16 августа 2016 г., 12:20
5K
Мир Фантастики: Что думает Сапковский об играх про ведьмака?
Гостиная Марины и Сергея Дяченко
Писатели Марина и Сергей Дяченко в подробном представлении, пожалуй, не нуждаются. Они создали нетривиальные и яркие циклы «Скитальцы», «Ключ от Королевства», «Метаморфозы», отдельные романы «Ведьмин век», «Армагед-дом», «Пандем». Они пишут сценарии для сериалов и фильмов.
А ещё Марина и Сергей интересуются видеоиграми. Например, недавно оба сильно увлеклись последним «Ведьмаком». И так эта игра им приглянулась, что они даже обратились за некоторыми разъяснениями к демиургу ведьмачьего мира Анджею Сапковскому, с которым давно знакомы.
Беседа с Анджеем Сапковским открывает новую рубрику «Гостиная Марины и Сергея Дяченко» в ВК-сообществе фантастов. И, возможно, это не последняя встреча с писательским дуэтом на сайте МирФа.
От: Сергей Дяченко
Кому: Анджею Сапковскому
Дорогой Анджей!
Я лично на тебя в глубокой обиде. В принципе, мог бы подать в суд. Над нами сроки сдачи сериала, они висят как дамоклов меч, — а тут я подарил Маринке на её день рождения игру «Ведьмак 3: Дикая Охота», а заодно и приставку Sony PS4. Маринка до этого прошла «Ведьмак 1» и «Ведьмак 2» и всячески хвалила эти игры. Они её любимые. Моя жена — человек с большой самодисциплиной, и она может контролировать время на игру. Я относился к геймерству довольно равнодушно, хотя играл в самолётики и диггеры, «Думы» и «Фаллауты». Зная себя как азартного человека, даже стоически сопротивлялся искушениям. Но тут… В течение нескольких месяцев, на огромном экране, в суперкачестве HD, играл в «Ведьмак 3: Дикая Охота», потом в дополнение «Каменные сердца», а теперь в «Кровь и вино». Играю, забыв о времени и пространстве! Когда встаю, так первая мысль не погладить жену, кота, позавтракать — а скорее, скорее к экрану, к моему Геральту… Так получилось, что финал «Дикой Охоты» у меня был трагическим — и я просто потрясён им. До сих пор вот шрам на сердце… Параллельно пришлось освоить и ужасно неподдающийся контроллер с коварными джойстиками, и влезать в нюансы английского перевода. Несколько месяцев играю, Карл! А кто будет писать сценарии? Справедливо было бы, если бы ты написал пару серий, безвозмездно, чтобы хоть как-то стушевать нанесённый ущерб.
В интернете я нашёл очень противоречивые твои высказывания об играх.
Понимаю, как тебе наскучили эти вопросы, но можно тебя спросить напрямую:
Как ты относишься к игре «Ведьмак 3»?
Как ты относишься к играм вообще? Заменят ли они когда-нибудь литературу?
И ещё, если можно, вопрос: что хорошего или плохого ты можешь вспомнить о Марине и Сергее Дяченко?
От: Анджей Сапковский
Кому: Марине и Сергею Дяченко
Марина, Сергей,
Простите, что не сразу ответил, времени не хватает.
А сейчас вопросы:
Как ты относишься к игре «Ведьмак 3»?
В целом положительно — иначе не выдал бы разрешение на использование произведений. О самой игре не могу сказать объективно — ибо не играл в неё и вряд ли буду играть. Компьютерные игры меня, в общем-то, не интересуют. Время летит, и если уж его тратить, так я знаю лучшие пути и способы развлечения.
В «Ведьмаке» мне импонирует качество исполнения — прежде всего графика, тут надо шляпу снять перед авторами игры.
К сожалению, она приносит и огорчения. Существует мнение — его формируют и сами продюсеры, — что именно игра сделала меня популярным писателем на Западе и без неё у меня не было бы столько переводов. Это неправда. Премьера игры состоялась в конце октября 2007 года. Договоры на публикации моих первых книг на Западе были заключены: в Германии — за десять лет до запуска игры, в Испании — за шесть лет, во Франции — за пять лет, в Португалии — за три года, в Великобритании и Соединённых Штатах — за год и три месяца до премьеры. Возможно, игра и помогла мне с продвижением, но и мощно навредила. Многие издатели используют графику из игры на обложках моих книг. Поэтому многие читатели полагают, что она была первичной, и я, Сапковский, стал писать вторичные книги, под эту игру. Серьёзные читатели НФ и фэнтези презирают такие вторичные книжки и не покупают их. В настоящее время я с этим борюсь и не позволяю использовать игровую графику на обложках моих романов о ведьмаке.
Как ты относишься к играм вообще? Заменят ли они когда-нибудь литературу?
Уже ответил: игры меня не интересуют. Есть развлечения куда лучше: ловля рыбы на мушек, кулинария, чтение книг — и написание их. Но, упаси боже, я ничего не имею против тех людей, кто любит игры и играет в них. Прекрасно понимаю, как велик этот рынок и как мощно он будет развиваться. Может ли игра когда-нибудь заменить книги и литературу? Что за мысль! Сначала хотел издать рык негодования — никогда, нигде, ни в коем случае! Но если задуматься, то кто знает. Кто знает?
И ещё, если можно, вопрос: что хорошего или плохого ты можешь вспомнить о Марине и Сергее Дяченко?
Марина и Сергей! Знаете, что я помню о вашем мероприятии в Киеве? То, сколько у вас друзей. До сих пор завидно. Тоже хотел бы иметь столько друзей. Но у меня нет такой ауры дружелюбия и магнетизма, как у вас. Вы вместе, и у вас всё хорошо. Поздравляю вас сердечно.
Послесловие от Дяченко
Мы уверены, что игра «Ведьмак», а особенно «Дикая охота» и её продолжения, стали игрой номер один в мире не только из-за отменной графики. В ней есть всё то, что отличает прозу Сапковского , — яркие образы, непредсказуемая история, сочные детали мироздания, ирония, юмор. Хитросплетения сюжета не выглядят высосанными из пальца, а вытекают из логики характеров, а парадоксальные взаимоотношения персонажей развиваются психологически достоверно.
Мы сами ещё недавно были уверены, что игра — это только развлечение. Но именно «Ведьмак», вопреки убеждениям своего праотца, — это новый вид искусства, сплав литературы, кино и игры. Она возвышается над всеми другими играми, как Джомолунгма над кавказскими хребтами. Это наше будущее.
Спасибо, пан Анджей, за Явление.
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 14
Показать все
Странное у Сапковского отношение к игре. Ну, что поделаешь, если игры серии совсем не хуже книг? Даже какая-то зависть проскальзывает в его словах. Многие молодые люди раньше познакомились именно с игрой, чем с книгой, но ведь потом они пошли покупать романы Сапковского. Он должен быть доволен таким ходом событий.
Diogenius, Вы сейчас мешаете черное с квадратным. Фильм "Сумерки" вполне мог популяризировать книгу. Точно говорить не могу, ибо не читал, не смотрел их, историю не знаю. А если Muse приобрели новых поклонников благодаря Сумеркам, то они явно из-за этого не печалятся. Хотя ничего общего между текстами песен Muse и девочками-подростками, любящими "Сумерки" я не вижу. А вот различий между любителями книг о Ведмаке и игр о Ведьмаке нет.
OzTory, Речь идёт о том, что ему не нравится, что его непосвящённые читатели равняют с авторами фанфиков (т.е. официальных новеллизаций, но это суть заказные фанфики), а не о том, что он не рад кого-то видеть в числе своих читателей. Могу представить. Работаешь ты такой, пробиваешь свои книги, сам делаешь себе имя, по твоим произведениям делают игры, продаёшь права в разные страны, гордишься своими успехами - и тут бац, люди начинают говорить, что ты воспользовался успехом чужого произведения (т.е. игры). Что ты на том же уровне, что все эти ребята, которые катают второсортные пересказы и неканоничные продолжения канона, паразитируя на чужих идеях и персонажах. Могу понять, почему ему это не нравится. Как автор, имеет право.
Хотя ничего общего между текстами песен Muse и девочками-подростками, любящими "Сумерки" я не вижу.
Потому что одно - песни, а другое - люди)) Если серьёзно, то точки соприкосновения у них, безусловно, есть (несчастная любовь, излишняя драматичность во всём, максимализм и т.д.). И не думаю, что Мэтт Беллами рад деньгам одной категории фанатов больше, чем деньгам другой категории фанатов. Но всё же, я также не думаю, что он должен радоваться, если ему скажут, что вся его работа, которую он проделал, весь путь к славе, который он прошёл, - это фигня. Мол, о нём знают только потому, что его песню включили в адовый подростковый фильм, и притом включили бездарно. Может, кому-то всё равно. Кому-то - нет. Опять же, они творцы, имеют право думать, что хотят. (Если что, не в курсе, каково истинное мнение Muse на этот счёт.)
А вот различий между любителями книг о Ведмаке и игр о Ведьмаке нет.
Насколько я понимаю, речь идёт не столько о любителях книг (т.е. уже имеющихся фанатах), сколько именно о непосвящённых читателях. Причём именно читателях (!), не геймерах, которые иногда берут в руки книжки по интересным им играм: бывают те, кто интересуются и играми, и книгами в более-менее равной степени, но всё же обычно либо литература, либо игры доминируют. Он пишет именно для читателей, не для геймеров (повторюсь, любые новеллизации практически никто из читающей аудитории не воспринимает как полноценную литературу). Потому и расстраивается, когда упускает именно эту публику из-за читателей, которые ему уже менее интересны.
Diogenius, Считать, что Сапковский писал книги по игре - это просто невежество. Терпеть невежественных читателей - удел каждого писателя. Здесь нужно ратовать за развитие читательских умов, а не сетовать на разработчиков игр. Они-то в чем виноваты? Они продолжают историю Геральта из Ривии и продолжают удачно на мой взгляд - взгляд человека, прочитавшего залпом все книги о Ведьмаке.
любые новеллизации практически никто из читающей аудитории не воспринимает как полноценную литературу
Верно, но "читающая аудитория" обязана знать, кто автор "Ведьмака", иначе они никакая не читающая аудитория. Поэтому никакой проблемы я не вижу - игроки идут читать, читатели идут читать. Читатели, которые отказались читать Сапковского, поскольку думают, что он пишет фанфики по игре - идиоты, и их мнение можно игнорировать.
Сравнение Мьюз и Сумерек неудачно, т.к. одно - музыка, а другое - фильм по книге, который не имеет никакого отношения к Мьюз.
Они-то в чем виноваты? Они продолжают историю Геральта из Ривии и продолжают удачно на мой взгляд - взгляд человека, прочитавшего залпом все книги о Ведьмаке.
А где он их в чём-то обвиняет? Он говорит, что ему нравится графика, если нравятся игры - ок, он ничего против не имеет.
Верно, но "читающая аудитория" обязана знать, кто автор "Ведьмака", иначе они никакая не читающая аудитория.
Я читающая аудитория, ни в одну из игр серии "Ведьмак" не играла. В жизни бы не назвала вам фамилию автора "Ведьмака", а если бы не сериал давнишний - даже и не знала бы, что есть ещё и книги. Не поверите, нас таких много, и не все напарывались на старый сериал (или это был фильм?).
Но ладно, мне фэнтези в принципе не особо интересно, возьмём триллеры-детективы. Фамилии авторов детективов тоже не всех знаю (а тех, что знаю, часто путаю), до сих пор удивляюсь, когда узнаю, что какие-то фильмы/сериалы сняты по книгам. По вашей логике, я никакая не читающая аудитория. Забитые книгами под завязку шкафы, где вообще должна находиться одежда по-хорошему, говорят об обратном. Как быть?
Люди не рождаются со знанием всех нужных имён в нужном жанре и не все видят необходимым пополнение этих знаний. Многие читающие люди (мы говорим о тех, кто более-менее регулярно читает, да этим и ограничивается, ничего за пределами прочитанного, как то рецензии-анализы-подборки, не ищет) просто ходят в магазины и покупают, что приглянётся на интересующей их полке. Так вот, если бы я пришла в магазин и увидела книгу с геймерской обложкой, решила бы, что это новеллизация - и проскользнула взглядом дальше, потому что данный сорт литературы мне не по вкусу.
И я могу развернуть ваш аргумент в обратную сторону. Не знать, что игра, которую ты любишь, сделана по книге, - это невежество. Так почему надо обязательно делать геймерские обложки, чтобы игроки поняли, что речь идёт о той же вселенной, чтобы они вообще обратили на эти книги внимание? Не потому ли, что они не знают о существовании этих книг? Терпеть невежественных геймеров - удел каждого издателя. Здесь нужно ратовать за развитие геймерских умов, а не сетовать на издателей, что они под эту аудиторию не прогибаются.
В жизни бы не назвала вам фамилию автора "Ведьмака", а если бы не сериал давнишний
Так вот, если бы я пришла в магазин и увидела книгу с геймерской обложкой, решила бы, что это новеллизация
Это говорит о том, что у вас непытливый ум, как у других людей, которым что-то понравилось, но искать об этом какую дополнительную информацию им лень. Честно говоря, это нонсенс - в мире на так много хорошего, чтобы не интересоваться отдельными его экземлярами. Хотя я, как и Сапковский, против книг с обложками скринов из игры. Это уже решение издательств.
И я могу развернуть ваш аргумент в обратную сторону. Не знать, что игра, которую ты любишь, сделана по книге, - это невежество.
Можно, и это будет правильно, если не учитывать, что люди, интересующиеся только играми, в большинстве своем менее образованы, чем люди, интересующиеся только книгами.
Это говорит о том, что у вас непытливый ум, как у других людей, которым что-то понравилось, но искать об этом какую дополнительную информацию им лень. Честно говоря, это нонсенс - в мире на так много хорошего, чтобы не интересоваться отдельными его экземлярами.
По вашему мнению, книги Сапковского - хорошие экземпляры, достойные узнавания и прочтения. По моему мнению, - совершенно другие книги, я спокойно прожила и проживу без "Ведьмака". И один из нас в жизни не докажет другому, что тот неправ, да это и не нужно (а по-хорошему и невозможно, это всё такая субъективщина, ей-богу, если мы отходим от оценки грамотности, - и то тут возможны варианты). Это называется "интересы" - они, представьте, у людей разные. Каждый забивает свой чердак тем хламом, который ему больше нравится.
Или вы хотите сказать, что вы, заслышав название любой, абсолютно любой игры, любого фильма, любого сериала, даже если они вам совершенно безразличны (как мне - "Ведьмак"), лезете в Интернет проверять, не основаны ли они на чём-нибудь, и запоминаете всю эту информацию? Ну... завидую вашей методичности, памяти и количеству свободного времени тогда. У меня другие приоритеты, а вот отсутствие пытливости ума, смею заверить, тут ни при чём. Просто не вижу причин её проявлять применительно ко всему подряд - чердак и так маленький, лишнего хлама мне не нужно.
Можно, и это будет правильно, если не учитывать, что люди, интересующиеся только играми, в большинстве своем менее образованы, чем люди, интересующиеся только книгами.
Ну ещё раз, речь не столько о том, что правильно и неправильно (поэтому не буду спорить по данному аспекту), речь о том, что нравится или не нравится Сапковскому. Ему не нужно подтягивать "менее образованную" геймерскую аудиторию - неважно, по каким причинам. Он хочет, чтобы о нём узнавала читающая аудитория, не хочет, чтобы его принимали за автора для геймерской аудитории, потому что, не поверите, мнение знатока (т.е. более опытного читателя) важнее мнения случайного прохожего (т.е. человека, который толком книг не читает). Имеет право. Радоваться расширению геймерской аудитории он не обязан.
Или вы хотите сказать, что вы, заслышав название любой, абсолютно любой игры, любого фильма, любого сериала, даже если они вам совершенно безразличны (как мне - "Ведьмак"), лезете в Интернет проверять, не основаны ли они на чём-нибудь, и запоминаете всю эту информацию?
Откуда вы это взяли? Из слов "в мире не так много хорошего, чтобы не интересоваться отдельными его экземлярами"? Что за извращенная логика?! Если человеку понравилась игра/фильм он идет узнавать о ней инфу и узнает о книге. И наоборот.
Он хочет, чтобы о нём узнавала читающая аудитория, не хочет, чтобы его принимали за автора для геймерской аудитории
Когда вы говорите "узнавала читающая аудитория", вы подразумеваете молодых людей, т.к. читающие взрослые люди уже знакомы с Сапковским. Мне сложно представить убеленного сединами геймера, который поиграл в "Ведьмака" и решил прочитать книжки по мотивам, как и молодого человека лет 14, который прочитал Сапковского от корки до корки, но не слышал об игре.
Мы сейчас говорим о НОВОЙ читательской аудитории Сапковского, которая сейчас пополняется в основном за счет подростков, игравших в игру о Геральте. Жаловаться на это - бред, поскольку да - без этих игр книги о Ведьмаке не были столь популярными. И повторяю, терпеть невежественных читателей - удел каждого писателя. У Сапковского процент таких читателей намного меньше, чем у многих популярных нынче писателей или классиков.
Что за извращенная логика?!
Вы меня (конкретно меня) обвинили в отсутствии пытливости ума, потому что я не знаю толком ничего про "Ведьмака". К играм я равнодушна, к старому сериалу - тоже. Какой ещё вывод мне нужно было сделать из ваших слов?
Мы сейчас говорим о НОВОЙ читательской аудитории Сапковского, которая сейчас пополняется в основном за счет подростков, игравших в игру о Геральте. Жаловаться на это - бред, поскольку да - без этих игр книги о Ведьмаке не были столь популярными.
Так, ну вы теперь сами себе противоречите. То Сапковского все знают чуть ли не с рождения, а если не знают, то это никакая не читающая аудитория, ибо не знать его позорно. То его знают только благодаря играм, и если бы не они, мало кто бы его читал.
И он не против читающих геймеров. Если благодаря играм к нему понабежала толпа новых читателей - он рад (по крайней мере, в его словах нет указания на обратное). Он против того, чтобы его принимали за автора для геймеров. Потому что он таковым не является.
Это как знаете, если бы Достоевскому книжки начали оформлять в анимешном стиле ещё при его жизни (анахронизм неважен, имя неважно, суть в том, что речь о дьявольски серьёзном писателе). Он имел право это принять (если бы ему было без разницы, как выглядят издания), имел право возмутиться, что его книги теперь будут ставить в один ряд с аляповатыми романами и комиксами для подростков. Хотя содержание книг и имя Достоевского от этого бы вообще никак не пострадали, в сущности, и к нему бы могли в аудиторию как раз понабежать те самые подростки. Ну не позиционирует он своё творчество таким образом - и всё тут.
Очень интересная статья!