Известная венгерская переводчица, писательница, одна из первых синхронных переводчиков в мире.
Получила широкую известность благодаря своим способностям в области изучения иностранных языков. По образованию она — физик и химик, однако уже в молодости интересовалась языками, которые изучала самостоятельно, и продолжала изучение языков на протяжении всей жизни. Свободно говорила, читала и писала на русском, английском, французском, немецком. Могла изъясняться и понимала итальянскую, испанскую, японскую, китайскую, польскую речь. Со словарём читала на болгарском, датском, румынском, словацком, украинском, латыни, польском языках. Быстро продвигаясь по карьерной лестнице, получила должность переводчика в Министерстве иностранных дел.
В своей книге «Как я изучаю языки» (см. ссылку ниже) изложила свой метод подготовки к изучению иностранного языка и собственно овладения языком.
Ломб неоднократно посещала СССР, где её феноменальные способности привлекали всеобщее внимание. Ей были посвящены статьи в популярных журналах: «Наука и жизнь», «Огонёк» и т. д.
За несколько лет до смерти (когда ей было 90), сохранившая и в преклонном возрасте ясный ум и прекрасную память, Ломб начала изучать иврит, планировала учить арабский.
Известная венгерская переводчица, писательница, одна из первых синхронных переводчиков в мире.
Получила широкую известность благодаря своим способностям в области изучения… Развернуть
Венгерский писатель Имре Кертес (Imre Kertesz) родился в Будапеште в 1929 году, в пятнадцатилетнем возрасте был угнан в Аушвиц, после чего попал в Бухенвальд, откуда в 1945 году был освобожден вместе с другими, оставшимися в живых, заключенными. Память о тех страшных временах стала определяющей в творчестве писателя Имре Кертеса. Его «университетами» стали нары концлагеря и ожидание неумолимой смерти. Но жизнь победила.
После войны работал журналистом и переводчиком немецкой литературы. Первый роман Кертеса увидел свет в 1975 году, а русским читателям он известен, главным образом, по сборнику повестей «Английский флаг», вышедшем в издательстве «Текст» в 2002 году.
С того момента, когда советские войска освободили узников из фашистского ада, каждая строка писателя вновь и вновь возвращает его читателя к ужасающим картинам лагерных бараков, крематориев, штабелям трупов. Но и в этом адском пекле, утверждает Кертес, люди сохраняли человеческие черты – любили и ненавидели, радовались и даже смеялись. А главное – думали и рассуждали. В романе «Без судьбы» ужасы концлагеря показаны глазами мальчика, верящего в торжество добра.
Тема получила дальнейшее продолжение в следующем романе «Каддиш для нерожденного ребенка», где исследовано парадоксальное чувство, когда концлагерь становится для его узника родным домом. Для Кертеса отдельная личность есть микрокосм, замкнутый и самодостаточный, который постоянно подвергается грубым атакам со стороны нацистов ли, интеллектуалов или существ противоположного пола (по Кертесу, «любовь – это высшая форма конформизма»). Досталось от Кертеса и коммунистическим режимам Восточной Европы. Которые он описал после распада Варшавского блока в присущей ему человеколюбивой манере.
Автобиографические новеллы Кертеса об узниках концентрационных лагерей были названы литературой, «в которой хрупкость личности противопоставлена варварскому деспотизму истории». Как заявили шведские академики, объясняя выбор, в своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, «как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность». Узник Аушвица стал нобелевским лауреатом.
Венгерская интеллигенция с полным правом расценивает награду как признание заслуг всей отечественной литературы, которая из-за языкового барьера всегда с трудом находила доступ к мировому читателю.
Венгерский писатель Имре Кертес (Imre Kertesz) родился в Будапеште в 1929 году, в пятнадцатилетнем возрасте был угнан в Аушвиц, после чего попал в Бухенвальд, откуда в 1945 году… Развернуть
Магда Сабо (венг. Magda Szabó, 5 октября 1917, Дебрецен — 19 ноября 2007, Будапешт) — венгерская писательница.
В 1940 году закончила университет Лайоша Кошута в старом кальвинистском городе Дебрецен (его университет тоже вырос из кальвинистского колледжа XVI в.), получила диплом преподавателя латинского и венгерского языков. Учительствовала в школе для девочек. В 1945—1949 служила в Министерстве по делам религии и образования.
Дебютировала стихами («Агнец», 1947; «Вернуться к человеку», 1949). Входила в круг писателей, группировавшихся вокруг журнала «Новолунье» (Я.Пилинский, Геза Отлик, Иван Манди, Агнеш Немеш Надь) и отстаивавших гуманистическое понимание писательского дела как личной моральной ответственности и формы духовного противостояния тоталитаризму, — все они признаны сегодня классиками венгерской литературы ХХ века. В 1949 писательница получила наиболее авторитетную в Венгрии литературную премию Ференца Баумгартена, но по политическим резонам премия была аннулирована властями, а Магда Сабо уволена из министерства. До 1958 оставалась непубликуемой, но могла преподавать в школе (ее муж был лишен работы), в этот период перешла на прозу, в основном — роман. Автор также нескольких драм, книг рассказов (в том числе — для детей), эссе, переводчик английской словесности (Шекспир, Голсуорси).
Магда Сабо (венг. Magda Szabó, 5 октября 1917, Дебрецен — 19 ноября 2007, Будапешт) — венгерская писательница. В 1940 году закончила университет Лайоша Кошута в старом… Развернуть
Артур Кёстлер — британский писатель и журналист, уроженец Венгрии, еврейского происхождения.
Кёстлер родился в Будапеште 5 сентября 1905 года. В 1920 г. его семья переехала в Вену и там он поступил в политехнический университет. Там он вступил в молодежную сионистскую организацию. В 1925 г. перед окончанием университета Кёстлер неожиданно решил уехать в Палестину, сжег свою зачетную книжку и прибыл в Палестину в 1926 г. Там по 1929 год он был корреспондентом немецкого издательского концерна Ульштайна, в 1929—1930 годах работал в Париже.
В 1931 г. он переехал в Берлин, где стал научным редактором газеты Vossische Zeitung. В том же году он совершил на немецком дирижабле «Граф Цеппелин» полет к Северному полюсу. Он также увлекся коммунистической идеологией и в декабре 1931 г. вступил в КПГ.
В середине тридцатых годов писатель предпринял большое путешествие по Центральной Азии и год прожил в Советском Союзе. В сентябре 1933 г., после прихода нацистов к власти в Германии, он вернулся в Париж, где писал пропагандистские статьи под руководством Вилли Мюнценберга. Во время гражданской войны в Испании он дважды посетил эту страну. В 1937 г., во время второго посещения, он был арестован франкистами и приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже. Он провел пять месяцев в камере смертников и затем был обменен на жену франкистского летчика-аса. Во многом, время, проведённое в ожидании казни вместе с другими приговорёнными (многие из которых были казнены), определило борьбу писателя за отмену смертной казни в Англии. Свои взгляды он изложил в книге "Размышления о виселице".
В 1938 г. в связи с «Большим террором» в СССР Кёстлер вышел из компартии. После начала Второй мировой войны он был интернирован французскими властями и был освобожден лишь в начале 1940 г.
Он вступил в Иностранный легион, эвакуировался с ним в Северную Африку, дезертировал, добрался в Лиссабон, а оттуда вылетел на самолёте в Великобританию, где провел шесть недель в тюрьме за незаконный въезд в страну.
После освобождения он поступил добровольцем в британскую армию. Его направили в саперную часть. Раз в неделю он приезжал в Лондон для участия в пропагандистских радиопередачах на немецком языке, писал листовки для немецких солдат, выступал с лекциями о природе тоталитаризма. Он также дежурил по ночам во время воздушных тревог и водил санитарную машину.
В 1941 г. он опубликовал в Великобритании роман "Слепящая тьма" ("Darkness at Noon"). Это роман даёт представление о том, как воспринимались за пределами СССР события внутренней жизни страны, какой огромный, до сих пор трудновосполнимый ущерб был нанесён сталинским террором международному престижу родины социализма и единству мирового коммунистического движения.
В 1942 году Кёстлер поступил в распоряжение Министерства информации, для которого писал памфлеты и сценарии документальных фильмов, выступал на Би-би-си.
Кёстлер — самый известный сторонник идеи о том, что европейские евреи- ашкеназы произошли не от переселившихся из Палестины и Вавилонии евреев, а от тюркского народа хазар, живших в дельте Волги.
В конце жизни Кёстлер занимался изучением процесса научного мышления. Он также стал инициатором и идеологом движения «Экзит», поддерживающее право человека принять решение и уйти из жизни (эвтаназию). Кёстлер, долгое время страдавший от болезни Паркинсона и лейкоза, покончил с собой 2 марта 1983 года в Лондоне, приняв смертельную дозу снотворного (смерть наступила на следующий день).
Артур Кёстлер — британский писатель и журналист, уроженец Венгрии, еврейского происхождения. Кёстлер родился в Будапеште 5 сентября 1905 года. В 1920 г. его семья переехала в… Развернуть
Эрвин Шредингер - австрийский физик-теоретик; лауреат Нобелевской премии по физике (1933); профессор Берлинского, Оксфордского, Грацского и Гентского университетов. С 1939 — директор основанного им Institute for advanced studies в Дублине; один из создателей квантовой механики и волновой теории материи.
Наиболее интересной для Шрёдингера областью стала термодинамика в вероятностной интерпретации, развитой Больцманом. «Круг этих идей, — говорил Э. Шрёдингер в 1929 г., — стал для меня как бы первой любовью в науке, ничто другое меня так не захватывало и, пожалуй, уже никогда не захватит».В качестве докторской диссертации Шрёдингер защищает экспериментальную работу по электрической проводимости на поверхности изоляторов во влажном воздухе, выполненную им в лаборатории Экснера.
После окончания университета Шрёдингер работает ассистентом Экснера, с 1914 г.- приват-доцентом. С 1910 г. появляются первые публикации Шрёдингера, посвящённые диэлектрикам, кинетической теории магнетизма, атмосферному электричеству (премия Гайтингера), теории аномальной электрической дисперсии, интерференционным явлениям, теории эффекта Дебая и др.
Мировую славу Шрёдингеру принесли его работы по квантовой теории 1926 г. «Что существует более выдающегося в теоретической физике, чем его первые шесть работ по волновой механике?» — говорил впоследствии Макс Борн. Идея Л. де Бройля об электронных волнах, укладывающихся на орбитах целое число раз, привела Шрёдингера к пониманию дискретных состояний как собственных колебаний. Проблема квантования, таким образом, сводилась к поиску собственных значений и собственных функций. Введя понятие функции, описывающей состояние микрообъекта, Шрёдингер получает знаменитое «волновое уравнение» материи — уравнение Шрёдингера, играющее в атомной физике такую же фундаментальную роль, как ньютоновские уравнения в классической механике и уравнения Максвелла в классической электродинамике. Зная функцию в один из моментов времени, можно, решив уравнение Шрёдингера, получить её и для любого другого момента времени. Сама функция описывает лишь вероятностное распределение состояний микрочастицы. Вскоре после создания волновой механики Шрёдингер показал её формальную эквивалентность квантовой механике Гейзенберга — Борна — Йордана. Однако в принципиальном вопросе — интерпретации квантовой теории — Шрёдингер разошёлся с копенгагенской школой, которая отбрасывала устоявшиеся классические понятия. Воспоминания о дискуссиях со Шрёдингером, в процессе которых фактически формировалась новая физика, сохранил В. Гейзенберг в своей книге «Часть и целое» («Физика и философия. Часть и целое». М., 1989). Эти дискуссии способствовали более глубокому осмыслению квантовой теории, открытию Н. Бором и В. Гейзенбергом её фундаментальных принципов. Шрёдингер же пришёл к убеждению о неполноте квантовой теории и позднее воплотил суть копенгагенской интерпретации в парадоксальной форме «кота Шредингера», который одновременно является с определенной вероятностью и живым, и мёртвым.
В 1933 г. вместе с П. А. М. Дираком Шрёдингер удостаивается Нобелевской премии «за открытие новых форм атомной теории». В 1927 г. Шрёдингера приглашают на кафедру Берлинского университета преемником Макса Планка. В 1928 г. он был избран иностранным членом-корреспондентом АН СССР, в 1934 г. — почетным членом. В 1933 г. с приходом фашизма Шрёдингер был вынужден эмигрировать в Оксфорд. После короткого преподавания на родине в Граце (1936—1938 гг.) он вновь эмигрирует. В 1939 г. по приглашению премьер-министра Ирландии И. де Валера Шрёдингер возглавляет специально созданный для него Институт высших исследований в Дублине. Шрёдингер работает в области теории гравитации, теории мезонов, термодинамики, нелинейной электродинамики Борна — Инфельда, делает попытки создания единой теории поля. Шрёдингер был не только крупнейшим физиком-теоретиком, но и неординарным мыслителем. Он знал шесть языков, читал в оригинале античных и современных философов, интересовался искусством, писал стихи. В 1944 г. Шрёдингер публикует оригинальное исследование на стыке физики и биологии — «Что такое жизнь с точки зрения физики?». В 1948 г. он читает в Лондонском университетском колледже курс лекций по греческой философии, легший в основу его книги «Природа и греки» (Лондон, 1954 г.). Его волнует проблема взаимоотношений бытия и сознания («Дух и материя», Кембридж, 1958 г.), науки и общества (доклад в Прусской академии наук (Берлин) «Обусловлено ли естествознание окружающей средой?», 1932 г.; книга «Наука и гуманизм», Кембридж, 1952 г.), он обсуждает проблему причинности и законов природы (сборники: «Теория науки и человек», Нью-Йорк, 1957 г., «Что такое закон природы?», Мюнхен, 1962 г.). В 1949 г. выходит сборник его стихов.
Эрвин Шредингер - австрийский физик-теоретик; лауреат Нобелевской премии по физике (1933); профессор Берлинского, Оксфордского, Грацского и Гентского университетов. С 1939 —… Развернуть
Кальман Миксат — один из самых известных венгерских писателей XIX-XX веков, прозаик, автор романов, а также множества рассказов и эссе.
Кальман Миксат родился 16 января 1847 года в местечке Склабоня комитата Воград, Австрийская империя (ныне район Вельки-Кртиш, Банскобистрицкий край, Словакия) в семье мелкопоместного дворянина. Начальное образование получил в гимназии города Римасобат. В 1864 году переехал вместе с семьёй в городок Шельмецбаня, в 1866 году поступил на юридический факультет Будапештского университета. В начале 1871 года Кальман Миксат возвращается на родину и приступает к юридической практике на государственной службе в городке Балашшадярмат. В это же самое время он делает первые попытки в литературной сфере. Первые его рассказы, опубликованные в будапештской прессе, успеха не имели, хотя одна из его работ получила приз газеты «Голос правды». В январе 1873 года Кальман Миксат оставил государственную службу, и поступил на работу в губернский журнал, затем некоторое время жил в Будапеште, являясь редактором журнала народнического толка. В связи с финансовыми затруднениями в 1878 году Кальман Миксат переезжает в Сегед, где тесно сотрудничает с местной газетой «Сегед Напло». В это время происхдило становление Кальмана Миксата как писателя, начал вырабатываться легко узнаваемый стиль писателя. В основном из-под его пера выходили многочисленные очерки и рассказы, сюжетной основой которых служат юмористические ситуации, анекдоты, эпизоды из жизни мелких дворян, чиновников, адвокатов. Способности пистаеля не остались незамеченными, последовали публикации, предложения о работе, в том числе и из столицы.
Широкое признание и известность к Кальману Миксату пришли в 1881 году, после опубликования двух сборников новелл «Братья-словаки» и «Добрые палоцы». Новеллы, в основном, описывали быт словацких крестьян. Кальман Миксат поселился в Будапеште.
Начиная с этого момента Кальман Миксат стал признанным венгерским писателем, в 1881 году он получил премию Шандора Петёфи, 08 февраля 1882 года премию Общества Кишфалуди, 3 мая 1889 года стал членом Венгерской академии наук. Его романы переводились издавались большими тиражами и переводились на многие языки мира.
Творчество Кальмана Миксата отличается легко узнаваемым добродушным юмором, зачастую грустным или ироничным, тщательной проработкой разнообразных и колоритных персонажей (иногда и несколькими точными строками), ярким сюжетом, переплетающимся с второстепенными и ретроспективными сюжетными линиями. Что касается сюжетности, творчество Миксата нередко характеризуется в известной степени детективным сюжетом, что весьма любопытно, поскольку такое крайне редко встречается в литературе того времени.
Наиболее яркой чертой творчества писателя является его, нередко нарочито, выраженное отстранённое отношение к своим произведениям. Кальман Миксат далёк от морализирования, какого-то давления на читателя, навязывания ему своего мнения, ограничиваясь описанием или максимально краткими замечаниями от своего имени или от имени персонажей. При этом Кальмат Миксат вовсе не далёк от проблем общества того времени: он наглядно показывает и проблемы бедного крестьянства, и борьбу венгерских патриотов (которой он в известной мере сочувствовал, сам будучи патриотом), и ограниченность чиновников и дворянства. Но каких-то ярлыков Миксат не вешает: и крестьянин в его произведениях может быть явно негативным лицом, и дворянин весьма привлекательным персонажем.
Интересно и описание пейзажа писателя. Кальман Миксат редко описывает величественную стихию, а напротив, ограничивается описанием природы, которая постоянно соседствует с человеком, и это хорошо получается у писателя. Находя красоту в повседневной реалии, Миксат часто оттеняет своими пейзажами чувства и переживания героев.
Кальман Миксат — ярко выраженный романтик, в его романах всегда есть место любви. Главные женские персонажи у Миксата достаточно однотипны (это, по-видимому, явилось следствием того, что нередко прототипом персонажей служила жена писателя), и представляют собой чистых, непорочных молодых девушек.
Однако, несмотря на такую романтичность Миксат далёк от ханжества. Романтизм в его произведениях соседствует с реализмом. Вообще, Кальман Миксат мог удачно совмещать грустное и смешное, реальность и фантастику, размышления и описания. Произведения Кальмана Миксата оставляют ощущение глубокой житейской мудрости писателя, переданной через нередко подчёркнуто простой, неграмотный язык или напротив, через подчёркнуто напыщенный, перемежаемый латинскими выражениями язык, героев произведений.
Кальман Миксат мастер метафор и метких аналогий, которые он опять же вкладывает в уста своих героев. Особенно писателю, владеющему тончайшими нюансами венгерского и словацкого языков, удаются диалоги, на удивление живые и характерные для описываемых персонажей.
О Кальмане Миксате нельзя говорить, как о писателе поднимающем очень уж серьёзные философские и нравственные проблемы, но при этом нельзя и отнести к писателям-беллетристам. Из русских писателей наибольшее влияние на Кальмана Миксата оказали Н. В. Гоголь и А. П. Чехов, и в определённой степени даже прослеживается схожесть стилей: с Н. В. Гоголем произведения Кальмана Миксата роднятся языком, ярким национальным колоритом, описаниями природы, с А. П. Чеховым — сатирой, иной раз едкой и тонко подмечаемыми чертами персонажей.
Хотя Кальман Миксат не писал пьес, он охотно помогал драматургам инсценировать собственные произведения. Так, ещё при жизни писателя на сцене Германии шла оперетта «Селищенские красавицы», затем по произведениям Миксата были поставлены пьесы «Имение на продажу», «Осада Бестерце», «История Ности-младшего и Марии Тот», «Шипширица».
Вёл активную творческую деятельность до конца жизни. Кроме того, Кальман Миксат вёл и политическую деятельность: с 1879 года был депутатом округа Ильефальва в Трансильвании, с 1892 до смерти был депутатом округа Фагараш. В 1887 году, будучи членом Либеральной партии Венгрии, был избран в Национальное Собрание Венгрии.
С 13 июня 1873 года состоял в браке с Илоной Маукс. От брака имел трёх сыновей, Ласло, Яноша и Альберта.
Умер 28 мая 1910 года в Будапеште, через несколько дней после празднования 40-летнего юбилея литературной деятельности.
Кальман Миксат — один из самых известных венгерских писателей XIX-XX веков, прозаик, автор романов, а также множества рассказов и эссе. Кальман Миксат родился 16 января 1847… Развернуть
Ласло Краснахоркаи – венгерский прозаик, сценарист. Родился в 1954 году в Дьюле (Венгрия). Изучал право и венгерскую литературу. Дебютировал в 1985 году романом «Сатанинское танго».
Автор романов «Меланхолия сопротивления», «Война и война», «С севера гора, с юга озеро, с запада дорога, с востока река», «Возвращение барона Венкхейма». По сценариям Краснахоркаи всемирно известный венгерский режиссер Бела Тарр снял пять фильмов, в том числе ставшее культовым «Сатанинское танго».
Ласло Краснахоркаи – венгерский прозаик, сценарист. Родился в 1954 году в Дьюле (Венгрия). Изучал право и венгерскую литературу. Дебютировал в 1985 году романом «Сатанинское… Развернуть
Венгерский романист, одна из наиболее влиятельных фигур в венгерской литературе XIX века. Известен по романам «Безымянный замок», «Венгерский набоб», «Золотой человек» (1872).
Родился в семье адвоката, учился в колледже в городе Пап, где познакомился с Петефи и стал его соратником в революционных схватках 1848. После подавления революционного движения несколько лет скрывался, затем был амнистирован. В 1861 был избран в парламент, оставался депутатом до 1896. В 1863 основал влиятельную политическую газету «Хон» («Отчизна») и впоследствии стал ведущей фигурой венгерской литературной жизни. На редкость плодовитый писатель, Йокаи создал более 110 книг романов, рассказов, пьес и стихотворений, восхищая читателей своим романтическим пафосом, простодушным юмором, мастерством повествования и красочными описаниями. Перу Йокаи принадлежат несколько десятков романов и повестей, в которых автор обличал нравы правящей верхушки общества, меркантильность венгерской буржуазии.Йокаи считал наступление реакции торжеством «порядка». И все же, несмотря на противоречивость во взглядах, он в своих лучших романах сохранил и углубил демократические традиции венгерской литературы 40-х гг. XIX в. Проблемы развития капитализма в Венгрии затронуты в романах «Черные алмазы» (1870) и «Золотой человек» (1873).
В честь Мора Йокаи назван кратер на Меркурии.
Умер Йокаи в Будапеште 5 мая 1904.
Венгерский романист, одна из наиболее влиятельных фигур в венгерской литературе XIX века. Известен по романам «Безымянный замок», «Венгерский набоб», «Золотой человек» (1872).… Развернуть
Родился в еврейской семье, после смерти отца в 1945 году в концентрационном лагере жил с бабушкой. С 1962 по 1967 годы учился на историческом факультете Московского университета. По окончании работал в Будапеште в музее. В 1964 году вышел в свет его первый сборник стихов. В 1968 году был осуждён за «участие в маоистском движении» на 7 месяцев «условно». Лишившись права на публикации, занимался переводами. В 1977 году стоял у истоков венгерского демократического оппозиционного движения. В 1984 году был приглашён в Берлин по линии Германской службы академических обменов (DAAD). Был сотрудником исследовательской группы «Восточная Европа» в Бременском университете. В 1988-1989 годах был членом редколлегии подпольной газеты ГДР «OSTKREUZ». С 1995 по 1999 годы был руководителем «Венгерского Дома» в Берлине, в 1999 году был главным координатором презентации Венгрии как почётного гостя Франкфуртской книжной ярмарки.
Некоторое время проживал в Вене, где работал как свободный публицист, писал для немецких газет и радио. Является членном-корреспондентом Саксонской академии искусств. В настоящее время проживает в Берлине, работает в берлинской газете «FREITAG». С 2007 года представляет Венгрию в Международном Совете Австрийской службы за границей.
Его книги переведены и изданы в Англии, Франции, Дании, Швеции, Японии, Турции, Португалии, России, Австралии, Израиле, США и Голландии.
Родился в еврейской семье, после смерти отца в 1945 году в концентрационном лагере жил с бабушкой. С 1962 по 1967 годы учился на историческом факультете Московского университета.… Развернуть
Ева Мозес родилась в деревне Порт коммуны Марка жудеца Сэлаж, находящегося в Трансильвании. Отцом Евы был Александр Мозес, матерью — его жена Яффа. Кроме сестры-близнеца Мириам у Евы были две старшие сестры Эдит и Алис.
В 1944 году семья Мозес была депортирована в Освенцим. Родителей и Эдит с Алис умертвили, Мириам и Еву же сразу отдали Йозефу Менгеле, проводившему опыты над близнецами. Доктор делал одному из близнецов инъекцию со смертельно опасными вирусами, и когда он умирал, умерщвляли его брата или сестру. Менгеле ввёл подобную инъекцию и Еве, сказав, что ей осталось жить 2 недели. Однако девочке удалось излечиться от заболевания. 27 января 1945 года Красная Армия освободила всех заключённых концлагеря, в том числе и сестёр Мозес.
После этого сёстры переехали в Израиль. Ева впоследствии переселилась в США, где устроилась работать риелтором. В 1960 году она вышла замуж за Майкла Кора, от которого родила двух детей Алекса и Рину. Мириам из-за проводимых над ней в детстве экспериментов страдала болезнью почек, и хотя Ева пожертвовала сестре одну из своих собственных почек, Мириам умерла в 1993 году.
После смерти сестры Мозес Кор решила отправиться в Германию, чтобы публично объявить о том, что она решила простить всех людей, виновных в Холокосте. Она лично встретилась с нацистским врачом Гансом Мюнхом. В 1995 году Мозес Кор основала музей CANDLES («Свечи»), что расшифровывается как Children of Auschwitz Nazi Deadly Lab Experiments Survivors («Дети переживших смертельные лабораторные эксперименты в Освенциме»).
В 2006 году о Мозес Кор был снят документальный фильм «Простить доктора Менгеле».
4 июля 2019 года Кор умерла в Кракове, Польша, сопровождая группу "CANDLES" в просветительской поездке в Освенцим. Ей было 85 лет. Она совершала эту поездку ежегодно, чтобы делиться своими детскими воспоминаниями и проводить экскурсии в качестве выжившего узника концентрационного лагеря.
Ева Мозес родилась в деревне Порт коммуны Марка жудеца Сэлаж, находящегося в Трансильвании. Отцом Евы был Александр Мозес, матерью — его жена Яффа. Кроме сестры-близнеца Мириам у… Развернуть
Английская писательница, драматург и художник. Родилась в Тарна-Орс, Венгрия, в семье барона Феликса Орци (Baron Felix Orczy) и матери - графини Эммы Уосс (Emma Woss). Ее отец был композитором и исполнителем, среди его друзей были Вагнер, Лист, Гуно. Опасаясь крестьянских восстаний, семейство Орци в 1868 году уезжает сначала в Брюссель, затем в Париж, где Эмма училась в монастырских школах. Когда семья Орци в 1880 году переезжает в Лондон, Эмма продолжает свое образование сначала в Лондонской Школе искусств, затем в Академии, где и знакомится с будущим мужем – студентом-графиком Генри Джорджем Монтегю Маклеан Барстоу (Montagu Barstow), сыном священника. Несколько ее картин были выставлены в Королевской Академии (Royal Academy) в Лондоне.
В 1894 году Эмма вышла замуж за Монтегю Барстоу, вместе с которым работала над иллюстрациями книг и журналов и издала сборник венгерских сказок (Old Hungarian Fairy Tales, 1885).
На рубеже веков семья барона возвращается в Венгрию, но миссис Монтегю Барстоу, урожденная баронесса Орци, остается в Лондоне, где вместе с мужем оформляет детские книжки. В 1895 года в «Royal Magazine» появляется несколько коротеньких детских историй под общим названием «Juliette», написанных и иллюстрированных молодыми супругами.
25 февраля 1899 у них рождается сын Джон (John Montague Orczy-Barstow, стал писателем , печатался под псевдонимом John Blakeney).
Как писатель Эмма становится известной после произведения "Scarlet pimpernel", написанного в соавторстве с мужем. В августе 1903 года в Ноттингеме пьеса была поставлена и имела бурный успех. Пьеса не сходила со сцены до 1905 года, а это немалый срок для того времени. Так началось триумфальное шествие «Scarlet Pimpernel» по Европе.
Ее рассказы появлялись в различных журналах, и в 1905 году вышел первый сборник - «Дело мисс Эллиот». Главный серийный герой баронессы Орци - детектив-любитель Бил Оуэн по прозвищу «Старик в углу» (The Old Man In the Corner, 1909) - расскрывал преступления, не покидая кресла за облюбованным угловым столиком в чайном магазине на Стрэнде. Позже этот детективный метод будет взят на вооружение несколькими литературными персонажами, наиболее известный из них - Ниро Вульф Рекса Стаута. Другими постоянными персонажами были адвокат Патрик Маллиган (Skin O' My Tooth, 1928) и детектив-профессионал леди Молли Робинсон-Кирк из Скотленд-Ярда (Lady Molly of Scotland Yard, 1910), впервые в истории детективного жанра – женщина в роли детектива.
Доходы от литературной деятельности позволили семье баронессы купить в 1918 году особняк в Ницце, где они прожили долгие годы, в т.ч. и во время Второй мировой войны. В 1942 году умирает муж Эммы. Она возвращается в Англию в 1945.
Баронесса Орци была плодовитым автором на протяжении всей жизни и продолжала писать до глубокой старости. Ее автобиография "Звенья в цепи жизни" вышла незадолго до ее смерти 12 ноября 1947 года.
Английская писательница, драматург и художник. Родилась в Тарна-Орс, Венгрия, в семье барона Феликса Орци (Baron Felix Orczy) и матери - графини Эммы Уосс (Emma Woss). Ее отец… Развернуть
Теодора Госс - венгерско-американская писательница и поэт. Пишет романы, рассказы, очерки и стихи. Ведет авторский блог на своем официально сайте.
Теодора родилась в Будапеште, Венгрия. Её семья покинула страну, когда ей было всего пять лет. Два года они прожили в Брюсселе, Бельгия. Затем семья Госс иммигрировала в Соединенные Штаты, девочке тогда исполнилось семь лет. Росла Теодора в Мэриленде и Вирджинии, в районе Вашингтона, округ Колумбия. Сейчас живет в Бостоне, куда она переехала для учебы в аспирантуре.
Писательница получила степень бакалавра по английской литературе в Университете Вирджинии, степень доктора права Гарвардской школы права, а также степень магистра и доктора философии по английской литературе Бостонского университета. Является выпускницей писательских мастерских Одиссея и Клариона. Продала свой первый опубликованный рассказ «Роза с двенадцатью лепестками», когда учился в Кларионе.
В настоящее время преподает в программе Stonecoast MFA по творческому письму, а также по программе письма Бостонского университета искусств и наук. Преподавала в мастерской писателей Одиссея, писательское мастерство для молодых авторов в Ридерконе, Босконе и Висконе.
Ее работы были номинированы на многие престижные награды. Короткие художественные и поэтические произведения Теодоры публиковались в различных журналах и сборниках, в том числе в «Лучших томах года».
Публикации Теодоры Госс были переведены на бразильский португальский, болгарский, чешский, французский, греческий, венгерский, японский, польский, русский, сербский, испанский и турецкий языки.
Теодора Госс - венгерско-американская писательница и поэт. Пишет романы, рассказы, очерки и стихи. Ведет авторский блог на своем официально сайте. Теодора родилась в… Развернуть
Элизабет Хейч (Elisabeth Haich) – мистик и писатель.
Родилась в 1897 году в Будапеште. Она была вторым ребенком в зажиточной семье. Еще ребенком ее уникальный дар проявился в музыке, живописи и скульптуре.
Она вышла замуж, у нее родился сын. В 1939 году она начала преподавать йогу. В конце Второй мировой войны она была вынуждена покинуть Венгрию. Вместе с со своим учеником Сельвараджаном Йесудианом она поселилась в Швейцарии, где прожила до конца своих дней. Там они основали старейшую в Европе школу йоги.
В 1953 году она написала свою наиболее известную книгу «Посвящение». Эта книга была переведена на многие языки мира. Среди ее других книг: «День с Йогой. Самолечение», «Йога и судьба», «Сексуальная энергия и йога» и «Мудрость карт Таро».
Скончалась Элизабет Хейч в 1994 году.
Элизабет Хейч (Elisabeth Haich) – мистик и писатель. Родилась в 1897 году в Будапеште. Она была вторым ребенком в зажиточной семье. Еще ребенком ее уникальный дар проявился в… Развернуть
Петер Гардош - венгерский сценарист и режиссер, лауреат престижных премий.
Петер Гардош родился в Будапеште в 1948 году. Дебютировал в кино 1984 году. Снял около 20 картин ("Фарфоровая кукла", 2004, "Настоящий Санта", 2005 и др.).
"Предрассветная лихорадка" – его первый роман. Гардош снял по нему фильм (2015) и в 2016 году получил премию "За лучший игровой фильм" на Международном кинофестивале "Синеквест" в Сан-Хосе. (источник)
Петер Гардош - венгерский сценарист и режиссер, лауреат престижных премий. Петер Гардош родился в Будапеште в 1948 году. Дебютировал в кино 1984 году. Снял около 20 картин… Развернуть
Эва (Ева) Яниковская — венгерская писательница, поэт, редактор, автор книг для детей и молодежи.
Её повести «Холостой выстрел», «Золотой дождь» и другие посвящены трудностям переходного возраста, поискам своего призвания. Несколько её книг для маленьких с замечательными иллюстрациями Ласло Ребера вышли на русском языке.
Родилась 23 апреля 1926 года в городе Сегед. С 1944 по 1948 год изучала философию и фольклор в Сегедском университете, а с 1948 по 1950 год философию, психологию и политическую экономию в университете Лоранда Этвеша в Будапеште, где в 1950 году получила диплом педагога. С 1950 по 1953 год она работала референтом в Министерстве образования в отделе учебных пособий, затем в течение четырёх лет была редактором в молодёжном книжном издательстве (Ifjúsági Könyvkiadó). Позже она была главным редактором издательства Ференца Мора. Ее первая книга Csip-Csup вышла в 1957 году. Тематика её произведений чаще всего касается отношений детей и взрослых на фоне повседневных переживаний и конфликтов. Кроме того, она писала сценарии к фильмам, работала в журналах и выступала в радио- и телепередачах. По некоторым из её книг были сняты анимационные и телевизионные фильмы. Многие книги Яниковски проиллюстрированы графиком Ласло Ребером (1920—2001).
Ева Яниковски умерла 14 июля 2003 года. Похоронена на кладбище Фаркашрети в Будапеште.
Эва (Ева) Яниковская — венгерская писательница, поэт, редактор, автор книг для детей и молодежи. Её повести «Холостой выстрел», «Золотой дождь» и другие посвящены трудностям… Развернуть
Лайош Эгри (Lajos N. Egri , 4.06.1888 — 7.02.1967) - венгерский драматург и преподаватель Creative Writing, эмигрировавший в Америку и ставший довольно известным в театральных кругах. В 1946 году он написал книгу «Искусство драматургии», которая до сих пор считается одной из самых авторитетных в своей области.
В основу своей драматургической теории Эгри помещает характер персонажей и вступает в спор с Аристотелем, который считал, что действие важнее героев. Эгри последовательно доказывает, что создание трехмерных характеров является основной платформой для развития любого сюжета, а главным инструментом драматурга должен быть диалектический метод, ведь только благодаря непрерывному противопоставлению тезиса и антитезиса рождается логичный конфликт. Эгри постепенно и с большим вниманием к деталям разбирает все возможные типы характеров, конфликтов, писательских техник и самые распространенные ошибки драматурга. В качестве иллюстраций к своим рекомендациям он берет фрагменты из многочисленных пьес писателей-классиков и драматургов 20-го столетия.
Лайош Эгри (Lajos N. Egri , 4.06.1888 — 7.02.1967) - венгерский драматург и преподаватель Creative Writing, эмигрировавший в Америку и ставший довольно известным в театральных… Развернуть
Пал Бекеш — венгерский прозаик, драматург, сценарист, переводчик, культурный деятель. Работал старшим редактором литературных и театральных программ на MTV.
Пал Бекеш родился 27 марта в интеллигентной еврейской семье. Родители Бекеша чудом уцелели во время войны. Мать выжила в концлагере, а отцу удалось бежать, когда его вместе с другими вели в 1944 году расстреливать на берег Дуная.
Пал Бекеш вырос в самом неблагополучном районе Будапешта — «Чикаго», так называли этот район еще и потому, что он был выстроен в начале XX века по американскому образцу. Отдавая долг своей малой родине, позже Бекеш напишет роман «Чикаго».
Окончил в 1980 году факультет искусств Университета Этвёша Лорана (Будапешт) — одного из самых престижных и почетных вузов в Венгрии — по специальности «английская и венгерская филология». Работал учителем в школе. Свою первую сказочную повесть «Горе-волшебник» Пал Бекеш написал в 23 года.
Эта книга, написанная живым, ярким, остроумным языком, стала по праву классикой венгерской детской литературы. История о смешном волшебнике Жужике Шуршалкине появилась в 1984 году, задолго до всемирно известного Гарри Поттера, начавшего свое триумфальное шествие только в 1997 году. К сожалению, книга Бекеша не стала такой популярной, как книга Д. Ролинг, лишь потому, что венгерский язык достаточно редкий. Но эта книга достойна занять свое место в ряду классиков мировой детской литературы.
Писатель умер в Будапеште 28 мая 2010 года.
В 2013 году Гражданское общество им. Пала Бекеша учредило Премию, названную в его честь, которая ежегодно присуждается венгерскому писателю за особенно выдающееся прозаическое произведение.
Пал Бекеш — венгерский прозаик, драматург, сценарист, переводчик, культурный деятель. Работал старшим редактором литературных и театральных программ на MTV. Пал Бекеш родился… Развернуть
Карел Яромир Эрбен — чешский писатель, поэт, переводчик, историк литературы и собиратель чешского фольклора, в первую очередь народных сказок и песен. Представитель романтического направления в искусстве.
Изучал философию в Градец-Кралове, позднее — право в Пражском университете.
В 1837 году он — практикант при уголовном суде пражского магистрата, в 1838 — служил при казначействе.
В 1842 году вступил в брак Бетиной Мечиржовой.
С 1843 — сотрудник пражского Национального музея; его заданием в музее было сортировать и каталогизировать документы из архивов Табора и Домажлице.
В 1848 стал редактором Пражских новостей (Pražské noviny); после публикации новой конституции в том же году оставил должность редактора.
В 1850 году стал секретарём и архивариусом Национального музея; в 1851 — архивариусом города Прага.
Основной труд К. Я. Эрбена — Славянское чтение (Slovanská čítanka) — содержит в себе более сотни народных сказок и легенд, написанных чешским архаичным языком.
В 1853 году вышел в свет единственный сборник его стихов Букет народных сказаний (Kytice z pověstí národních), в котором пересказаны старочешские предания.
В 1864 издал романтическое собрание Простонародных чешских песен и рифм (Prostonárodní české písně a říkadla) в пяти частях.
Эрбен не только собирал народное чешское творчество, но и писал на эту тему литературно-критические работы. Кроме этого, он является автором многочисленных книг по истории Праги и Чехии.
Наиболее значительным историческим трудом К. Я. Эрбена считается Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae a Moraviae (Регистр писем и документов Богемии и Моравии), в котором изучаются грамоты и указы Чехии, начиная с 1253 года. Кроме этого, писателю принадлежат критические комментарии по историям и легендам о таких личностях, как Святая Екатерина, Томаш Штитный, Ян Амос Коменский и Ян Гус. Перевёл также на чешский язык с русского «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
Композитор Антонин Дворжак использовал многие баллады К. Я. Эрбена как основу для своих симфонических произведений (например, op. 107 Водяной, op. 108 Полдневная ведьма, op. 109 Золотое веретено и op. 110 Лесной голубь).
Карел Яромир Эрбен — чешский писатель, поэт, переводчик, историк литературы и собиратель чешского фольклора, в первую очередь народных сказок и песен. Представитель… Развернуть
Иштван Эркень (венг. István Örkény; 5 апреля 1912, Будапешт, — 24 июня 1979, Будапешт) — венгерский прозаик и драматург, основоположник венгерского театра абсурда.
Иштван Эркень с юных лет увлекался литературой; получив образование фармацевта и инженера-химика, он тем не менее посвятил себя литературе и в конце 30-х годов на собственные средства издал свой первый сборник рассказов — «Пляска моря».
После вступления Венгрии во Вторую мировую войну на стороне Германии Эркень был мобилизован в армию, воевал на Восточном фронте и в конце концов оказался в советском плену. В лагерных условиях он смог вернуться к литературному труду и на родину в 1946 году вернулся со сборником социографических исследований «Люди лагерей», десятком рассказов и пьесой «Воронеж».
В 1957 году, после подавления восстания в Венгрии, Эркень был включён в «черный список» цензуры за свои дерзкие выступления на радио и в печати. Не имея возможности печататься, работал на заводе по изготовлению медикаментов и перевязочных средств. Запрет на публикацию, продолжавшийся до начала 60-х годов, освободил писателя не только от внешней, но и от внутренней цензуры: «Я не думал о редакторе, рецензенте, издателе и даже о читателе, меня занимало лишь то, что я пишу». В этот период он создал новый жанр — «рассказы-минутки», психологические миниатюры из современной жизни.
Запрет был снят в 1963 году, в печати появились сборники его рассказов, драмы и повести «Кошки-мышки» (1963) и «Семья Тотов» (1964); сценические варианты этих повестей, шедшие на сценах Европы, Америки, Японии и Австралии, принесли Эркеню международное признание. В 1970-е годы обе пьесы пользовались большим успехом и в Советском Союзе, особенно антитоталитарная «Семья Тот» в постановке Большого драматического театра, где она шла под названием «Тоот, другие и майор». В 1978 году в СССР был проведен фестиваль, специально посвящённый сценическим интерпретациям трагикомедии «Кошки-мышки». Обе пьесы обрели новую жизнь на российской сцене в последнее десятилетие.
Иштван Эркень (венг. István Örkény; 5 апреля 1912, Будапешт, — 24 июня 1979, Будапешт) — венгерский прозаик и драматург, основоположник венгерского театра абсурда. Иштван… Развернуть
Геза Гардони — венгерский писатель и журналист. Написал большое количество научных и художественных трудов. Больше всего известен, как автор исторических романов, таких как «Звёзды Эгера» и «Невидимый человек».
Гардони был сыном слесаря из поместья аристократов в восточной Венгрии. Он закончил учительский колледж и некоторое время работал учителем и католическим кантором. Гардони женился на Ма́рии Мо́лнар в 1885 году, но брак оказался несчастливым и был расторгнут в 1892. В середине 80-х годов девятнадцатого века Гардони начал писать статьи для журналов и газет. Его первым успехом были сатирические новеллы о сельской жизни «Göre Gábor», от которых он позже отрёкся. На переломе веков Гардони стал использовать в своих произведениях исторические темы, которые послужили основой для серии популярных рассказов. Гардони переехал в Эгер (сегодня — северная Венгрия) в 1897 году со своей матерью и жил там до своей смерти. Могила Гезы Гардони также находится в Эгере; на ней написано: «Csak a teste» (Лишь его тело). Дом, где Гардони жил и где написал большинство своих известных работ, сейчас превращён в музей.
Одно из наиболее известных произведений Гардони — «Egri csillagok» — было впервые опубликовано в 1899 году. Литературно название переводится, как «Звезды Эгера» (на английском языке эта книга часто выходит под названием «Eclipse of the Crescent Moon» (Затмение полумесяца)). В книге рассказывается о знаменитой осаде Венгерского города Эгера турецкими войсками Османской империи в 1552 году. Среди его героев знаменитый Балинт Тёрёк и состоявший у него на службе Шебештьен Тиноди. В 2002 году «Звёзды Эгера» были выбраны «самой популярным венгерским романом» зрителями телепередачи «Big Read» (в Венгрии — «A Nagy Könyv»).
По мнению некоторых людей, лучшей работой Гардони следует считать книгу «A láthatatlan ember», опубликованную в 1901 году. Это мнение также может происходить из-за того, что эта книга (в отличие от «Звёзд Эгера») более доступна не-венгерским читателям. Литературно название книги переводится, как «Невидимый человек» (на английском языке обычно издаётся под названием «Slave of the Huns» («Раб гуннов»)). В произведении рассказывается о временах, когда жил вождь гуннов Атилла. Большая часть сюжет рассказывает о визите Византийского дипломата Приска Панийского в стан Атиллы. Герой романа — молодой Византийский раб по имени Зэта, влюбившийся в девушку-гунна. Зэта сбегает и становится рабом гуннов, что даровало ему надежду жениться на возлюбленной девушке. Также книга включает в себя драматическое описание Битвы при Каталаунских полях между гуннами и римлянами.
Оба эти романа Гардони хорошо известны в Венгрии, но стали переводится на другие языки и широко издаваться за рубежом только во второй половине двадцатого века.
Геза Гардони — венгерский писатель и журналист. Написал большое количество научных и художественных трудов. Больше всего известен, как автор исторических романов, таких как… Развернуть
Шандор Мараи (венг. Sándor Márai, собственно венг. Sándor Károly Henrik Grosschmid de Mára, 11 апреля 1900, Кашша, Австро-Венгрия, ныне — Кошице, Словакия — 22 февраля 1989, Сан-Диего) — выдающийся венгерский писатель. Его младший брат — известный кинорежиссёр Геза Радвани (1907—1986).
Биография:
Родился в семье адвоката, выходца из Саксонии, мать — венгерка. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, принимал участие в революционных событиях 1918—1919. После разгрома Венгерской Советской Республики переехал в 1919 в Германию, учился журналистике в Лейпциге, Франкфурте, Берлине. Писал в «Симплициссимусе» и «Франкфуртер цайтунг», переводил и пропагандировал Кафку, думал перейти на немецкий язык. Стал свидетелем зарождения германского нацизма, последовательно придерживался антифашистских взглядов. В 1923 перебрался в Париж, изучал философию. В 1925 взял интервью у Артура Конан Дойла. В 1928 вернулся в Будапешт, активно занимался журналистикой, писал как в венгерские, так и в зарубежные газеты. Его новые книги становились бестселлерами, пьесы шли в лучших театрах, он стал в стране одним из наиболее известных современных писателей.
После Второй мировой войны в статьях Дьёрдя Лукача и др. был признан «буржуазным автором», в 1948 эмигрировал в Швейцарию, в 1950 перебрался в Италию, в 1952 переехал в США, в 1957 получил американское гражданство. В 1950-х работал на радио Свободная Европа, приветствовал Венгерскую революцию 1956, тяжело перенес ее подавление.
В дальнейшем известность Мараи пошла на убыль, он оказался в изоляции. В 1986 умерла его жена — еврейка (они прожили в браке больше 60-ти лет), в 1987 скончался от сердечного приступа их приемный сын. Не пережив одиночества, в приступе депрессии Мараи застрелился.
Творчество
Романы Мараи — а он их написал около 50-ти — дают глубокое изображение межвоенной Европы после краха Австро-Венгерской империи. Большую известность в разных странах приобрели его мемуары и дневники 1940—1980-х годов.
Шандор Мараи ( венг. Sándor Márai , собственно венг. Sándor Károly Henrik Grosschmid de Mára , 11 апреля 1900, Кашша, Австро-Венгрия, ныне — Кошице, Словакия — 22 февраля… Развернуть
Людвиг Бемельманс был сыном бельгийского художника и дочери пивовара из Регенсбурга. Несмотря на то, что детство мальчика прошло в Германии и Австро-Венгрии, первым его родным языком его был французский. В 1904 году родители Людвига разошлись, и мать с двумя детьми уехала в Регенсбург. Так как Людвиг оказался ребёнком с трудным характером, мать его отправила, не дождавшись окончания им школы, к дядьке в Тироль, где тот владел несколькими отелями.
В 1914 отправили ещё дальше — в США, где жил отец Людвига. Первое время в Америке будущий писатель работал в гостиницах; в 1917 году он уходит служить в армию США, где дослужился до звания капрала. Будучи связанным родственными узами в Германией, Людвиг избежал отправки на фронт в Европу и в Первую мировую войну прослужил при госпитале. В 1918 он получает американское гражданство. В 1920-е годы Бемельманс опять работает в гостиницах, кельнером в отеле Риц-Карлтон, и пробует свои силы, сперва без особого успеха, как художник. в 1925 году он делает дизайн ресторана «Hapsburg House», одним из совладельцев которого являлся.
В начале 1930-х годов Л.Бемельманс знакомится с Мэй Массе, одной из ведущих сотрудниц издательства Viking Press в области детской литературы, и находит в ней всестороннюю поддержку как писатель. В 1934 году выходит первая его книжка для детей «Ханзи» (Hansi) — о приключениях двух австрийских мальчишек и их собаки, ей следует несколько других. В 1935 году Людвиг женится на Мадлен Фрейнд, а в 1939 году выходит его первая детская книга тз серии Мадлен (Madeline), обеспечившая её автору широкую известность. Бемельманс сделал также и иллюстрации к стихотворной истории о приключениях самоуверенной маленькой парижанки. Сперва, впрочем, книжка была отвергнута в нескольких издательствах как черезчур претенциозная, однако после издания у Simon and Schuster имела большой успех.
Поводом для сюжета «Мадлен» послужил несчастный случай, произошедший с самим автором. Однажды летом 1938 года во время путешествия по Франции Бемельманса сбила машина. В больнице в соседней палате после операции на аппендицит лежала маленькая девочка. Они подружились. Людвига поразил оптимизм и любопытство маленькой соседки ко всему, что происходило в больнице, в том числе к своей операции, которая, казалось, её ничуть не огорчала. Там же, в больнице, и пришла к нему мысль написать книгу о такой девочке.
Книга получилось не одна, а целых семь. Выходили они с 1939 по 1961 год, а седьмая вышла уже после смерти автора, в 1999 году. Все книги серии начинаются словами, знакомыми читателю вот уже 70 лет:
«В Париже, на тихой улочке
С мощеными тротуарами
Жили-были двенадцать девочек,
И все они делали парами…»
Одновременно Бемельманс пишет и рисует для ряда крупнейших американских периодических изданий — таких, как Vogue, The New Yorker, Fortune, Harper’s Bazaar, McCall’s, Holiday и других. Он создаёт также романы и «путевые заметки» для взрослого читателя, например «Голубой Дунай» (The Blue Danube, 1945), в котором критически изображает немецкий провинциальный быт во времена гитлеризма. Бемельманс много ездит по США и Европе, а 1935 году - арестовывается в Германии за то, что пародировал там Гитлера. В 1940-е годы он интересуется также кинематографом и театром, пишет несколько сценариев. В 1945 году по его сценарию в Голливуде выходит сюрреалистский мюзикл Иоланта и вор, с Фредом Астером. В 1953 году он живёт в Париже. Художник занимался также частными заказами. Так, Л.Бемельманс сделал дизайнерское оформление для детской каюты на яхте Cristina O Аристотеля Онассиса для маленькой дочери греческого мультимиллионера.
Л.Бемельманс скончался в Нью-Йорке от рака поджелудочной железы. В настоящее время написанные им полотна оцениваются в сотни тысяч долларов США.
Людвиг Бемельманс был сыном бельгийского художника и дочери пивовара из Регенсбурга. Несмотря на то, что детство мальчика прошло в Германии и Австро-Венгрии, первым его родным… Развернуть
А́ндраш Бе́ркеши — известный венгерский писатель-коммунист.
С юности Беркеши пристрастился к литературе, писал стихи и небольшие рассказы, участвовал в литературных конкурсах, однако серьезно заняться творчеством ему не позволяли тяжелые условия жизни в хортистской Венгрии; пришлось, не окончив полный курс гимназии, пойти работать на производство… В годы войны Беркеши служил в армии, потом работал на заводе.
После освобождения Венгрии Красной Армией Андраша Беркеши, который стал коммунистом, партия посылает в новую, Народную армию. В 1946-50 годах учится в Университете экономических наук имени Карла Маркса.
Когда осенью 1956 года в Венгрии вспыхнул контрреволюционный мятеж, подготовленный силами внешней и внутренней реакции, Андраш Беркеши, как и подобает настоящему коммунисту, не колеблясь, выступает на защиту народного строя и принимает активное участие в вооруженном подавлении контрреволюции. Начиная с 1957 года, Беркеши включается в возрождающуюся литературную жизнь страны, сотрудничает в центральных газетах и журналах. Публикуемые им статьи, очерки и рассказы свидетельствуют о его четкой позиции — коммуниста, патриота и интернационалиста.
В это время он начинает работать над первым своим романом, задуманным как первая часть дилогии, — «Октябрьская буря». Книга вышла в свет в 1958 году и сразу привлекла к себе широкое внимание общественности Венгрии. Это, по существу, одно из самых первых крупных произведений в Венгрии, в котором не только ярко и достоверно были воссозданы трагические события осени 1956 года, но и раскрыты с принципиальных партийных позиций причины контрреволюционного мятежа, его явные и скрытые движущие силы. в 1959 году была опубликована вторая часть дилогии — роман «После бури», рассказавший о самоотверженной борьбе венгерских коммунистов по ликвидации последствий мятежа и стабилизации жизни в стране, а также о горькой участи тех, кто, обманутый вражеской пропагандой, эмигрировал в ту тяжелую пору из Венгрии.
Со времени удачного литературного старта Андраша Беркеши прошло четверть века. Это был период напряженной и плодотворной творческой деятельности. Более двадцати пяти романов, повестей, пьес создано автором за это время. Все они, как уже упоминалось ранее, издавались большими тиражами, многие неоднократно переиздавались, публиковались в переводах в братских социалистических странах и на Западе.
Андраш Беркеши — самый читаемый писатель Венгрии. Причина его успеха заключается наверняка в том, что он берет, как правило, злободневные темы, подсказанные сегодняшней жизнью, и строит на их основе увлекательное, в большинстве случаев остросюжетное повествование.
Некоторые склонны считать Андраша Беркеши писателем детективного, приключенческого жанра. Сам Беркеши категорически отвергает такую однобокую оценку. И, думается, следует согласиться с ним. Конечно, у него есть произведения, однозначно написанные в жанре детектива, — правда, и тут следует внести существенное уточнение: ни одна из его книг этого плана не является, так сказать, «чистым», «уголовным» детективом. Все они несут ярко выраженный социально-политический заряд, определяющий содержание каждой из них.
В этой связи уместно будет привести высказывание самого писателя, характеризующее его подход и его отношение к созданию произведений, решаемых им в жанре политического детектива.
Я, — писал он,— считаю неправильным, что книги о борьбе социалистической контрразведки против империалистических агентов зачастую скопом относят к традиционной развлекательной детективной литературе на том лишь основании, что формально здесь много общего. Художественная же ценность книги, приносимая ею польза никогда не определяются формальными признаками… Содержание, общественная значимость, цели, преследуемые автором того или иного литературного произведения, — вот что главное. Это в полной мере относится и к оценке произведений детективного жанра. Формальные признаки криминальных романов Агаты Кристи, например, и романов о действиях социалистической контрразведки во многом схожи; однако их социальная направленность и содержание, цели, за которые борются их герои, различаются коренным образом. Борьба, которую ведут герои моих книг,— не развлекательное приключение, а неизбежная необходимость, обусловленная политическими факторами и такими священными чувствами, как любовь к родине, осознанный долг защищать правое дело, отстаивать Добро от Зла...
А́ндраш Бе́ркеши — известный венгерский писатель-коммунист. С юности Беркеши пристрастился к литературе, писал стихи и небольшие рассказы, участвовал в литературных конкурсах,… Развернуть
Молнар Ференц (12.1.1878, Будапешт, - 2.4.1952, Нью-Йорк), венгерский писатель. Родился в буржуазной семье. Учился в Женевском университете. Литературную деятельность начал в 1896. В годы фашистского режима уехал в США. Его сборники рассказов «Голодный город» (1901), «Воруют уголь» (1918), романы «Тайна Арувимского леса» (1917), «Андор» (1918) проникнуты сочувствием к обездоленным. Повесть М. «Мальчишки с улицы Пала» (1907, рус. пер. 1958) - лирическое воспоминание о детстве. Популярностью пользовались пьесы М., критиковавшие аристократические и буржуазные нравы («Чёрт», 1907; «Волк», 1912; «Игра в замке», 1926; «Олимпия», 1928), а также в гротескно-сентиментальных красках изображавшие быт городского «дна» и бедняков («Лилиом», 1910, рус. пер. 1960; «Любовь небесная и земная», 1922; «Стеклянные туфли», 1924).
Молнар Ференц (12.1.1878, Будапешт, - 2.4.1952, Нью-Йорк), венгерский писатель. Родился в буржуазной семье. Учился в Женевском университете. Литературную деятельность начал в… Развернуть
Родился в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Тивадар Шварц, был адвокатом, видным деятелем еврейской общины города, специалистом по эсперанто и писателем-эсперантистом.
В 1936 году семья поменяла свою фамилию на венгерский вариант Шорош (Soros). В 1947 году Сорос переехал в Англию. Он поступил в Лондонскую школу экономики и политических наук и успешно её окончил через три года. Ему читал лекции австрийский философ Карл Поппер, идейным последователем которого и стал Сорос. В Англии Джордж Сорос нашёл работу на галантерейной фабрике, а затем превратился в коммивояжёра, но не оставлял поисков работы в банке. В 1953 году он получил место в компании «Сингер и Фридландер». Работа и одновременно стажировка проходила в арбитражном отделе, который находился рядом с биржей.
К 1956 году относят начало карьеры Сороса на поприще финансиста. Он прибыл в США по приглашению отца своего лондонского друга, некого Майера, который имел свою небольшую брокерскую фирму на Уолл-стрит. Карьера в США началась с международного арбитража, то есть покупки ценных бумаг в одной стране и продаже их в другой. Сорос создал новый метод торговли, назвав его внутренним арбитражем — продажа по отдельности комбинированных ценных бумаг акций, облигаций и варрантов прежде, чем они могли быть официально отделены друг от друга. В 1963 году Кеннеди ввёл дополнительный сбор на иностранные инвестиции, и Сорос закрыл свой бизнес.
В 1969 году Сорос становится руководителем и совладельцем фонда Дабл Игл, переросшего впоследствии в знаменитый «Квантум» (Quantum Group). Фонд осуществлял спекулятивные операции с ценными бумагами с переменным успехом. К середине 1990 года капитал «Квантума» составлял 10 миллиардов долларов США.[источник не указан 254 дня] Тысяча долларов, вложенная в фонд в 1969 году, превратилась сегодня более чем в 2 миллиона долларов, при условии реинвестирования дивидентов.[источник не указан 254 дня]
16 сентября 1992 года — считается, что на резком падении английского фунта против немецкой марки Сорос заработал за день больше миллиарда долларов. Сорос стал называть эту среду «белой». А самого Сороса стали называть «Человеком, который сломал Банк Англии», хотя его роль в падении фунта явно преувеличена (см. «чёрная среда»).
После этого началась «чёрная полоса» в жизни Сороса. В 1997 году он вместе с Потаниным создал офшор Mustcom, который заплатил за 25 % акций ОАО «Связьинвест» 1,875 млрд долларов, но после кризиса 1998 года цена акций упала более чем в два раза. Сорос в сердцах назвал эту покупку «худшим вложением денег за всю жизнь». После долгих попыток в 2004 году он продал акции ОАО «Связьинвест» за 625 млн долларов компании «Access Industries», возглавляемой Леонардом Блаватником — по совместительству акционером ТНК-BP. В конце 2006 года Блаватник продал блокпакет за 1,3 млрд долларов компании «Комстар-ОТС», входящей в АФК «Система».
Постепенно Сорос отходит от финансовых спекуляций и декларирует благотворительную деятельность, в том числе в сфере образования и научных исследований. Выступает с заявлениями о необходимости и полезности ограничений в финансовой сфере, в том числе для снижения инвестиционных возможностей крупных финансовых структур.
26 июля 2011 года сделал заявление о закрытии своего инвестиционного фонда и возврате сторонним вкладчикам их инвестиций в размере около одного миллиарда долларов. Вкладчики были проинформированы об этом решении главы фонда специальным письмом, в котором было, в частности, сказано: «Мы благодарим всех, кто вкладывал деньги в фонд на протяжении последних 40 лет. Мы надеемся, что с течением времени вы были вознаграждены за ваши вклады в фонд». Как заявил 26 июля 2011 года сам Сорос, — начиная со следующего года, он будет заниматься приумножением только личного капитала и средств своей семьи.
Родился в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Тивадар Шварц, был адвокатом, видным деятелем еврейской общины города, специалистом по эсперанто и писателем-эсперантистом.… Развернуть