![](https://i.livelib.ru/auface/146716/140x140/cbf7/Oleg_Kuvaev.jpg)
Олег Куваев — о писателе
- Родился: 12 августа 1934 г. , станция Поназырево, Костромская обл.
- Умер: 8 апреля 1975 г. , Переславль-Залесский
Биография — Олег Куваев
Олег Михайлович Куваев (12 августа 1934 — 8 апреля 1975) — советский геофизик, писатель. Выпускник МГРИ.
Вырос в Кировской области. Родился на железнодорожной станции Поназырево, Костромской области. Мать Куваева (в девичестве Ивакина), Павла Васильевна, была учительницей начальной школы, отец железнодорожником. Осенью 1939 года семья переехала в Свечинский район, деревню Ивакины. В Ивакиных семья проживала чуть больше года, а поздней осенью 1941 года переехала в деревню Кузменки, где была открыта начальная школа и куда была переведена Павла Васильевна. Два первых года войны отец работал на одной из железнодорожных станций Котельничского района, а осенью 1944 года был переведен ближе к…
семье, на разъезд Юма Свечинского района, куда сразу же переехала вся семья. Летом 1952 года Куваев поступил на геофизический факультет Московского геологоразведочного института им. Серго Орджоникидзе, который окончил в 1958 году. За годы учебы в институте побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. В 1956 году во время экспедиции на Тянь-Шане был написан первый рассказ «За козерогами», напечатанный в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 3). В 1958 году, будучи студентом-дипломником, Куваев попал на Чукотку, экспедиция работала в районах бухты Провидения, бухты Преображения, залива Креста. После защиты диплома Олег добился распределения на Чукотку и в течение 3 лет работал начальником партии геологического управления в поселке Певек, на берегу Чаунской губы. В Певеке Куваев получил первый опыт литературной работы в литобъединении при местной газете «Полярная звезда». Альманах «На севере дальнем» опубликовал рассказы Олега «Зверобой» и «Гареугин, не любящий шума». В 1960 году Олега перевели в Магадан в Северо-Восточное геологическое управление, на должность старшего инженера отряда геофизического контроля. Еще через пять месяцев он стал старшим специалистом по гравиметрии геофизического отдела СВГУ. С середины 1950-х работал геофизиком в Хабаровском крае, на Тянь-Шане, Чукотке, на острове Врангеля, в Магаданской области и на Колыме. В октябре 1961 года О. Куваев осознал, что к руководящей должности в СВГУ, несмотря на успехи, «…не был приспособлен — затосковал и неожиданно для себя уехал в Москву», в отпуск с последующим увольнением. С середины-конца 1960-х, разочаровываясь в профессии, Куваев уходит из геофизики и геологии. В автобиографии 1968 года О. Куваев писал: «…весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне — наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про… „ахи“ над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить». Куваев уезжает с Севера, поселяется в средней полосе России, становится профессиональным писателем, пытаясь передать дух и ощущение геологии и людей Севера конца 40-х и 50-х в своих произведениях. Данный этап жизни нашел отражение в неоконченном романе «Правила бегства» (опубликован посмертно в 1980 с некоторыми сокращениями, полностью — в 1988).
Первые его произведения, напечатанные в 1960-е годы, попадают в волну возросшего интереса молодежи к туризму в СССР, романтике дальних путешествий, на гребне данной волны появляется и первая экранизация его произведений — рассказа «Берег принцессы Люськи» на киностудии Беларусьфильм (1969). Данный фильм, по его собственным словам, принес ему первую всесоюзную известность, хотя Куваев считал его откровенно слабым.
После ухода из геологии предпринимает несколько крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке, в том числе в поисках легендарного гигантского бурого медведя и «горы из самородного серебра» (Серебряная гора) (оба мифологических объекта присутствуют в преданиях эвенков, чукчей, юкагиров и коряков). Некоторые маршруты, в том числе на Памир, были осуществлены при поддержке журнала Вокруг Света. Этот опыт описал в своих документально-географических произведениях.
Прозу Олега Куваева отличает редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным народам Севера, их опыту выживания и адаптации к природным условиях Заполярья. Олег Куваев — один из авторов нескольких документальных фильмов, посвященных коренным народам Севера.
Наивысшим успехом творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория», повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х—начале 1950-х гг. Начиная с 1975 г. роман выдержал более 30 изданий, в том числе в «Роман-газете» трехмиллионным (два раза по 1,5 млн) тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, японском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах.
Второй по значимости роман — «Тройной полярный сюжет», созданный в 1971—1973 гг во время работы над написанием сценария к фильму «Идущие за горизонт». В основу романа была положена повесть «Птица капитана Росса» (1968). Роман посвящен нахождению человеком своего предназначения в жизни, умения и воли «жить по мечте», на примере поиска мест обитания легендарной розовой чайки человеком, быстро теряющем зрение в результате спортивной травмы, приведшей к полному краху его спортивной карьеры. Роман был экранизирован режиссером Николаем Калининым в 1972 г., фильм «Идущие за горизонт». В романе цитируется песня Александра Городницкого «Пиратская» (1962).
Наиболее сложным считается последний, неоконченный роман Олега Куваева, названный при посмертной публикации «Правила бегства». Рассматривая сложные проблемы изменения внутренней самоидентификации, этические вопросы, возникающие при бегстве человека, что применимо к широкому кругу ситуаций — от бегства из профессии или социума до вынужденной или добровольной иммиграции, — из той среды, где он больше не может оставаться, автор во многом использует свой личный опыт ухода из геологии и с Севера в 1965—1966 гг («Убегая — ты предаёшь»). К данной тематике романа примыкают рассказ «Кто-то должен курлыкать» и повесть «К вам и сразу обратно».
Другие, во многом более доминирующие темы, поднятые в романе — коллективизация на Чукотке, произошедшая только в 1960-е годы, принявшая там очень своеобразные формы из-за типа общественного уклада чукчей и тема необходимости доверия к людям, находящимся на даже нижней ступени социальной лестницы — например, «бичам». Последняя тема также является основной в рассказах «Анютка, Хыш, свирепый Макавеев», «Через триста лет после радуги» и большой повести «Весенняя охота на гусей».
Книги
Смотреть 67Библиография
Романы и повести
1959 Зажгите костры в океане (В то обычное лето) повесть
1962 Не споткнись о Полярный круг
1965 Чудаки живут на Востоке…
1966 Азовский вариант
1967 Весенняя охота на гусей // текст
1968 Птица капитана Росса повесть
1970 Дом для бродяг // текст
1970 Печальные странствия Льва Бебенина
1971 К вам и сразу обратно
1973 Тройной полярный сюжет // текст
1974 Территория // текст
1975 Правила бегства // текст
Основные издания
Избранное : [В 3 т.]
1994 т.1: Рассказы и повести:
(Повести: Весенняя охота на гусей, Печальные странствия Льва…
Фото
Смотреть 1Интересные факты
Единственный писатель, которому золотоискатели поставили бронзовый памятник, используя личные сбережения.
Титулы, награды и премии
В 1976 году роман «Территория» был удостоен премии имени Магаданского комсомола.
В 1977 году роману «Территория» была присуждена премия конкурса ВЦСПС и секретариата правления Союза писателей СССР на лучшее произведение художественной прозы о современном рабочем классе за 1974-1976 годы.
Телефильм «Идущие за горизонт», Олег Куваев — автор сценария. Гаврилюк Иван Ярославович (Саша Ивакин) — Приз (Гран-при) Международного кинофестиваля телефильмов в Париже «За лучшее воплощение образа романтического героя», 1973 — в телефильме «Идущие за горизонт»
Экранизации
Роман "Территория" был экранизирован режиссером Александром Суриным в 1978 на студии Мосфильм (в прокате с 1979), фильм "Территория" был закуплен Союзфильмэкспортом для показа в социалистических странах. Успех фильма на территории ГДР во многом обусловлен популярностью немецкого перевода романа, издававшегося более 7 раз в Германии под названием «Золотоискатели» (Goldsucher) и «Золотоискатели в Арктике» (Goldsucher In Der Arktis).
Берег принцессы Люськи (1969, СССР, реж. Вячеслав Никифоров)
Бросок (1981, СССР, реж. Анвар Тураев, сценарист Олег Куваев)
Идущие за горизонт (1972, СССР, реж. Николай Калинин) // Телефильм по повести Олега Куваева «Тройной полярный сюжет» («Птица капитана Росса»).
Ссылки
Рецензии
Смотреть 23625 января 2016 г. 23:45
4K
4
Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды…
Я тоже бородатый! Я тоже люблю свою работу! Я тоже готов к самоотдаче! И, тем не менее, не все бородатые самоотверженные мужчины могут так работать и достигать успеха, как это делают герои этого пронзительного романа.
Тяжелая книга! Мне лично она далась очень тяжело. Но это - нужная книга. После романтических записок путешественников по северной части России (пусть даже они и содержат много поучительных, содержательных, приключенческих и даже трагических элементов) этот роман показывает нам, читателям, что работа на севере вообще и работа геолога в частности неимоверно сложная и не терпит романтиков, нерешительных и нецелеустремленных людей.
"Территория", на мой взгляд, несколько проигрывает своим книгам-оппонентам также по…
24 апреля 2015 г. 12:28
3K
5
Забудется печаль и письма от кого-то, На смену миражам приходят рубежи, Но первая тропа с названием "работа" Останется при нас оставшуюся жизнь. Ю. Визбор
Категорически не советую браться за «Территорию» тем, у кого имеется жизненная установка «где бы ни работать, лишь бы не работать», а также тем, кому не важно, где и кем работать, лишь бы платили. Эта книга не для них, ибо она о Работе. О работе, которая не просто одна из главных ценностей в жизни, но сама жизнь. Есть ведь такие профессии, которые требуют от человека всю жизнь целиком, и геология – одна из них. Люди давно уже взяли от природы те ее богатства, которые лежали у них под носом. В наше время сокровища недр чаще всего удалены от центров цивилизации, спрятаны глубоко под землей и под водой, замурованы вечной мерзлотой. Их…
Цитаты
Смотреть 1 022Лайфхаки
Смотреть 521 августа 2024 г.
158
Оленина по стародавнему кочевому рецепту.
Кьяе сам варил мясо по стародавнему кочевому рецепту. Нарезанное тонкими полосами, оно клалось в несоленую холодную воду и вынималось сразу, как только вода закипит.
24 апреля 2023 г.
624
Как ловить рыбу, если нет наживки
Из палатки вылез Куценко и протянул Баклакову рогульку с леской. На крючок были насажены разноцветные кусочки изоляции. – Где водичку встретишь, кинь да подергай. Один-то харюз все равно не выдержит, схватит. Ты у него мясо вырежь и насади. После этого таскай харюзов сколько влезет. Будут хватать.
Истории
Смотреть 86 сентября 2022 г. 08:38
2K
Велик океан и земля велика, надо бы все пройти.
Так получилось, что книгу я прочитал последней в этой цепи ознакомлений, что безусловно только еще раз усилило мое впечатление. Много лет раньше я посмотрел одноименный фильм Александра Мельника, и был конечно же в восторге. Съемки красивейших мест и прекрасно передан дух героев романа, совсем небольшие несостыковки с первоисточником не критичны. На фильм я вышел благодаря ролику на ютубе. Это Муся Тотибадзе — Баллада о детях Большой Медведицы (OST «Территория»). Он как раз полностью состоит из нарезок фильма, и тут то я был заворожен чудесными красивыми кадрами. Кстати, примечательный факт, одной из самых ярких фраз, что есть в фильме и с…
25 марта 2018 г. 12:19
5K
Кто автор?
Готовил отзыв по этой книге, перебирал отмеченные мной цитаты. Наткнулся на тронувшие меня, наивные, и, в тоже время, очень глубокие и искренние, стихи: Она ушла? Не надо, не зови, На нитях чувств, оборванных однажды, Как ни вяжи, останутся узлы – Иссякший ключ не утоляет жажды. Забыть не можешь? Покупай билет. Твое лекарство – звезды над снегами, Огни костров, зверей таежных след И сотни верст, отмеренных ногами… Полез в OK, Google ™ искать автора стихов, и вот на какое чудо набрел: 01:03Мне это исполнение показалось очень аутентичным. Практически – иллюстрация к книге. Правда, в повести эту песню поет геолог. Но, вполне вероятно,…