Медведь Топоту́н — сказочный персонаж в книгах А. М. Волкова о Волшебной стране и Изумрудном городе. Топотун является спутником и помощником Урфина Джюса.
На самом деле Топотун — не настоящий лесной медведь, а медвежья шкура, случайно оживлённая волшебным порошком и, впоследствии, набитая опилками для устойчивости.
ИсторияВпервые Топотун появляется во 2-й книге о Волшебной стране А. М. Волкова («Урфин Джюс и его деревянные солдаты», 1963).
Предыстория Топотуна
О том, что было с Топотуном до оживления, известно крайне мало. В книгах сообщается лишь то, что он был ручным медведем Урфина Джюса и благополучно издох где-то за год до начала событий 2-й книги, после чего Урфин сделал из его шкуры коврик.
Каким образом медведь попал к Джюсу изначально, какое имя он носил в тот период и что повлекло его гибель — неизвестно.
Характер и деятельность
После оживления Топотун сопровождает Урфина Джюса во всех его начинаниях. Медведь души не чает в своём хозяине и служит ему верой и правдой. Так, например, Топотун ловит для Джюса кроликов и другую живность, силой поддерживает авторитет Урфина среди деревянных солдат, а после первого свержения Джюса добровольно отправлятся с ним в изгнание.
Не отличаясь особенным умом (эта роль принадлежит другому приспешнику Урфина — филину Гуамоко), Топотун выступает скорее как самый приближённый телохранитель своего повелителя. Кроме того, Джюс использует Топотуна в качестве своеобразного транспорта — ездит на нём верхом, либо перевозит поклажу.
Топотун выгодно отличается от других спутников Урфина Джюса: медведю чужда характерная для филина Гуамоко хитрость, не обладает он и злобным нравом, присущим клоуну Эоту Лингу. По натуре Топотун простодушен, добр и всецело предан хозяину, которому к тому же «обязан вечной благодарностью» за оживление.
Нравственная позиция
Злодеяния Урфина Джюса находятся вне сферы понимания Топотуна. Он не задаётся подобными вопросами морали и не пытается судить поступки Урфина.
Загадочное исчезновение
В книге «Огненный бог Марранов» Топотун выступает в том же качестве верного слуги Джюса, однако в финале, после вторичного падения власти Урфина, медведь по непонятным причинам покидает своего хозяина.
Дальнейшая судьба Топотуна неизвестна. Достоверно лишь то, что в последующие два-три года (соответствующие книгам «Жёлтый туман» и «Тайна заброшенного замка») Топотун не вернулся к своему хозяину, несмотря даже на то, что тот переосмыслил свою жизнь и стал порядочным человеком.
Происхождение образа
В биографии Топотуна содержатся некоторые указания, позволяющие предположить, что образ Топотуна частично заимствован А. М. Волковым у Л. Ф. Баума (из книг которого Волков почерпнул также саму идею Волшебной страны и исходные образы нескольких основных персонажей).
Так, у Л. Ф. Баума упоминаются целых три медведя, из которых, возможно, Волков и «собрал» своего Топотуна. Это, во-первых, безымянная медвежья шкура, принадлежавшая некой старой женщине по имени Дина, и случайно оживлённая волшебным порошком; во-вторых, гуттаперчевый медведь по кличке Топтун (перевод И. Париной, в оригинале — Para Bruin) — почётный гость на праздновании дня рождения Принцессы Озмы в книге «Путешествие в Страну Оз», он же — один из главных героев другой сказки Баума «Король Имбирь и Цыпа-Херувимчик» (англ. «John Dough and the Cherub»), не относящейся к «озовской» серии; и в-третьих, в медведя, набитого соломой, был ненадолго превращён Страшила по воле злой колдуньи Миссис Юп (вероятный прообраз великанши Арахны) в книге «Железный Дровосек из Страны Оз».
Надо сказать, что «Баумовские» медведи играют в «озовских» книгах эпизодическую роль, их жизнеописание отличается краткостью, в то время как «Волковский» Топотун — яркий, полноценный, хорошо прописанный персонаж, занимающий заметное положение в двух книгах из шести.
Обновлено: 25 апреля 2014 г., 23:40