29 июня 2016 г., 00:00

198

Батальный метемпсихоз

3 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
boocover.jpg
Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу Простые смертные
Оценка: r35-green.png

Дэвид Митчелл, автор суперпопулярного, гиперувлекательного и мегаэкранизированного «Облачного атласа», написал новый роман. В этом опусе семьсот с лишним страниц, его действие растянулось от слегка ностальгического 1984-го до почти апокалипсического 2043-го, и в целом он выглядит как развернутый дайджест всех предыдущих фантастических книг писателя. Опять герои из всех концов света, сумасшедший сюжет, сверхъестественные способности, удивительные приключения духа и плоти, метемпсихоз, транссубстанцирование и прочие чудеса.

Те персонажи, которые бессмертные, четко делятся на плохих и хороших. Первые — это Анахореты Часовни Мрака, созданной в начале XIII века Слепым Катаром из монастыря Святого Фомы, что на Сайдельхорнском перевале. Эти мерзавцы питаются душами людей, отличающихся высоким уровнем психический энергии, благодаря чему, подобно чапековским потребителям средства Макропулоса, обеспечивают себе вечную молодость. Анахореты аналогичны «темным», их «светлые» оппоненты у Митчелла именуются Хорологами.

Хорологи, напротив, существа в высшей степени порядочные. Чужую энергию не сосут, а всего лишь вселяются в тела только что умерших детей. Правда, потом родители этих детей сильно удивляются, не понимая, что за странные таланты открылись в их чудом выживших чадах, но нарушением этических норм эти издержки не считаются. Переселяясь из тела в тело, Хорологи могут жить и сотни, и тысячи лет, успевают побывать женщинами и мужчинами, испанцами и японцами, русскими крепостными крестьянами и успешными шведскими бизнесменами. Анахореты и Хорологи — извечные враги, и, конечно, же, на страницах «Простых смертных» развернется их последний и решительный бой.

На его описание у Митчелла уйдет тридцать страниц, утомительных для любого читателя, вышедшего из подросткового возраста и ищущего в литературе что-либо, помимо батального экшена. Вообще по мере трудного продвижения к финалу этой разлапистой книги (шесть частей, шестьдесят лет, десятки пересекающихся сюжетов и переплетающихся судеб, постоянные изменения в правилах игры — поди запомни, какие волшебства Анахореты и Хорологи умеют, а какие нет) мысль о том, зачем все это написано, возникает чаще и чаще. Ну не может быть, чтобы Митчелл сочинял всего лишь приключенческий роман!

Конечно, он сочинял книгу с претензиями и амбициями. Кое-что получилось: в «Простых смертных» есть удачные психологические скетчи, грозные предупреждения о грядущей глобальной катастрофе, симпатичная центральная героиня, умудрившаяся сохранить достоинство в эпицентре столкновения сверхчеловеческих сил. Вот только результат и затраченные на его получение усилия совершенно несоизмеримы. Роман Митчелла — стрельба из пушки по воробьям, или даже стрельба из лазерной пушки по виртуальным муляжам воробьев. Ужасно эффектно, только непонятно зачем.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

3 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!