17 марта 2018 г., 14:13

3K

Женщины за работой

9 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
Критик: Сергей Морозов
Рецензия на книгу Мертвые души
Оценка: r30-gray.png*

Анжела Марсонс вскочила в детективный поезд в один год вместе с Полой Хокинс. И пока последняя почивала на лаврах, принялась штамповать книги о расследованиях инспектора Ким Стоун одну за другой (за три года — семь штук). Экранизации пока нет. Так что перед нами британский полицейский сериал в прозе.

Чем хороша Марсонс? В первую очередь тем, что здесь не приходится ждать по двести страниц, когда же наконец что-то произойдет, продираясь сквозь буераки внутреннего мира действующих лиц. В тех же «Мертвых душах» отлистал пятьдесят страниц — и уже три трупа. Полицейские бегают как заведенные: разнюхивают, допрашивают, собирают улики.

То есть все в порядке. Никто не наливается спиртным до синих бровей, не набивает, как верблюд, желудок впрок ксанаксом и валиумом. Фенозепам? Нет, не слышали. Герои «Мертвых душ» четко помнят, какой нынче день недели и не страдают психическими расстройствами.

Труд облагораживает человека. Любимый, общественно-полезный — вдвойне. Поэтому смотреть на Ким Стоун и ее коллег — Стейси Вуд, доктора-паталогоанатома Эй, да даже пронырливую журналистку Трейси Фрост — приятно. Ничто так не радует, как вид работающего человека. А тут еще соцсоревнование с мужской половиной полиции: кто на свете всех умней, всех глазастей и смелей?

Но роман все же не так хорош, как предыдущие книги о Ким Стоун. «Мертвые души» захватило всеобщее моровое поветрие — «учение с увлечением».

Марсонс замахнулась на важные социальные проблемы, которые обычно остаются за пределами внимания полиции. Если бы не самоубийство и останки, найденные на земле семейства Коули, кто стал бы этим заниматься? Расизм, ксенофобия, сексизм — с них начинается путь к «мертвым душам».

Все верно. Поэтому ошибка не в идеях, в том, как они воплощены в романе.

Оттого что несправедливость и человеческая злоба количественно нарастает от страницы к странице, качественно мало что меняется. Меня вид взволнованной матери индийской девушки впечатляет, а сцена травли человека собаками кажется пошлостью (русская классика приучила). Живое человеческое беспокойство, волнение, затрагивает больше, чем привычно фонтанирующие в новостной ленте ужасы насилия. Когда писатель устами персонажа призывает вспомнить о родных и близких пострадавшего — это звучит как обычный дикторский конферанс к телекартинке, от которой все устали. Совсем другое дело, когда он заставляет нас сочувствовать и сострадать конкретному человеку. Вот это уже искусство, литература. Нужно не говорить о серьезности проблем, а быть серьезным. Иначе всякая проповедь диалога и понимания превращаются в пустые лозунги, в новые заветы партии. Мы знаем, чем заканчивается время заветов. Абсолютным цинизмом. Моральные принципы превращаются в дешевую агитку.

Марсонс, заинтересовавшись подоплекой описанных в «Мертвых душах» преступлений, покидает территорию романа. Книга становится средством пропаганды, писатель переходит к колумнистике. Печально. Но и показательно. Автор нынче крепко встал у микрофона, подхватил истрепанную повестку дня (феминизм, мультикультурализм, борьба с дискриминацией и т.д.) и совершенно позабыл о том, что его задача самому задавать тему для дискуссий, а не повторять прописные истины, которые можно почерпнуть из интернета, газет и телевидения.

* Оценка указана редакцией Livelib

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

9 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!