О персонаже
Раймонд (Раймунд) Луллий (1235-1315) — каталонский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. Луллий считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики.
Данных о ранних годах жизни Раймонда Луллия не так много, но более поздняя его биография, после тридцати лет, известна достаточно хорошо. Главным источником информации о его жизни является текст «Vida coetània», написанный неизвестным автором в монастыре города Вовер в 1311 году. Текст приписывают как самому Луллию, так и неизвестному монаху, или канонику города Аррас, Томасу Ле Мизье.
На этот довольно противоречивый труд во многих своих работах ссылается и сам Луллий. Также её упоминают многие его ученики и современники, а в самой работе приведен список исторических документов, которые дополняют информацию о его жизненном пути. Среди данных о жизни Раймонда Луллия особенно интересны его собственные пометки о своем душевном состоянии на разных этапах жизни. В целом можно сказать, что его биография изучена достаточно хорошо.
Раймонд Луллий родился в городе Пальма де Майорка сразу после завоевания острова королём Арагона Хайме I и создания королевства Майорка. Точная дата его рождения остаётся загадкой, известен лишь временной промежуток когда он появился на свет: с 1232 по 1233 год. Его родители, Раймонд Амадо Луллий и Изабелла де Эриль, родом из Барселоны, принадлежали к городской аристократии или, другими словами, к небольшой прослойке каталонской знати.
Отец Раймонда согласно своему титулу получил ряд владений от Хайме I, что зафиксировано в Книге Майорки о распределении земель. Этот факт говорит о его выдающемся вкладе, либо военном, либо финансовом, в проведение конкисты. Семья Луллиев обосновалась на Майорке и оказалась на достаточно высоком уровне в социальной иерархии острова, что в итоге помогло Раймонду Ллулию младшему получить пропуск в высший свет.
Согласно официальным источникам, карьера Раймонда при дворе началась с того, что он вошёл в окружение будущего Хайме II Майоркийского, когда тот официально стал наследником престола. Тогда Раймонд возглавил королевскую администрацию. Также нельзя не отметить тот факт, что ранее ему предоставлялась возможность занять какой-либо пост при дворе графа Рикера.
Практически в то же время, в 1257 Раймонд Луллий женился на молодой Бланке Пикани, у пары родилось двое детей: Доменик и Магдалена.
В отличие от следующего этапа своей жизни, когда он стал глубоко религиозным человеком, это время для Раймонда наполнено событиями. Ллулий никогда не говорил сам о себе в своих произведениях, однако там проскальзывают образы распущенного вельможи, поэта-трубадура, описание того что на границе государства пересекаются сразу три культуры: христианская, арабская и еврейская. Все эти детали существенны для понимания дальнейшего жизненного пути человека, примыкавшего к различным королевским и папским дворам, который превратил своё литературное произведение в глубокие размышления.
Луллий должен был переехать в Париж для получения образования с целью завершить паломничество, однако, когда он находился в Барселоне, его родственники и друзья, в частности Раймунд де Пеньяфорт, отговаривали его и убедили вернуться на Майорку. Там начался его период обучения, продлившийся 9 лет.
В то время он обучался в библиотеках монастыря Санта Мария Ла Реаль и в монастыре Сан Доминго. Изучал латынь, философию, теологию и право, так же естественные науки, в особенности медицину. Последний факт позволяет предположить, что он провел некоторое время в Монпелье. Также изучал арабский: для этого он купил образованного раба, который преподавал ему язык, логику аль-Газали и, вероятно, основы суфизма. Однако отношения с этим 10-летним учителем закончились не лучшим образом, так как Луллий ударил его за порицание Христа. В отместку тот попытался убить Луллия, и ранил его мечом. В итоге раба посадили в темницу, где он покончил жизнь самоубийством.
В конце этого периода обучения он написал на арабском две свои первые работы, которые были вскоре переведены на латынь и каталанский: «Компендиум логики аль-Газали» и великолепная по содержанию и объёму «Книга размышлений о Боге» (1272), «широкая аскетично-мистическая энциклопедия» с автобиографическими элементами. Речь идет о шедевре христианской литературы и книге, заложившей основы и в то же время ставшей венцом каталанской литературы. Согласно Де Рикеру, Комасу и Моласу: «Луллий начинает свой авторский путь ярко, масштабно и совершенно зрело, не с метода проб и ошибок, не с робких колебаний, а с книги, богатой знаниями, полученными опытным путем, полной любви к Богу. Её философские рассуждения на высоком уровне, проза совершенна, она энциклопедична в своей сфере, и читается на одном дыхании».
Луллий был выдающейся личностью с насыщенной социальной жизнью, он встречался с королями и понтификами, постоянно путешествовал, читал лекции в университетах, вел беседы с представителями интеллектуальной элиты своего времени, участвовал в католических церковных соборах, выступал за крестовые походы и обращение неверных в католическую веру. В дальнейшем он был заключен в тюрьму, и пережил личностный кризис. И вместе с тем являлся великим философом, писателем и теологом эпохи Средневековья, оставил после себя значительное литературное наследие.
Однако Раймонд Луллий был исторической личностью такой величины, что в его биографии все же встречаются некоторые неточности и противоречия. Так его последователи и ученики стремились приукрасить его достоинства, а противники напротив старались исказить его личность, и некоторые неизвестные авторы даже писали под его именем. Поэтому ему приписывали трактаты по алхимии и каббале, и даже некоторые научные открытия. Но все же нужно заметить, что Луллий разбирался во многих областях знаний и в его работах действительно можно встретить отсылки к разным наукам. Свою жизнь Раймонд Луллий посвятил христианству и обращению неверных в католическую веру и все его работы так или иначе пронизаны этими идеями.