Опубликовано: 30 июня 2017 г., 09:51 Обновлено: 30 июня 2017 г., 09:51

384

"Причастие" Ингмара Бергмана

16 понравилось 8 комментариев 0 добавить в избранное
Бог, кажется, так далеко.

«Причастие» - это вторая картина «трилогии веры» Ингмара Бергмана, вышедшая в 1962 году. Именно этот фильм Андрей Тарковский включал в десятку своих любимых кинопроизведений, хотя данная лента и не получила такого широкого резонанса, как фильм «Сквозь темное стекло» («Как в зеркале»).

На сей раз, перед нами скромное и сконцентрированное лишь на нескольких ключевых вопросах произведение, предельно сдержанное и в эмоциональном плане и в повествовательном. Картина восхищает гениальностью подхода режиссера к рассмотрению вопроса веры и его смелости в подаче такой непростой тематики, ведь главный герой Бергмана в этой ленте - человек далекий от смирения и христианской любви.

картинка Beatrice_Belial

Как и другие фильмы данной трилогии, «Причастие» раскрывает суть кризиса веры, но на этот раз речь идет не об обычном человеке, а о священнике, который каждый день сталкивается с суровой реальностью этого мира, десятками сомневающихся, запутавшихся и объятых страхом прихожан и собственными проблемами.

Действие открывается сценой причастия, на котором присутствует несколько человек. И уже с первых минут данного эпизода зритель может ознакомиться с отношением к вере этих людей. От благоговейного до равнодушного, от жесткого до трепетного, от сомнений до искренности - эмоции героев, достойно передаваемые актерами, многое проясняют. И хотя действие картины длится всего один день, за это время происходит столько событий и разворачивается столько важных диалогов и монологов, что тема ленты раскрывается очень глубоко и впечатляюще.

Трагедия главного героя заключается в неожиданном осознании собственного безверия, спровоцированного смертью любимой жены. И даже искренняя любовь учительницы Марты, которая ухаживает за ним, как за ребёнком, не помогает священнику обрести душевное равновесие и веру. Томас всё равно один, ему никто не нужен, он утратил веру в Бога.

Наиболее красочно суть взаимоотношений священника с прихожанами можно передать этим диалогом:

-Я не знаю, что сказать. Понимаю ваши страдания, но жизнь должна продолжаться.
-А почему мы должны продолжать?

Пастор оказывается не в силах помочь своей пастве и когда к нему обращается несчастный прихожанин, находящийся на грани самоубийства, священник решает рассказать ему правду о своих сомнениях и в итоге неожиданно обрушившаяся на прихожанина по имени Йонес правда, провоцирует страшную трагедию.

-Я не хорош, как пастор. Я вложил свою веру в неправдоподобный образ отечески заботливого Бога, который, конечно, любит род людской, но больше всего меня.
Каждый раз, когда я сталкивал бога с реальностью, то свидельтельствую, он превращался в нечто безобразное и отталкивающее. Бог паук, чудовище. И так я бежал от света в темноту, прижимая к себе выдуманный образ.

Как и в предыдущей картине трилогии, в этом фильме Бергман продолжает развивать тему веры в духе Ивана Карамазова и мы понимаем, что суть сводится не к вопросу о том, существует ли Бог, а к вопросу о том, почему он молчит и не отвечает на мольбы своей паствы.

Это и ответ на вопрос о том, почему же Томас лишился веры. Из-за молчания Бога. Бергман не ставит во главу угла банальный вопрос о существовании Бога, пастора Томаса больше волнует его молчание. Ведь ни искреннее чувство влюбленной в него девушки, ни упование на него прихожан не способны усмирить печаль после смерти жены и вернуть утраченную веру этому герою. Томас нарекает себя свободным, но и эта свобода оказывается мучительной и страшной для него, как бы раскрывая поставленный режиссер вопрос атеизма, также присутствующий в данной ленте. Перестать верить в Бога, обрести свободу- не значит почувствовать себя счастливым, а значит- испытать еще больший ужас.

Прихожанин Томаса Йонес, после откровенной исповеди пастора, убивает в себя, словно бы цитируя слова Алексея Кириллова из романа Достоевского «Бесы» о том, что нельзя жить дальше, если Бога нет.

В картине очень трогательно и глубоко раскрыта и тема любви. Отношение Томаса к его преданной поклоннице полно безразличия и раздражения на фоне любви к умершей жене, которую он так и не смог забыть. А монолог героини Марты о ее чувствах к Томасу является одним из наиболее ярких и сильных женских монологов на тему любви в истории кино. Превосходит его разве что только гениальный монолог жены Сталкера из картины Тарковского.

Итак, «Причастие», наряду с лентой «Сквозь темное стекло» продолжает тему страданий героев из-за молчания Бога и всепоглощающей дисгармонии этого мира, выраженной во всем: болезненной любви, безверии, мучительных сомнений, психических расстройств и равнодушия к боли других людей.

Разрешение вопроса веры Бергманом в рамках этого фильма совершает новый виток и, как кажется, снова приходит в тому же итогу, который мы видели в предыдущей картине трилогии. Так, Йонес, утративший веру, любовь и смысл, убивает себя, бросая на произвол судьбы уже ненужных ему беременную жену и троих детей; Томас отталкивает от себя единственного любящего его человека, который несмотря ни на что отчаянно пытается его спасти; а маленький мальчик, готовящийся к конфирмации, на вопрос хочет ли он этого отвечает: «Не знаю» .

Вероятно, в финале фильма многие зрители будут ожидать какого-то итога пути главного героя, его разрешения вопросов веры и безверия, прихода к свету после прохода через тьму. Но Бергман избегает такого банального решения. Он заканчивает картину рассуждениями одного из героев о муках Христа перед казнью:

«Быть покинутым тогда, когда на кого-то нужно положиться - это должно быть мучительно больно»

И слушая эти слова, пастор понимает, что он оказался в ситуации, когда никто не может его понять. Никто не понимает сути его переживаний, никто не слышит его, а главное - его не слышит сам Бог. И фраза Иисуса, распятого на кресте «Отец, почему ты оставил меня» отзывается и в словах главного героя, который также оказался покинут и воскликнул «Бог мой, почему ты оставил меня!» А в финальной сцене пастор Томас снова проповедует, но уже в пустой церкви, ибо прихожане отказались приходить на его службу, и они покинули его, потому что еще раньше он покинул их, как еще ранее Бог покинул его самого.

-Не это ли было наибольшей мукой – молчание Бога?
-Да.

Интересные детали:

В этой картине присутствует немало отсылок к Достоевскому, но все они не прямолинейны и поданы весьма изящно.

Хотелось бы сказать и несколько слов о визуальном символизме фильмов Бергмана. У него этот язык выражен не так сильно, как у Тарковского. Но тоже присутствует. Образы Иисуса, распятого на кресте, фрески с изображением смерти на стене, крупный план влюбленной в Томаса девушки во время ее монолога- все эти детали раскрывают иной язык повествования, который, на мой взгляд, является одним из наиболее интересных составляющих кино. В литературе перед нами только текст и хороший автор обязательно напишет что-то важное между строк, дополнив, пояснив и раскрыв тем самым свое произведение. В кино у режиссера есть возможность использовать с этой целью визуальный символизм, который может стать настоящим открытием и очень ценным инструментом для режиссера.

sddefault.jpg
01:16


А что вы думаете о данной ленте? Какие чувства, мысли и переживания она вызвала у вас?

В группу Клуб любителей хорошего кино. Все обсуждения группы
16 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 8

Фильм изумительный ( твой анализ фильма - безупречен).
Почти идеальный по своей трагической и фатальной закольцованности фильм.
Ужас молчания Бога? А ужас равнодушия, ужас молчаливой и смолкшей души, смолкшего сердца? Может, нужно первому начать говорить, не оглядываясь на тёмное эхо слов?
К главному герою Бог говорил любовью преданной ему девушки. А он не слышал. Может, он, как и мы, сами в своём тщеславии выбирают то, чем может заговорить бог. а сам бог в своём бессловесном обнажении, говорящий любовью и красотой, не нужен?
Момент, когда героиня целует Томаса, а он ей говорит. что ты можешь заразиться ( туберкулёз?) , а она отвечает : может. это будет единственный от тебя подарок. Какая в этом боль и трагедия любви на земле!

laonov, Спасибо:) У тебя тоже довольно интересный анализ, пиши рецензию, что сказать))

laonov, Я тоже без шуток) Вот, к примеру вопрос для размышления. Ты говоришь, что бог говорил с Томасом через любовь Марты. Но ведь Томас не любил Марту и она даже раздражала его.Тогда почему бог избрал именно такой способ "общения "?

Гордеева Ольга, Вот сейчас буду отвечать, и весь призрачный пыл угаснет)Ольга, Не делай кровопусканий моим рецензиям ( что ты любишь делать))

Вы так интересно описали картину, что я не удержалась и опять пересмотрела. Интересно всё-таки смотреть знакомые фильмы через энное количество времени(чем оно больше, тем, конечно, интересней). ИСравнивать наверное не очень корректно, но всё-таки все равно по-неволе ставишь его в один ряд с двумя другими классическими фильмами о священниках и их, как любили говорить на уроках литературы, "месте в жизни" и проч. и проч., а именно "Леон Морен-священник" Мельвиля и "Дневник сельского священника" Брессона. И если честно, фильм Бергмана тут далеко не на первом месте, наверное из-за отсутствия т.н."катарсиса" в душе главного героя, т.е. его метания я вижу, понимаю, но где выход? Тупик? Во всем причем...Наверное из-за этого "подвисшего" вопроса, которые в двух других упоминаемых фильмах были авторам если не решены (они конечно не настолько самонадеянны), но хотя бы в этом контексте был задан вектор направления для размышлений зрителя...Как так наверное

serenada1, Спасибо за оценку отзыва на фильм ) Вы очень тонко уловили, что Бергман вывел героя в тупик к финалу фильма, для меня это не недостаток, а лишь форма ответа, который режиссер дал таким образом на ключевые вопросы темы веры.

Гордеева Ольга, Да, это конечно, своего рода "решение" Бергмана