Опубликовано: 19 марта 2020 г., 16:50 Обновлено: 19 марта 2020 г., 16:55
2K
Галина Юзефович о романе «Лгунья» Айелет Гундар-Гошен

Критик: Галина Юзефович
Рецензия на книгу Лгунья
Оценка: *
Роман Айелет Гудар-Гошен — это исследование клеветы и той тонкой границы, за которой просто неприятный человек, ведущий себя не приемлемым для общества способом, становится «насильником», а значит, легальным объектом травли и преследований.
Семнадцатилетняя Нофар, самая заурядная и невзрачная девушка не только в своем окружении, но, пожалуй, и во всем Тель-Авиве, на каникулах подрабатывает в кафе-мороженом. Однажды туда заходит известный в прошлом певец Авишай Милнер, раздосадованный очередным отказом звукозаписывающей студии. Авишай оскорбляет замешкавшуюся Нофар, та, рыдая, убегает в темный внутренний дворик, он в ярости следует за ней, хватает девушку за плечо — и совершает тем самым роковую ошибку. Нофар издает душераздирающий крик, а после, когда к ней сбегаются люди с улицы, обвиняет Милнера в попытке изнасилования. С этого момента неприметная мышка Нофар становится «девочкой, которая не побоялась закричать» — звездой и ролевой моделью для тысяч женщин, а раздражительный и самовлюбленный грубиян Милнер — предметом столь же горячей и искренней всенародной ненависти. Однако беда в том, что происходившее во дворе видели еще две пары глаз: одинокого и неуверенного в себе юноши-подростка и немого нищего. И теперь оба они знают, что никакой попытки изнасилования не было.
«Лгунья» Айелет Гундар-Гошен — книга, исследующая не столько психологию героев (вылепленных уверенной рукой и весьма правдоподобно, но без избыточных подробностей), сколько социальные механизмы, легализующие и даже поощряющие подобное развитие событий. Вот участливые свидетели фактически подсказывают Нофар готовый вариант объяснения произошедшего — для того, чтобы вызвать сочувствие, симпатию и одобрение, ей достаточно просто кивнуть. Вот телевидение превращает ее в мученицу и героиню, не оставляя ни малейшего шанса сдать на попятный. Ни один человек не готов подвергнуть сомнению ее историю: по сути дела, еще прежде, чем злополучный хам Авишай Милнер открывает рот, чтобы оправдаться, он уже обречен.
Айелет Гундар-Гошен в своем романе выступает против сегодняшней общественной повестки, предписывающей с радостной готовностью принимать на веру любое — даже самое абсурдное — обвинение в насилии (особенно если «насильник» кажется плохим человеком). И хотя для героев все заканчивается относительно благополучно, общий пафос «Лгуньи» очевиден: безоговорочное и безусловное доверие жертве так же опасно и губительно, как и пренебрежение ее чувствами. Пожалуй, все то же самое можно было рассказать чуть более тонко и изобретательно, с большими нюансами и человеческой глубиной, но даже в таком — простоватом и прямолинейном — виде роман Гундар-Гошен остается книгой в высшей степени полезной, важной и своевременной.
* Оценка указана редакцией Livelib
Книги из этой статьи
Читайте также
Комментарии 3
Показать все

Пресловутая "простота читабельности" напрягает. Хорошая литература не должна упрощаться до примитивизма. Тема обвинения в изнасиловании невиновного человека довольно истрёпанная, как анекдот с "бородой". Мотивы - разные. Подача - разная. Больший интерес заслуживает не то, о чём пишет малоизвестная израильтянская писательница, а как она пишет. Начала читать. Не знаю пока...
Любопытно, стоит посмотреть, чего стоит современная израильская литература. Тема, впрочем, не самая актуальная, но вполне читабельная.