Опубликовано: 15 сентября 2024 г., 23:47 Обновлено: 1 октября 2024 г., 22:55
842
Духовный путь Блока: от Прекрасной Дамы к Великой Блуднице

Я продолжаю своеобразный цикл публикаций о некоторых знаменитых русских поэтах Серебряного века русской поэзии.
Сегодня я возращаюсь от Максимилиана Волошина снова к Александру Блоку и хочу поговорить с вами, мои читатели, о духовной эволюции Блока как человека, мистика и поэта от поисков Мировой души через образы Прекрасной Дамы к образам Великой Блудницы. Как поэт Александр Блок в своих стихах становился все значительнее и совершеннее с каждым своим новым сборником, если начинать отсчет не от "Ante lucem", о от "Стихов о Прекрасной Даме". Возможно, я не прав, так как отталкиваюсь от собственных субъективных пристрастий, но перечитанный мной на днях сборник о Прекрасной Даме показался мне намного слабей его первого по времени написания сборника "Аnte lucem". Тут, безусловно, сыграло свою роль мое желание постигать смысл каждого стихотворения, здесь я придерживаюсь мнения Александра Твардовского, сказавшего: "Вот стихи, а все понятно". Я вовсе не ратую за безукоризненную ясность смысла, но и отвергаю душой полную неясность, того, что хочет сказать тот или иной поэт. В этом смысле цикл "Стихи о Прекрасной Даме", наверное, самые туманный по смыслу из всего написанного Блоком. Есть в нем несколько очень любимых мной стихотворений еще со школы, особенно я люблю "Приветствую Тебя. Года проходят мимо...", но в целом мое увлечение этим циклом прошло. На днях я его перечитал и испытал почти разочарование от того, что очень много "тумана" в каждом стихотворении, и я попытался разобраться в этом. Что из этого вышло, я и выношу на ваш суд.
Еше со школы мы знаем, что увлечение Блока эзотерической и мистической философией привело его к поклонению знаменитому русскому философу Владимиру Соловьеву, чье учение о Вечной Женственности, о Мировой Душе, о том, что грядет всеобщее обновление мира через приход в мир Вечной Жены, как приход Христа в свое время совершил революцию в религиозном восприятии мира
человечеством.Но упор в школе все же делался на том, что Блок свое ожидание небесного чуда связывал еще и с ожиданием конкретной девушки, на образ которой он бы не просто наложил образ Вечной Женственности, Вечной Девы, но и полностью бы отождествил оба образа в один нерасторжимый образ. Такой девушкой для Блока, как известно, стала дочь профессора Менделеева Любовь Дмитриевна Менделеева. Долгих четыре года Люба ждала от Блока признания в любви, в то время как он распространялся о своих поисках Божественного и своих метафизических, религиозных и мистических метаниях. Как нормальной девушке ей просто хотелось, чтобы Александр просто любил ее как человека, как женщину, а не любил придуманный им образ Божества, пришедшего с небес или из другого незримого мира обновить и осчастливить человечество.
Но Блок с точки зрения учения Владимира Соловьева допустил мерзейшую вещь, именно так пишет в главе, посвященной Блоку, Даниил Андрев в своей книге "Роза Мира". Нельзя было допустить даже тень эротизма в образ Вечной Женственности, не говоря уже о том, что любить, целовать и прочее с образом Мировой Души это невероятное кощунство. Но молодой Блок это не осознавал. Так началось моральное падение Блока, пишет Даниил Андреев.Это моральное падение привело к тому, что Прекрасная Дама стала со временем в представлениях Блока трансформироваться и в другие образы. По сути дела, неким мистическим образом она со временем стала и Незнакомкой, и Снежной Маской, и Русью, которую Блок назвал своей женой (здесь опять эротический подтекст), а потом, когда поэт в своих мистических озарениях начал понимать, что дорога сладострастия и измен ведет его в преисподнюю, его хмельной разгул происходит от демонов, которые он так неосторожно вызвал в своих теургических занятиях, он уже повернуть назад и что-либо изменить не мог. Я сам только на днях узнал значение слова "теург," и узнал, что Блок во время написания стихов о Прекрасной Даме упорно занимался теургическими занятиями, то есть совершал определенного рода молитвы, ритуалы и упражнения, чтобы вызвать из потустороннего мира ангелов, демонов, светлые и темные силы из мира невидимого, чтобы узнать волю и замыслы Высшего Божества, чтобы тут на Земле быть проводником этого Божества. Как признавался позднее, сам поэт эти ночные бдения не прошли для него безнаказанно и темные силы поселились в его душе.
Как пишет Даниил Андреев, позже Блок сам это ясно для себя уяснил и решил, что неважно кому служить, темным или светлым силам, главное, чтобы это были силы сверхъестественные, могучие, непреодолимые, так как, по его мнению, Бог повсюду, а значит Бог и в Дьяволе. Поэтому у Блока так много стихотворений о темных страстях и о том, что темное в человеке имеет свою мистическую непреодолимую природу, хоть и расплачивается человек за это утратой своей души и утратой того первоначального света, который горел в его душе.
Некоторые стихи Блок не печатал почти до самой своей смерти.
В последнем прижизненном сборнике "Седое утро" есть ряд стихотворений, которые Блок не решался ранее отдавать в печать и среди них есть стихотворение "В глубоких сумерках собора", написанное поэтом 25 мая 1908 года.
Оно очень страшное, так как Блок ясно отзывается о своей Прекрасной Даме, давая понять, что и он сам не без греха, да и Дама эта может быть совсем из другого мира, мира не света, а мира тьмы. Так об этом достаточно убедительно пишет Даниил Андреев. Я же здесь просто приведу эти стихи целиком.
" В глубоких сумерках собора
Прочитан мною свиток твой;
Твой голос — только стон из хора,
Стон протяженный и глухой.
И испытать тебя мне надо;
Их много, ищущих меня,
Неповторяемого взгляда,
Неугасимого огня.
И вот тебе ответный свиток
На том же месте, на стене,
За то, что много страстных пыток
Узнал ты на пути ко мне.
Кто я, ты долго не узнаешь,
Ночами глаз ты не сомкнешь,
Ты, может быть, как воск, истаешь,
Ты смертью, может быть, умрешь.
Твои стенанья и мученья,
Твоя тоска — что мне до них?
Ты — только смутное виденье
Миров далеких и глухих.
Смотри, ты многого ль достоин?
Смотри, как жалок ты и слаб,
Трусливый и безвестный воин,
Ленивый и лукавый раб!
И если отдаленным эхом
Ко мне дойдет твой вздох «люблю»,
Я громовым холодным смехом
Тебя, как плетью, опалю!"
То есть Блок оказался никуда не годным для роли проводника Вечной Женственности, к тому же сама Вечная Женственность может никогда и не существовала, а вместо нее существует Вавилонская, или Великая Блудница, о которой упоминают и древние тексты, и Библия, и многие философы античности и современности.
Кстати, сказать, сам упомянутый сборник
необычайно силен по степени отчаяния, охватывающего Блока в разные периоды его жизни, человека, понимающего, что его путь падения в темные бездны неостановим и помощи ждать неоткуда. В сборнике очень много ярких образов, производящих очень гнетущее впечатление. Приведу одно из них, написанное 10 декабря 1915 года под названием "Говорит Смерть":
"Когда осилила тревога,
И он в тоске обезумел,
Он разучился славить бога
И песни грешные запел.
Но, оторопью обуянный,
Он прозревал, и смутный рой
Былых видений, образ странный
Его преследовал порой.
Но он измучился - и ранний
Жар юности простыл - и вот
Тщета святых воспоминаний
Пред ним медлительно встает.
Он больше ни во что не верит,
Себя лишь хочет обмануть,
А сам - к моей блаженной двери
Отыскивает вяло путь.
С него довольно славить бога -
Уж он - не голос, только - стон.
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он."
Путь Блока это нисхождение в ад, утрата светлых черт своей души, полная ее потеря в метафизическом смысле, которая в конце концов и привела его к мысли "Молчите, проклятые книги! Я вас не писал никогда!".
В определенном смысле Блока убил он сам. Заигрывание с темными сущностями никогда не проходит бесследно.
Сергей, спасибо за Ваш труд и интересные статьи. Особенно про Блока меня, надо сказать, шокировали немного, включая Вашу рецензию. У меня есть его толстая книга стихов, которую я, хоть и купила, но, к сожалению, не читаю специально, потому что читаю стихи, когда они попадаются мне в сети, то есть сами "лезут" в глаза. Вот такой парадокс, потому что сама пытаюсь чего-то там рифмовать.
А про Блока, честно сказать, даже жутковато читать. И про его диагноз и про ту темноту и смуту, которая творилась в душе поэта. Но, заметьте, что все писатели, а особенно поэты в основной своей массе - души мятущиеся, находящиеся в вечном поиске на протяжении всего своего жизненного пути. Наверное, эти два обстоятельства не отделимы друг другу - творчество рождается из глубины таких вот душ. Так что, это очень логично, понятно, и даже уже гармонично воспринимается.
А женщине обычной, земной любить и ждать любви от такого человека, как Блок - дело тяжкое. Ждать, когда среди его поэтических образов, которые ему являются, уместится твой настоящий и живой...
Мне, из этого цикла нравится вот это:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
litera_T, Это мое любимое, я Незнакомку обожаю со школы.Спасибо за интересный комментарий и живой интерес к тому, что пишу, Таня)