13 августа 2021 г., 11:13

4K

«Экранная культура» против «культуры текста»: стоит ли спасать традиции чтения?

45 понравилось 5 комментариев 2 добавить в избранное

Бумажной книге становится всё труднее конкурировать за внимание человека с массой аудиовизуальных развлечений. Но, возможно ли, что на фоне снижения интереса к «длинному чтению» нас со временем ждёт разделение на касту людей, способных продуцировать интересный контент, и людей, таковой контент способных лишь потреблять?

Ещё 20-30 лет назад альтернативы бумажной книге у советского человека не существовало. Кино, телевидение с двумя каналами, пластинки и магнитоальбомы. Чуть позже к списку добавились видеосалоны и видеокассеты. Вот, собственно, и весь нехитрый набор развлечений, с которым тогда приходилось состязаться книге. Естественным образом СССР был самой читающей страной в мире. Книга, будучи дешевой, качественной и массовой, поставляла гораздо большее разнообразие сюжетов, чем могли предложить ещё не слишком развитые технически визуальные рассказчики — игры и фильмы.

картинка Arlett

В общем, можно утверждать, что советская массовая культура была по преимуществу текстовой. Собственно даже конкретно книжной. Журналы, разумеется, играли важную роль, однако погрузиться в состояние «потока», воображая другой мир и населяющих его персонажей на сколь-нибудь длительное время — такую услугу могла предоставить только книга. Это формировало потребность, спрос на такое развлечение, и как итог труд писателя даже со сменой эпох по инерции считался (и считается) чрезвычайно почетным.

картинка Arlett

Итак, чем же отличается мышление человека, с малолетства приученного к книге, от мышления его «экранного» сородича (в англоязычной терминологии «цифрового эмигранта», от digital natives — буквально «родившихся с гаджетом в руке»)? На этот счёт, как оказалось, существуют некоторые исследования.

картинка Arlett

Согласно эксперименту, проведенному Nielsen Norman Group в 2014 году, рассказ Хэмингуэя, прочитанный с бумажной книги, испытуемыми-школьниками запоминется на 6-10% лучше, чем после чтения с гаджета. Авторы исследования выдвигают гипотезу, что это каким-то образом завязано на тактильных ощущениях, которые чтение с планшета или читалки дать по определению не может.

И, кстати, дело может быть не только тактильности.

Многие читатели заявляют, что любят запах бумажных книг. И, как оказалось, это не лишено смысла: со временем лигнин, который входит в состав бумаги, начинает химически изменяться, источая аромат, похожий на ваниль.

картинка Arlett

Ещё есть исследование, которое проводилось в 2015 году канадским отделением Microsoft. Оно показало, что у подростков, которые в возрасте 3-6 лет злоупотребляли гаджетами (просмотр мультфильмов, игры), позднее возникают трудности в обучении. Связано это, видимо, с трудностями концентрации внимания на менее визуально организованном учебном контенте.

Кстати, опросы, проведенные в Кремниевой долине, показали, что большинство занятых в сфере IT профессионалов предпочитает, чтобы их дети посещали старомодные школы, где аудиовизуальные средства и IT-технологии обучения используются по минимуму.

картинка Arlett

Есть и еще одна проблема. Как оказалось, при использовании компьютерных средств обучения, ребенок намного более автономен. Поэтому он имеет гораздо меньше стимулов общаться в процессе со взрослыми и другими детьми. Это может вести к своеобразной «аутизации» ребенка и к сложностям с коммуникацией в будущем.

Также в последнее время озвучиваются опасения, что в результате широкого внедрения экранных методов обучения и распространения т.н. «клипового мышления» можно ожидать постепенной утраты обществом культуры чтения длинных текстов.

картинка Arlett

Но есть и не так однозначно трактуемые последствия «экранизации» нашей культуры. В частности оказалось, что современным детям чаще снятся именно цветные, а не черно-белые сны. А ещё существенно меньше стало детей-аудиалов (ориентированных на информацию, усваиваемую на слух).

Благодаря современным технологиям молодые люди постепенно начинают переориентироваться на преимущественно визуальную информацию. Известно, что опытных геймеров скорость обработки визуальной информации не уступает таковой у специально тренированных космонавтов или военных летчиков.

картинка Arlett
Скриншот из игры Stаrcraft

Кроме того выяснилось, что у людей пожилого возраста RTS-игры вроде Starcraft и серфинг Интернета стимулировали образование новых связей, улучшили способность переключаться между несколькими задачами, а также существенно замедлили старение мозга. В общем, не все так уж просто с этими новыми технологиями.

В группу Статьи Все обсуждения группы
45 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 5

В статье намешали всё подряд: псевдонаучные заблуждения и не проверенные факты.

О, старый добрый старкрафт! Сколько часов убито в своё время (вместо чтения). А он, оказывается, ещё и от маразма помогает. Великая игруха.

Книга, будучи дешевой, качественной и массовой,

- все так. Но эту книгу нужно было еще где-то достать! Постоять в очереди на подписку, сдать макулатуру на талон, или иметь хорошее знакомство в книжном магазине. а еще лучше в бибколлекторе. Иначе никак добраться до хорошей книги было невозможно. В библиотеках на популярные книги были очереди.
Сейчас проблема в цене бумажных книг. например я не могу платить по 800 р. за книгу. И рада бы в рай, да грехи, как говорится, не пускают. Вот и приходиться читать электронки и слушать аудио. Уже привыкла.

Несколько "размытая" статья получилась.  И завершающую фразу, по логике,  надо было выделить в отдельный абзац.

Книга - более древний инструмент. Естественно, что человечество не только досконально освоило его применение, определив, для решения каких задач именно книги являются оптимальными, но и успело создать отдельный вид культуры использования книг, как инструмента. Электронным устройствам этот путь еще только предстоит. 

Нужно только не забывать, что постоянно пользуясь только чем-то одним и забывая про остальные возможности, человек калечит сам себя. )))))  Пользоваться надо всем, что природа дала, а то и окриветь недолго ;) .  

Всему свое место, время и сфера применения. Пройдет головокружение от новизны изобретения - и "экраны" спокойно займут свое законное место в жизни, наряду с лифтами и телефонами (я про средство связи, а не про мини-компьютер с функцией телефонной связи).

Спасать надо не традиции, а вполне конкретных людей. Да, надо. Надо прививать привычку почаще включать здравый смысл у взрослых, а уже на их примере приучать детей критически относться ко всему, что предлагают достижения современной науки и техники. В первую очередь - не увлекаться устройствами, которые на первый взгляд упрощают жизнь. 

В конце концов, принцип разумного/рационального потребления придумали не вчера и не "хиппи".    

А насчет "нужности" компьютерных игр - так порнофильмы тоже можно использовать как лекарство в некоторых случаях. Проблема в том, что порно придумано и используется для развращения и обогащения. С компьютерными играми та же ситуация: могли бы статьт инструментом для обучения и развития, а стали популярным средством для массового отупления.  

А тот факт, что многие из наших современников уже напрочь отвыкли воспринимать текст длиннее четырех-пяти простых предложений, можно легко заметить, читая комментарии на этом сайте. )))