Рецензии

Оценка NikitaGoryanov:  4.5  
В начале было Слово.

Порой начинает казаться, что в 21 веке жанр семейной саги немного устарел. У нас уже есть "Сага о Форсайтах", "Анна Каренина" и сотни других классических произведений, переплюнуть которые задача не из простых. Однако у каждой эпохи свои проблемы, свои взгляды на фундаментальные философские понятия и внутрисемейные отношения. Да, вы не ошибетесь, если скажете, что под слоями времени находятся одни и те же неразрешимые вопросы и противоречия, но, как всем нам известно, все зависит от контекста. Ни у кого же не возникнет сомнений в том, что семейная сага Толстого и, скажем, Маркеса друг от друга отличаются. А если предположить, что в этом жанре работал бы и Сартр, и, например, Камю. Можно вспомнить и Кафку, повести и рассказы которого, хоть и не тянут на сагу, но раскрывают проблемные… Развернуть 

Рецензия экспертапо пирогам из картофельных очистков
Дополнительные действия
Оценка darinakh:  2  
Нытик, нытика подгоняет ...

Решилась на то, что обычно стараюсь не делать – бросила книгу. Если книга выиграла какую-то награду, меня прямо тянет узнать, в чем был сыр бор. Сегодня утром в очередной раз приступила к чтению, словила себя на мысли, что совершенно неинтересно. Смогла осилить 70% романа. Никакой заинтересованности в концовке истории. А какой смысл продолжать, если оно так. Совершенно не жалко, положив руку на сердце, могу сказать. Несмотря на премию, отложила и забыла.

Читала в электронке, а ее физическая версия занимает порядка 380 страниц. Небольшая такая работа, но читала ее практически месяц. Долго и муторно тянулась моя эпопея с романом, я уже думала в нечитай меня закинет ненароком.

Действия происходят в Южной Африке, сюжет начинается с того момента в истории, когда в стране не было расового… Развернуть 

спойлер
Оценка daisy87:  5  

Книга рассказывает о истории семьи Сварт на протяжении 30 лет в ЮАР недалеко от Претории. Начинается повествование в 1986 году. Семья из пяти человек - двое родителей, трое детей. Главная героиня, самая младшая из детей, Амор случайно услышала разговор своего отца с умирающей матерью. У постели умирающей жены Мани (отец Амор) обещает отдать дом служанке Саломее, которая досталась им вместе с фермой. Дело в том, что мать долго болела, а ухаживать за ней никто не хотел. И Саломея о ней заботилась, как никто другой. Когда Рейчел (мать) умерла, отец не выполнил своего обещания. Но Саломея продолжала жить в этом доме. У Саломеи был сын Лукас. Амор рассказала Лукасу, что теперь дом будет принадлежать им с матерью. Но Лукас не понял, он подумал, что они с Саломеей и так живут в этом доме, а… Развернуть 

Оценка varvarra:  5  
О муках человеческого бытия...

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых описывает одну из смертей в семействе Сварт. Начинается повествование 1986 годом и похоронами Ма. Через девять лет умирает Па, чтобы отложить очередную встречу с героями еще на девять лет и сменить поколение старших Свартов на их детей.
Когда автор превращает свою книгу в сборник историй о смертях и процедурах захоронения, то следует искать в нем философскую составляющую, а не сагу о белых южноафраканцах, тем более, Гэлгут сам обращает внимание на непримечательность избранного семейства.

Ибо ничего необычного, примечательного в семье Свартов нет, они очень похожи на семью с одной или другой фермы по соседству, о да, просто заурядная кучка белых южноафриканцев, не верите – послушайте, как мы разговариваем.

Выстраивая сюжет из отдельных… Развернуть 

Оценка Caramelia:  4  
«Я не родился с жаждой быть свободным. Я уже родился свободным, свободным во всех отношениях, каких только мог знать». (с)
⠀⠀⠀Рассматривать Нельсона Манделу как неоднозначного человека — просто. Но еще проще представить, какую роль сыграл Мандела в истории ЮАР и Африки в целом. По долгу учебы я часто сталкивалась с личностью Манделы, да и диплом был посвящен деколонизации африканских стран. Я всегда сомневалась, как стоит оценивать этого южноафриканского лидера: с одной стороны, он стал символом эпохи освободительной борьбы, с другой стороны, насильственные методы (а порой и крайне жестокие) не внушают доверия. Автобиографии позволяют лучше понять человека, но при этом нужно осторожнее относиться к тому, что они показывают. В целом мне понравилось «Долгий путь к свободе», но ряд вопросов все же остался. Обо всем по порядку.О чем эта книга?⠀⠀⠀Нельсон (Ролилахла) Мандела — южноафриканский политический деятель,… Развернуть 
Рецензия экспертаТак много книг, так мало времени
Дополнительные действия
Оценка Marka1988:  5  
Обещанного сколько ждут?

Я понимала, что книга будет тяжелой, так и оказалось. Перед нами семейная сага, полная боли, разочарования и горя. Умирает мать семейства и просит мужа отдать домик служанке Саломеи, в котором она живет с сыном. Этот разговор был без свидетелей, но даже у стен есть ушки, и они принадлежали их дочери, Амор. Просьбы умирающего человека нужно выполнять, не важно нравится или нет, а если не можешь этого сделать, то и не обещай. А почему муж не выполнил ее пожелание? Да потому что семья с белой кожей, а их прислуга с черной. Тут даже объяснять причины не нужно. Проходят года, семья не крепчает, а, наоборот, только разваливается потихоньку. Кусочек за кусочком, жизнь за жизнью смерть забирает одного за другим. Может их прокляли за то, что те не выполняют свое обещание? Почему бы и нет? Сила… Развернуть 

Оценка Helgarunaway:  4  

1986 год. На изломе эпох глава семейства Свартов обещает умирающей супруге узаконить права собственности на гостевой домик за чернокожей служанкой Саломеей.
Проходят десятилетия, изменения в общественно-политической жизни ЮАР позволяют, наконец, это сделать.
Но старшего Сварта и потомков поглощает жизнь, состоящая из поисков себя, путей к Богу и невозможности отринуть постыдные привычки.
И лишь Амор, младшая из трёх детей, словно ожившая совесть, не забывая материнский наказ, взывает к родственникам во время семейных встреч, собираемых исключительно по трагическим поводам…

Эмоциональный и захватывающий роман, события в котором излагаются от лица множества персонажей, прямо или косвенно связанных с центральной темой произведения.
Изначально кажется, что к повествованию будет непросто… Развернуть 

Рецензия экспертаЧемпион России по критике 2017
Дополнительные действия
Оценка CoffeeT:  2.5  
Обещать не значит

В рамках непрерывно продолжающейся образовательной программы «Мои Букеровские лауреаты» я, наконец, добрался до самого свежего, едва-едва переведённого на русский язык романа южноафриканского автора, Букеровского лауреата 2021 года Дэймона Гэлгута «Обещание». Сразу парочка ремарок. Ну, во-первых, весь сонм букеровских обладателей года эдак с 2014-го читать почти что невозможно. Извините, что я сразу так, но это так. То ли это что-то молекулярно-постмодернисткое (Сондерс, Бернс, Эваристо), то ли что-то национально-колоритное (с травмирующими, как правило, нотками) (Битти, Бернс, Стюарт), то ли это просто Марлон Джеймс, чья фэнтези сага, коей прочили тв-адаптации на ведущих стриминг-платформах и общемировой успех, как-то слегка подсдулась. Это просто информация в самой себе; ну и просто… Развернуть 

Рецензия экспертаПровайдер альтернативной духовности
Дополнительные действия
Оценка lustdevildoll:  2  

Роман о трагедии одной южноафриканской семьи и об обещании, данном мужем умирающей от рака жене, но исполнять которое пришлось младшей дочери через четыре долгих десятилетия, за которые много чего произошло. Жена хотела оставить чернокожей служанке маленький домик на семейной ферме, но в 1986 году по законам апартеида передать собственность белого человека черному было нельзя, а потом, когда апартеид отменили, отец уже и позабыл о том давнем обещании. Живет себе эта самая служанка с семьей в домике на птичьих правах - и ладно, никто же их не гонит. А параллельно автор рассказывает истории членов этой семьи - покойной Рейчел, ее супруга Мани, и троих их детей - Астрид, Антона и Амор. В романе есть ПТСР и прочие проблемы, с которыми сталкиваются участники военных конфликтов, супружеская… Развернуть 

Оценка ryzulya:  2  
"Люди не всегда берут то, что им дают. Не каждый шанс становится возможностью. Иной раз шанс – просто трата времени".

Данная книга - явно не то, что хочется читать в предновогодние деньки. Здесь нет ни капли радости, ни капли настроения и ни капли жизни. Книга о смерти, о похоронах. И о случайно брошенных словах, которые стали обещанием на всю жизнь.

Начинается книга с похорон. Похорон мамы. Главной героине на тот момент лет 12, еще ребенок. Но она уже отчетливо переживает смерть родного человека. И в какой-то момент мама, еще при жизни, говорила отцу, что хочет отдать дом служанке Соломее. Амор, та самая младшая дочь, это слышит. А после смерти матери выясняется, что это обещание никто, а в частности отец, выполнять не собирается. В следующий раз читатель встретится с Амор уже на… Развернуть 

Оценка winpoo:  4  

Это книга увела меня далеко-далеко от моей собственной жизни в арктическое лето чужих непривычных мыслей и чувств. А поскольку я вообще не любитель жары, то в сдержанной северной обители чужой души с её робким пламенем эмоций и туманом рефлексий мне показалось очень даже комфортно.

Мне, в принципе, интересны беллетризированные биографии, хотя понимаю, что это очень опасный жанр, поскольку биографу приходится балансировать на тонкой грани жизненной правды и собственных домыслов. Это всегда рождает ощущение недосказанности или недостаточной открытости повествования, но если учесть, что читатель в моём лице почти ничего не знал про Э.М.Форстера, кроме того, что он написал «Говардс-Энд» и «Комнату с видом на Арно», автору, как мне показалось, удалось соблюсти деликатную меру и вызвать если не… Развернуть 

Оценка hippified:  3.5  

Очень неуютный, параноидальный, до краёв наполненный клаустрофобией короткий роман, как и многие художественные произведения об одиночестве и маяках. Только в отличие от основной массы текстов с такими ТТХ здесь не будет тайны.  Никто не станет бегать по острову в поисках разгадки, отчаянно ждать новостей с большой земли, видеть подозрительные тени и разговаривать с отражением в зеркале. Но и без этого ассоциативный ряд прямо так и просится в компанию к "Маяку" с Паттинсоном и Дефо.

В такой антураж южноафриканская писательница Карен Дженнингс  завернула рассуждения на массу разрозненных тем. Получилось очень противоречиво, поскольку микс временами выглядит хаотично, где одна линия перескакивает на другую, цепляет третью и возвращается обратно. Под стать блуждающему сознанию главного… Развернуть 

Оценка Rossweisse:  1  
Остров, маяк и старый дурак

Насчёт этой книги я обманулась дважды. Первый раз — когда прочитала в аннотации «Самюэль – семидесятилетний смотритель маяка и единственный житель небольшого острова у побережья африканской страны. Он ухаживает за своим садом, маяком и цыплятами, довольствуясь скромной жизнью» и решила, что мне это надо, потому что я люблю книги о мирном одиночестве (и иногда пофантазировать о безмятежной и романтической жизни смотрительницы маяка на безмятежном и романтическом острове). Второй раз — когда читала первые страницы и думала, что получила именно то, чего ждала: неторопливое описание размеренных дней, протекающих под шум прибоя вдали от дрязг большого мира, равно спокойный взгляд на жизнь и на смерть, опять же — маяк, грядки, курятник... То, что нужно вечером после тяжёлого суетного дня.
Но… Развернуть 

Оценка ksantippa:  3.5  

Книга посвящена английскому писателю Моргану Форстеру и его творчеству.Самый известный роман Форстера - "Путешествие в Индию" и он навеян реальным путешествием писателя в эту страну. Всё началось со знакомства Моргана и Масуда, двух мужчин с разным мировозрением, культурой и страстями,но эти различия не помешали завязаться тесной дружбе. Масуд учился в Оксфорде, но сам был индиец. Он настоятельно зазывал Моргана в Индию и настаивал, что друг должен посвятить этой стране роман. Так сложилась задумка и план. Морган несколько раз посетил Индию, путешествовал по ней, побывал в пещерах и музеях,знакомился с культурой и правителями. У Моргана было много друзей, но он был одинок. Форстер принадлежал к меньшинствам, что было сопряжено со множеством опасностей, ведь в то время, английское… Развернуть 

Оценка inna_1607:  4  
Апартеид рухнул, глянтье-ка, мы умираем теперь друг подле друга, в тесной близости. Жить бы ещё друг с другом научиться. (с)

В книге понравилась не столько история, сколько рассказчик. Такая, знаете, доверительная манера не переходящая в фамильярную. Ну, может быть, самую малость. И в жизни-то таких рассказчиков встречала всего два раза - оба были продуктом 90-х, мальчики, козою пальчики, в удобных тренировочных штанах, совершенно ничем не выдающиеся, но любую самую заурядную историю рассказывали так, что слушаешь, веришь (даже если знаешь, что врёт однозначно, скотина, потому как сама свидетелем излагаемого была) и мечтаешь только об одном - пусть подольше врёт! И всё без пошлости, вульгаризмов, обсценной лексики и жаргона. Талант!

Мнэээ... Вернёмся к книге? Жила была семья белых африканеров в пригороде Претории на собственной ферме. Мама, папа и трое детей. Сюжет прост - угасание семьи. Каждая новая глава -… Развернуть 

Оценка Unikko:  3  

К постмодернистским биографиям при желании можно привыкнуть. После «осени в Петербурге» «арктическое лето» в Индии уже не кажется ни слишком откровенным произведением, ни слишком бесцеремонным. Не удивляет больше и стремление некоторых писателей использовать биографический жанр, историю чужой жизни, по сути, в собственных интересах, для личного самовыражения. Как говорил Пикассо: почему нет? Впрочем, судьба Форстера была достаточно загадочной и сенсационной, чтобы рано или поздно стать романом.

Английский писатель Эдвард Морган Форстер родился 1 января 1879 года. В 1905 году опубликовал свой первый роман «Куда боятся ступать ангелы», а в 1924-ом – последний, «Поездка в Индию», после чего в течение 46 лет не написал ни одного художественного произведения. В 1970 году после смерти писателя… Развернуть 

Оценка alenabykowa:  0.5  
«Мы лишились своей земли и самих себя»
Наверное, это самая низкая оценка, которую я когда-либо ставила) Книга про семидесятилетнего смотрителя маяка у побережья африканской страны. Он ухаживает за свои садом, маяком, цыплятами и живет свою спокойную размеренную жизнь. Тела беженцев часто выкидывает ему на берег и он эти трупы хоронит. Но однажды он обнаруживает, что один незнакомец всё-таки дышит…
Книгу покупала не я, а получила её в тайном книжном санте) Прочитав описание я подумала, что в общем то всё звучит неплохо. Рассчитывала на этакий мрачный триллер или что-тт а этом роде. Но даже получив достаточно размеренный и спокойный рассказ про обычную жизнь, я не очень расстроилась. Я читаю абсолютно разные книги и часто даже те, которые не особо динамичны, меня захватывают. Но это я даже не знаю как описать…Я не сильна в… Развернуть 
Оценка irinaya13:  5  
Будущее африканской классики

Когда-то давно я читала сборники классиков африканской литературы. Это были 2 томика рассказов и повестей двух писателей из разных стран. Автором одного из них была женщина, которую при жизни называли классиком. Она в предисловии к сборнику своей лучшей малой прозы описала каноны зарождающейся тогда классики чёрного континента. Автор другого сборника в своём предисловии был скромнее в выражениях, но подмечал влияние на свои произведения африканской культуры и национальных мотивов. Они не сговариваясь говорили об одном и том же и я волей-неволей обращала внимание на эти моменты. Теперь, держа в руках современного литератора из ЮАР я знала, чего ждать и в то же время хотела проверить гипотезу: будут ли у Гэлгута такие мотивы-маркеры, по которым можно узнать классику? И конечно же, я их… Развернуть 

Оценка tanuka59:  3  

Это семейная история в четырех частях, каждая из которых озаглавлена именем одного из членов семьи Сварт и относится к разным десятилетиям, начиная с 1986 года – во времена режима апартеида. Не будет большим спойлером сказать, что центральным событием каждой из четырех частей является преждевременная смерть одного из них.

Центральная тема романа возникает, когда младшая дочь Амор, подслушивает, как ее умирающая мать, заставляет своего мужа пообещать передать чернокожей служанке Саломее, право собственности на ее ветхий дом, расположенный на краю их семейной фермы.
Напомню, что это ЮАР времен апартеида, и по закону чернокожие не имеют права владеть собственностью в районах проживания белых.
Неспособность семьи выполнить это обещание продвигает сюжетную линию вперед и раскрывает личные и… Развернуть 

Оценка labrunne:  5  

Это первая прочитанная мной книга про Южную Африку и апартеид. Хотя собственно апартеид там только упоминается, повествование строится вокруг семьи белых жителей, Свортов, - владельцев довольно доходной фермы.

Каждая из четырех частей описывает смерть и похороны одного из членов семьи. Это единственное, что может собрать вместе троих детей Свортов, и единственная возможность, которую использует Амор, младшая, чтобы заставить своих родственников выполнить обещание, которое их отец дал их умирающей матери. Обещание отдать дом, который находится на их земле, в собственность их чернокожей служанке Саломее. Кроме первого, самого главного обещания есть еще много более мелких обещаний, данных членами семьи кому-то либо самим себе, которые тоже остаются не выполненными. Так и тянется эта традиция… Развернуть 

Оценка bukinistika:  3  

Страдания юных Вертеров-гомосеков мне совершенно не интересны, просто вообще глубоко чужды и непонятны. Пыталась читать, потому что понравилась другая книга Гэлгута, но когда мне предложили повосторгаться крайне живописными яичками, особенно левым, я поняла, что дальше мне читать уже не хочется...

Оценка tashkatch:  4.5  

"А ты какими глазами смотришь?" (из передачи с канала Наталии Беляускене "Этот момент"). Эта фраза оказалась для меня ключевой для понимания романа. Разные сны, видимые членами семейства и описанные в начале повествования, сливаются в один общий. Также и на протяжении всего действа разные взгляды главных и второстепенных героев, органично перетекающие от одного к другому, сливаются в один сложный, противоречивый и такой неприглядный Мир.

«Мир приходит с приятием, говорит, выпроваживая его, священник.
Как принять то, чего я не знаю?»

И только сумев посмотреть из чистоты глазами Амор (не даром бездомный Боб, этакий индикатор общества, лишь её видит с голубым свечением без нацепленных сущностей) ты осознаешь и принимаешь эту картину мира…, и обещания исполняются.
P.S. Озвучка Т. Бондаренко и… Развернуть 

Оценка desusada:  4  

Из-под покрова тьмы ночной,
Из чёрной ямы страшных мук
Благодарю я всех богов
За мой непокорённый дух.

И я, попав в тиски беды,
Не дрогнул и не застонал,
И под ударами судьбы
Я ранен был, но не упал.

Тропа лежит средь зла и слёз,
Дальнейший путь не ясен, пусть,
Но всё же трудностей и бед
Я, как и прежде, не боюсь.

Не важно, что врата узки,
Меня опасность не страшит.
Я — властелин своей судьбы,
Я — капитан своей души.

(Уильям Эрнест Хенли, 1849-1903)

К автобиографии Нельсона Манделы я пришла после фильма "Непокорённый"/ "Invictus" (2009, Клинт Иствуд), в котором его сыграл замечательный Морган Фримэн. Стоит ли говорить о том, что ему и Иствуду удалось передать всю теплоту, человечность, силу и мудрость Манделы, что после фильма мне хотелось побольше узнать об этом человеке. Человеке,… Развернуть 

Оценка bezrukovt:  4  

Один из сильнейших романов, прочитанных за последнее время.
С точки зрения сюжета - это такие южноафриканские "Господа Головлёвы": история общественного упадка через призму разложения одной семьи. Неисполненное обещание мужа своей умирающей жене отдать домик прислуги в собственность чернокожей служанке Саломее оборачивается родовым проклятием, которое поочерёдно преследует всех членов семьи.
С точки зрения стиля - это довольно интересно сделанное повествование, в котором не всегда понятно, с чьей точки зрения ведётся рассказ. Точнее, эта точка зрения постоянно меняется (иногда в пределах одного предложения). Некоторые сравнивают эту манеру с работами Фолкнера и Джойса (и это явно комплимент Гэлгуту). Это этого иногда немного кружится голова, но в целом сделано очень классно.
Отличный… Развернуть 

Оценка LeveilleeSpanglers:  3  

Вот даже не знаю, что сказать…

1986 год. Глава семьи Свартов обещает умирающей жене, что их служанка Саломея, «доставшаяся их семье вместе с фермой», получит в награду за долгую службу дом, в котором живет. После похорон этот разговор быстро забывается, врезавшись в память лишь случайному свидетелю — Амор, младшей дочери Свартов. Но что может сделать ребенок?

Проходят десятилетия, сменяются поколения, семья медленно разваливается, но выполнит ли хоть кто-нибудь данное когда-то обещание?

Я честно говоря ожидала увидеть здесь какую-то эмоцию, драму, семейную жизнь и множество вытекающих из этого вопросов. Но книга оказалась совсем не такой…

Да, мы будем читать об одной семье от лица разных рассказчиков, мы будет формировать своё мнение о каждом из них, и даже в каком-то смысле коснёмся важных… Развернуть 

1 2 3