Рецензии

Оценка bookeanarium:  5  

Иногда парадоксальная Нобелевская премия приносит приятный сюрприз, именно так было в 2012 году, когда лауреатом стал китаец Мо Янь. Одну из его книг в срочном порядке перевели на русский, быстро смели с прилавков (всё же у Нобелевской премии хорошая информационная поддержка, повсюду пишут о новом лауреате), почти одновременно с первой перевели ещё одну книгу Мо Яня, а сейчас вышла и третья. Далеко не со всеми лауреатами «Нобеля» подобное происходит, издатели обычно запускают «пробный шар», издают всего одну вещь, но читательский повышенный спрос возникает далеко не всегда. Мо Янь – приятная находка и один из немногих азиатских авторов, известных и нашедших отклик у российской читательской аудитории. Существует известный перекос в сторону европейской и американской литературы, а… Развернуть 

Оценка Rosa_Decidua:  5  
Трогательно и сладко до жути.

Мо Янь — уникальный для меня писатель. Ставший любимым после одной прочитанной книги в далеком 2015. Однако, следующие две книги прочитала лишь в прошлом и в этом году. Его проза действует магически, с первых строк прощаешься с реальностью, она прекрасна и ужасна как мигрень с аурой. Когда кто-то просит посоветовать с чего начать знакомство с автором, я опускаю руки. Слишком жестко, физиологично, самобытно и насыщенно. История Китая, преподносимая как жуткая сказка, интересна далеко не всем. Но теперь появилась книга, которую буду смело советовать чтобы сделать первые шаги. Да и сам Мо Янь рекомендует начать именно с этого произведения.
Роман, написанный кистью на бумаге за сорок три дня. Семейная сага, в которой затронуты основные вопросы китайской действительности. Середина двадцатого… Развернуть 

Оценка ksuunja:  2  

Вообще-то я крайне редко ставлю книгам двойки, но как же меня достал Мо Янь, вы не представляете! В целом я была готова к этому, конечно же, не забыта ещё спешно отмученная в декабре «Большая грудь, широкий зад», но правдой будет также и то, что к такому я готова не была.

На самом деле, мне совершенно не хотелось браться за Мо Яня так скоро, но любопытство кошку сгубило. Дело в том, что в Минске появился вражеский книжный клуб, и решено было сходить на разведку. Но не пойду же я, не прочитав книгу! Ну и вот. Сейчас пойду.

Поначалу эти две книги были похожи, даже место то же – родина самого Мо Яня, причём он сам присутствует в книге в качестве одного из героев. Также в книге присутствует множество отсылок к его рассказам и пьесам, но не могу оценить, реальные они, или выдуманные – не горю… Развернуть 

Оценка Booksniffer:  4  

Имя автора этого романа запоминается легко: «паршивец Мо Янь» является чуть ли не главным персонажем романа, появляясь по нескольку раз в каждой главе. Этот ход, вызванный специфическим чувством юмора автора, оказывается жестоко переигранным. Мало того, что вначале кажется, будто писатель уже является автором произведений, а потом оказывается, что он школьник; к середине романа Мо Янь начинает приводить цитаты из своих книг, а в конце уже кажется, что «Устал рождаться и умирать» - просто ловкая компоновка написанных ранее историй. Я специально обращал внимание, и, если не считать отдельных мелких элементов, для сюжета присутствие автора-персонажа не обязательно. Такую вот хохму придумал китайский знаменитый писатель.

Ну а сам роман великолепно задуман и выполнен. Мне показалось, он во… Развернуть 

Оценка KuleshovK:  5  
"Паршивец Мо Янь" во всей красе!

Перед нами семейная сага, события которой развиваются на фоне важнейших событий в истории Китая (например, мы видим последствия земельной реформы, «Большого скачка» конца 50-х и «Культурной революции» середины 60-х). Вроде бы, ничего необычного, но эти события мы видим глазами животных. Но животных не простых, а с человеческой душой. В буквальном смысле.

Несправедливо убиенный работящий помещик отказывается в аду (вернее, в китайском аналоге ада, не могу сказать, как он называется в их мифологии) и отказывается от принятия своих грехов и настаивает на том, что он не должен здесь находиться и его место на земле, среди живых. Его истязали там всеми возможными способами (в аду способов пыток предостаточно, особенно если учитывать, что истязаемый не умрёт ещё раз, а боль чувствовать… Развернуть 

Оценка FemaleCrocodile:  0  
10 000 ли одиночества

В Китае очень много китайцев и все ходят в синем. Ещё штампов! У них есть стена, какие-то жуткие проблемы с эрозией почвы и Маленькая Красная Книжечка председателя Мао. У них нет фэйсбука. Китайское - это истошно яркое, пластмассово-полиэтиленовое и на 5 минут. Китайское - это запредельно изысканное, фарфорово-шелковое и самое древнее. Китайцы упорно строят социализм и летают в космос. Они первые догадались, что деньги - это бумага. В Китае ежедневно казнят 13,5 человек (причем 0,5 человека вовсе не издержки статистики), а органы экономно отправляют на трансплантацию... Для генетически предрасположенных к близорукости жертв татаро-монгольского нашествия и авраамических религий у нас на удивление много знаний о Поднебесной. Мы следуем дао и расставляем мебель по фэн-шуй, ловко… Развернуть 

Оценка KindLion:  2.5  
Ужасно длинная и немного страшная китайская сказка

На обложке книги гордая надпись – «Нобелевская премия 2012». Автор – китаец. Конечно же, я был заинтригован. В первую очередь интерес был вызван тем, что мне довольно редко доводилось читать китайскую литературу. Из того, что могу припомнить – китайские сказки, читанные в далеком детстве. А престижнейшая премия, как мне казалось до сего дня, гарантирует высокое качество литературы. Да тут мне ее еще посоветовали почитать на LiveLib`e… Короче, читать начинал с предвкушением…
Немного насторожило уже одна из аннотаций. Роман был написан за сорок три (!!!) дня. За это время написать роман почти в полторы тысячи страниц, получивший нобелевскую премию… Думаю, это кажется нереальным не только мне. Но, как бы то ни было, это вся информация, которая есть у меня по этому поводу. В конце-концов, не… Развернуть 

Оценка andorac:  5  
На самом деле, возвышенное не возвышенное, вопрос не в том, о чем писать, а в том, как писать.

Мо Яня часто обвиняют, что его проза слишком грубая, деревенская. В ней много натурализма и мало романтики. Мо Янь - это вам не слащавый Мураками, которому никак не могу простить хэппи-энд в 1Q84. У Мо Яня жестокая проза, в конце которой все или почти все умирают.
Собственно говоря, эта книга и начинается со смерти. Помещика Симень Нао расстреливают без суда и следствия. За пару месяцев до этого была провозглашена Китайская Народная Республика, Гоминьдановская власть окончательно пала, Чан Кайши перебрался на Тайвань. Над Китаем взошло солнце "Великого Кормчего" Мао Цзедуна. Новая власть устраняет нежелательных элементов, которые не вписываются в социалистическое будущее страны.
Безвинный… Развернуть 

Оценка Wolde:  4.5  
Прошли этот путь до конца

Итак, перед нами роман-эпопея, возможно, главная работа в жизни автора. Но начал я знакомство с творчеством Мо Яня с «Лягушек», возможно поэтому всё в первой половине «Устал рождаться и умирать» мне казалось неуловимо знакомым. Объясняет это сам автор очень просто: он 43 года вынашивал в себе идею романа, да и все его произведения написаны на одном и том же богатом жизненном материале.

Я читал в жизни немало эпопей. Все они такие разные. Например, предпоследняя из прочитанных была «Столица в огне» Кага Отохико. Там автор невольно обращался к творчеству Льва Толстого (ну как тут не вспомнить «Войну и мир» и «Анну Каренину». Такой вот удивительный японский Толстой.

Мо Янь в своём романе вспоминает «Тихий Дон» Шолохова. И вновь интересная ассоциация. Пожалуй, я её поддержу. Авторов объединяет… Развернуть 

Оценка ElenaGrustinka:  2.5  

Мой мозг был измучен, мне все было странно и не совсем понятно. Конечно книгу спасал живой язык плюс юмор, но чтение моё было растянуть безбожно. Тема перерождения меня никогда не интересовала, но тут и без этого столько всего задвинуто, и семейная сага и вонючая кровь осла, тьфу мерзости в общем достаточно. Я даже предположить не могу, кому бы я могла это порекомендовать к чтению. Хух... Устала

Оценка higara:  5  

Удивительно, но в этом году что ни семейная сага, то просто праздник души - монументальный Карстен, вдумчивый Майер и волшебный Мо Янь - все прекрасны до невозможности!
Как замечательно пишет Мо Янь! Завораживающие описания, мистическая и комическая составляющие напоминают "Вечера на хуторе близ Деканьки", непростые отношения между героями и их попытки самоопределиться в эпоху перемен отсылают к "Тихому Дону", и все это приправлено "Золотым ослом". Не возможно не влюбиться в этот текст, он прекрасен! Богатая событиями история семьи Симэнь и деревни Симэньтунь предстает перед нами рассказанная разными воплощениями души Симэнь Нао, Лань Цзефанном и "паршивцем Мо Янем", который принимает непосредственное участие в жизни деревни. А сколько интересных тем раскрывается - здесь и человек… Развернуть 

Оценка Shurup13:  3.5  

Это было странно. Это было мерзко. Это было интересно. Это было грустно.
Не могу никому советовать эту книгу, ибо на 700 стр любви и дерьма одинаково. И не известно, что лишнее.
Это семейная сага с очень необычным ракурсом. При этом у Искандерова есть две новеллы с таким же животным взглядом. В принципе, даже животные совпадают. Но подачи очень разные. Те новеллы сразу стали любимыми из всего цикла. Здесь от животных только инстинкт размножения и физиологические потребности.
Два монолога. В конце присоединяется еще третий, но это капля в море. И эти два рассказчика рассказывают историю своей семьи и деревни. Перешагивая через года, упуская какие-то связующие части и ставя нас просто перед фактом, что это случилось.
Прибавим еще магический реализм. Его тут хватает и смотрится он очень… Развернуть 

Оценка luka83:  4  
Сто лет одиночества. Made in China

Я вообще-то не собирался читать этот роман – уж больно велик. Но как-то так само сложилось, что лето прошло под эгидой китайской культуры, так что я решил, что кутить – так кутить.

Если вас не пугает количество страниц, с этой эпопеей вполне стоит ознакомиться, ибо она сочетает в себе немало достоинств. Во-первых, ненавязчивое, но весьма подробное изложение китайских нравов, что интересно. Во-вторых, достаточная документальная точность описания исторических событий Китая в интервале от 50-х до 90-х годов прошлого века, включая и «Культурную революцию», и более поздний перевод Китая на рыночные рельсы. В третьих, достаточно живой и легкий текст, не затянутый и насыщенный событиями.
Сравнение со «Сто лет одиночества» очень даже не случайно, многие черты похожи. Тут и описание длительного… Развернуть 

Оценка Comandanto:  4  

Китай. Что я знаю о нем? Не так уж и много. Страна, в которой очень много иного, непонятного, непривычного и экзотичного. Богатейшая история и культура, полноценная альтернатива доминирующим в современном мире европейским традициям, столь отличная от них, что это сложно не заметить. Багаж знаний о Китае, хранящийся в моей голове - лишь то, что осталось в виде отрывков курсов по истории стран Азии и Африки, пройденных в свое время на истфаке, да еще – «Суп из акульего плавника», мемуары одной англичанки уехавшей учится по обмену и влюбившейся в кулинарные традиции поднебесной. И вот, Мо Янь, о котором многие узнали благодаря нобелевке 2012.
Первые 200-300 страниц (читалось это в электронном варианте) я недоумевал, и все порывался отложить книгу. Но постепенно сюжет стал захватывать,… Развернуть 

Оценка AleksandraLiu:  4  
Роман, написанный за 43 дня, я читала целый год, и под конец, честно говоря, слегка устала. Вины романа в этом нет: я возвращалась к нему, отдыхая от других книг, и это возвращение всегда было безболезненным, как встреча со старым другом: проходи, присаживайся, сиди сколько хочешь, а нужно уходить — ничего, возвращайся как сможешь. Не приходилось мучительно вспоминать, что там было в прошлых главах, кто этот герой и кем приходится вон тому — потому что суть, в общем, как будто бы не в сюжете. В конце концов, нам еще в списке действующих лиц перед первой главой рассказали, кто на ком женится и в каком порядке в каких животных главный герой будет перерождаться. Интригу не держат даже названия глав, в которых четко, без витиеватых метафор, проговаривается, что сейчас, собственно,… Развернуть 
Оценка Chatterelle:  5  

Симэнь Нао - богатый землевладелец в деревне Симэньтунь, Китай. Объявленный врагом партии и подпавший под козни своих наложниц, с пулей в голове, переносится в мир иной. Но вот незадача - он - то думал, что он нёс благо для всех, ничего плохого в жизни не сделал, более того, не раз спасал жизнь другим людям. А оказалось, что его определили в Ад. Спустя некоторое время, пришлось Нао перерождаться. Ободрённый тем, что вернётся в образе человека, он снова попадает на Землю, в то же самое место. Но и здесь его "надувают" - он становится ослом в семье Лань Ляня, его воспитанника, женившегося в последствии на одной из наложниц Симэнь Нао.
Мо Янь в довольно необычной форме рассказывает о жизни обычных сельских жителей Китая глазами разных животных, в которые перерождается Симэнь Нао.… Развернуть 

Оценка JoshuaGrimm:  4.5  
Поучительная история о том, как непокорная душа телам покоя не дает.

Вся история начинается с убийства человека, посчитавшего, что зла он не совершал, а, значит, оказался в преисподней незаслуженно. Непокорная душа помещика Симэня Нао, вынесшая все муки преисподней, начинает убеждать владыку вернуть его в мир живых.
Так и начинается путешествие Симэня Нао в поисках очищения его души от гнева и несправедливости. Чтобы наконец понять, как же должно быть, непокорной душе придется возрождаться снова и снова и пройти столько жизней, что и подумать страшно.
Вместе с внутренним миром Симэня Нао будет меняться страна, поколения, традиции и устои.
Человеку, не знакомому с литературой востока будет непросто понять, кто есть кто, кто кому кем приходится, за кого вышел замуж и кто родился. Имена необычные, а перерождения главного героя путают и без того сбитого с… Развернуть 

Оценка renigbooks:  5  
Глоток свежего воздуха

Бывают книги, за развитием сюжета которых ты безучастно следишь как сторонний наблюдатель, а есть такие, в которые уходишь с головой и становишься полнокровным участником описываемых событий. Объёмный роман Мо Яня «Устал рождаться и умирать», несомненно, относится к разряду последних. После засилья европейских и американских авторов он стал для меня глотком свежего воздуха, разнообразившего и обогатившего мою читательскую практику. Мо Янь — лауреат Нобелевской премии по литературе за «его галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». И такой объёмный роман с разветвлённой системой персонажей он написал всего за 43 дня (хотя прочитавшие книгу уже знают, что этот паршивец Мо Янь — большой выдумщик, и нет доверия его словам).
Книга насыщена… Развернуть 

Оценка sq:  4  

Эту книгу просто невозможно не сравнить с Большой грудью, широким задом , поэтому я буду в дальнейшем использовать сокращение "БГ".
Эта книга, по сути, реинкарнация БГ и заодно история жизни Мо Яня, не знаю насколько выдуманная, а насколько реальная.

БГ мне показалась несколько тоньше, эта немного более прямолинейная, зато в ней лучше прослеживаются детали жизни страны: Большой скачок, эпоха великого свиноводства, опора на собственные силы, всякие всенародные кампании типа уничтожения воробьёв и прочее.
Все эти политические зигзаги выглядят довольно смешно, и я хорошо помню, как мы все потешались много лет назад над голозадыми китайцами, которые мечтали о "двух вертящихся и одном говорящем". Мало кто сегодня помнит, что это велосипед, швейная машинка и радиоприёмник. Хунвейбины, цзаофани… Развернуть 

Оценка Eeleenaa:  5  

Великолепный роман. И стилистически, и исторически. И события ведь сравнительно недавние, большая их часть при моей жизни происходили, и о многих я знала, но вот с таким погружением читать довольно жутко — от близости и реальности, хотя подача материала такая фантастическая.
Не хочется спойлерить, читайте и поражайтесь!

Оценка RondaMisspoken:  2.5  
Санта-Барбара в коммунистическом Китае

Если однажды в нашем потрясающем по своей абсурдистски запретительной способности отечестве анафеме подвергнут и произведения с авторами, и саму часть истории, где коммунизм и социализм запихивались людям в глотку через силу со всеми вытекающими, остается надеяться, что хотя бы проза Мо Яня о идущем похожей неровной тропинкой коммунистическом Китае останется. Просто чтобы представить, как могло быть и у нас тоже: не все, но кое-что. Даже в жанре мистического реализма вторая половина остается вполне реальной.
Симэнь Нао при жизни был очень зажиточным землевладельцем: кроме полных закромов и большого дома, имелась у него жена и целых две наложницы. Однако смерть при всех его достоинствах ждала героя не самого лучшего толка: за все нажитое его благополучно расстреляли согласно строгим… Развернуть 

Рецензия экспертапо уходу и выращиванию драконов в драконюшне
Дополнительные действия
Оценка Romiel_knight:  2  
Устал читать и перечитывать

Прежде всего спасибо Avyvav за наводку) Читать это было приятно, слог Лао Шэ и язык живой и красочный. Напоминало чем-то Фазиля Искандера, пока не появился геймановский магический реализм. А дальше перерождения, смерти, совокупления. Было приятно и мерзко читать одновременно. Так же было больно пробираться через обилие сносок (ну мы люди бесстрашные, мы все четыре "Жемчужины китайской литературы читали!") в общем мне не понравилось сгущение красок, полная деконструкция гумманизма персонажей и да, я не люблю идею перерождения. К тому же ритм немного усыпляет внимание. Приходится снова возвращаться, чтобы понять что сейчас было. Совокупления, грязь и диалоги персонажей - это отдельная песнь, а вишенкой на торте являются названия глав в духе "Речных Заводей" и прочих произведений… Развернуть 

Оценка Dep37rus:  3  

Случайно прочитанная рецензия, Нобелевская премия, тема перестраивающегося Китая, все это подтолкнуло меня к прочтению "Устал рождаться и умирать".
Начало книги отдавало приятной иронией и заставило улыбнуться. Я наивно понадеялся что автор дальше разгонится. Но Мо Янь разогнался совсем в другом направлении, а почти вся ирония ушла в стеб над собственной персоной.
Перейдя к ипостаси вола, мне показалось, что я понял замысел автора. Герой посвятит себя мести! Будет противостоять общественному строю. Но и тут я ошибся. В этом плане суть сводится к всепрощению и в конце концов от ненависти и злобы не остается и следа. Герой пройдя все перерождения забыл об обидах. Да я и сам о них забыл, проникся героями, их бедами и проблемами.
Так же можно усмотреть идею как человек подвластен веянию… Развернуть 

Оценка riwula:  4  

Пожалуй, это одно из самых неторопливых произведений, что я читала за последнее время. Действие романа начинается в Китае 1950 года. Во время земельной реформы был расстрелян богатый землевладелец Симэнь Нао, при жизни это был честный и трудолюбивый человек, но после несправедливой казни его душа наполнилась злобой и ненавистью. Не желая мириться с произошедшим, Симэнь Нао молит владыку преисподней, вернуть его в мир живых, чтобы посмотреть в глаза своим обидчикам. Но законы реинкарнации не так просты и озлобленная душа возвращается на землю в теле осла. Так начинается путь перерождения Симэнь Нао, на протяжении 50 лет, ему суждено возрождаться в телах различных животных, пока обиды не покинут его. За это время он станет свидетелем истории Китая XX века, будет опорой своему названному… Развернуть 

Оценка BadgettAret:  5  
Сто лет одиночества в Китае

Книга большая , с множеством героем, переплетением судеб, и оригинальным сюжетом. Я получил огромное удовольствие. Мне нравится азиатская проза, интересна история Китая 20 века. Действие происходит с 1945 по 2000 годы. Тут и война и культурная революция и хунвейбины и все что происходило в обществе взглядом жителей одной деревне. Как всегда у Мо Яня красивый, дерзкий, хулиганский язык и лихо закрученный сюжет. Книга большая по объёму , но когда подходила к концу я не хотел расставаться с героями. Замечательное произведение. Читать!

1 2