Больше историй

28 марта 2013 г. 13:11

3K

Нечем возразить

Один знакомый англичанин, фанат Фаулза, выпускник той же школы что и он, ознакомившись с рецензиями (которыми я ему наябедничала) на нашем сайте, долго -долго рассуждал с бокалом Гленфидич. Беру на себя смелость привести здесь краткое содержание. Стилистику по возможности сохранила.

Оо, Фаулз мог быть в России хорошим адвокатом. Так растопить сердца присяжных и если не оправдать полностью, то добиться максимального смягчения наказания маньяку убийце мог бы вполне!
Тысячи извращенцов по всему миру бывают осуждены, и они тоже стали таковыми не от хорошей жизни. Не всем просто повезло иметь адвокатов, таких вкрадчивых, как Фаулз.
Почему, почему многие считают что герой мог рассчитывать на более мягкое отношение со стороны героини? Потому что выполнял ее капризы, появившиеся от отчаяния и желания дать ситуации движение? Наверное, это свойственно российскому обществу - "покупать" расположение женщины подарками. Я по собственному опыту, живя какое - то время в России, понял, что женщины ждут именно этого, даже не очень нуждаясь в этих подарках. Такой здесь этикет. И я боролся с собой - боясь обидеть подарками, делая их, потому что их ждут. Это что -то такое восточное... Вот и довод отсюда- Он подарки сделал, а она бессердечная!

Это забавно, что многие в отношении героини часто упоминают слово - самовлюбленная эгоистка. И говорят это обличительным, осуждающим тоном. Мы англичане считаем для себя хорошим тоном быть самовлюбленными эгоистами, это не грех. И герой тоже самовлюбленный эгоист. И я. Потому что мы англичане. На американских деньгах есть надпись - в бога мы верим. А до недавнего времени на наших свидетельствах о рождении была надпись - вам повезло - вы родились подданным Великобритании. Любовь к себе, своим интересам, обособление своего мира в ущерб коллективному - в основе принципов нашего воспитания. Так было и так будет. Мы вправе быть такими - мы бритты это заслужили! А героиня училась в частной школе пансионе, где формирование внутреннего мира и собственного достоинства является основным направлением. Она леди, она не кухарка. В России нет традиции таких школ, во всяком случае может только появляется, а у нас этой традиции более 500 лет. Если в семье есть деньги, то наследники должны быть хорошо образованы не только академически, но и эстетически и поведенчески. Миранда - она прекрасна, и внешне и внутренне. Она чиста. Она юна - ее помыслы по возрасту. Это образец хорошего воспитания, природного таланта. Идеальный женский образ. Каждый здравомыслящий англичанин стремится найти себе такую жену и воспитать таким образом дочь. Российским читателям сложно принять этот образ, так как русские женщины более универсальны, как сами о себе говорят, кажется это из вашего фольклора - и лошадь обуздают и пожар потушат и о прекрасном поговорят. Всех качеств поровну, и необходимость выживать в суровых условиях вытеснила негу. А Миранде не надо было убивать негу, ее в ней вырастили и ее культивировали бы дальше, не попадись она к маньяку. Бедная моя принцесса!
Дневник ее не понравился читателям. Помилуйте, дневник это личное. А вы что пишете в своих дневниках? Да , не дай бог, еще перед лицом смерти? Наверное, о фондовых рынках? Или о глобальном потеплении? Что-то мне подсказывает, что многие никакого текста не пишут и не написали бы. А мы бы и не смогли оценить глубину их личности. Отчасти из-за их недостаточной самовлюбленности.

Когда мы изучали русскую литературу, на примере Толстого, нам говорили - русские любят крайности. Они не стремятся все уравновесить, как мы, улучшить, они все углубляют, демонизируют. И страдают, страдают. Живут этим. Русские превратят тоску в депрессию, радость в шабаш, простой обед в шикарное застолье, автомобиль в лимузин, одежду в наряды. Так и здесь, негодяй не негодяй, жертва не жертва. И то что преследуется во всем мире уголовными законами здесь может толковаться по-другому.

Ветка комментариев


Про Миранду. Что-то я не заметила в этой истиной леди особого воспитания, благонравия да и собственно хороших манер. Про эгоизм к ней есть претензии, но не к тому что она о себе печется больше, чем о других, личное превыше коллективного и т.п. По-моему, все люди такие "своя рубашка ближе к телу" - русский колорит )) У нее же этот эгоизм на стадии ребенка "ааа петя играет в савочек хача-хачу-хачу совочек", во взрослых людях это обычно раздражает. Вот все на нее и бесятся. Где там у нее чувство собственного достоинства? Она переспать пыталась с парнем, который ей противен – истинная леди! Зазнайство «я все лучше всех знаю», снобизм "я лучше всех потому что я такой родилась" - это не чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства – это когда оркестр на Титанике играл до последнего, не пытаясь спастись. Это когда в блокадном Ленинграде люди не выпиливали деревня в Летнем саду, чтобы сохранить для потомков. Где это благородство, вылепленное воспитанием в Миранде? Она дитя другой эпохи, она суетлива, поверхностна, ведется на громкие лозунги, такие сегодня спасают детей Африки, а завтра уже борются со СПИДом, при этом в ней нет выстраданности искренних переживаний за чужих посторонних людей. Она не умеет особо мыслить самостоятельно, ведется на моду, в искусстве (а ее ведь этому учили в приличном заведение!) не особо разбирается. Даже меня глубокого технаря, прочитавшую лишь пару книг об искусстве, ее пафосные рассуждения позабавили. Не консервативна, не понимает элементарного "нужно искать не новое, а вечное". Она как раз не хочет прибывать в неге и мне это в ней нравится, она любит учится, узнавать новое, любит движение, она эмансипирована, проще смотрит на сексуальные отношения. По-моему какие-то отзвуки хиппи, а не института благородных девиц ))
Я думала кстати, что для неги на востоке девочек растят в гаремы, а оказывается и в Англии тоже =)) Миранда не жадная, не завистливая, жизнелюбивая и этим хороша, а не тем что она при этом избалована.
Перед лицом смерти любой нормальный человек пишет о любви к близким и о любви к жизни, о своих страха и надеждах. Это подтверждают, например, и письма солдат с войны разных наций, в музеях можно ознакомиться. А вот пассаж «ничего бы, наверно, не написали» по отношению к людям, которые пишут рецензии на книги выглядит по меньшей мере странно.
Про русские крайности. Пусть почитает Достоевского там один товарищ старушку и ее безвинную подругу замочил топором и его все русские оправдали, а старуху осудили. Прецеденты были уже =)) Для русских важен не закон, а справедливость. Но это не тот случай. Миранда - не идеал, скорее раздражающая всезнайка, которая мало что пока из себя представляет. Но разве кто-то имеет право ее за это похитить, убить, навязывать какие-то другие свои желания. Нет, конечно. "Коллекционер" монстр, которого нельзя ничем оправдать. Тут я с англичаниным в одной лодке.
P.S. А про подарки и прочее, так народ намекал, чтобы она похитрее была, там улыбнулась, тут восхитилась, мужчина расслабился маленько, а она огородами, огородами и домой. А не то, что она за подарки должна была в припадке благодарности биться.


От себя. Есть байка в нашей правовой системе - самая уязвимая персона в уголовном процессе - потерпевший. Его и приводу могут подвергнуть и моральный облик разобрать.
Видимо правда - законодательство от морали, принятой в обществе. Львиная доля рассуждений о книге составляют рассуждения именно о героине. Она не идеал. А кто идеал? Где прописан кодекс ценностей идеального человека с достоинством? Да еще для человека 20 лет, творческой направленности, находящегося в удержании в неволе.


Так мы про юридическую составляющую говорим или про образ героини, вроде как идеальный для одной нации и совсем не идеальный для другой? Мне кажется, англичанин слукавил и личные предпочтения приписал всем своим соотечественникам. Мне, например, кажется, идеал уних, как ни смешно звучит - королева. Сдерженная, достойная и т.п. Ну так и у нас таких уважают =)) И таки повторюсь Миранда не идеальна, но это не дает никому права убивать ее или держать в неволи.
По поводу законов (в отрыве от Миранды) закон должен соответсвовать представлениям людей о справедливости (это мой дилетанский взгляд), отвечать их социальным запросам. Моральные представления растут индивидумов, общество изменяется, появляются новые законы, изменяются старые. По-моему это идеальная ситуация как раз, а не когда законы придумываются и насаждаются сверху. Только в нашей стране с законами пока все печально, те, что есть то не исполняются...
Я бы вот выделила скорее другой аспект национальных менталитетов, конкретно в нашей стране почему-то гораздо меньше уважают людей творческих профессий, чем на западе. "В стране одни гитаристы, а на заводах работать некому!" Особенно это касается не классиков, котрые умерли и им можно, а современного искуства. И в отношение Миранды это очень заметно.


А вы читали Волхв? Там как раз обыгрывается образ идеальной женщины для англичанина, чей статус выше среднего. И тема английского снобизма довольно хорошо раскрыта.


Читала, даже рецензию написала :) там героиня Алисон мне гораздо больше понравилась, но потому что она не такая зануда как в Коллекционере и нет в ней ощущения необоснованного зазнайства, но это мои собственные пристрастия. Меня там автору удалось убедить, что она влюблена, она страстна. Меня в книге «Волхв» в герое забавляло то, как он так открещивается от любви к своей стране и при этом в его голове на подкорке вбита мысль о бремени белого человека и тому подобном.
Я как понимаю, Вас настораживает, что дюди негативно пишут о Миранде, но ведь это скорее литературный обзор, а не суд присяжных. Мне на тему людского мнения и понимания персонажа очень понравилась книга «Хладнокровное убийство». Потрясающая вещь, где именно раскрыта тема суда людского, суда юридического, тема понимания преступника и насколько понимание его оправдывает или нет. Читали? А в Коллекционере скорее столкновение двух «баранов на мосту», но один из баранов в итоге оказался психически нездоровым садистом, поэтому личностные качества второго персонажа уже конкретно в плане темы «преступление и наказание» особо не имеют значения. И, на мой взгляд, финал как раз и подтверждает, что для коллекционера без разницы по сути любое поведение Миранды, он ее идеальную или анти-идеальную очень быстро заменил на совершенно другую девушку.


Ну, я не Алисон имела ввиду... Помните, он заболел девушкой, одной из двойняшек? Да так заболел, что несло его очень сильно. И там как раз он обосновывает, почему так его зацепило- "моего круга" ( в смысле его) - школа-пансион, университет, увлечение драмой. Богема одним словом. Кончис, благодаря этому и манипулировал им.
А хорошую, любящую его всей душой Алисон он стыдился.


Ну так по книжке же получилось, что не все то золото, ведь герой понял потом, кто действительно ценен в его жизни, а кто проходящий персонаж, так что даже у богемного героя любовь всей жизни оказалась не идеалом его социального слоя =)) Хотя мне понравилась мысль, о том, что скорее не по нациям делится, а по социальным слоям, в этом гораздо больше смысла ))


Судя по тому как он искал эту свою "мечту" даже после позорного для него суда, я сомневаюсь... Алисон он конечно оценил и склонил голову, но это больше от чувства вины и от усталости. На том и будут жить. А "ту,другую" он вечно будет искать и не для того что бы отомстить... Вот и идеал.
Я так поняла во всяком случае.


Меня не настораживает мнение людей о Миранде. Меня удивляет категоричность в суждениях. Очень захотелось привести другое категоричное суждение. Кого то оно тоже удивило))


Есть такое )) Хорошо, что привели, я кстати плюсанула ))


Книгу "Хладнокровное убийство" я не читала. Если честно не люблю тему убийств, расследований и пониманий всего этого. Мне хватило изучений этих дисциплин в Вузе. Начинаю переживать и расстраиваться. Я бы и Коллекционера не читала если бы знала наперед что там об убийстве. Прочитала на свою голову. До сих пор успокоиться не могу как видите)))


А чем плохо спасать детей в Африке или бороться со СПИДом? Лучше просто сидеть и страдать за судьбы всего человечества? Бессмысленно, зато глубоко. : ))


Ничем не плохо. Но сам факт занятия благотворительностью не говорит о человеке, что он хорош обязательно. И часто люди, которые не выстрадали в себе понимания помощи другим, легко отказывают в такой помощи. Как в Южном парке "Вы болеете СПИДом, а сейчас модно помогать больным раком, так что извини ничем не можем помочь." Или в "Полианне" был такой момент: благотворительное общество женщин собирает деньги голодающим в Африке, а племянница одной из них приводит местного бездомного подростка и просит помочь ему и, естественно, никто не захотел помочь, потому что этим сытым женщинам та благотворительность была нужна чтобы повыпендриваться, а не потому что они реально представляли что такое голод.


Такой вид благотворительности не пришёл мне в голову. Да это довольно неприятное явление. :)


Ну вот опять вы судите российскими мерками. В нашем обществе слово благотворительность лучше не произносить, настолько его опошлили. Мне бы хотелось привести слова Чулпан Хаматовой - "У нас люди стесняются заниматься благотворительностью, предпочитают жертвовать тайно или через кого то. Потому что испытывают чувство вины что не могут этим заниматься постоянно и их начнут осуждать. А ценна каждая копейка, ведь кого то она спасет, каждый день, если кто то жертвует временем. "
В той же Англии благотворительность это обязательный предмет в школе. И в малой степени ей занимаются многие. И с миру по нитке... Полагаю, если больший процент населения даст хотя бы мало это все равно больше чем один или два человека в стране положат на нее свою жизнь.


Факт занятия благотворительной деятельностью не говорит о человеке ни то что он обязательно хорош, ни то что обязательно плох (непоследователен) не так ли?
Не хотела вас обидеть предидущим комментарием. Простите мою эмоциональность если что. Ок?


Ну я собственно об этом, практически мой комментарий с языка сняли =)) Меня вы не обидели нечем, как и я вас, надеюсь ))
Многие русские простые люди занимаются благотворительностью. К сожалению, я сталкивалась с этим на практике, у знакомых ребенок болел раком. Стесняются - всегда можно сделать тайно, это как раз от излишнего высокомерия, как у Миранды и бережет. Я бы сказала даже не стесняются, а скромничают )) Мы, например, еще в общаге организовывали сбор помощи детдомам среди студентов, которые не самые обеспеченные люди, но мало кто об этом будет рассказывать. Ведь это как хвалится типа "посмотрите какой я молодец". Хотя если кому-то хочется маленько похвалится, то меня лично это не раздражает. Но вот противопоставление "я занимаюсь благотворительностья, я хороший, вы не занимаетесь вы плохие" как-то идеальности литературному образу в моих глазах не добавило. Благотворительность - очень нужное дело. Негативного отношения к конкретным людям благотворителям я не встречала, может быть есть некое общее недоверие, но на практике не сталкивалась.


А почему вы решили, что англичанин этот не читал Достоевского? :) Да и кто эти все, оправдавшие Раскольникова?
То что для русских важна справедливость вызывает сильные сомнения, хотя с тем, что закон для русских не важен, трудно не согласиться. :)


Я так предположила потому что ему и в голову не пришло, что преступника "утрировав" можно не только осудить, но и простить за "идею". Там же вся книга об этом. Я не говорю, что Раскольникова оправдывают как преступника во время суда "у него тяжелое детство, поэтому можно было воровать", его оправдывают как человека, который осознал весь ужас своего преступления и никогда сам себя не простит. Еще в русской традиции жалеть каторжан, ведь любому "от сумы и тюрьмы" нельзя зарекаться.
А у меня не вызывает сомнения, что справедливость важна. А вот то, что закон не вызывает уважения в нашей стране тоже вполне ожидаемо, ведь закон менялся скачкообразно вместе с госстроем. За что 30 лет назад по закону расстреливали, сейчас считается признаком успешности. Уважение основывается на доверии, а доверии на уверенности. Как можно быть уверенным в чем-то столь каординально переменчивом? Так что пока уважение к закону через карательные санкции исключительно, а из-за коррукции в этих санкциях тоже нет уверенности. (( Надеюсь, в России тоже будет хотя бы лет двести-триста спокойной жизни, когда трем ветвям власти будет время на становление и эволюцию. Мечты, мечты =))


Ну если вспомнить Чарльза Диккенса, то и англичанам порой было свойственно пожалеть беглого каторжанина, да и французам тоже. :)

И если задуматься, справедливость страшная вещь. Я за милосердие. :)

С законом всё понятно, и в нашем случае, и в случае англичан. :) У них то как раз вековые традиции, оттого и разное восприятие.

А что касается Раскольникова, да он осознал, но наш Коллекционер то не осознал ничего, за что же его оправдывать?..


Я не говорю, что только у русских это принято, я говорю у русских это принято.
Милосердие - это чудесно, тут уж не поспоришь )) Чувство справедливости - это личное интуитивное ощущение правильности происходящего. Иногда оно, естественно, может подвести и тогда люди совершают ошибки. Последствия этих ошибок могут быть страшны. Милосердие - хороший способ многих из этих ошибок избежать.

А что касается Раскольникова, да он осознал, но наш Коллекционер то не осознал ничего, за что же его оправдывать?..


Мой первый комментарий

Но разве кто-то имеет право ее за это похитить, убить, навязывать какие-то другие свои желания. Нет, конечно. "Коллекционер" монстр, которого нельзя ничем оправдать. Тут я с англичаниным в одной лодке.

Извините, это был скорей риторический вопрос. Я не имела ввиду вас лично. :)


Перед лицом смерти любой нормальный человек...


Вы точно знаете? Похоже, перед лицом смерти любой человек перестаёт быть "нормальным" в вашем понимании.


Дальше прочитали?

Это подтверждают, например, и письма солдат с войны разных наций, в музеях можно ознакомиться.


В моем понимании, если у человека перед смертью есть возможность и желание о чем-то написать, то он напишет о том, что его больше волнует. А в вашем разве нет? О чем еще можно можно написать в дневнике перед смертью кроме как о близких людях, желание жить, страхе смерти и боли, надеждах на спасение и отмщение?

Или вы о инстинкте самосохранения говорите? Ну так если человек имеет возможность писать, то он скорее всего получил некую временную передышку и скорее всего опасность не ежесекундная. Поэтому я и сравнила дневник Миранды с дневниками солдат. Они часто попадают в плен или в окружение и тогда смерть неминуема, но есть время что-то написать. Понятно дело, что на поле боя тот же солдат будет всеми правдами стараться выжить, иногда на инстинктах одни. Но когда человек на инстинктах ему и в голову не придет писать письмо, не до того как-то.

Вот пара цитат о любви, страхах и надеждах людей перед смертью

Меня распинали, как Иисуса Христа. Били палками и шомполами, кололи иголками.
3 мая 1942 года. Вчера был в «СД». Отпущен до особого. Живу в ужасных условиях. Нет хлеба, картошки, нет ничего. Начинаю опухать. Болят ссадины, все же хочу жить. Жить ради будущего.
(Из дневника члена подпольной организации в селе Чапаевка, Пологовского района, Запорожской области, И. В. Медведовского)

Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты...Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче - ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше, там, в Иваново.. (Письмо танкиста А. Голикова жене)

Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.(Письмо смертельно раненного танкиста И. С. Колосова невесте)

Я иду на войну, то есть на смерть, во имя вашей жизни.
Это совсем не прекрасные слова. Для меня сейчас это слова, облеченные в плоть и кровь, в мою кровь.
(Письмо-завещание и записка Л. А. Силина родным)

Писать кончаю, не могу больше писать: руки трясутся и голова не соображает ничего — я уже вторые сутки не кушаю, с голодным желудком умирать легче. Знаешь, мама, обидно умирать.
Ну ладно, прощай, моя милая старушка. Как хотелось бы посмотреть на вас, на тебя, на Зою, милого Женечку, если сохраните его, расскажите ему, какая у него была тетя. Ну все. Целую вас всех и тебя, мою мамочку.
Твоя дочь Вера.
(письмо Веры Поршневой, написанное перед расстрелом)

Из личного опыта. Дед мои умирал от рака мучительно. Лекарства не помогали от боли под конец совершенно. О смерти просил, лишь бы отмучится, лишь болеть перестало. Все равно о бабушке, о семье беспокоился.

Ребенок маленький у подруги умер от рака. Всю жизнь одни больницы и боль, с 2-х лет болел. Вот уж кто озлобится имел полное право. Маленькие листочки написал для родных. Бездна просто тепла к семье, к близким.