.
Тише, мыши! здесь теперь
Страшный зверь!
Нет мышей… кот сел на стул
И зевает: «Где б прилечь?»
Тихо прыгнул он на печь,
Затянул «мурлы», вздохнул
И заснул.

Очень сильно люблю поэтов Серебряного века. В начале этого месяца прочитала замечательную книжку Нина Берберова - Блок и его время , моя рецензия, если кому интересно. Со школы обожаю Блока, очень близка мне его поэзия. В прошлом году читала Захар Прилепин - Есенин. Обещая встречу впереди , книга произвела глубокое впечатление, координально поменяла своё представление о Есенине, совершенно по-другому он раскрылся для меня. Как бы я ни относилась к Прилепину, но биографию он написал замечательную и проделал огромную работу для её написания. Планирую прочитать сборник - Лирика Серебряного века , чтобы, так сказать, расширить свои стихотворные знания, прочитать новые стихотворения и открыть новых поэтов. А также очерк Владимир Маяковский - По мостовой моей души также горячо мною любимого Маяковского. На самом деле список книг о поэтах Серебряного века огромен, уменьшаю его по чуть-чуть.))

Игорь Северянин.
Мы победим! Не я, вот, лично:
В стихах великий – в битвах мал.
Но если надо, – что ж, отлично!
Шампанского! коня! кинжал!
Великий в строфах – зауряден
По паспорту своей страны.
От девушек и виноградин
Поля кровавые видны.
Живой всегда над жизнью властен,
И выбор есть, и есть исход…
Какую же из двух напастей
Мне выбрать, милый мой народ?
Вот если б я был поэтесса! –
На Красный Крест сменил я меч…
Повторны времена Дантеса,
И глупо гениев беречь!..
Но издавна дружащий с риском,
Здесь я останусь невредим,
Тем более, что в очень близком
Мы несомненно победим.
Нашла у себя в закромах такую книгу: Максимилиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и др. - Лирика серебряного века
Буду читать :)
Nurcha, О, я этот сборник в издании от Покет бука читала пару лет назад) Было интересно, но слишком разнородно, чтобы остаться в восторге.
Nurcha, Я тоже в собираюсь прочитать эту книжку, давно ей заинтересовалась.)