Опубликовано: 22 декабря 2020 г., 12:16 Обновлено: 22 декабря 2020 г., 12:20

376

Уильям Берроуз в роли священника и другие авторы, ставшие актерами

Не только Стивен Кинг: какие писатели снимались в кино.

Писатели часто снимаются в кассовом кино: например, Стивен Фрай блестяще сыграл Оскара Уайльда, а Стивенг Кинг регулярно появляется почти во всех экранизациях своих произведений. Рассказываем о не столь известных случаях, когда авторы книг исполнили полноценные драматические роли.

Уильям Берроуз

картинка Arlett
Уильям Берроуз в фильме «Уильям Берроуз: Человек внутри». Режиссер Йони Лейзер, 2010 год / imdb.com

Берроуз был одной из ключевых фигур для бит-поколения американской литературы наряду с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. Причем прославили его, как и многих авторов этого периода, не только странные и противоречивые тексты (как «Голый завтрак» или «Дикие мальчики»), но и перипетии личной жизни. В 1951 году автор и его жена Джоан Волмер, находясь в состоянии алкогольного опьянения и наркотической ломки, решили «сыграть в Вильгельма Телля» и Берроуз случайно застрелил Волмер в упор. Он сумел избежать тюремного срока, но убийство преследовало писателя всю жизнь и обеспечило ему не только угрызения совести и углубившийся алкогольно-наркотический кризис, но и скандальную известность.

Впервые Берроуз появился на экране в культовой драме 1966 года «Чаппакуа», где также сыграл Аллен Гинзберг. Автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли Конрад Рукс основал фильм на собственном опыте лечения от наркозависимости. Психоделическая атмосфера фильма вкупе с саундтреком Рави Шанкара — квинтэссенция движения битников. Позже писатель в основном снимался или в документальных фильмах, или играл самого себя.

Заметным исключением, однако, стала роль в фильме Гаса Ван Санта «Аптечный ковбой» по автобиографическому роману Джеймса Фогла. Фогл провел большую часть жизни в тюрьме за торговлю наркотиками, воровство и другие правонарушения. Соответственно, главный герой фильма в исполнении Мэтта Диллона вместе с группой друзей грабит аптеки и больницы, пока трагическое происшествие не заставляет его иначе взглянуть на жизнь. Уильям Берроуз же сыграл колоритного священника, отца Мерфи, проходящего лечение от наркозависимости в клинике, куда попадает персонаж Диллона.

Майя Анджелу

картинка Arlett
Майя Анджелу и Джон Синглтон в фильме «Поэтичная Джастис». Режиссер Джон Синглтон, 1993 год / imdb.com

Культовая американская писательница и поэтесса сменила множество работ, но важной частью ее карьеры всегда было актерство. Анджелу много играла в театре, появившись, например, в одной из первых постановок оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина. Кинороли не заставили себя ждать — в 1977 году она сыграла одну из ролей второго плана в эпохальном мини-сериале «Корни», экранизации одноименного романа Алекса Хейли. Книга и фильм описывают почти 300 лет из жизни одной династии с корнями в Гамбии: родину, долгие годы рабства в Америке и социальные перемены, связанные с гражданской войной 1861–1865 годов. «Корни» до сих пор держат рекорд по количеству зрителей и стали настоящим культурным феноменом, а в 2016 году сериал был переснят каналом HBO.

Другой пример — драма 1993 года «Поэтичная Джастис», где заглавные роли исполнили певица Джанет Джексон и рэпер Тупак Шакур. Как нетрудно догадаться, главная героиня — поэтесса, и ее стихотворения для фильма были написаны как раз Анджелу, да и сама писательница тоже появилась в небольшой роли. Полноценная роль второго плана досталась ей позже, в мелодраме 1996 года «Лоскутное одеяло», экранизации одноименного романа Уитни Отто. Фильм собрал множество звезд во главе с Вайноной Райдер, чья героиня готовится к свадьбе, а ее старшие родственницы готовят ей свадебное лоскутное одеяло и делятся собственными романтическими историями. Анджелу исполнила роль Анны Нил, старинной подруги семьи и той самой мастерицы, научившей остальных искусству пэчворка.

Связь Майи Анджелу с кинематографом выразилась не только в актерстве: еще в 1972 году она стала первой афроамериканкой, по чьему сценарию был снят фильм, а в 1998-м — первой афроамериканкой, срежиссировавшей фильм («Возвращение к истокам»).

Гарольд Пинтер

картинка Arlett
Фрэнсис О’Коннор и Гарольд Пинтер в фильме «Мэнсфилд Парк». Режиссер Патриция Розема, 1999 год / imdb.com

Пинтер — английский писатель и драматург, нобелевский лауреат 2005 года. Его карьера продлилась более 50 лет, за которые автор создал множество пьес, эссе и киносценариев, попутно успевая активно комментировать текущую политическую ситуацию. Например, негативное отношение Пинтера к военным операциям США привело к обвинениям в антиамериканизме и даже спровоцировало скандал при присуждении ему Нобелевской премии — даже несмотря на то, что писатель специально отмечал, что ничего не имеет против американских граждан.

Пьесы Пинтера («Коллекция», «Пейзаж» и многие другие) написаны в жанре так называемой комедии угрозы, когда, казалось бы, невинная ситуация разворачивается во все более неожиданном или откровенно абсурдистском ключе. Автор сам адаптировал собственные пьесы для телевидения и многократно становился лауреатом и номинантом престижных премий — например, BAFTA. Также Пинтер писал сценарии для экранизаций других известных произведений — в частности, «Женщины французского лейтенанта» Джона Фаулза, и участвовал в работе над сценариями экранизаций «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд, «На исходе дня» Кадзуо Исигуро и «Лолиты» Владимира Набокова.

А еще Гарольд Пинтер сыграл более 50 ролей в кино, причем в основном отрицательных. Пожалуй, самое значительное его появление в кино было в роли отца семейства, грозного сэра Томаса Бертрама в экранизации романа Джейн Остен «Мэнсфилд-парк». Фильм 1999 года значительно расширил исторический контекст романа — здесь намного сильнее акцентируется тема рабства, и в герое Пинтера воплощаются не только самодурство типичного домашнего тирана, но и колониальная жестокость. В частности, в этой версии главная героиня Фанни Прайс обнаруживает в комнате старшего сына сэра Томаса альбом с рисунками с острова Антигуа, куда они с отцом регулярно ездят — на рисунках чернокожие женщины и мужчины подвергаются физическому и сексуальному насилию, в том числе от рук Бертрамов. Поскольку литературный первоисточник все-таки предполагает наличие хеппи-энда, в финале сэр Томас отказывается от своей плантации на Антигуа — очевидно, под влиянием Фанни, открыто критикующей рабовладельческий строй.

Зэди Смит

картинка Arlett
Зэди Смит (справа) с Никки Амука-Берд на съемочной площадке фильма «NW», снятого по роману Смит. Режиссер Сол Дибб, 2016 год / imdb.com

Зэди Смит — одна из главных звезд современной британской литературы. В 25 лет она прославилась романом «Белые зубы», вышедшем в 2000 году и экранизированным в 2002-м. Книга рассказывает о жизни двух давних друзей, ветеранов Второй мировой войны, и их семьях. Количество персонажей, их этническое и религиозное разнообразие, а также переплетение реального с абсурдным заслужили высокие оценки критиков — и крайнее недовольство одного конкретного критика, изобретшего специально для стиля Смит и других современных писателей вроде Салмана Рушди или Дэвида Фостера Уоллеса термин «истерический реализм». Смит термин понравился, но она предложила не использовать его в негативном смысле, указав на то, что в реальности условное правдоподобное и абсурд сосуществуют чаще, чем кажется критикам. Последующие книги писательницы — например, «О красоте» или «Время свинга» — тоже стали популярными.

В отличие от перечисленных выше авторов, у Смит всего одна роль в кино, и та камео — но камео очень забавное. Смит вместе с двумя другими популярными британскими авторами — Джонатаном Эймсом и Мартином Эмисом — появилась в комедийном фильме 2019 года «Хорошая осанка» в роли себя самой. Литературные камео в фильме примечательны тем, что звездные писатели играют друзей вымышленной романистки Джулии Прайс (ее роль исполнила Эмили Мортимер, а написала сценарий и сняла фильм ее давняя напарница Долли Уэллс). Прайс знаменитая, но замкнутая писательница, переживающая кризис, — и главная героиня фильма, юная и несколько избалованная Лилиан, снимающая комнату в особняке Прайс, решает подбодрить ее и снять о ней документальный фильм, где коллеги скажут о ней добрые слова. План девушки не срабатывает так, как ей хотелось, хотя ей и удается с помощью связей отца заманить в свой фильм самых настоящих литературных селебрити.

А еще несколько лет назад в медиа появилась информация, что Смит работает над сценарием нового фильма француженки Клер Дени (этим фильмом в итоге оказалась космическая антиутопия «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном в главной роли). Писательнице пришлось опровергать слухи — как оказалось, она и ее муж, писатель Ник Лэйрд, действительно сотрудничали с Дени, но позже разошлись из-за креативных разногласий (Лэйрд, впрочем, остался консультантом фильма).

Источник: Bookmate Journal
В группу Статьи Все обсуждения группы
39 понравилось

Комментарии 1

Хотелось бы добавить пару штрихов.
Маяковский пару раз мелькнул в кино.
Муж Марины Цветаевой сыграл во Франции шпиона, которого волокут расстреливать: Сергей Эфрон не знал, что фактически играл своё неотдалённое будущее.
Да, мало кто знает что Эфрон пробовал себя в прозе и написал прелестную с биографической точки зрения повесть о своей встрече с Мариной: в повести она была чуть ли не волшебницей, понимающей язык деревьев и звёзд.

И, наконец, можно вспомнить Набокова.
В пору эмиграции и безденежья, он часто подрабатывал статистом в кино.
Он называл это: похищением теней.
В своём романе Машенька он интересно написал об этом.

39 понравилось 1 комментарий 1 добавить в избранное 0 поделиться