Опубликовано: 27 августа 2024 г., 22:46 Обновлено: 28 августа 2024 г., 21:26

853

Гумилев, Arlett, панпсихизм и мыслящие камни

О том, как одно стихотворение Гумилева навело меня на фундаментальные проблемы Вселенной

Не спешите упрекать меня в том, что я все свалил в одну кучу: и поэта Николая Гумилева, и ведущего блогера сайта лайвлиб Arlett, и философские проблемы сознания, Бога и Вселенной, и мыслящие камни. Смотрите шире и вы увидите прямые взаимосвязи. Тема слишком обширна, поэтому сегодня я создал еще одну подборку под названием "Панпсихизм", а к этой теме надеюсь возвращаться не раз, поэтому сейчас только начало, и начинается снова с раздела о Николае Гумилеве.

Так вчера со мной все и произошло.
Была черная сто третья годовщина со дня расстрела невиновного поэта чекистами в до сих пор ненайденном урочище под Питером, я написал заметку и опубликовал стихи Гумилева "Мои читатели", а после стал для собственного удовольствия читать в сети разные стихи поэта.

Гумилева я читал еще в конце восьмидесятых, когда в печати возобновились публикации его стихов, у меня самого дома есть несколько его книг, но, признаюсь, многие стихи его еще не читал, и вот вчера встречаю одно из его суперстихотворений ( как для меня) и называется оно "Камень". Для меня очень важно, чтобы вы его прочитали полностью и не торопясь, а потом уже перейдем к дальнейшему обсуждению и самого стихотворения и более фундаментальных вопросов нашего бытия и устройства Вселенной.

Итак, Николай Гумилев.

Камень

А. И. Гумилёвой

Взгляни, как злобно смотрит камень,
В нём щели странно глубоки,
Под мхом мерцает скрытый пламень;
Не думай, то не светляки!

Давно угрюмые друиды,
Сибиллы хмурых королей
Отмстить какие-то обиды
Его призвали из морей.

Он вышел чёрный, вышел страшный,
И вот лежит на берегу,
А по ночам ломает башни
И мстит случайному врагу.

Летит пустынными полями,
За куст приляжет, подождет,
Сверкнёт огнистыми щелями
И снова бросится вперёд.

И редко кто бы мог увидеть
Его ночной и тайный путь,
Но берегись его обидеть,
Случайно как-нибудь толкнуть.

Он скроет жгучую обиду,
Глухое бешенство угроз,
Он промолчит и будет с виду
Недвижен, как простой утёс.

Но где бы ты ни скрылся, спящий,
Тебе его не обмануть,
Тебя отыщет он, летящий,
И дико ринется на грудь.

И ты застонешь в изумленьи,
Завидя блеск его огней,
Заслыша шум его паденья
И жалкий треск твоих костей.

Горячей кровью пьяный, сытый,
Лишь утром он оставит дом
И будет страшен труп забытый,
Как пёс, раздавленный быком.

И, миновав поля и нивы,
Вернется к берегу он вновь,
Чтоб смыли верные приливы
С него запёкшуюся кровь.

1908

Стихи были опубликованы в 1908 году с подзаголовком "Бретонская легенда" и посвящены матери Гумилева Анне Ивановне Гумилевой.

Эти стихи стали для меня настоящим потрясением. Весь сюжет и вся аура стихотворения произвели на меня неизгладимое впечатление.
Стихотворению более ста лет и миллионы людей читали и перечитывали его, в том числе и после падения СССР, возможно, что и многим из вас, если среди вас имеются почитатели таланта Николая Гумилева, они известны. Все так, и в то же время их мистическая аура не отпускает.

Следует сказать, что тяготение к мистике никогда в просвещенной среде не считалось пороком.
В Советском Союзе официально мистицизм преследовался и, во всяком случае, не поощрялся.
На деле же высшие партийные круги уделяли ему серьезное внимание.
Были созданы засекреченные институты и лаборатории, где велись тайные исследоаания всего паранормального.
В двадцатые годы НКВД организовал тайные экспедиции в Тибет на поиски загадочной Шамбалы, Сталин очень интересовался возможностью бессмертия, а Леонид Брежнев имел собственных экстрасенсов. Многие партийные функционеры совершали паломничество в Болгарию к знаменитой Ванге, а в первые недели после октябрьского переворота 1917 года все экстрасенсы Питера были расстреляны без лишних разговоров.
Но официально мистика была пережитком проклятого прошлого наряду с религией и выкорчевывалась всеми возможными и невозможными способами.

Положение начало меняться, когда рухнул железный занавес и резко изменилось еще более, когда развалился СССР.

Ваш покорный слуга всегда испытывал необъяснимую тягу ко всему таинственному, непознанному, необъяснимому и паранормальному будь то НЛО, телепатия, ясновидение, телепортация, неизвестные чудовища, инопланетяне, Бермудский треугольник, призраки, перемещение во времени или общение с потусторонними силами.
В своей жизни я прочел немало книг, статей и сообщений на эти темы и не считаю зазорным признаваться в своем интересе к таким вещам и явлениям.
Всем образованным людям хорошо известны и мистические произведения Гоголя, Тургенева, Чехова, Булгакова, Пушкина, Лермонтова и самый интерес этих писателей ко всему необычному и загадочному. Так, например, в дневнике Пушкина имеется запись о полтергейсте в одной из церквей Петербурга, а Тургенев рассказывал о том, как однажды при его купании в лесной речке его стало преследовать по воде, а потом и по лесу какое-то странное существо, очень похожее на гоминида женского вида и это не где-нибудь на Памире или на Кавказе, а недалеко от Москвы на равнинной и хорошо обжитой территории. Сам Пушкин не оказался рядом с декабристами в момент их восстания на Сенатской площади только по одной причине: его санный путь пересек заяц и поэт повернул домой.

Самый интерес к фэнтези в современном читающем обществе во многом объясняется тягой современного человека к сказкам, мифам, неправдоподобию и является своеобразной реакцией на бурные темпы развития науки и общества, особенно после многих лет полного или частичного запрета религии и мистики. Атеистическое и рациональное материалистическое мировоззрение в России и на всем постсоветском пространстве если и не потерпели полный крах, то очень серьезно потеснились в пользу религиозного и мистического взгляда на мир, хотя церковь и беспощадно атакует мистическое мировоззрение.
Как всегда мы ждем здесь последнего слова за наукой, наука сейчас переживает одновременно и кризис и возрождение во взгляде на религию, мистику и древние поверия и суеверия. Это тема для отдельного и обширного разговора и я сейчас вдаваться в ее обсуждение не стану.

Поэтому вернемся к нашим баранам.

Чрезвычайно заинтересовавшись этим стихотворением Гумилева, я вчера и сегодня усиленно производил поиски в сети и перелопачивал кучу информации, и известной мне дотоле и неизвестной ранее.
Конкретную легенду бретонскую, ирландскую, валлийскую, саксонскую, датскую, германскую, франкскую или скандинавскую мне найти не удалось.
Однако я нашел море очень полезной, познавательной и необычной информации, касающейся древних обрядов, поверий, суеверий и обычаев разных народов мира, начиная от аборигенов Австралии и заканчивая народами России, в том числе среди этих поверий и обрядов есть масса такого, что связана с поклонением камням, именно, камням, а не каменным идолам.
Стоунхедж ведь существовал не только в туманном Альбионе, не только остров Пасхи вызывает нескончаемые вопросы. По всему миру, оказывается, из глубины многих тысячелетий тянутся прерывистые ниточки в виде легенд, сказаний и обрядов, ведущих к зарождению не только человечества, а всего живого и неживого на планете Земля, к зарождению не только животного мира, но и мира раститетельного и мира каменного.

Как ни странно это звучит, но по всему древнейшему миру четко прослеживается связь, что люди поклонялись миру камней, потому что считали этот мир одухотворенным, наделенным душой, волей, способным оказывать прямое влияние на жизнь, здоровье и судьбы людей.

Вот почему стихи Гумилева о камне имеют реальные отголоски не только в древней бретонской легенде, а отголоски в легендах со всех уголков Земли.

Я стал искать дальше и увидел, что последние данные науки опять таки говорят, что камни живые, наука допускает существование на Земле кремниевой формы жизни.

Как известно, кремний второй по распространенности на Земле после кислорода элемент таблицы Менделеева и играет чрезвычайно важную роль в существовании всех форм жизни на Земле.

Наука уже достоверно установила факты не только самопроизвольного перемещения в пространстве камней, но и их размножение, перемещение по вертикали, их подъем в воздух, даже их дыхание и "серцебиение". Повторяю, все это темы для отдельного разговора.

Но в стихотворении Гумилева со ссылкой на бретонскую легенду говорится и о мести камней их обидчикам. Я в своих поисках так и не нашел никаких свидетельств о такой мести, но по сути дела это не так уж важно.

Если камни это просто иная форма жизни, то не исключено, что какие-то формы примитивного сознания, которые есть у растительного мира, могут иметь и камни.

В своих поисках я наткнулся на статью блогера Arlett, вернее, на обсуждение темы "Какие книги пишут и читают современные философы" в группе "Новости" от 5 февраля 2024 года.

Среди названных философов я прочел имя автралийского философа Чалмерса.

На сайте лайвлиб есть книга этого философа под названием "Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории".

В аннотации к книге на сайте написано:

"Эта книга, впервые опубликованная в 1996 году, стала одним из самых заметных философских трактатов конца XX века. В наши дни уже не удастся найти серьезных работ по проблеме сознания, в которых не было бы ссылок на Чалмерса.
"Сознающий ум" - увлекательный философский рассказ о глубочайших парадоксах и тайнах сознания. Это провокативная работа, в которой сделана попытка обосновать "натуралистический дуализм", исходя из тезиса автора о нефизической природе сознания и его зависимости от функциональных схем в мозге. Чалмерс также утверждает, что его теория открывает новые перспективы для интерпретации квантовой механики и позволяет говорить о возможности сознательных роботов.
Ясность изложения, смелость идей, изобретательность мысленных экспериментов, точность рассуждений и широкая эрудиция автора делают эту книгу настоящим подарком для всех, кто интересуется философией."

Из цитат этой книги на сайте буквально все чрезвычайно интригующи и интересны.
Приведу только одну из них:

"Сознание -- величайшая тайна.Это, возможно, наибольшее из громадных препятствий на нашем пути к научному пониманию мира".

А в самом тексте обсуждения писалось так:

"Дэвид Чалмерс — австралийский философ, специализирующийся в области философии сознания. Основной научный интерес Чалмерса — трудная проблема сознания. Он считает, что одним из возможных ответов на трудную проблему является панпсихизм. В начале 1990-х годов Чалмерс сыграл важнейшую роль в создании новой академической дисциплины — науки о сознании. Он стал одним из основателей Ассоциации научных исследований сознания."

Что такое панпсихизм?

Вот что пишет по этому вопросу Википедия:

"Панпсихизм (от др.-греч. παν- — всё- и ψυχή — душа) — представление о всеобщей одушевлённости природы[1]. К формам панпсихизма относятся анимистические представления первобытных культур, гилозоизм в древнегреческой философии, а также учения о душе и психической реальности как подлинной сущности мира. Черты панпсихизма есть в учениях ряда немецких философов Нового времени: в концепции монады Г. В. Лейбница, в философских идеях Ф. В. Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Г. Т. Фехнера, В. Вундта, Э. Гартмана, а также у К. Г. Юнга; в русской философии — у лейбницеанцев А. А. Козлова, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского[2] и др. и у К. Э. Циолковского[1] (монизм Вселенной).

Среди современных известных философов сторонниками панпсихизма являются Дэвид Чалмерс, Кристоф Кох и Гален Стросон[англ.][3]. Панпсихизм наряду с нейтральным монизмом завоевал определённое доверие у части современных философов и учёных, специализирующихся на исследованиях сознания, поскольку он предлагает натуралистический подход к решению древних философских проблем, отвергая картезианский дуализм, христианскую теологию и механистическое мировоззрение, а также обещая решить актуальные социальные и экологические проблемы[4][5]."

Иными словами, конечно, чрезвычайно упрощая этот вопрос, панпсихизм говорит о том, что любой предмет имеет одушевленную природу, будь то человек, животное, амеба, дерево или камень.
Современная наука о мире вернулась во многом на точку зрения древних философов и древних представлений о мире, разумеется, с учетом всех накопленных знаний за последние две тысячи лет.

Таким образом, наука все более склоняется к тому, что мир, понимаемый нами как неодушевленный, может иметь и имеет и душу, и сознание, как бы фантастично это и не звучало.

Вот к таким открытиям я и пришел после прочтения стихотворения Николая Гумилева "Камень".
Как вам такое представление о мире? Что лично вы думаете по этому поводу?

Примечание.
Фото взято с сайта https://www.balatsky.ru/we/Stone.htm

Об этом камне на фото у Балицкого говорится дословно так:
"Ещё один из самых загадочных «живых» камней находится в Тибете около одного из буддийских монастырей. Он не только ползает, но и взбирается в гору. И это при весе 1100 килограммов! Так он путешествует уже больше тысячи лет. Причём камень передвигается по строгому маршруту: взбирается на гору высотой 2560 метров, спускается с неё и затем накручивает круги. На подъём и спуск у камня уходит в среднем 15 лет. Круговой маршрут длиной 60 километров занимает 50 лет. Изучавшие сей феномен, специалисты определили возраст камня приблизительно в 50 миллионов лет."

В группу Из коллекции старого... Все обсуждения группы
10 понравилось

Читайте также

Комментарии 2

Да, камни - очень любопытный объект для исследования.
Вчера как раз прочитала книгу на эту тему В геммах великая сила: легенды и были о минералах
Рецензия

varvarra, Спасибо, Наталья, за комментарий. В мире очень много загадочного и необъяснимого, в том числе и в мире камней.

Другие статьи

10 понравилось 2 комментария 0 добавить в избранное 0 поделиться