Всегда есть какой-нибудь выход, начал он утешать самого себя. В рай ли, в ад ли, безразлично. Рай обещает память, ад – тонкую пелену забвения. В полумраке нью-йоркской ночи он подумал, что бывают моменты, когда он, пожалуй, выбрал бы второе.
Гроздана Олуич ''Голоса на ветру''
Гроздана Олуич – новое имя для русскоязычного читателя в ряду самобытных сербских писателей: Горан Петрович, Милорад Павич, Иво Андрич, Добрица Чосич, Милош Црнянский и другие. Однако у себя на родине Гроздана Олуич является одной из самых значительных писательниц современной сербской литературы; она лауреат самых престижных литературных наград Сербии и Югославии, в том числе за роман ''Голоса на ветру'' Олуич была удостоена премии журнала НИН - самая престижная литературная награда Сербии (ранее - Югославии),… Развернуть
Впервые читаю так красиво и образно написанную книгу, где из кранов течёт сухая тишина, а надписи на табличках стираются от ежедневных взглядов.
Хоть роман и отдаёт пустотой и холодом, но это не тот холод, который от снега и зимой, а холод одиночества и мороз страха, который продиктован близостью военных действий.
Чего не отнять у Горана Пе́тровича, так это поэтичности языка и богатого на образы текста.
Чтобы проникнуться книгой, надо подключить чувственное восприятие и провалиться в историю, как это делают главные герои, для которых книги стали местом свиданий, ведь они могут там встречаться, когда читают одно и то же произведение.
Прежде всего это роман о любви, роман о книгах и роман о любви к книгам.
Интересно, что здесь раз двадцать появляются "Сафьяновые переплёты", как и в прошлом… Развернуть
ПОСЛЕВКУСИЕ
В котором говорится
о любви к чтению, как к способу любить и понимать мир,
о грезах, меланхолии, воспоминаниях и фантазиях, сила которых мощнее силы мирового устройства, где правит расчет, практичность, действие,
о боли за родину, которая натерпелась как гиря в мясной лавке,
об отчаянии безответной, неузнанной эпистолярной любви, которая прекрасней настоящей,
о способе завладения имуществом, памятью и сознанием,
о контроле неконтролируемого - мыслей,
и все это в эдемском саду, прилегающем к прекрасной вилле, в которой есть кухня с аппетитным запахом кушаний, в которой лишь иногда смотрят в поваренную книгу, библиотека с книгами-мирами, музыкальная гостиная, где играет арфа, спальни с кроватями-болдахинами и шторами в тон им,
в котором возможно будете жить… вы?
в котором… Развернуть
Нас вычислили!
Нас тысячи и тысячи - лайвлибовцев, не просто читающих, но живущих книгами, погружающихся в их глубины, ежедневно поглощающих их сладкий яд.
Похоже, нам недоступен высший уровень чтения, мы не умеем видеть и узнавать друг друга в таинственных несуществующих мирах за шелестящими страницами.
Потому-то сейчас мы здесь, в сети, читаем, выплескиваем пережитое на виртуальные страницы, часами переговариваем прочитанное с друзьями, большинство из которых никогда не увидим наяву.
Но он вас вычислил, этот Горан Петрович, он нас рассекретил.
Мы нашли своё место для свиданий, не владея секретом «полного чтения», не умея встречаться за книжными обложками, но всею душой желая этого.
Кому-то он дан изначально, кого-то обучили этому странному дару полного чтения.
Владеющий этим даром,… Развернуть
Мне понадобилось три дня, чтобы собрать воедино впечатления от книги, которая начиналась как мучительная тягомотина, которую надо прочитать, раз уж Killwish так распорядился. Мысленно обругала себя за то, что тащу в виш что попало, попыхтела страниц 30 и ... пропала. Пропала в тонком, прекрасном, бьющем прямиком в сердце любого читающего человека мире. Как ни странно, при всей моей любви к фэнтези и фантастике, я не умею воспринимать магический реализм, если он не латиноамериканский. То есть, у меня в голове где-то стоит указатель, что магический реализм - это не чудеса, а мировосприятие, когда чудеса составляют часть обыденности, а это как раз свойственно литературе Южной Америки, и вообще просто их менталитету. И вот за этот год второй раз встречаю магический реализм славянского… Развернуть
Я в ужасе. Вот абсолютно серьезно и без шуток.
Писать что-то о настолько личной и важной для меня книге - это очень сложно. Но хочется сохранить, зафиксировать хотя бы часть эмоций, поэтому буду пробовать. Включаю осеннюю "Unforgettable" Nat King Cole и ещё раз окунусь в эти воспоминания.
Когда я читаю Горана Петровича кажется, что кто-то укутывает меня теплым одеялом. Сама не понимаю, как это может делать книга, но в данном случае это именно так.
Воздушным, невесомым узором собираются слова под рукой автора и создают Книги. Достаточно просто открыть книгу, чтобы узнать Петровича. Его волшебный, сказочный, какой-то совсем не похожий на другие взрослые книги магический реализм чувствуется с первых строк, и сразу понимаешь, есть ли контакт. Удастся ли тебе совпасть с этой историей или не… Развернуть
Участвовали когда-нибудь в совместном чтении? Списки на лето по литературе в школе, а сейчас — с подружкой, чтобы вместе прочитать большое произведение, за которое одной браться страшно? Значит, вы поймёте о чем пойдет речь в этой книге.
Сюжет в том, что влюбившись, человек способен на многие безумства, например, описывать свой будущий дом во всех мельчайших подробностях девушке, с которой ни разу не встречался в реальной жизни. И при этом быть холодным к горящим зеленым глазам другой девушки, которая влюблена в тебя без памяти. А потом, разочаровавшись, опубликовать свои письма большим описательным романом — без героев, без событий, но подарить всем скитающимся, страждущим место, где можно переночевать, подкрепиться и послушать волшебные звуки арфы.
Вообще, я сейчас под очень большим… Развернуть
При чтении книги Петровича у меня постоянно возникала ассоциация с Тенью ветра Карлоса Руиса Сафона. В той и другой существует книга когда-то непризнанного автора, которая одновременно становится как объектом поиска, так и объектом уничтожения и осквернения . Все зависит от того, кто и что хочет в ней найти.
Вот вокруг этого нетленного труда и начинается все движение, события, в которые вовлекаются самые разные люди с самыми разными целями и намерениями. И похожая атмосфера таинственности, загадочности и любви, способной творить чудеса в прямом и переносном смысле. И замечательное погружение в национальные особенности, традиции, историю, в данном случае Сербии.
Когда-то Анастас Браница, тогда еще обыкновенный маленький житель Сербии, потерял своего отца, на память от которого… Развернуть
Эх, почему эта книга не попалась мне после "Дома, в котором…" или после другой какой-нибудь книги, снесшей мозг? Это было бы так своевременно, так помогло бы обработать эмоции, нежно утешить и поддержать тут же мою теорию, сказку, в которую я верю, о том, что книга — целый мир.
Несколько слов о "Книге с местом для свиданий". Эта история о:
— молодом корректоре, подшивающем тюлевые занавески и реконструирующем имение из загадочной книги в сафьяновом переплёте;
— о молодой девушке, которая по ночам учит английский язык и мечтает уехать из своей страны, а сбегает в книгу;
— о теряющей память, пожилой даме, которая однажды открыв книгу оказывается с огромными чемоданами на территории загадочного имения;
— об одиноком влюблённом юноше, всю жизнь свою посвятившем чтению и письму, и странному… Развернуть
Книга с волшебством внутри. Какая-то странная возникает при чтении атмосфера, благодаря которой я тоже отказываюсь немного внутри книги, встречаясь там с необычными незнакомыми людьми, и обмениваясь с ними записками. Специфическое вляние на меня - это желание оказаться в Сербии, потому что Петрович раз за разом убеждает меня в том, что какая-то часть меня там затерялась, и чтобы ощутить себя цельной, мне нужно именно в тех краях себя поискать. Сама идея уходить в книгу , бесспорно, лежит на поверхности, и множеством книгочеев день за днем реализовывается, но, согласитесь, тех книг, которые действительно уносят нас от реальности в свой мир букв и слов, придуманных образов и ярких событий - не так уж много. :) Книга Петровича - как раз из таких. Рассказывая о вполне обычных людях во вполне… Развернуть
Вторая книга, которую читаю у автора. И, откровенно говоря, третий шанс автору дань не готова...
Эта книга считается одной из лучших у Павича. Я, конечно, с этим спорить не буду, книга на самом деле интересная по замыслу и исполнению, но вот автор - не мой.
В этом произведении писатель "исследует" тему хазар и того, как и почему они выбрали свою религию. Сюжета в общепринятом понимании этого слова нет, три книги словаря (красная, желтая и зеленая книги) — сборники записей о персонажах и событиях, которые упоминаются по всему роману, но в разных книгах рассказаны историями с разными подробностями. Благодаря такому формату, роман можно читать не обязательно от начала до конца, а в произвольном порядке, собирая по отдельным статьям словаря мозаику истории главной темы.
Некоторые статьи из… Развернуть
«Verba volant, scripta manent»
Слова улетают…
…написанное остается!
А вот это уже волшебство! Как-будто другой автор, как-будто впервые с ним знакомлюсь, как-будто не было утомительного "Атласа, написанного небом".
Почему волшебство? Возможно потому, что книга совершенно очаровательна. Читается легко, быстро, с нею забываешь о времени. В неё погружаешься целиком.
Её сюжет не сравнить с другими. Она оригинальна и загадочна. Книга-искусительница, книга-мечта, книга-бесконечность.
Что в ней такого, что заставляло откладывать чтение, закрывать глаза, представляя образы и героев? Я тянула время. Я не хотела, чтобы она заканчивалась.
В ней есть душа. Правду вам говорю. Легким ветерком трепещет она между строк, мимолётным сквознячком пролетает в построенном из букв особняке, звучит в голове… Развернуть
Это такая тонкая узорчатая книга о книгах, о читателях, о времени и о слове. О том, что за каждым словом стоит нечто реальное – чьё-то воспоминание об ушедшем, или особенная уникальная вещь, может, памятная, или мимолётное настроение, или сложные смешанные чувства.
Слово должно быть правдивым (не стоит писать об оленях, если в этих местах они не водятся), слово должно быть точным, образным, за словами можно почувствовать приятный морской ветерок, услышать изящную музыку арфы, вдохнуть аромат роскошных кустов роз. Можно описать словами прекрасное место с садом, цветами, красивой и уютной виллой, прудами, садовыми лабиринтами и беседками. Так описать, что читатель будет рад снова и снова возвращаться туда.
А ещё словом можно убить, как убивал своих политических противников Сретен Покимица.… Развернуть
Книга о Сербии, Белграде, связи исторических моментов...
Книга о слове, тексте, родном языке...
Каждому читателю захочется представить себя на месте героев, научиться путешествовать по страницам, проникаться вымышленным, жить в нём, встречаться с такими же ценителями описаний...
Среди героев есть те, кто близок и понятен (Адам, Елена) или неприятен (Сретен Покимица и владельцы экземпляра книги, переплетенного в холодную кожу под названием сафьян), а есть чудак Анастас Браница, кому комфортнее жить в мире придуманном.
Двенадцатилетний мальчик читает книгу и так погружается в описание, что чувствует запах моря, а однажды отправляется по тропинке, чтобы зайти в воду. Потом возвращается из книжных грёз с мокрыми ногами и песком в сандалиях...
Такому читателю можно позавидовать...
Мальчик… Развернуть
Необычный и неожиданный, но очень красивый роман.
Здесь, как и в книге, вокруг которой выстроено повествование, практически нет движения по сюжету, но есть очень много емких и красочных описаний. В большинстве своем текст идет сплошным потоком, буквально обрушивая на читателя гипнотическую паутину словесной вакханалии. Обычно подобное многословие, да еще почти лишенное действия, восторгов у меня не вызывает. Но проза Горана Петровича так свежа и очаровательна, настолько наполнена какой-то неуловимой прелестью, что буквально захватывает в плен и не отпускает до самой последней страницы.
Автор настолько изящно играет словами, так искусно использует богатейшую палитру сравнений и образов, что не восхититься подобным мастерством просто невозможно. Например, банальная фраза «шло время» у него… Развернуть
То, что случилось с шейхом Ахмедом Нуруддином в Боснии времён Османской империи, могло случиться где угодно и когда угодно. В той же Османской империи, и тогда главный герой мог бы остаться дервишем, погружённым в созерцание своего внутреннего мира. Или в какой-нибудь другой стране, и тогда пропала бы мусульманская составляющая романа. Но ценность его не столько в передаче обычаев боснийцев и особенностей религиозного сознания, сколько в общечеловеческих проблемах, которые каждый день испытывают нас на прочность. Босния в романе довольно условна - не называется ни место, ни время действия. И это только подчёркивает масштаб проблем, для которых не важны хронология с географией.
Шейх Нуруддин давно уже отстранился от суеты городка, его жизнь - это текия, небольшое "общежитие" дервишей. И… Развернуть
На первый взгляд, мне показалось, что «Книга с местом для свиданий» - это воплощенная мечта любого читателя. Что может быть удивительней и заманчивей, чем возможность распахнуть книгу и шагнуть в другую реальность, которая, конечно же, на порядок прекрасней, ярче и романтичней, чем постылые серые будни? А еще – дышать одним воздухом с героями полюбившейся книги, быть свидетельницей яростных ссор и пылких примирений, находится в самом эпицентре событий, когда решается судьба человечества? Просто дух захватывает! А теперь представьте, что рядом с вами находятся еще пара-тройка десятков читателей, которым вздумалось в ту же минуту прочесть ту же страницу? Кто-то шуршит фольгой от шоколадки, кто-то тут же обсуждает увиденное по следам прочитанного, а кто-то приметил старых знакомых – и вовсе… Развернуть
Воспоминания словно птицы. Вначале спокойно сидят на ветвях деревьев, тихо переговариваются о чем-то своем. Но, прилетевший ниоткуда порыв ветра их небрежно подхватывает и, перемешав хорошенько в воздухе, вновь возвращает мне. В растерянности смотрю на них, таких знакомых, но в то же самое время безраздельно чужих...
Когда они начались, мои воспоминания? С первым ли вздохом и криком от оборвавшейся пуповины? С первыми каплями невыразимо родного и теплого материнского молока или от первой обиды? Или они считаются моими только с трехлетнего возраста? Ведь именно тогда я смогла сказать маме, что помню прошлое.
Но, что тогда так властно врывается в мои сны? Кто эти люди, с которыми я никогда не была знакома раньше? Куда я иду по бесконечным коридорам смутно знакомого мне дома? В реальности… Развернуть
Так как данная книга получена мной в подарок в раздаче, я постараюсь изменить себе и написать "полотно" - длинную рецензию на книгу.
Театр начинается с вешалки, а книга с обложки. На обложке мы видим Женщину, которая выпускает голубя, предположительно Columbia livia (точно и не определишь, так как изображение голубя немного размыто). Как сказала моя подруга: "Это что, женский романчик?". Еще настораживает вынесенная на обложку цитата критика Дины Катан "Теперь у сербской литературы есть свои "Сто лет одиночества". Эта цитата позже сыграет со мной и с процессом прочтения книги злую шутку: моё подсознание постоянно будет к ней возвращаться и сравнивать: "Тут похоже, а вот тут - нет". Это чтению, естественно мешает. Поэтому, может я и лицемерю, но все же контраст между обложкой женского… Развернуть
Одна из самых необычных книг, попавших ко мне за последнее время. Всё произошло совершенно неожиданно, когда я решила прослушать один университетский курс, в котором как раз и упоминалась данная книга. Стало интересно, кто же это такой, Бранкович, что есть в этой книге, что она притягивает.
Слушала в исполнении Ирины Ерисановой, никаких претензий, всё на высшем уровне. Вот, только это произведение нужно читать. Возможно, если мне понадобится книга не просто ради интереса, прочту её глазами.
Динамика интереса к книге колебалась в процессе чтения от нуля до самого высшего уровня. Местами было откровенно скучно. Финал же, наоборот, очень даже понравился. Цитат предостаточно для выписывания, есть над чем подумать.
Что мне было известно о хазарах? Да, практически, ничего, лишь поверхностные… Развернуть
«Альтернативный гангстерский эпос» повествует о судьбе сербского парня по прозвищу Хобо, который, по воле обстоятельств, становится профессиональным преступником. Его босс – Аца Барон – стоит по ту сторону добра и зла. Сам Хобо (он же Зокс Станкевич) слепо, по-самурайски следует приказам господина, но дремлющая совесть нет-нет да дает о себе знать. Все это можно рассматривать как одну большую метафору, как проклятый вопрос. Можно ли быть чистым в грязном мире? Можно ли оставаться человеком в нечеловеческом окружении? Это и есть нерв книги, ее главный внутренний конфликт.
Зорана Чирича не отнесешь в полной мере к сербскому культурному достоянию, его проза наднациональна и не имеет ничего общего ни с Павичем, ни с Петровичем, ни с другими крупными фигурами сербской литературы. Его герои… Развернуть
Ну я правда ни с чем другим, как с кубиком Рубика сравнить это не могу. Вот ты держишь её в руках, а сам даже и не подозреваешь, что на самом-то деле в руках держит она тебя.
Сейчас объясню, почему: гипертекст. "Читай и так, и сяк, и наперекосяк!" - предлагает нам Павич. Он, кстати, не умалчивает о том, что пока ты молод, вся эта книга для тебя не более, чем нагромождение подсоленных легенд и псевдонимов, а вот чем дальше в старость, тем больше ты поймешь. Наверное, поэтому многие дочитывают её с трудом, кто-то вообще не дочитывает, кто-то читает всю жизнь, а кто-то всю жизнь перечитывает.
Я, скорее, буду относиться к последним. Мне она тоже далась нелегко, в нее втягиваешься - словно столовым ножом железо пилишь - еле-еле, читаешь - будто жвачку из волос вытаскиваешь - аккуратно,… Развернуть
Необычная книга мне попалась! – Своеобразная беллетристическая реплика на работу Х.Арендт «Банальность зла», написанная сербским автором. Я и так-то поклонник современной балканской литературы, а тут моё любопытство к ней получило еще один весомый стимул для чтения.
Герой книги, Альберт Вайс, выживший после холокоста, пытается разобраться в природе творимого людьми зла, анализируя истории времен войны и свои сегодняшние беседы с его жертвами. Он хочет и одновременно не может понять, неизбежность зла имеет предельно банальную, плотскую, как считала Ханна Арендт, природу, или же высшую, космическую. Как óн мечется между этими двумя позициями, так и читатель, следуя за его размышлениями, совершает внутреннее маятниковое двоение, склоняясь то к одной, то к другой позиции. Читать философские… Развернуть
Сижу и не понимаю с чего начать рецензию.
На самом деле по впечатлениям книга местами напоминала мне "Дом, в котором...". И для кого-то это станет лучшей рекомендацией, но к сожалению не для меня, ведь ту книгу я так и не дочитала...
Мало того, что история не увлекла, так я еще очень много времени пыталась понять место и время действия описываемых событий.
Местами было достаточно интересно, но пожалуй подобные "куски" занимали процентов 10 от общего объема текста.
В общем и целом у меня не было особых надежд на данную книгу, и я не расстроилась.
Оценка 5 из 10
Невероятной красоты книга. У Горана Петровича прекрасный образный язык, восхитительные и необычные персонажи и не менее красивые идеи и наполнение книги.
Здесь нет какого-то конкретного сюжета, но мне иногда хочется прочитать именно такую книгу. Ведь так часто автор описывает какое-то прекрасное место, в котором хочется задержаться подольше, осмотреться вокруг, насладиться прекрасной атмосферой, а не выходит, потому, что сюжет тянет тебя все дальше и быстрее. Да и кто это придумал, что в книге обязательно должен быть сюжет?
Книги Петровича прекрасно подходят для того, чтобы насладиться прекрасными местами и необычными персонажами. Правда, некоторых из них мне все равно показалось слишком мало.
В мире этой книги существуют люди, которые могут настолько вчитываться в текст, что… Развернуть