Не могу сказать, что книга стала моей любимой. Я восхищаюсь дерзость автора и признаю, что она всколыхнула что-то в индустрии и запустила волну семейных триллеров. Для меня она запомнилась не этим. А тем, что стала первой книгой, прочитанной в новой электронной книжке. Для меня этот гаджет стал просто спасением, отдушиной. Всю свою жизнь до неё я раз-два в неделю бегала в библиотеку и читала-перечитывала. Потом уехала на учёбу-и пришлось искать другие пути чтения. На третьем курсе у меня появилась первая. Я была невероятно счастлива, но в процессе эксплуатации понимала, что и она несовершенна. Одна из первых-слабенькая, с трепетной душевной организацией и маленькой памятью. Я уехала на Новый год домой, и 1 января 2013 года получила новенькую. Счастья было! Полдня я радостно забивала открывшиеся бездны памяти (спойлер, мне всегда мало, я книжный хомяк),а потом устроилась читать. "Исчезнувшую". Она запомнилась бы мне меньше, если бы не антураж-1 января, новенькая книжечка. Я всосала её за день, в ноль разрядив новенький аккумулятор. Вот так сеттинг может повлиять на восприятие книги.
6 год обучения медицине. Безусловно, я люблю свою профессию, не сомневаюсь в себе и своём решении. Но чтение всегда для меня ассоциировалось с отдыхом, с возможностью читать то, что входит в зону так называемого «хобби», а не профессиональной литературатуры. Поэтому при первом знакомстве с обложкой этого бестселлера и ее названием я сразу отнесла ее к категории «не для меня», медицины и в жизни хватает.
Но когда на 40-е дни карантина меня начало тянуть на супернетяжеловесное чтиво, чтобы попросту не бросить сразу, я наткнулась на неё. Удивилась, что это детектив, удивилась, что детектив с медицинской проблематикой. Хм. Такое, пожалуй, мой мозг сможет вместить в итак пышащую медициной жизнь. Начнём-с!
Я не поклонница детективов, скажу сразу. Не то, чтобы мне они не нравились, просто за свою читательскую жизнь я прочла их совсем немного: парочку произведений из классики жанра (А.Кристи, Э.По), чуть больше из современных авторов (С.Ларссон, Д.Лихэйн). В связи с этим появление очередной книги Г.Флинн в книжном магазине, где я работала (да, несколько лет я проработала в книжном магазине, но это совсем другая история), не вызвало у меня каких-либо эмоций. Вскоре начался пиар "Исчезнувшей": "бестселлер", "читает весь мир", "продано столько-то экземпляров" и т.д. Меня на такое уже не купишь, опыт обмана есть, да и в книжной среде пословица "не все то золото...." в последнее время очень актуальна. Вскоре в прокат вышла экранизация, и опять посыпались восторженные отклики, в дальнейшем подкрепленные номинацией на "Оскар"(лучшая женская роль) и 4 номинациями на "Золотой глобус"!
В итоге, мы имеем хвалебные отзывы и высокие рейтинги книги и фильма. А меня все равно не было интересно из-за чего это все. Шли месяцы.... И совершенно недавно, рыская по книжным сайтам и скачивая электронные книги, абсолютно случайно в мой планшет попала и "Исчезнувшая" (честное слово, не помню, чтобы я сознательно ее скачала). Из чистого любопытства я открыла книгу и удивилась количеству страниц, которые мне показала моя книжная программка-совсем немного (хотя я припоминала, что бумажный вариант книги был совсем не тонкий). Погрешив на возможные толстые страницы и крупный шрифт букв бумажного издания, я посчитала, что может объем произведения действительно небольшой. А раз так, то может пришло время познакомится с книгой, времени много не займет. Признаюсь, мне понравилось с первых страниц, действия захватили меня и все свободное время я читала. Вскоре я заметила, что страницы заканчиваются, а вот сам сюжет и не собирается. И вот на последней странице моего электронного варианта произведения все обрывается и следует запись "Конец ознакомительного фрагмента." Вы можете представить мои эмоции?! Как такое вообще возможно?! Я, как наркоман в поисках дозы, лихорадочно начала прошаривать интернет в поисках полного варианта, и когда нашла, поняла, что память меня не подводила: книга действительно объемная. Но это уже было не важно, я просто не могла не дочитать.
Таким образом, я все же прочитала книгу, хотя не планировала и не собиралась этого делать. Даже больше, мне она очень понравилось, может быть даже и потому, что я не ждала от нее чего-то существенного, поэтому заранее и не переоценивала. Итог: очень качественный и захватывающий детектив. Осталось узнать, также ли хороша его экранизация?
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Вот Эми вроде такая умная, все продумала, прям молодец, а то, что нельзя хранить все деньги вместе, выронила из своей хорошенькой головы. Нет бы спрятать немного в машине, немного в домике, немного в секретном месте. Зачем? Будем таскать свою кучу денежек в поясном кошельке.
Психи всегда прокалываются на мелочах.
В год я читаю примерно по одному, очень расхваленному детективу (не люблю этот жанр, особенно когда замечаю, как автор неуклюже подсовывает в голову своему горе-сыщику нужные мысли), и чаще это нет, чем да. Статистика прошлых лет такая:
2016 г. - «Девушка в поезде» Полы Хокинс - беспросветная безнадёга, читать которую приятно только где-нибудь в Калифорнии, уютно устроившись в фамильном кресле и попыхивая сигарой. В противном случае неизбежно ощущение, что «Девушка в поезде» напоминает половину спившихся баб из твоего подъезда и при правильной мотивации они могли бы рассказать истории куда увлекательней.
2017 г. - «Правда о деле Гарри Квеберта» Диккера - нет-нет-нет, вам просто показалось, что это хорошая книжка. Благо, Диккер написал вторую, и теперь никому ничего хорошего не кажется.
2018 г. – «Тайное место», Таны Френч - хвала Господу в целом, Фантом-прессу в частности, что взялись за это сокровище, перевели, надели красивую обложку и отпустили в мир. Не знаю, кого может оставить равнодушным история козней девочек из закрытой частной школы, но точно не меня, я фанат, особенно когда автору более-менее удаётся вспомнить своё детство и достоверно описать все подростково-девчачьи заскоки и переживания. Что касается самого расследования, ну ок, оно не бесило, выводы строились не по принципу «Она надела синий свитер, она что-то знает», спасибо и на этом (хотя женщина-детектив была немножко совсем деревянной, но школа, школа божественна, и за эту школу я готова простить всё). Бонусом к этой истории идёт небольшая доля мистики, которой не даётся никакого объяснения (тут другие авторы-детективщики спросят: а что, так можно было?!). Пацаны, так нельзя, но если вы пишете про девчонок-подростков, то, так и быть, можно, потому что в определённом возрасте они все ведьмы, а у некоторых этот возраст никогда не проходит.
Случайно, сразу после "Исчезнувшей" стала читать Фридриха Ницше «ЕССЕ HOMO» (Как становятся сами собой). Даже дух захватило, как чётко слова Ницше о женщинах вообще подошли для характеристики Эми. Кто читал "Исчезнувшую", наверняка оценят:
Маленькая женщина, ищущая мщения, способна опрокинуть даже судьбу. - Женщина несравненно злее мужчины и умнее его; доброта в женщине есть уже форма вырождения... Все так называемые "прекрасные души" страдают в своей основе каким-нибудь физиологическим недостатком, - я говорю, не все, иначе я стал бы меди-циником. Борьба за равные права есть даже симптом болезни: всякий врач знает это. - Женщина, чем больше она женщина, обороняется руками и ногами от прав вообще: ведь естественное состояние, вечная война полов, отводит ей первое место. Есть ли уши для моего определения любви? Оно является единственным достойным философа. Любовь - в своих средствах война, в своей основе смертельная ненависть полов. - Слышали ли вы мой ответ на вопрос, как излечивают женщину - "освобождают" её? Ей делают ребёнка. Женщине нужен ребёнок, мужчина всегда лишь средство: так говорил Заратустра.
Всем, кто ещё не знаком с историей "удивительной Эми", советую прочитать книгу!
Когда-то очень давно, лет этак… очень много назад, смотрела фильм Дэвида Финчера «Исчезнувшая», который произвёл на меня впечатление, а надо сказать, что фильмы редко производит на меня впечатление. Неважно какое именно впечатление, даже если фильм мне понравился, он будет занимать мои мысли максимум минут 20 после просмотра, а сюжет я уже через пару дней забуду. Для меня просмотр фильмов (за редким исключением), это все равно, как рождественские открытки разглядывать. Так вот, сюжет этого фильма я запомнила надолго, а мысли о нем меня долго не покидали. В общем, фильм этот переваривала я долго. В то время я даже не обратила внимание, что это киноадаптация книги.
Потом, после просмотра фильма, по прошествии энного количество лет, я «натыкаюсь» на книгу
(причем в рецензиях на совсем другую книгу).
Ого! – Удивилась я, оказывается у фильма, который имел ошеломительный успех у меня:), есть первоисточник. В то время я не очень-то увлекалась книгами из серии «триллер» или детективы, а потому и сильного желания прочитать не было, тем боле, что и развязку я уже знала, а для такого жанра, это главный фактор, определяющий интерес (как мне тогда казалось), потому и читать, наверное, будет не интересно. Так я тогда думала, но решила все-таки прочитать просто ради любопытства чтобы узнать, чем фильм отличается от книги и наоборот.
Если и не с самых первых страниц, но книга меня затянула. Самое интересное, что знание сюжета нисколько не мешало развитию интереса, даже было ещё интереснее следить за самими героями уже зная who is who. Можно было сосредоточиться на их поступках и мотивах, а не пытаться предугадывать события. Если коротко, то книга мне тоже понравилась. И я снова решила пересмотреть фильм, чтобы сравнить теперь книгу с фильмом. И удивительные дело, фильм мне снова понравился и даже пересматривать его было интересно.
Фильм, кстати, тоже близко к книге, что сейчас является удивительным фактом, потому что режиссёры почему-то решают, так сказать, вносить «свой взгляд», который, порой просто искажает книгу (для примера Лиана Мориарти - Девять совсем незнакомых людей , а здесь мое возмущение)
Хоть и не понравилось мне пару моментов в фильме (зачем, например, нужно было вводить эпизод с камерами слежения), ну да ладно, с учётом того что он снят по книге - получилось в целом просто отлично, тем более что и сценарий писала сама Гиллиан Флинн.
Вот совсем недавно я снова натыкаюсь на фильм и опять его пересматриваю, а потом, по уже сложившейся традиции :), снова перечитываю книгу. И просто удивительно, опять с большим интересом и то, и другое. Удивительное дело, но по прошествии столько времени тема эта для меня не потеряла актуальности, и даже открыла для себя ещё новые моменты.
С одной стороны, меня страшно раздражают ссылки на очевидные вещи, что-то из серии N столица государства NN или «бобыль – человек, который…». С другой стороны, иногда мне нужны ссылки, безусловно, я не знаю всего на свете, и не понимаю что такое спагетти ботарга или паста риччо ди маре. Но тогда по закону подлости их нет. И вот я в очередной раз лезу в поисковик со своим глупым запросом, а сама думаю – это моя проблема, что я не знаю, что такое эффект Хоторна или это недочет издательства? Хотя, справедливости ради надо заметить, что об этом эффекте главная героиня просто мимоходом упоминает, тем самым демонстративно показывает высокий уровень интеллекта и начитанности, на это не стоит обращать внимания, просто писательский ход. Но я-то не могу не обращать внимание. Я же чуть-чуть любопытная и мне теперь интересно, о чем это идет речь мимоходом. Поэтому чтение романа Челси Саммерс «Определенно голодна» сопровождается для меня поисками новой информации.
***
Эффект Хоторна предполагает, что мы работаем лучше, когда на нас обращают внимание, когда происходят перемены в окружающей обстановке, притом не имеет значения к лучшему эти изменения, или наоборот.
Любое изменение в окружающей среде, а также повышение внимания со стороны руководства к деятельности сотрудников влечет за собой повышение производительности труда.
٧ эксперимент Мэйо в городе Хоторн рядом с Чикаго на заводе Western Electric, который проходил в несколько этапов на протяжении 12 (!) лет. Итогом исследований стала так называемая «доктрина человеческих отношений», согласно которой человек начинает лучше работать в том случае, если в его коллективе налаживаются хорошие взаимоотношения, а начальство начинает его хвалить и поддерживать. Немаловажным фактором является чувство принадлежности. Осознавая важность того, что он делает, человек начинает работать лучше. Я читаю эффект Хоторна и вспоминаю свою детскую фантазию, о которой уже когда-то рассказывала в рецензии на "Улисса". Каждый мой шаг кто-то наблюдает, обо мне пишут невероятно толстую книгу, и там рассказано все-все что я делаю (господи, какая бездна нарциссизма в маленьком ребенке). Так вот, как только я думала об этом, тут же старалась быть очень хорошей девочкой. Практически эффект Хоторна))
***
В книге написано «бабочка-бронзовка. Большая, темно-рыжая, красивая. Она хлопает крыльями, когда ест». Я прям извелась вся, но так и не нашла в интернете такой бабочки. Бронзовка – это вообще-то жук. Вид жесткокрылых из подсемейства бронзовок (Cetoniinae) в составе семейства пластинчатоусых (Scarabaeidae). «Самые привлекательные для домашнего ухода представители бронзовок живут в тропиках. Например, жуки-голиафы (Goliathus) – очень крупные (до 11-12 см в длину), тяжелые (до 100 г) и красивые жуки». Нет, вы представляете? Кто-то разводит жуков. Я нашла даже советы по питанию: «В условиях неволи их можно кормить бананами, персиками, цитрусовыми и прочими фруктами. В качестве подкормки сгодятся цветки сирени, одуванчика и почти все приятно пахнущие цветы». А вообще, к вопросу о питании оказывается из культурных растений бронзовки отдают предпочтение цветкам розы, шиповника, яблони, груши, моркови, капусты, свеклы, мака, ирисов, горчицы, ржи и кукурузы.
В России из 4 000 видов встречается 33. Ну и жуть же эти бронзовки, господа. На первый взгляд очень красивые, но уже после десятого вида я вспомнила, что не очень люблю насекомых.
Так вот, возвращаясь к книге. Если таких бабочек нет в природе, значит это косяк переводчика? Или это писательница хочет обратить внимание на ложную эрудицию героини? Типа читатель такой увидит сравнение и подумает – господи, вот темнота-то какая, не знает, что бронзовка это жук!
***
«История помнит предостаточно ярких психопаток. Семнадцатый век, Елизавета Батори, которая замучила в своем замке сотни человек, прежде чем ее саму не замуровали в одной из башен». Ок, гугл. Кто такая Елизавета Батори? Потому что история, конечно, отлично помнит ярких психопаток, но я нет. Из того списка, что дает Саммерс я знаю только о Салтычихе, а о Батори и Ла Квинтерале ничего не слышала.
1. Елизавета (Эржебет) Батори (1560-1614) Чахтицкая пани или Кровавая графиня — венгерская графиня, богатейшая аристократка Венгрии своего времени, известная серийными убийствами молодых девушек, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств, хотя точное число её жертв неизвестно. Ого! Ничего себе. Кстати, оказывается есть по меньшей мере 48 книг, в которых Эржебет Батори фигурирует как главный или второстепенный персонаж, к сожалению, большинство в жанрах, которые я не читаю – ужасы, мистика, фэнтези (отечественное, зарубежное, городское), литература про вампиров. Есть парочка книг в моей нейтральной серой зоне для чтения, но только Хулио Кортасар и его «62. Модель для сборки» попадает в мой лонг-лист в связи с историей Батори.
И еще несколько фактов о графине: «Первыми жертвами Эржебет Батори стали девочки-подростки, дочери местных крестьян, многие из которых были привлечены в Чахтицкий замок предложением хорошо оплачиваемой работы в качестве служанок в замке. Позже графиня начала убивать дочерей мелкопоместного дворянства, которые были отправлены в её гинекей их родителями, чтобы девочки обучались придворному этикету. Также имели место похищения. Зверства, описанные наиболее последовательно, включали в себя жестокие побои, сжигание или увечья рук, откусывание плоти от лица, рук и других частей тела, замораживание или голодную смерть». В который раз история доказывает, что реальность страшнее любого вымысла…И видимо поэтому я верю, что у меня самая антискучная профессия в мире.
2. «Ла Квинтерала, чилийская аристократка, убившая четыре десятка человек». Каталина де лос Риос и Лиспергер (1604-1665) в испано- и англоязычном мире зовется Quintrala, что в русскоязычном варианте превратилось в Кинтралу – чилийская землевладелица, известная своей красотой, жестокостью и садизмом в отношении слуг и рабов. После смерти мужа в 1650 году стала единственной хозяйкой крупных имений и продолжила совершать свои преступления, которые, по преданию очевидцев, приобрели черты чёрной магии и сатанизма. Несмотря на постоянные жалобы на злоупотребления и жестокость, она не понесла никакого наказания, поскольку делилась своим богатством с судьями и адвокатами, помимо многочисленных родственников на важных должностях. Официально её обвиняли в 40 убийствах, однако благодаря её богатству и влиянию не смогли их подтвердить в суде, и отпустили. Кстати, Кинтералу обвиняют в том, что она избила и зарезала бывшего любовника Энрике Энрикеса де Гусмана на том основании, что он играл с ее чувствами (поскольку отказался дать ей крест, символ своего благородства, в обмен на поцелуй). Вот так вот. Безответная любовь может быть очень опасной.
***
Неббиоло (итал. Nebbiolo) — технический (винный) сорт чёрного винограда, используемый в Пьемонте для производства красных вин, в том числе таких знаменитых, как бароло и барбареско. В XV веке законы пьемонтской области Ла Морра сурово карали вырубку виноградников неббиоло: нарушителям грозил либо высокий штраф, либо отрубание руки. За виноград. Руку. В 15 веке. Очень по-христиански.
***
Африканская циветта (Civettictis civetta) — млекопитающее из семейства виверровых отряда хищных, напоминает енотовидную собаку или большую куницу, средние циветты 1,7- 2,5 кг весом. Самым любимым лакомством для циветт считаются плоды кофейных деревьев. Я давно слышала об одном из самых дорогих сортов кофе Копи Лювак, но только сейчас углубилась в тему. «Пройдя пищеварительный тракт животного, кофейные ягоды не перевариваются полностью, а лишь ферментируются и выходят с испражнениями. Ферментация частично уничтожает горечь, специфичную кофейному напитку, из обычных зёрен. Кофе, приготовленный из зёрен, прошедших обработку в организме, обретает мягкий вкус». нет, я все понимаю, и про эксклюзив и про особенности вкуса, но не могу перешагнуть через какие-то барьеры в голове. Я не смогла бы пить этот кофе, даже не смотря на вот эту милую мордочку (а вообще циветты очень разные, пересмотрела порядка 200 фото, удивительные создания).
Почти ровно год назад меня безумно впечатлила “Исчезнувшая” Финчера. Момент, когда становится понятно, что Удивительная Эми - это в первую очередь долбанутая, первоклассная сука. Когда хрупкая анемичная дама вскрывает глотку мягкому и сладкому мужчинке, заливая белоснежное кружевное белье неиссякаемыми потоками черно-алой кровищи…Мурашки по коже. Страшно, противно, но величественно.
Недавно пересмотрела. Эффект почти тот же. Люблю фильмы, которые немного выбивают из колеи - заставляют чувствовать что-либо с чуть больше силой, чем в “будни”. Тут же взялась за книгу - "съела" ее буквально за пару дней. Несмотря на то, что сюжет знала и помнила досконально. Все потому что слова, образы, сравнения и мысли дают куда более яркую и красочную картину, чем видеоряд. Поняла позицию героев, их мотивацию. И даже приняла обоих. И тут же ужаснулась - это же ****** так жить и такими быть. Но думается, многие люди такие. Просто играют не так по-крупному.
Раз зашла в пункт выдачи заказов по интернету. Мимо меня проходил мужчина со стопкой книг, это было несколько комплектов трилогии Ларссона. Вдруг стопка накренилась и верхняя книга полетела вниз. Я схватила её на лету и положила обратно.
Вообще-то я не очень расторопна. Но вид книги, летящей на пол, обострил мою реакцию.