Больше историй

4 декабря 2022 г. 22:32

575

"Дон Жуан" о фильме 2022

Да! Дон Гуана мудрено признать!
Пушкин "Каменный гость"

Я не из тех зрителей, которые во всякой новой интерпретации культового образа видят покушение на скрепы и осквернение устоев, я открыта для экспериментов и вовсе не хочу сказать, что идеальным Доном Жуаном в кино был Высоцкий в "Маленьких трагедиях" Швейцера. Хотя да, именно это я хочу сказать. И все герои-любовники, все немыслимые красавцы, которые будут исполнять его после, станут проходить Высоцкий-тест и проваливать его. Но прав на свое видение образа великого соблазнителя французы имеют не меньше нашего, может быть даже и больше, учитывая территориальную и языковую близость в соединении с галантностью как частью национального менталитета.

Потому "Дон Жуан" от французского режиссера Сержа Бозона, отчего нет? Н-ну, это было странно. Бозон пришел в режиссуру и сценарное творчество - а в этом фильме он выступает и как сценарист - из актерства, и с одной стороны понятно, почему основное действие отражается и слетается с постановкой спектакля об этом герое, где персонажи фильма заняты в качестве артистов на главных ролях.

С другой - неясно, почему из многообразия донжуанов мировой драматургии, а писали о нем не только Мольер и Пушкин, но Байрон, Мериме, Тирсо де Молина и совершенно очаровательная пьеса есть у Цветаевой, впрочем, о чем я, где Марина Ивановна и где Серж Бозон? Так вот, непонятно, отчего непоющие артисты внезапно ставят "Дон Жуана или Наказанного развратника" Антонио де Соморы, который вообще-то либретто к опере Моцарта? Тайна сия велика есть.
картинка majj-s

Так или иначе, а историю обольстителя, который влюбляется в прекрасную незнакомку под вуалью, внезапно поняв, что это дона Эльвира, которую он умыкнул буквально из монастыря, чтобы жениться на ней и тотчас бросить по своему обыкновению - эта история зеркально отражается в фабуле фильма с его уходами и камбэками сбежавшей невесты, а любвеобильность Лорана близка к ветрености его прототипа. Страдая по возлюбленной, он пытается затащить в койку всякую встречную, чаще получая отказ, оскорбления, а порой и бывая битым.

Мы, зрители, как-бы понимаем, что это такая новая толерантность, когда женщины себя в обиду не дают, и в то же время как-то это все. ну, неубедительно, что ли. Слащавый Тахар Рахим имеет на всем протяжении фильма три выражения лица, а Вирджини Эфира не слишком убедительна как драматическая актриса в каждом из пяти экранных воплощений, хотя чисто внешнее преображение впечатляет.

Фильм, кроме прочего, заявлен как мюзикл. Сказать по правде, в советских музыкальных фильмах семидесятых прошлого века было больше от мюзикла, чем в натужном вокализе персонажей. А на фоне все-таки Моцарта это и вовсе производит удручающее впечатление.

Резюмируя: как комедия фильм не удался, как мюзикл не удался, как мелодрама - скорее нет, чем да, как драма - скорее да. чем нет. Ну, уже что-то. Но так не надо.