23 декабря 2022 г., 07:00
59K
Тайная история Донны Тартт: иконе большого американского романа посвящается...
Есть мнение, что любая художественная литература должна быть захватывающей, но чтение романов американской писательницы Донны Тартт похоже на попадание в параллельную вселенную, наполненную роскошными описаниями и эрудированными отсылками, тревожными поворотами сюжета и неожиданными препятствиями, а также персонажами, настолько живыми и выпуклыми, что по прочтении еще долго скорбишь о расставании с этими характерами и судьбами.
Вопреки популярности книг, их автор Донна Тартт остается в некоторой степени в тени этой славы; с момента выхода в 1992 году ее блестящего дебюта, студенческого романа в стиле dark academy «Тайная история», Донна не баловала поклонников своими промо-кампаниями, широкими и щедрыми интервью, походами на шоу к Леттерману и ответами на вопросы в стиле: «Сколько. Ты. Зарабатываешь?»
К 59 дню рождения Донны Тартт, законодательницы мод в области «большого американского романа», хочется поговорить не только о биографии писательницы (крайне неполной и обрывочной), но также и о влиянии ее романов на современные поколения и нравы, об их универсальности для читателя с любым культурным и литературным багажом, о тоске читателей по ее сдержанному гению. Она часто была предметом слухов, от предположений о ее предполагаемом безбрачии до сплетен о затворничестве, романе с Бретом Истоном Эллисом и нервных срывах, но в любом из ее интервью в Интернете присутствует потрясающая поэтичность, красноречие и образность, в точности как в книгах.
Тартт родилась в Гринвуде, штат Миссисипи, в 1963 году, и считает, что любовь южан к рассказыванию историй пробудила в ней интерес к созданию повествований. Она росла в окружении пожилых членов семьи, в том числе нескольких тетушек, напоминающих дам из «Маленького друга», рассказывающих истории, говорящих на тайном языке, беседующих с кошками.
Оба родителя Тартт, отец Дон и мать Тейлор, были книжными червями — мать даже читала за рулем — и передали страсть к книгам своей старшей дочери. В детстве Донна с легкостью выучила наизусть длинные стихи А. А. Милна, прежде чем перейти к Эдгару Аллану По, и по сей день может без труда процитировать Томаса Элиота, Данте и многих других.
Она начала писать свои собственные стихи в возрасте восьми лет, опубликовав первый уже в 13. Год спустя она устроилась на работу в библиотеку и тогда же прочитала «Доктора Джекила и мистера Хайда». Эта книга Луи Стивенсона, по словам Донны, впоследствии стала неотъемлемой частью всех ее книг. Ее детская любовь к Чарльзу Диккенсу также оказала ключевое влияние на ее творчество, особенно заметное в романе «Щегол»: «…Я беспокоилась об Оливере весь день, пока находилась в школе».
ГОДЫ КОЛЛЕДЖА
В 17 лет Тартт поступила в Университет Миссисипи. Очень скоро ее таланты были обнаружены писателем и редактором Уилли Моррисом, и ей предложили переехать в Беннингтон, небольшой, но престижный гуманитарный колледж в Вермонте. На втором курсе там, в возрасте 19 лет, она начала писать «Тайную историю» — леденящую душу историю о небольшом кружке надменных, но очаровательных студентов-классиков, которым преподает элитарный эстет по имени Джулиан Морроу и которые убивают одного из членов своего круга.
Трудно не провести сравнения между Беннингтоном и вымышленным вермонтским колледжем Хэмпден, который посещают главные герои. Действительно, Тартт сама является набожным классиком и была членом избранного класса студентов Беннингтона, преподававших греческую литературу своеобразным профессором Клодом Фредериксом.
В Беннингтоне Тартт оказалась среди многих одаренных единомышленников, в первую очередь — Брета Истона Эллиса, который станет одним из ее ближайших друзей (многие источники предполагают между ними более близкие отношения) и которому «Тайная история» посвящена. Он читал различные черновики книги и намекает на Донну Тартт в своем втором романе «Правила секса» (1987), дважды упоминая странную компанию студентов, которые одевались как гробовщики и участвовали в языческих ритуалах.
ВНЕШНИЙ ОБРАЗ
Имидж Донны тщательно выверен. Необъяснимая притягательность личности Тартт кажется тщательно продуманной имиджмейкерами — эта строгая геометрическая стрижка, иссиня-черные волосы, стройный силуэт, брючные костюмы, которые она сочетает с офисными рубашками, галстуками и яркими носками... Эффект интеллектуальный, литературный и романтический — Донна Тартт буквально выглядит как персонаж из ее собственных книг, и, действительно, всегда описывает одежду своих главных героев в ярких деталях (помните костюмы Генри Уинтера в «Тайной истории»? Он носит круглые очки в стальной оправе, «темные английские костюмы» и зонтик; а взрослый Тео Декер из «Щегла» предпочитает костюмы от портных Сэвил-Роу Тернбулла и Ассера).
Донна Тартт таинственно умалчивает детали своей личной жизни и не проводит параллели между своей биографией и историями героев ее книг.
Ее часто цитируемое заявление о том, что она никогда не выйдет замуж, не дает покоя газетчикам, но Донна призналась в любви публично всего один раз — к своему мопсу Понго.
«Когда я пишу, я почти полностью концентрируюсь на конкретных деталях, — сказала однажды Тартт, — на цвете комнаты, на том, как капля воды скатывается с мокрого листа после дождя».
Судя по всему, Тартт равняется на Диккенса в вопросах точности отражения даже второстепенных персонажей. Писательница с самого детства носит с собой блокноты, чтобы замечать привычки, особенности и манеры не только близкого окружения, но и случайно встреченных людей, и не изменяет привычке делать записи, где бы она ни была — в кафе, в библиотеке, в транспорте.
«Мои романы на самом деле не рождены одной концептуальной искрой, это скорее процесс сопоставления множества различных элементов, которые неожиданно соединяются вместе в течение длительного периода времени».
Так, идея «Щегла» возникла у писательницы во время пресс-тура «Тайной истории» в Амстердаме, примерно за 20 лет до выхода ее третьей книги, когда она наткнулась на изящную картину с изображением маленькой птички, написанную учеником Рембрандта Карелом Фабрициусом — ключевая деталь истории Тео Декера.
СТРАСТЬ К МОНУМЕНТАЛЬНЫМ ФОРМАМ
«В наши дни ожидается, что романы, как и любой другой потребительский продукт, должны производиться на производственной линии, и каждые пару лет с конвейерной ленты спускается один роман…Я пыталась писать быстро, но мне это не нравилось… а если писатель не получает удовольствия, то и читатель не получает удовольствия».
На истории Донны Тартт нужно примерно 800 страниц. В интервью CBS News в 2014 году она рассказала, что до того, как начать «Тайную историю», она мечтала стать художником или филологом: «Короткие рассказы мне не совсем подходили, — объяснила она, — но как только я начала писать роман, я подумала: «Вот оно. Это моя форма».
Когда дело доходит до написания текста, Тартт сначала пишет от руки, делая заметки красным и синим карандашом и прикрепляя карточки для заметок к страницам. Только после окончания этого этапа она печатает, меняя цвет бумаги по мере перехода от черновика к черновику. Донна трудолюбива и усидчива: она пишет каждый день и не отвлекается на светскую жизнь, чтобы проникнуться атмосферой романа: во время написания «Щегла» она провела месяцы, живя в отеле в Нью-Йорке, чтобы прожить чувства героя, который переживает в этом городе довольно тягостные события жизни. Такой подход приносит плоды, и именно этим Тартт объясняет свое мастерство: «Роман сам по себе богат просто потому, что в нем есть вес всех тех лет, которые человек вложил в него».
ЭКРАНИЗАЦИИ
Не каждая книга мгновенно становится литературной сенсацией. С момента своего выпуска «Тайная история» стала абсолютно особенным романом. Этот феномен легко объяснить — мир упал к ногам Донны Тартт, молодой красотки-писательницы, воплощению американской писательской мечты, получившей контракт на книгу еще будучи студенткой колледжа. Знаменитость в мире агентов Амада Урбан тогда продала роман издателю Кнопфу за баснословные деньги — около полумиллиона долларов. Донне Тартт не было и двадцати пяти лет.
«Таймс» тогда написал: «То, как роман стал таким всесторонним триумфом, — это случай, когда лучшее из маркетинга и продвижения встречается с лучшим из писательства, дополняя стратегию и талант».
Учитывая бешеный успех у аудитории и будто существующих в реальности героев, следующим ожидаемым шагом была сделка ради продажи прав для фильма.
Однако даже самые кинематографичные книги не всегда попадают на большой экран. В последнее время часто переснимают уже экранизированные истории («Маленькие женщины», «Дюна», «Оно»), но мир так и не увидел (пока) фильмов или сериалов по книгам «Дом, в котором», «Над пропастью во ржи», «Алхимик».
С «Тайной историей» в этом отношении произошла, несомненно, очень интересная, но тайная история.
На фото: вверху — колледж Беннингтон, внизу — (слева направо) Джонатан Летем, Брет Истон Эллис и Донна Тартт)
Действие романа разворачивается в 1980-х годах в колледже гуманитарных наук в Новой Англии — Хэмпдене (слегка завуалированная версию Беннингтона, в котором обучалась Тартт, Брет Истон Эллис и Джонатан Летем).
Это истинное упоение красотой за миг до ее безвременной кончины, это роман о сочетании интеллекта, чувственности и веры, обожания своего кумира. Это история пяти студентов, избранных, обучающихся на элитном древнегреческом факультете, рассказанная с точки зрения аутсайдера — попаданца, который присоединяется к ним и теряет себя. «Именно мысль об утрате контроля, — говорит их харизматичный профессор Джулиан Морроу, — больше всего притягивает людей, привыкших себя контролировать».
«Тайная история» — роман с большим количеством триггеров: секс, наркотики, убийства и даже оргии — всё это отличные ингредиенты для блокбастера. Примерно во время его выхода в прокате процветали литературные адаптации, в том числе «Молчание ягнят» и «Жареные зеленые помидоры», поэтому «Тайная история» казалась идеальным кандидатом для экранизации.
Очень метко кто-то из агентов Тартт в 2001 году обронил фразу: «Если вы не заключите правильную сделку с книгой на раннем этапе, это надолго отбросит вас назад». И, похоже, именно это и произошло.
Режиссер Алан Дж. Пакула выкупил права на экранизацию для Warner Brothers, когда «Тайная история» была опубликована, не менее чем Дж. Дидион и Дж. Грегори Данн подписались на написание сценария, а Скотт Хикс был назначен режиссером. Но Пакула погиб несколько лет спустя в автокатастрофе в 1998 году, и его проект «Тайная история» так и не был реализован до сих пор.
Надежд стало больше на волне популярности следующего романа Тартт «Маленький друг». В 2002 году Гвинет Пэлтроу и ее брат Джейк объявили, что заключили сделку с Miramax по разработке «Тайной истории». Гвинет и Джейк планировали превратить «Тайную историю» в фильм, который она будет продюсировать, а он — режиссировать.
Только представьте: хрупкая Гвинет в роли Камиллы Маколей, это ли не идеальный каст-вариант? Ходили слухи о предполагаемых кандидатурах для состава: Итак Хоук, Лео Ди Каприо… Хозяин Miramax Харви Вайнштейн (в то время еще не раскрылись подробности скандалов, а движения Me too не существовало) сказал: «Это потрясающий проект, в который я влюбился, как только прочитал его».
Однако обстоятельства решительно складывались против экранизации: несколько месяцев спустя умер Брюс Пэлтроу, отец Джейка и Гвинет, и проект был отложен на неопределенный срок. Права на экранизацию обычно действуют в течение года с возможностью продления, но у каждой компании есть собственная практика на этот счет — Miramax позволила вернуть права на экранизацию «Тайной истории» Тартт.
Есть мнение, что делать адаптации сложно, потому что одновременно должно выстроиться очень много разных элементов: «Это как пасти кошек. Агенты должны получить хороший сценарий, подходящих актеров, которые могут одновременно сняться в нём, нужную студию с достаточным количеством денег, а затем кто-то должен популяризовать ваше кино».
Новая глава попыток «Тайной истории» пробиться к славе — 2013 год. Одногруппники Тартт по Беннингтону Мелисса Розенберг (работавшая над «Сумерками» и «Джессикой Джонс») и Брет Истон Эллис (автор «Американского психопата», ему была посвящена «Тайная история») надеялись развить ее роман в мини-сериал. Этот проект тоже быстро провалился по разным причинам.
Кадр из фильма «Щегол» (2019 г.)
С выходом фильма «Щегол» в 2019 году, имя Тартт снова стало популярным. Путь к экранизации «Щегла» был более прямым и коротким. В 2014 году Warner Brothers и RatPac Entertainment Бретта Ратнера приобрели права на экранизацию, а в 2017 году они объединились с Amazon Studios для его финансирования.
Процесс не обошелся без заминок. Тартт в конечном итоге рассталась со своим давним агентом Урбаном из-за фильма: «Она была недовольна сделкой», — сообщил источник в колонке, в которой утверждалось, что Тартт хотела получить возможность написать сценарий или производство, несмотря на заявленную зарплату в размере 3 миллионов долларов. Фильм, премьера которого состоялась в начале сентября на Международном кинофестивале в Торонто, получил неоднозначные отзывы. Критики разделились: адаптацию фильма называли «величавой и устойчивой» и «угрюмым и мрачным кино».
Потрясающей находкой проекта стал Финн Вулфхард в образе Бориса, но и тот, увы, не задержался на экране надолго.
Финн Вулфхард в фильме «Щегол»
Спровоцирует ли выход «Щегла» еще одну попытку вывести «Тайную историю» на большой экран? Мы можем только надеяться. Те, кто знаком с самой Донной Тартт, говорят, что она больше не заинтересована в адаптации своего дебюта, и, по слухам, она жалеет о продаже прав на «Щегла».
В версии 2022 года Тимоти Шаламе мог бы воплотить богатого и красивого Фрэнсиса, а Эйза Баттерфилд — аутсайдера Ричарда.
Известно, что на создание каждого последующего тома у Тартт уходит десятилетие — последний роман (на сегодняшний день) «Маленький друг » об убитом ребенке и ошибочном стремлении его сестры отомстить был выпущен в 2002 году, «Щегол» — проникновенная история-путешествие мальчика-сироты Тео Декера, по воле судьбы ставшего хранителем шедевра голландской живописи, вышел в 2013 году , — все эти работы точны, выверены до последней запятой, и только распаляют поклонников таланта писательницы прочитать что-то похожее, что-то в том же стиле.
С тех пор, как дебют сделал ее литературной суперзвездой, Тартт избегала внимания общественности. В то время как многие авторы в наши дни общаются с фанатами напрямую в социальных сетях, Тартт не решается обратиться к своей аудитории ни через соцсети, ни с помощью рекламы. В 2013 году она сказала: «Я немного одинокий волк. Я не даю интервью и не занимаюсь рекламой, пока у меня не выйдет книга — это слишком отвлекает. На моем столе происходит настоящая работа».
После нескольких интервью для продвижения «Щегла» — первого за десятилетие продвижения — Донна Тартт опять исчезла. Мир без ее творчества снова окрасился для поклонников в тусклые серые тона: всё чаще маркетологи продвигают многообещающие книги словами «Это напомнит вам Донну Тартт», «Написано в лучших традициях темной академии», «Если хочется чего-то подобного “Щеглу”» и так далее...
Тем не менее Донна Тартт, несомненно, обладает скрытным, загадочным характером и сама подогревает мистические толкования своей биографии, отмечая, что закончила свои первые две книги в один и тот же день — 24 апреля — с разницей ровно в 10 лет, и это также была дата, которую она выбрала, чтобы убить главного героя в своей первой книге.
«Как только “Щегол” благополучно появится в мире и установится, я оставлю его там на произвол судьбы, — говорит она, — и вернусь к своему столу».
Как вы относитесь к творчеству Донны Тартт? Если бы были издателем, на какие крючки ловили бы поклонников ее творчества? Что бы предложили почитать?
Статью подготовила
колумнист Ольга Карулина
Книги из этой статьи
Читайте также
Комментарии 19
Показать все
Я из тех счастливчиков, кому только предстоит знакомство с автором. Спасибо за текст, теперь Тартт в списке на ближайшее время.
С нетерпением жду выхода её нового романа! Всегда советую «тайную историю». Та книга, от которой за уши не оттянешь, а во сне будешь скучать… Спасибо за интересную статью, узнала много нового для себя !
Спасибо, очень интересно! Я читала только "Тайную историю", которая безумно понравилась, я даже не знаю, с каким бы произведением я могла бы её сравнить - она особенная! Купила все три книги Донны Тарт. Буду наслаждаться её произведениями!
Я, говоря о романах Тарт, всегда скажу, что "Тайная история" это как первая любовь. Даже "суперзвезда" этой школы "Щегол" не изменил этого. Надеюсь, что скромник "Маленький друг" скоро захочет выйти из тени и познакомиться.
А про экранизацию, да! Дайте! И, желательно, не фильмом, а мини-сериалом. Чтобы жить в этой атмосфере несколько серий.
спасибо вам,я подписываюсь под каждым словом!
У Донны Тартт я первой прочитала "Тайную историю" и рада этому. Потому что, если бы начала знакомство со "Щегла", то к автору уже не вернулась бы. Третий роман писательницы я читать побаиваюсь. Оттягиваю момент:) Не хочется разочарования. Потому что "Тайной историей" я была впечатлена. Очень. Ничего подобного я не читала ещё. Роман и спустя месяцы не отпускает. И, конечно, я жду новый роман:) А вот экранизации и хочется, и волнительно. Не хочется чужой картинкой сбить собственные ощущения.
Вот она я, набежавшая. Восторг по поводу «Тайной истории» я понимаю, вот только не разделяю его. У меня сложилось сильнейшее впечатление, что я читала совершенно другую книгу, что миллионы тех, кто остался в восторге от нее.
Я не нашла никаких точек соприкосновения с «Историей», но не жалею, что прочитала книгу, которая стала неожиданной классикой.
Очень нравится её творчество! С нетерпением жду её новых романов. Спасибо большое за интересную статью!)