4 ноября 2017 г., 17:09
1K
История [не] против магии: трилогия Мэри Стюарт о волшебнике Мерлине
Источник: канал @cultpop
Фэнтези на основе исторических событий в волшебной трилогии о Мерлине британской писательницы ХХ века
.И фэнтези, и исторические романы — чтение специфическое, для фанатов. Но трилогия «Хрустальный грот» , «Полые холмы» и «Последнее волшебство» в этом смысле нетипична — все образы героев абсолютно реальные, человеческие, как и их переживания, и взаимоотношения, — книги читаются на одном дыхании. Фантастические моменты, конечно, присутствуют, но в гомеопатических дозах — не сильно более, чем вымысла в любом классическом романе. Что касается погружения в историю Англии, то строгой является только общая, внешняя линия повествования, а в деталях автор уже позволяет себе всякие «вольности». В первую очередь, конечно, в психологизме — ни один официальный источник не может отразить «тараканы» исторических личностей, их внутренние метания, истинные чувства. О них мы можем только догадываться. Мэри Стюарт сплела огромное количество очень талантливых предположений — и за ними с удовольствием и интересом следишь и охотно им веришь.)
О своем замысле она говорила так:
«О Британии V века нашей эры так мало известно, что приходится руководствоваться не столько фактами, сколько преданиями и собственными выводами… Увлекательное занятие — осмысливать эти подчас дикие и нелогичные сюжеты, придавать им характер более или менее связных и правдоподобных рассказов о человеческих поступках и мире воображения».
В основе романов — хитросплетение исторических фактов и легенд о короле Артуре, его отце Утере Пендрагоне, короле Амброзии и волшебнике Мерлине. Эта тема по максимуму использована разными авторами и сценаристами. Но почти во всех элемент искусственности, нарочитой фантазийности бросается в глаза. А трилогия Мэри Стюарт сделана, как нам кажется, наиболее органично и без перегибов.
Насчёт соотношения истории и вымысла приведём слова самой писательницы из части «От автора» романа «Кристальный грот»:
«Это не труд учёного и, разумеется, не может претендовать на серьёзное изложение истории. Я полагаю, что серьёзные историки не восприняли бы мои писания как таковые, ибо обнаружили бы, что основным источником моего сюжета является «История королей Британии» Гальфрида Монмутского. Для серьёзных историков имя Гальфрида не что иное, как грязь. […] когда фактов не хватало, а это случалось практически на каждой странице, он не останавливался перед тем, чтобы самому их выдумать».
Главных героев у книг фактически двое — король Артур и Мерлин. Основной фигурой, хотя и не всегда находящейся в центре внимания — так сказать, неформальным лидером — в романах всё же является волшебник Мерлин, и его образ тоже очень натурален, — подчёркнуто, что он в первую очередь именно человек. Особенно способствуют этому будничные реплики мага, вроде:
«Наконец-то я могу сбрить эту проклятую бороду!»
У него есть и слабости, и привязанности, и сомнения в самом себе. Вот как Мэри Стюарт характеризует героев, снова сопоставляя свои образы с историческими (и псевдоисторическими):
«Главным персонажем «Истории» является Артур, король впервые объединённой Британии. Артур Гальфрида — это герой легенды, но не подлежит сомнению, что Артур жил на самом деле, и я считаю, что то же самое можно сказать и о Мерлине, хотя тот «Мерлин», который известен нам, представляет собой сочетание по меньшей мере четырёх людей — принца, пророка, поэта и инженера».
Основное оружие Мерлина у Стюарт — не магия, а мудрость. И, если уж оперировать «нашими» категориями, он «дружил» со своим подсознанием и интуицией. Волшебник явно более чувствителен и восприимчив, чем обычные люди, но магия как таковая, необъяснимое волшебство, включается только в самые судьбоносные и поворотные моменты, и при этом Мерлином движет что-то гораздо большее, чем он сам, и чем в силах понять человеческий разум. Но одновременно в своих чисто человеческих качествах и умениях ему приходится выкладываться по полной. Стюарт транслирует мысль о том, что судьба и некая предопределённость, возможно, и существуют, но они не абсолютны, и ничто не делается само собой. Можно надеяться на некую помощь свыше, или на удачу, или на бабушку, - но если при этом практиковать мантру «я не могу — у меня лапки», результат вряд ли порадует.
«Знаки просты, но веления судьбы не всегда приходят из надзвездных высот».
Действительно, иногда достаточно просто протереть очки, — и в прямом, и в переносном смысле.
Довольно много в романах философских моментов — чем не повод снова глянуть внутрь себя? А может быть, готовое решение какой-то проблемы вы найдёте в одном из этих текстов — не зря они всё-таки про волшебное.) К тому же чисто практически у Мерлина явно есть чему поучиться, весьма талантливый деятель:
«Думаю, мне потребуется место, где я смогу уединиться, отстраниться от происходящего. Размышлять и планировать в жизни — одно дело, действовать — другое. Человек не может постоянно "действовать"».
А вы продумываете тактику и стратегию, прежде чем кидаться в «бой»?
Однако углубляться в философию и поиски подтекста совершенно не обязательно. Писательница создала очень лёгкий для чтения сюжет, полный приключений, любовных историй в лучших традициях романтизма, драматичных моментов, шикарных женщин, даже один инцест «затесался» — от таких страстей закачаешься! Но при этом текст очень и стилистически, и сюжетно качественный — ничего общего с дамскими романами в мягких обложках. Прекрасная возможность отключиться от своих собственных проблем, напряжённо следя за героями.
Вообще, легко верится, что как-то так оно всё и было на самом деле. Кажется, будто легенда возникла после авторского текста, а не наоборот.
«Два дня и две ночи, — ответил я, — и уже создалась легенда. Что ж, наверное, люди поверят ей и будут верить всегда. Может быть даже, она лучше правды».
К сожалению, мы здесь не можем передать атмосферу этих чудесных и как будто созданных специально для выходных книг. Появляется в процессе этого чтения что-то как от детских сказок — чувство умиротворения, лёгкости, беззаботности. Мысленно можно поиграть в мага, или в короля, или в роковую красавицу-ведьму — кто как обожает. Или просто отдохнуть душой.
Чего вам и желаем.
Да, трилогия Стюарт лучшее, что я читал из фэнтези о короле Артуре. Спасибо вам что напомнили об этой замечательной книге.