Леонид Юзефович4.0 Леонид Юзефович — писатель, историк, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер». В новой книге «Поход на Бар-Хото» он обращается к своей излюбленной восточной тематике; это вымышленная история с вымышленными героями — но в реальных декорациях.
В воспоминаниях русского офицера, капитана Солодовникова, служившего военным советником в монгольской армии в 1912–1914 годах, когда монголы отстаивали свою независимость от Китая, переплелись осада занятой китайцами крепости Бар-Хото, любовь к жене русского дипломата в Монголии, Первая мировая война, высылка из Ленинграда в Забайкалье в середине 1930-х. Здесь герой заново осмысляет собственную жизнь, а тем самым — судьбу человека в переломные эпохи.
Надя Алексеева4.1 Надя Алексеева родилась в 1988 году в Подмосковье. Обучалась драматургии и прозе в школе писательского мастерства CWS, печаталась в "Юности", "Дружбе народов" и "Новом мире". Стала шорт-листером "Любимовки" и финалистом премии "Лицей". "Полу́нощница" — дебютный роман.
Весной 2016 года москвич Павел едет на Валаам искать родню, восстанавливая историю сорокалетней давности. В семидесятые в монастыре на острове был интернат, где доживали свой век ветераны ВОВ и их семьи. Там оканчивает школу и мечтает стать врачом Семен. Его моторка летит, раскидывая Ладогу на два белых уса, и греются на отмели нерпы, и с берега тянет кострами, и гудит уцелевший с войны колокол. Совсем скоро этот мир рухнет из-за выстрела финской винтовки…
Наталья Илишкина4.6 Наталья Илишкина родилась и выросла в Поволжье. Окончила Самарский государственный университет по специальности филолог-германист.
«Улан Далай» — дебютный роман, основанный на архивных материалах, рассказах свидетелей времени и их потомков.
«Перед нами история калмыков, долгих четыре века верой и правдой служивших «Белому царю», — история сбывшихся и несбывшихся надежд, военных подвигов и тяжких мытарств в годы депортации.
Глазами трех поколений одной семьи — деда, сына и внука — автор видит советское прошлое. Но лишь один из них, прозрев к концу жизни, приходит к исчерпывающему осознанию его сути» (Елена Чижова).
Сергей Носов3.6 Трудно подобрать в мировой литературе более непохожих героев, чем ветхий слуга Фирс из «Вишнёвого сада» и молодой Фортинбрас, сверхуспешный норвежский принц из «Гамлета». В новом романе Сергея Носова, лауреата премии «Национальный бестселлер», оба имени относятся к одному лицу. Недаром автор – король абсурда. Вряд ли эта книга обманет ожидания знатоков и ценителей творчества писателя: это всё тот же неподражаемый Носов, умеющий удивлять.
Светлана Павлова4.3 Светлана Павлова — писательница, резидентка Дома творчества Переделкино, выпускница «Creative Writing School» и «WLAG», а также магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ.
Героине романа «Голод» Лене тридцать лет. У нее понятная сложившаяся жизнь: карьера, ипотека, вечеринки, друзья. А ещё — булимия: уже больше десяти лет она сидит на диете, срывается, снова голодает — и так по кругу. Однажды Лена знакомится с мужчиной, страдающим от клептомании. Так начинается история взаимоисцеления от болезни, которой якобы не существует, которую не умеют лечить и о которой стыдно говорить в обществе.
«Голод» — это роман о том, как сложно бороться со стандартами красоты и идеального тела; как идея любви к себе из банальности и трюизма превращается в правило жизни.
Владимир Березин3.8 Действие этого исторического и философского романа разворачивается в XIX веке на Святой земле, но включает и связанные с ним различные эпизоды русской истории. Повествование следует отечественной историософской традиции, сочетая острый сюжет с погружением в глубокую религиозную проблематику, а название «Уранотипия» отсылает к прототипу еще не изобретенной тогда фотографии — запечатлению изображения на листе, покрытом солями урана. Русские военные картографы на Святой земле, Новый Иерусалим под Москвой как отражение древнего Иерусалима, поэзия русского неба и трагические моменты прошлого нашли отражение в этом романе.
Игорь Белодед4.2 В сборник повестей «Не говори о нём» вошли истории о трех потерянных подростках: каждый из них по-своему вычеркнут из мира, каждый — отчужден от родителей, но все они стремятся обрести внутри себя смысл, дать порой страшной реальности объяснение — и тем самым приручить ее. Всех их ждет осуществление кошмаров, борьба со своими демонами. Но удастся ли им выстоять, остаться самими собой и по-настоящему повзрослеть?
Игорь Белодед ставит неприятные вопросы и дает на них стилистически выверенные ответы, которые множат теперь уже взрослые вопросы до бесконечности. Герои его прозы смотрят в зеркало и видят не только свое отражение, стоит лишь присмотреться — и из-за спины выглядывают десятки застывших масок и звериных морд.
Владимир Ермаков4.7 Роман Владимира Ермакова сочетает черты различных разновидностей жанра – роман воспитание, роман-странствие, роман-прение. Это отчасти сказочный, отчасти мелодраматический, отчасти фантастический роман. В идейном плане роман насыщен злободневными аллюзиями, вплоть до актуальной полемики имперских и либеральных тенденций в общественном сознании.
Максим Замшев3.6 Как связаны загадочное убийство студентки и активистки оппозиционного молодежного кружка и давняя смерть подростка под колесами электрички? Сорок лет разделяют эти трагедии, но что-то их при этом объединяет, и понять это предстоит нежданно оказавшемуся в гуще событий благополучному директору библиотеки. Роман Максима Замшева полон тайн, однако это не просто детектив с неожиданной развязкой, но книга, ищущая ответы на самые животрепещущие вопросы современности.
Павел Крусанов4.2 Новая книга Павла Крусанова, автора «Укуса ангела», «Американской дырки», «Мёртвого языка» и других не менее неожиданных и обсуждаемых сочинений, на этот раз об охоте. Да-да, об охоте в её классическом, тургеневском понимании. Но не был бы Крусанов Крусановым, если бы ограничился банальным изложением охотничьих историй о походах на водоплавающую и боровую дичь. Да, это в новой книге есть, причём рассказано об этом настолько сочно, ярко и со знанием дела, что ты будто бы сам, как в компьютерной имитации, влезаешь в болотные сапоги героя и чавкаешь по болотным хлябям в ожидании счастливого выстрела. Книга на самом деле шире, глубже и удивительней, чем просто про стрельбу из ружья. И география этой книги — не только Псковщина в окрестностях Новоржева. Здесь есть и перуанская сельва с её тайнами и ночными страхами. Есть и много других дорог, по которым ведёт нас автор, погружая в сложный, подчас непредсказуемый мир внутреннего «я» человека. И конечно, в книге есть магия, потому что, как сказал автор в одном из интервью: «Литература — не просто игра в слова и смыслы, она наследница вербальной магии, магии заклятия. Только в случае литературы чудо, которое она наговаривает, — особого свойства. После прочтения талантливой книги преображение происходит не снаружи, а внутри тебя. В результате хотя бы и на время, но ты делаешься другим, и через тебя чуточку преображается окружающая реальность».
Игорь Кузнецов4.0 Игорь Кузнецов – прозаик, литературный критик, эссеист, журналист, редактор, автор книги «Бестиарий». Новый сборник посвящен соавтору, писательнице, художнице и жене Татьяне Морозовой (1956–2011). Название книге дал одноименный рассказ из сборника. В центре внимания – незначительные, казалось бы, нюансы, которые складываются в сложности и непредсказуемые закономерности жизни. В каждом дне автор находит «тонкую вещь», которая напоминает о ценности настоящего, любви и гармонии: «…Как‑то оно так, само собой сходится к искомой гармонии. Смею надеяться, что в этих «памятных записках» я сохранил какие‑то чудесные детали мироздания времен моего детства и юности, известные лишь узкому кругу лиц или вовсе одному мне. О чем‑то я упомянул не случайно, а нарочно, о многом умолчал – не надо трогать. Может быть, в этом и есть главный смысл изначальной мудрости: все помнить и не обо всем говорить».
Мария Лебедева3.6 Мария Лебедева (р. 1991) — литературный критик. «Там темно» — её дебютный роман.
Кира работает в хостеле и хочет написать книгу. Яся учится в школе, и все с облегчением выдохнут, когда она её окончит. Сёстры знают друг о друге только по разговорам родных. У них не так много общего: отец и одинаково обострённое чувство эмпатии. Но большая белая птица, появившаяся из ниоткуда, становится проблемой для обеих, и сёстрам придётся объединиться.
Лера Макарова4.0 Лера Макарова (род. в 1993 г.) — писатель, сценарист. Родилась в Саранске. Выпускница Литературного института им. А. М. Горького (семинар А. Рекемчука).
Сборник «Светотень» — рассказы и повесть о современности. Герои Макаровой блистательно разнообразны: это москвичи и провинциалы — студенты, литераторы, врачи, пенсионеры и даже гробокопатели. Особенное умение Макаровой — неординарный, острый
и нежный взгляд на многие привычные типажи, вещи и положения. А стилистическое и психологическое мастерство писательницы преображает «грубые миры», наполняя их особенным светом сочувствия и понимания.
Екатерина Манойло3.4 Второй роман лауреата премии «Лицей» Екатерины Манойло ставит вопрос вины и ответственности, заслуженного наказания и семейных тайн, которые способны сломать не одну жизнь. Здесь, как и в дебютной книге «Отец смотрит на запад», поднимается проблема отцов и детей, но под совершенно другим углом.
Две сестры, которые вынуждены бежать из дома, мать, оставившая семью ради красивой жизни, отец, ищущий в старшей дочери замену предавшей его жены, обман, отчаяние, убийство, погоня — перед нами и остросоциальная проза, и роуд-муви, так редко встречающееся в русской литературе.
Валерий Попов4.1 Валерий Попов — прозаик, мемуарист, автор книг «Жизнь удалась», «Чернильный ангел», «Комар живет пока поет», «Плясать до смерти», «Довлатов» (в серии «ЖЗЛ»); представитель петербургских шестидесятников; был знаком с Андреем Битовым, Сергеем Довлатовым, Иосифом Бродским, Виктором Голявкиным, Владимиром Уфляндом.
В книгах Попова — всегда гротеск и фантазия, его тексты называют «яркими, абсолютно личностными, штучными по фактуре».
Александр Сегень4.2 Роман «Эолова Арфа», написанный выдающимся современным писателем Александром Сегенем, весьма необычен. В нём действуют известные и великие деятели советского, российского и зарубежного кинематографа, а их судьбы нанизаны на судьбу главного героя - кинорежиссёра Эола Незримова. Выдуманный персонаж среди действительно существовавших и ныне живущих. Как древнегреческий Арион. По-разному складываются его взаимоотношения с Сергеем Герасимовым, Андреем Тарковским, Владимиром Высоцким, Элемом Климовым, Георгием Данелией, Никитой Михалковым и многими другими.
Одновременно с миром реально существовавшего кинематографа читатель окунается и в мир выдуманного: на глазах читателя Эол Незримов снимает множество своих фильмов, взаимодействует с реальными и вымышленными киноактёрами.
Второй главный персонаж - жена Незримова Марта, талантливая женщина с дивным голосом, дипломат, одновременно работающая на радио. Эол - ветер, она - арфа. Друг без друга они не звучат.
Антон Секисов3.9 «Комната Вагинова» сочетает в себе мистический триллер и черную комедию, действие ее разворачивается в петербургской коммуналке. Молодой филолог Сеня решает заселиться в квартиру на набережной канала Грибоедова, ту самую, где жил писатель Константин Вагинов, чтобы написать его биографию. Соседями его оказываются весьма странные персонажи: полубезумный одинокий поэт, девушка, ведущая блог про своего енота, итальянец-алкоголик и отрешенный любитель античной философии. А за дверью одной из комнат кто-то насильно удерживает девушку. Удастся ли ей освободиться?
На одном из окон висит растяжка с номером телефона — логично предположить, что это номер агента или собственника квартиры, выставленной на продажу. Но в странной атмосфере района кажется, что телефонный номер — приглашение к беседе на отвлеченные, философские темы, к абсурдному разговору незнакомых людей посреди ночи.
Новая книга Антона Секисова («Кровь и почва», «Бог тревоги», «Зоны отдыха») относится к «петербургскому тексту». Ее герои неизбежно испытывают влияние духа места — пространства, где все происходящее уже предопределено, насквозь пронизано абсурдом, а грань между реальностью и галлюцинацией стирается. Текст «Комнаты Вагинова» филологичен и наполнен многочисленными аллюзиями и отсылками к романам самого Вагинова. Но даже незнакомый с его творчеством читатель оценит и мастерски закрученный сюжет, который держит в напряжении до самого конца, и присущую автору манеру, полную иронии и сатиры.
Максим Смирнов4.1 Эта повесть — о человеческих пороках, ничтожных поступках, привязанности и любви.
На опушке леса стоит одинокая хижина. Загляните в ее мутное окно — вы увидите Хозяина и Зверушку. Один ищет здесь искупление грехов и утешение от прошлых обид. Что до второй — она живет тут не по своей воле, когда-то ее приручили. Хозяин ловит рыбу, собирает ягоды и грибы. Зверушка ждет дома, не сводя глаз с двери. Их жизнь не похожа на идиллию, но время от времени они чувствуют себя значимыми, потому что есть друг у друга.
Однажды Хозяин уходит. Зверушка наконец свободна. Но какой выбор она сделает? Нисколько не сомневаясь, она отправляется на поиски единственного человека, который ей дорог. Упорно продирается сквозь тьму неизвестности навстречу границе между нормальностью и безумием. Впереди — бесконечная ночь и жестокие испытания.
В борьбе за свою жалкую жизнь герои обретут что-то важное. Ну а мы будем тихонько наблюдать за ними.
Иван Шипнигов3.8 Иван Шипнигов (р. 1987) — сценарист, писатель, автор романа «Стрим» и сборника рассказов «Нефть, метель и другие веселые боги». Лауреат «Московской Арт Премии» и финалист литературных премий «Ясная Поляна», «НОС» и «Национальный бестселлер».
В новой книге «Непонятный роман» две сюжетные линии. В одной герой дает интервью вымышленному ютуб-блогеру, во второй — ночью ищет с другом клад в подмосковном лесу. Пьяное интервью без монтажа становится пространством ностальгии по 2017–2019 годам, когда к вымышленному ютуб-блогеру приходили рэперы и говорили о девушках и творчестве. Романтичная прогулка превращается в психоделический трип, в котором изначальная цель быстро теряется, и главной задачей становится возвращение домой...
Глеб Шульпяков3.7 Книга “Батюшков не болен” — художественное исследование судьбы и творчества Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855), одного из самых неразгаданных и парадоксальных классиков золотого века русской поэзии. Душевная болезнь рано настигла его, однако наследие оказалось настолько глубоким, что продолжает гипнотизировать читателей. Каждое поколение снова и снова “разгадывает” Батюшкова, и эта книга — еще одна попытка понять его.
Писатель Глеб Шульпяков с любовью воссоздаёт обстоятельства личного, литературного и светского быта, в которых отпечатывается бытие поэта. На страницах книги оживают его друзья и близкие, любимые поэты и художники, а также литературные интриги и скандалы того времени. Вместе с Батюшковым читатель путешествует по Германии, Франции, Англии и Италии, проживает исторические события 1812 года, Битвы народов и взятия Парижа, свидетелем и участником которых он был.
Премией награждены зарубежный автор и переводчик книги на русский язык Кирилл Батыгин.
1917 год. Корея — японская колония. Крестьянская семья в отчаянном положении продает в школу куртизанок десятилетнюю дочь по имени Яшма. Ее единственным близким другом становится мальчик-сирота Чонхо, попрошайка с улиц Сеула. Повзрослев, Чонхо окажется вовлечен в революционную борьбу за независимость страны, а Яшма станет востребованной артисткой. Куда только не заносит судьба персонажей Чучхе Ким: от фешенебельных кафе Сеула до заснеженных лесов Маньчжурии, а где-то между страниц затаился тигр.
Клаудиа Пиньейро4.2 Дочь Элены находят повешенной на церковной колокольне. Полиция уверена: это самоубийство, но Элена не верит, что её Рита могла пойти на такой отчаянный шаг. Она хочет провести собственное расследование и отправиться через весь город к человеку, способному всё прояснить. Но сделать это не так уж и просто — всему виной тяжкая, сковывающая тисками болезнь Паркинсона, с которой Элена вынуждена бороться день изо дня.
Иэн Макьюэн4.0 "Упражнения" – эмоциональная психологическая драма для неспешного чтения с элементами биографии самого автора.
В середине ХХ века, когда мир еще подсчитывает цену Второй мировой, жизнь одиннадцатилетнего Роланда Бейнса переворачивается с ног на голову.
Отец-военный увозит его из Ливии и определяет в английскую школу-интернат, где его уязвимость привлекает молодую учительницу фортепиано, Мириам Корнелл. Иррациональная и трагичная первая любовь красной нитью пройдет через всю жизнь мальчика.
Много позже, когда жена Роланда исчезнет, оставив его одного с маленьким сыном, он будет искать ответы и в своей юности, и в истории своей семьи.
Иэн Макьюэн описывает хронику поворотных событий в истории Европы с XX до XXI века через призму жизни Роланда, характерного представителя своего поколения.
Премией награждены зарубежный автор и переводчик книги на русский язык Кирилл Батыгин.